Торговое предприятие как организационно-экономическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы явилось исследование и анализ зарубежного опыта оплаты труда и оценка возможностей его использования в организациях торговли Республики Беларусь.
Цель определила следующие задачи:
1. Определить сущность оплаты труда, ее формы и системы, а так же, проанализировать основные подходы к определению оплаты труда, используемые в зарубежной практике.
2. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Белдарпрод», проанализировать систему оплаты труда, применяемую в данной организации, а так же, дать оценку возможностей использования зарубежного опыта оплаты труда на данном предприятии.
3. Предложить конкретные пути совершенствования оплаты труда в ОАО «Белдарпрод», основываясь на зарубежном опыте.

Содержание работы

Введение
Торговое предприятие как организационно-экономическая система
Роль экономического анализа в повышении эффективности деятельности торгового предприятия
Понятие, состав товарооборота и его роль в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия
Понятие товарных ресурсов
Экономическое содержание доходов и прибыли
Трудовой потенциал и особенности его использования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия и торговли.docx

— 343.92 Кб (Скачать файл)

Торговые надбавки, самостоятельно устанавливаемые торговым предприятием, представляют собой плату за торговые услуги, оказываемые покупателям. Поэтому можно сказать, что сумма валового дохода есть оценка стоимости торговых услуг. По различным товарам величина торговых надбавок неодинакова. Она дифференцируется по товарам, прежде всего, в зависимости от спроса и предложения, что характеризует рыночный подход к формированию торговых надбавок, и от издержкоемкости реализации товаров, которая положена в основу формирования торговых надбавок при за тратном подходе. Затратный подход наиболее применим для товаров, реализуемых в условиях незначительной конкуренции, когда предприятие относительно свободно в установлении размера торговой надбавки:

 

УТН = УR + УИ

где УТН - уровень торговой надбавки, %;

УR - уровень рентабельности, %;

УИ - уровень издержек обращения, %.

При рыночном подходе предприятие  должно наряду с издержкоем-костью учитывать множество факторов, связанных с конъюнктурой как товарного предложения, так и покупательского спроса; с уровнем обслуживания покупателей; с величиной цен на аналогичные товары и степенью развития конкуренции:

TH = Црозн - Цпок ,

 

где TH - торговая надбавка, руб.;

Црозн, Цпок - соответственно розничная и покупная цена товара, руб.

Именно рыночный подход позволяет  торговому предприятию установить конкурентоспособную цену и реализовать товар, тем самым возместить затраты на закупку и реализацию товаров и получить прибыль. Определенная таким образом торговая надбавка является верхней ее границей, за пределами которой товар становится неконкурентоспособным по цене. Нижней границей размера торговой надбавки является величина издержек обращения. Если торговые надбавки не способны покрыть издержки обращения, реализация товаров становится убыточной. Отсюда вытекает, что размер торговой надбавки должен быть достаточным для покрытия издержек обращения, уплаты налогов и получения прибыли. Только в этом случае предприятие будет способно:

  • обеспечить самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности, что предполагает возмещение издержек обращения;
  • участвовать в формировании федерального и местного бюджетов, а также внебюджетных фондов за счет выплаты налогов;
  • обеспечить самофинансирование, то есть возможность направлять средства на дальнейшее развитие материально-технической базы, пополнение собственных оборотных средств и решение социальных проблем коллектива за счет прибыли, остающейся у предприятия.

Валовой доход от реализации товаров  может быть выражен как суммарным значением, так и относительными показателями уровнем валового дохода и уровнем торговых надбавок:

 

где УВД - уровень валового дохода, %; УТН - уровень торговых надбавок, %; ВД - сумма валового дохода, руб.; Т, Тпок - товарооборот, соответственно в розничных и покупных ценах, руб.

Механизм формирования прибыли

Прибыль предприятия торговли слагается  из финансового результата от реализации товаров, основных средств и иного имущества предприятия, а также прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов. Механизм определения прибыли установлен действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами в области формирования доходов, расходов и налогообложения прибыли. В соответствии с ними, а также с учетом последовательности торгово-хозяйственной деятельности процесс формирования прибыли торгового предприятия может быть представлен следующим образом (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Схема формирования прибыли  торгового предприятия

 

Из приведенной схемы  следует, что прибыль от реализации товаров определяется по формуле:

ПР = ВД - ИО,

где ПР - прибыль от реализации товаров, руб.; ВД - валовой доход от реализации товаров, руб.; ИО - издержки обращения торгового предприятия, руб.

Валовая прибыль исчисляется по формуле:

ВП = ПР + ПрД - ПрР,

где ВП - валовая прибыль, руб.; ПрД - прочие доходы, руб.; ПрР - прочие расходы, руб.

Прочие расходы включают в себя обоснованные затраты на осуществление хозяйственной деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, а также убытки, полученные предприятием в отчетном периоде в ходе осуществления этой деятельности. Сюда включаются проценты, фактически уплаченные за кредиты (текущие или инвестиционные); расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных фондов; судебные расходы и арбитражные сборы, расходы по операциям с тарой; налог на имущество предприятия; штрафы, пени и неустойки за нарушение договорных или долговых обязательств; расходы на оплату услуг банков; убытки прошлых периодов, выявленные в текущем периоде; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, убытки от хищений, виновники которых не установлены; потери от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Некоторые из этих видов расходов определяются по фактически произведенным  затратам и потерям и по своей  сути планированию не поддаются. К таковым следует отнести штрафы, убытки, недостачи, хищения, потери от стихийных и чрезвычайных ситуаций.

Налогообложение прибыли

Порядок налогообложения прибыли  и доходов определяется действующей на предприятии системой налогообложения. Традиционная система предусматривает исчисление налога на прибыль. Специальные режимы налогообложения в виде упрощенной системы (УСН) и единого налога на вмененный доход (ЕНВД) предполагают уплату единого налога на доход или на разницу между доходами и расходами. Как правило, на традиционную систему опираются средние и крупные предприятия торговли, малые предприятия чаще используют специальные режимы налогообложения.

В современных условиях на предприятиях распространены два вида учета - бухгалтерский  и налоговый. Это объясняет некоторые  различия в формировании расходов предприятия. Если в бухгалтерском учете все документально подтвержденные расходы на производственную деятельность при расчете валовой прибыли (прибыли до налогообложения) учитываются в полном объеме, то при определении налогооблагаемой прибыли некоторые статьи издержек обращения принимаются в расчет только в пределах нормативов, предусмотренных гл. 25 Налогового кодекса. К таким видам затрат и установленным для них нормативам относятся:

      • расходы на добровольное долгосрочное (на срок не менее 5 лет) страхование жизни работников, добровольное пенсионное страхование и (или) негосударственное пенсионное обеспечение работников - совокупная сумма этих платежей не должна превышать 12 % от суммы расходов на оплату труда;
      • расходы на добровольное медицинское страхование не должны превышать 3 % от суммы расходов на оплату труда;
      • расходы на содержание служебного транспорта и на компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей, а также суточные расходы на командировки принимаются в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;
      • расходы в виде естественной убыли принимаются в пределах норм, утвержденных Правительством Российской Федерации;
      • представительские расходы не должны превышать 4 % от расходов на оплату труда;
      • расходы на рекламу нормируются только в части затрат на проведение массовых рекламных кампаний (изготовление и приобретение призов, проведение конкурсов, розыгрышей и т. п.), их сумма не должна превышать 1 % выручки от реализации.

Анализ валового дохода

Анализ валового дохода является составной частью оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Его значение определяется той ролью, которую он выполняет, выступая в качестве главного источника финансирования торговой деятельности и формирования прибыли. К задачам, решаемым в ходе данного анализа, относят оценку принятой на предприятии ценовой политики, тенденций ее изменения и соответствия этой политики сложившемуся на рынке соотношению спроса и предложения; выявление наиболее доходных, а потому предпочтительных с экономической точки зрения товаров и товарных групп.

Анализ суммы и уровня валового дохода представляет для предприятия торговли практический интерес, поскольку, изменяя уровень его валового дохода, можно увеличивать или сокращать объем покупательского спроса, выбирая тем самым оптимальные сочетания цены и спроса и добиваясь максимального дохода от продажи товаров.

Анализ валового дохода проводится в следующей последовательности:

      • анализ динамики валового дохода;
      • анализ факторов, определяющих сумму и уровень валового дохода;
      • определение резервов роста валового дохода и эффективности торговли.

При изучении динамических изменений необходимо не только выявлять и оценивать тенденцию развития валового дохода, но и сопоставлять эти изменения с динамикой товарооборота и издержек обращения торгового предприятия. Это позволяет определить эффективность торговли по показателю валового дохода, которая измеряется отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту и издержкам обращения.

Анализ прибыли

Анализ прибыли проводится с целью выявления и оценки достигнутых финансовых результатов, определения факторов, их обусловивших, тенденций развития, резервов дальнейшего увеличения массы прибыли и уровня рентабельности хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Формы анализа многообразны. Это обусловлено объектом исследования, пользователями, масштабами деятельности предприятия, периодом проведения анализа. Объектом исследования может быть не только сам процесс формирования прибыли. Различают, как правило, два типа: анализ формирования прибыли и анализ ее распределения и использования.

Предприятие анализирует  прибыль для внутреннего применения с целью совершенствования управления прибылью. Но анализ проводят и внешние пользователи: налоговые органы, банки, страховые компании, потенциальные инвесторы. Их цель - установление точности отражения финансовых результатов, оценки кредитоспособности предприятия и перспективы его доходности. С этих позиций различают внутренний и внешний анализ прибыли.

В зависимости от масштабов  деятельности анализ прибыли может  проводиться по предприятию в  целом, по его структурным подразделениям либо по отдельным коммерческим сделкам или товарам, товарным группам при наличии информации об их издержкоемкости.

 

6 Трудовой потенциал и особенности его использования

Трудовой потенциал - одна из базовых составляющих общего экономического потенциала торгового предприятия, включающего совокупность ресурсов в форме основного и оборотного капитала, а также работников, использующих эти ресурсы в соответствии с заданной целью. Потенциальная способность работников максимально результативно эксплуатировать имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы, обеспечивая эффективность торгового процесса, характеризует сущность трудового потенциала, основу которого составляют трудовые ресурсы. В современных условиях трудовые ресурсы являются важнейшим фактором, определяющим качество работы торгового предприятия и достижение поставленных перед ним текущих и стратегических целей. Особая роль трудовых ресурсов в деятельности предприятия обусловлена тем, что только в результате их взаимодействия с материальными, финансовыми, управленческими и иными ресурсами достигается осуществление технологически и экономически эффективного торгового процесса.

Трудовые ресурсы находят  конкретное выражение в персонале  предприятия, под которым понимается весь кадровый профессионально-квалификационный состав постоянных и временных работников, включая собственников предприятия при условии участия последних в трудовой деятельности. Работники, включенные в персонал, составляют трудовой коллектив, то есть определенную группу людей, объединенных общей целью. Труд торговых работников весьма специфичен и характеризуется следующими особенностями, в той или иной степени присущими трудовой деятельности персонала всех торговых предприятий:

а) выполняя свою главную  функцию реализации товаров, персонал торгового предприятия осуществляет большой объем трудовых операций, связанных как с завершением процесса производства в сфере обращения, так и со сменой форм стоимости товара. Совокупность этих двойственных операций составляет основу торгово-технологического процесса и отражает все аспекты трудовой деятельности персонала по организации обслуживания потребителей в ходе продажи товаров;

б) торгово-технологический  процесс на предприятии характеризуется высоким уровнем трудоемкости, большой долей затрат живого труда и значительным удельным весом ручных операций. Это обусловлено спецификой преимущественно индивидуального обслуживания покупателей, когда невозможна полная механизация и, тем более, автоматизация многих видов работ, выполняемых конкретными работниками в соответствии с их трудовыми функциями. Прежде всего, это касается небольших торговых предприятий, которыми до настоящего времени представлена подавляющая часть торговой сети;

Информация о работе Торговое предприятие как организационно-экономическая система