Торговое предприятие как организационно-экономическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы явилось исследование и анализ зарубежного опыта оплаты труда и оценка возможностей его использования в организациях торговли Республики Беларусь.
Цель определила следующие задачи:
1. Определить сущность оплаты труда, ее формы и системы, а так же, проанализировать основные подходы к определению оплаты труда, используемые в зарубежной практике.
2. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Белдарпрод», проанализировать систему оплаты труда, применяемую в данной организации, а так же, дать оценку возможностей использования зарубежного опыта оплаты труда на данном предприятии.
3. Предложить конкретные пути совершенствования оплаты труда в ОАО «Белдарпрод», основываясь на зарубежном опыте.

Содержание работы

Введение
Торговое предприятие как организационно-экономическая система
Роль экономического анализа в повышении эффективности деятельности торгового предприятия
Понятие, состав товарооборота и его роль в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия
Понятие товарных ресурсов
Экономическое содержание доходов и прибыли
Трудовой потенциал и особенности его использования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия и торговли.docx

— 343.92 Кб (Скачать файл)

 

Критерий классификации

Виды анализа

По направлениям исследования

Финансово-экономический

Аудиторский (бухгалтерский)

Функционально-стоимостной

Маркетинговый

Организационно-управленческий

По методике исследования

Диагностический

Сравнительный

Факторный

Маржинальный

Экономико-математический

 

Контролинг


 

По временному критерию (признаку) и характеру принимаемых на его основе решений анализ подразделяется на предварительный, представляющий своего рода прогноз результатов деятельности, используемый при разработке планов предприятия, и последующий анализ фактических итогов хозяйственной деятельности после окончания отчетного периода.

Последующий (ретроспективный) анализ, в свою очередь, делится на текущий (или оперативный), на основе которого оценивается работа предприятия за короткие промежутки времени (день, неделя), и периодический, представляющий собой изучение всех показателей работы предприятия за отчетный период (квартал, год).

По степени охвата и содержанию программы исследования анализ бывает комплексным и тематическим. Если при комплексном подходе изучаются все результаты финансово-хозяйственной деятельности, то при тематическом анализе происходит более глубокое рассмотрение тех отдельных аспектов экономического потенциала предприятия, которые в данное время для него особенно актуальны.

В зависимости от полноты и уровня анализа, а также от вида пользователя различают внешний и внутренний анализ. Внешний анализ основан на открытой (публикуемой) информации годовых отчетов и производится как самим предприятием, так и статистическими, финансовыми органами, банками, акционерами, инвесторами и т. п. Внутренний анализ, как правило, составляет коммерческую тайну и имеет своей целью дать руководству предприятия аналитический материал для принятия эффективных управленческих решений (ценообразование, объем и состав издержек обращения, факторы роста (снижения) доходов и т. п.).По пространственному признаку или изучаемым объектам анализ подразделяется на внутрихозяйственный, когда изучается деятельность одного предприятия (и его подразделений), и межхозяйственный, когда сопоставляются итоговые показатели работы разных предприятий (подразделений, секций) с целью выявления дополнительных резервов, ликвидации недостатков в работе, повышения эффективности торгово-технологического процесса.

По направлениям исследования различают анализ финансово-экономический, аудиторский (бухгалтерский), функционально-стоимостной, маркетинговый и анализ эффективности организации управления. Каждый из них значителен по объему, имеет свою ярко выраженную специфику и в экономической литературе рассматривается как самостоятельный вид анализа.

 

Товарооборот - один из важнейших синтетических показателей развития как на уровне предприятия, так и на уровне региона, страны в целом.

Главной целью торговых предприятий  является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает в качестве необходимого и важнейшего условия, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля от реализации товаров, то максимизация прибыли требует постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, а также относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Сущность розничного товарооборота  выражают экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов населения на приобретенные товары. Причем ключевым словом здесь является «население», ибо продажа потребительских товаров только конечному потребителю, то есть населению, составляет розничный товарооборот. Другим непременным условием, позволяющим отнести продажу товаров именно к розничному товарообороту, является продажа товаров за наличный расчет. При этом каналами реализации товаров могут быть:

      • юридические лица, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.);
      • юридические лица, для которых торговая деятельность не является основной (магазины при промышленных предприятиях, фирменные магазины и др.);
      • физические лица, осуществляющие продажу товаров на вещевых, продовольственных, смешанных рынках.

Объемы продажи товаров  населению физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках определяются на основе специальных обследований, осуществляемых региональными статистическими органами.

Розничный товарооборот подразделяется на товарооборот розничной торговли и общественного питания.

Товарооборот розничной  торговли представляет собой выручку  от продажи товаров населению  за наличный расчет либо оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, перечислениям со счетов вкладчиков, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет.

В оборот розничной торговли также включаются:

      • стоимость товаров, проданных в порядке комиссионной торговли (по договору комиссии), по моменту продажи в размере полной стоимости товаров, исключая комиссионное вознаграждение;
      • стоимость товаров, отправленных покупателям по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
      • полная стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателям);
      • стоимость товаров длительного пользования, проданных по образцам (по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
      • полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т. п.);
      • стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета, без учета стоимости доставки);
      • стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товара;
      • стоимость проданной порожней тары.

Кроме того, учитывается  стоимость стеклянной посуды, проданной  вместе с товаром (за вычетом стоимости  возвращенной населением порожней стеклянной посуды) или принятой в обмен на товар.

Подлежит учету и включению  в оборот розничной торговли стоимость товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и т. п. с последующей компенсацией этим организациям торговли, осуществляемой предприятиями-должниками, органами социального обеспечения или другими структурами.

Не включается в оборот розничной торговли:

      • стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
      • стоимость проданных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карт, карт экспресс-оплаты услуг связи;
      • стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т. п.) и индивидуальным предпринимателям с оплатой по безналичному расчету.

Обязательным признаком  операции, относимой к розничной  торговле, является наличие кассового чека (счета) или заменяющего чек документа.

Товарооборот общественного  питания складывается из выручки  от продажи собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов) и покупных товаров без кулинарной обработки (мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий) населению - для потребления главным образом на месте, организациям и индивидуальным предпринимателям - для организации питания различных контингентов населения.

 

 

Под товарными ресурсами торгового  предприятия понимается вся масса  поступивших из различных источников товаров, предназначенных для продажи потребителям для конечного использования.

Товарные ресурсы являются материальной основной для развития товарооборота  торгового предприятия. Они состоят  из поступления товаров и товарных запасов и находятся с объемом товарооборота в балансовой взаимосвязи:

Зн + П =Р + Зк,

где Зн Зк - товарные запасы на начало и конец периода, руб.;

П - поступление товаров, руб.;

Р - объем реализации товаров, руб.

Данная формула показывает, что  товарные ресурсы должны превышать объем товарооборота на величину нормального товарного запаса. При этом подразумевается, что товарные запасы характеризуют объем предложения товаров, объем товарооборота определяется платежеспособным спросом, а товарный запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной торговли, с другой стороны, не должен привести к затовариванию торгового предприятия.

В сфере обращения товарный запас  представляет собой товар, находящийся в процессе перемещения от производства до потребителя. В торговом предприятии он предназначен для осуществления бесперебойной торговли. Товарный запас должен постоянно возобновляться, то есть должен находиться в движении (одни товары продаются и на их место поступают новые).

Товарные запасы классифицируются по нескольким признакам:

        1. По своему назначению:
        • о текущие товарные запасы;
        • о товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза;
        • о товарные запасы целевого назначения.

 

        1. По срокам (по отношению к плановому периоду):
        • о отчетные товарные запасы;
        • о начальные (входные) товарные запасы;
        • о конечные (выходные) товарные запасы.
        1. По величине:
        • о максимальные товарные запасы (в день завоза товара);
        • о минимальные товарные запасы (в день перед завозом товара);
        • о средние товарные запасы.
        1. По единицам измерения:
        • о в абсолютном размере (стоимостные в рублях или натуральные в килограммах, штуках);
        • о в относительном размере (в днях, в разах оборота).

Анализ суммы товарных запасов и товарооборачиваемости

Развитие товарооборота торгового  предприятия и обеспечение бесперебойной торговли зависит от наличия товарных запасов по всему ассортименту товаров.

Основными задачами анализа товарных запасов и товарооборачиваемости являются:

  • проверка соответствия фактических размеров товарных запасов и товарооборачиваемости установленным нормативам (если они имеют место на предприятии);
  • изучение суммы товарных запасов и товарооборачиваемости в динамике;
  • установление причин отклонения фактических товарных запасов и товарооборачиваемости от установленных нормативов и данных прошлых лет;
  • анализ состава товарных запасов, разнообразие ассортимента, наличие залежалых товаров;
  • разработка плана мероприятий по упорядочению товарных запасов и ускорению товарооборачиваемости в целях высвобождения средств и лучшего удовлетворения спроса населения.

Анализ товарных запасов следует  начинать с изучения их суммы. При  этом выявляется недостаток или излишек  товарных запасов на определенную дату по сравнению с нормативом, а также их уменьшение или увеличение по сравнению с прошлым годом:

Н(ИЗ) = 31 - 3N ,

где Н(ИЗ) - недостаток или излишек суммы товарных запасов на конец отчетного года, руб.;

31 - фактические товарные запасы на конец отчетного года, руб.;

3N - норматив товарных запасов на конец отчетного года или фактические товарные запасы на конец прошлого года, руб.

Недостаток или излишек товарных запасов на определенную дату определяют не только в абсолютных единицах измерения, но и в относительных, то есть в днях.

 

5 Экономическое содержание доходов и прибыли

В условиях рынка определяющим показателем и основной целью финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия становится прибыль. Стремление получить максимально возможную прибыль связано с необходимостью нести полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Товарооборот в этом случае выступает как обязательное условие, без которого не может быть получена прибыль.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, соответствующий разнице между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия.

Из данного определения  прибыли следует, что в основе ее формирования лежит совокупный доход предприятия. Основным видом доходов торгового предприятия является доход от реализации товаров, источником получения которого служат торговые надбавки, выступающие как разница между продажной и покупной ценой. Именно за счет торговых надбавок формируется основной вид дохода торгового предприятия - валовой доход от реализации товаров.

Информация о работе Торговое предприятие как организационно-экономическая система