Торговое предприятие как организационно-экономическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы явилось исследование и анализ зарубежного опыта оплаты труда и оценка возможностей его использования в организациях торговли Республики Беларусь.
Цель определила следующие задачи:
1. Определить сущность оплаты труда, ее формы и системы, а так же, проанализировать основные подходы к определению оплаты труда, используемые в зарубежной практике.
2. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Белдарпрод», проанализировать систему оплаты труда, применяемую в данной организации, а так же, дать оценку возможностей использования зарубежного опыта оплаты труда на данном предприятии.
3. Предложить конкретные пути совершенствования оплаты труда в ОАО «Белдарпрод», основываясь на зарубежном опыте.

Содержание работы

Введение
Торговое предприятие как организационно-экономическая система
Роль экономического анализа в повышении эффективности деятельности торгового предприятия
Понятие, состав товарооборота и его роль в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия
Понятие товарных ресурсов
Экономическое содержание доходов и прибыли
Трудовой потенциал и особенности его использования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия и торговли.docx

— 343.92 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, торговое предприятие - это самостабилизирующаяся система. То есть для сохранения своего устойчивого состояния предприятие постоянно стремится найти динамический баланс между внутренними возможностями и внешними факторами окружающей среды, влияющими на торговый процесс. В нынешних условиях наибольшее воздействие оказывают экономические, правовые и социальные факторы.

В-третьих, предприятие - самоорганизующаяся система. Самоорганизация предполагает способность преодолевать внутренние противоречия и ограничения, достигать новых, более устойчивых состояний. Таким образом, самоорганизация - это более сложное явление, чем самостабилизация, так как она связана не только с приспособлением к изменениям внешней среды, но и с умением преодолевать возникающие трудности и трансформироваться в более жизнеспособную систему. Чтобы выжить в рыночных условиях, предприятиям необходима стабилизация, однако для их дальнейшего функционирования нужна также самоорганизация. Обеспечить свой рост и развитие могут только такие торговые предприятия, которые одновременно с изменением старой структуры способны создать новую, устойчивую структуру, адекватную внешней среде.

В-четвертых, предприятие - это система, стремящаяся к устойчивости. Однако устойчивой может быть только адаптивная система, которая обеспечивает возможность постоянного модифицирования хозяйствующего субъекта в соответствии с изменяющимися потребностями. Таким образом, чтобы быть стабильным и устойчивым в рыночных условиях, предприятие должно постоянно и достаточно быстро реагировать на все изменения внешней среды и, прежде всего, на изменение покупательского спроса, удовлетворение которого является одной из главных задач торгового предприятия.

В-пятых, предприятие - это развивающаяся динамичная система, что проявляется в постоянном поиске баланса между стабильностью и изменчивостью. Непрерывные изменения, происходящие на предприятии, являются условием его равновесия. Реализация каждого нового аспекта деятельности требует установления новых связей, порядка их функционирования, что, в свою очередь, вызывает стремление к динамичному развитию и всей системы в целом. Казалось бы, чем меньше перемен, тем стабильнее показатели системы, тем более четко осуществляются ее связи. Однако застой на предприятии экономически опасен, так как приводит к моральному старению, а следовательно, к потерям. Слишком устойчивая система к развитию не способна, поскольку сама подавляет любые отклонения от своего сложившегося состояния.

В современных экономических  условиях торговое предприятие представляет собой сложный организационно-экономический комплекс, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями, имеющий свои цели, структуру, внешние и внутренние связи. Понимание сущности торгового предприятия как системы и знание закономерностей его функционирования во внешней среде позволяет менеджменту предприятия, с одной стороны, предотвратить влияние негативных факторов, а с другой - использовать положительные тенденции в направлении повышения эффективности хозяйственной, финансовой и торговой деятельности.

Под внутренней средой понимается весь хозяйственный механизм предприятия, то есть торгово-производственные, управленческие, сбытовые и прочие структуры. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе маркетинговых исследований, планирования и анализа показателей хозяйственно-финансовой деятельности, оперативного управления торговым процессом, анализа экономической информации (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Модель внутренней среды  торгового предприятия

Под внешней средой подразумеваются  все условия и факторы, возникающие в окружающем мире независимо от вида деятельности предприятия и оказывающие воздействие на состояние его внутренней среды.

Все факторы внешней среды  характеризуются взаимосвязанностью, сложностью, подвижностью, неопределенностью.

Взаимосвязанность факторов внешней среды означает, что любые  факторы влияют друг на друга, ослабляя или усиливая степень их воздействия  на систему торгового предприятия. Так, например, рост стоимости энергоносителей влечет за собой повышение цен на все производимые товары, что, естественно, отразится на конечной цене реализации товаров и в итоге скажется на покупательском спросе в конкретном торговом предприятии.

Сложность факторов внешней  среды объясняется одновременным  воздействием множества факторов на деятельность предприятия, которое  вынуждено находить адекватные варианты реагирования на каждый из них.

Подвижность факторов внешней  среды обусловлена скоростью  изменений, происходящих вне предприятия, что связано, с одной стороны, с продолжающимся реформированием всей экономической системы страны, а с другой - с ускорением движения разнообразной информации внутри этой системы.

Неопределенность факторов внешней среды определяется объемом  и степенью достоверности информации, которой должно располагать предприятие по каждому конкретному фактору. Это связано с тем, что сфера товарного обращения и предпринимательства приобретает все более глобальный, межнациональный характер. Значит, возникает необходимость использования возрастающего объема разнообразной информации для принятия оптимального решения по управлению торговой деятельностью. Однако с ростом объема и широты информационного материала снижается его точность, увеличивается неопределенность знаний о внешней среде.

Основные факторы внешней  среды могут быть подразделены на две группы: прямого и косвенного воздействия.

Факторы, оказывающие непосредственное влияние на предприятие, относятся  к среде прямого воздействия, все другие, опосредованно влияющие на предприятие, - к среде косвенного воздействия.

К основным факторам прямого воздействия относятся:

      • соотношение спроса и предложения на реализуемые предприятием товары и предлагаемые виды услуг, сложившиеся на данной территории. При этом первостепенное значение имеет выявление возникающих потребностей в новых товарах, услугах и перспектив их роста, а также учет покупательной способности населения;
      • уровень требований потребителей к товару и их предпочтения при выборе товаров, широта и глубина товарного ассортимента, качество и внешний вид товара, способ упаковки и т. п.;
      • наличие и деятельность предприятий-конкурентов, то есть их место на рынке, объем товарооборота, ассортимент товаров, виды предоставляемых услуг, особенности рекламной и ценовой политики, величина экономического потенциала;
      • условия торговли на рынке - формы и методы торговли, способы платежей и расчетов, сложившиеся на рынке, особенности законов и нормативных актов, регулирующих правовое положение и торговую деятельность предприятия на территориальном уровне.

К факторам внешней среды прямого воздействия, значительно влияющим на деятельность торгового предприятия, относится так же степень развития его финансово-хозяйственных связей, включающих следующие аспекты:

      • характер отношений предприятия с поставщиками товаров, материально-технических ресурсов и с посредниками, то есть фирмами, помогающими в продвижении, сбыте товаров, оказывающими консультативные, маркетинговые, транспортные, рекламные услуги;
      • условия взаимоотношений с финансовыми институтами, то есть с государственными административными, налоговыми, таможенными органами, с банками, инвестиционными, страховыми, аудиторскими компаниями, брокерскими фирмами;
      • состояние источников обеспечения предприятия трудовыми ресурсами необходимых специальностей и квалификации, наличие системы обучения на самом предприятии, его взаимоотношения с соответствующими учебными заведениями, биржей труда и т. п.;
      • отношения предприятия со средствами массовой информации, профсоюзами, обществами защиты прав потребителей, экологическими и другими общественными организациями.

Среда косвенного воздействия включает следующие общеэкономические и общеполитические факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность:

      • стабильность государственной экономической и социальной политики;
      • финансовая, кредитная, налоговая политика, стимулирующая развитие предпринимательских структур;
      • рост покупательной способности населения;
      •  социокультурные особенности населения (привычки, нравственные, этические нормы, стиль жизни, религиозные позиции);
      • демографические характеристики населения (половозрастная структура, прирост населения, показатели рождаемости и смертности);
      • действующая правовая и законодательная база деятельности предприятий;
      • наличие развитой торговой инфраструктуры;
      • функционирование специальных фондов, фирм по финансовой поддержке предприятий в сфере малого бизнеса;
      • упорядочение и упрощение процедур технического регулирования деятельности предприятий, касающихся их регистрации, лицензирования, сертификации продукции и т. п.;
      • обеспеченность предприятий информационными технологиями, средствами коммуникаций;
      • международные события, развитие внешнеэкономических связей, курсы обмена валют, соотношение импорта и экспорта товаров;
      • природные изменения (климатические, биологические и т. д.).

Таким образом, каждое торговое предприятие  должно оперативно и адекватно реагировать на изменения внешней среды, чтобы обеспечить долговременность, устойчивость и эффективность своего функционирования. В общем виде взаимосвязь этих категорий можно представить следующим образом (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Взаимосвязь состояния внешней среды и экономической устойчивости торгового предприятия

Важнейшим требованием устойчивости функционирования любой хозяйственной  системы в рыночных условиях является экономическая эффективность, при этом следует различать понятия «эффект» и «эффективность».

Эффект - это определенный результат, полученный в течение какого-либо периода, выраженный абсолютной величиной (например, размер товарооборота, прибыли и т. д.).

Эффективность - относительный показатель, получаемый при сопоставлении эффекта (результата) и затрат, вызвавших этот эффект (рентабельность, фондоотдача, производительность труда и т. д.).

Эффективность = Эффект (результат) / Затраты.

Сопоставление показателей эффекта (величины товарооборота, прибыли) и затрат (численности работников, издержек обращения, стоимости основных и оборотных средств и т. д.) позволяет рассчитать целый ряд общих и частных показателей эффективности, использования ресурсного потенциала торгового предприятия.

 

2. Роль экономического  анализа в повышении эффективности  деятельности торгового предприятия

Формирование рыночных отношений  коренным образом изменило экономическую, правовую и информационную среду  функционирования предприятий всех отраслей хозяйства в нашей стране. Сфера торговли первой отреагировала на смену экономической формации. Новые условия хозяйствования потребовали перестройки системы управления предприятиями и, прежде всего, такой важной его составляющей, как экономический анализ. Значение достоверной, объективной информации резко возросло, так как предприятия, ставшие в полной мере самостоятельными, в той же мере принимают на себя экономическую и правовую ответственность за свои решения и действия. В этих условиях коммерческий и финансовый успех во многом зависит от того, насколько эффективно выполняет свои функции аналитическая служба предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности является одной из важнейших подсистем  общей системы управления торговым предприятием. Эта подсистема обеспечивает необходимой информацией такие важнейшие сферы функционирования, как определение целей деятельности, формирование стратегии маркетинга и финансовой политики торгового предприятия, прогнозирование и планирование всех аспектов торгового процесса, контроль над его ходом. На основе экономического анализа вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, оцениваются результаты работы по продаже товаров и оказанию услуг населению (рис. 2.1).

Экономический анализ - это особая система мышления, требующая научного подхода, применения специальных методов обработки показателей, умения профессионально точно формулировать выводы и определять рекомендации по повышению эффективности торгового, финансового, коммерческого аспектов деятельности предприятия.

Рис. 2.1 Место контрольно-аналитических  функций в структуре

финансово-хозяйственной  деятельности торгового предприятия

 

Существует ряд общих требований по проведению экономического анализа, основными из которых являются оперативность, конкретность, систематичность, объективность, комплексность и системность.

Оперативность означает, что анализ должен проводиться как за короткие промежутки времени (день, неделя, декада), так и по итогам работы за квартал, год. Оперативность выражается в незамедлительном использовании полученных аналитических данных и выводов для улучшения работы.

Конкретность заключается в углубленном исследовании отчетных данных предприятия, в сопоставлении их с предшествующими периодами, со среднеотраслевыми данными и т. п., а также с аналогичной информацией по другим предприятиям.

Систематичность анализа предполагает, что он проводится постоянно, в логической последовательности и по определенным формам.

Объективность обеспечивается необходимым подбором аналитического материала и информации, изучение и оценка которых должны проводиться, прежде всего, с критических позиций.

Комплексность анализа предполагает, что его проведение и последующее принятие соответствующего решения должны базироваться на рассмотрении всех сторон хозяйственной деятельности предприятия в их взаимосвязи, с применением элементов системного анализа.

Системность выражается совокупностью методических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным экономическим проблемам.

Ввиду того, что принятие решений  по сложным проблемам происходит в условиях неопределенности, процедура и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов, выявление степени неопределенности по каждому варианту и сопоставление последних по определенным критериям эффективности. Таким образом, системный анализ - это более широкое и емкое понятие, чем экономический анализ и его методы. Важное значение для понимания сущности и содержания экономического анализа имеет его классификация по различным признакам (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Классификация экономического анализа по важнейшим признакам

Критерий классификации

Виды анализа

По временному признаку

Предварительный

Последующий (текущий и  периодический)

По степени охвата

Комплексный

Тематический

По виду пользователя

Внешний

Внутренний

По изучаемым объектам

Внутрихозяйственный

Межхозяйственный

Информация о работе Торговое предприятие как организационно-экономическая система