Торговые обычаи и их значение в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

При формировании торговых обычаев первичными являются поведение самих участников гражданского оборота, их намерение и воля следовать рождаемым деловой жизнью неписаным правилам. Активную роль в становлении обычных норм играют судебно-арбитражная практика, признаваемая и санкционируемая государствами, а также деятельность международных неправительственных организаций по неофициальной кодификации таких норм. Подготавливаемые ими своды правил, будучи факультативными, применяются при наличии ссылки на них в контракте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Международный торговый обычай………………………………...5
Понятие и значение обычаев в международной торговле…………..5
Соотношение закона и обычая………………………………………14
Глава 2. ИНКОТЕРМС………………………………………………………...21
2.1. История и цели ИНКОТЕРМС……………………………………….21
2.2. Обычаи и обязанности сторон………………………………………..24
2.3. ИНКОТЕРМС и договор перевозки………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемых источников и литературы…………………………39

Файлы: 1 файл

международные обычаи курсовая.docx

— 73.65 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение 

высшего профессионального  образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Юридический факультет

Кафедра международного права  и международных связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность

На тему: Торговые обычаи и их значение в международной торговле 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

           Выполнила: студентка группы СО-09

           Сауц Дарья Игоревна

           Проверила: доцент кафедры АПиТД                                                                         

           Баранова Ольга Александровна

 

 

 

 

 

Чита 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Международный  торговый обычай………………………………...5

    1. Понятие и значение обычаев в международной торговле…………..5
    2. Соотношение закона и обычая………………………………………14

Глава 2. ИНКОТЕРМС………………………………………………………...21

      2.1.   История и цели ИНКОТЕРМС……………………………………….21

      2.2.    Обычаи и обязанности сторон………………………………………..24

      2.3.    ИНКОТЕРМС и договор перевозки………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………...35

Список используемых источников и литературы…………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Что же такое обычаи? Обычаи — это правила, которые сложились  давно, систематически применяются, хотя и нигде не зафиксированы. Этим обычай отличается от нормы закона. Обычаи, в основе которых лежат принципы суверенитета и равенства государств, обязательны для всех стран; что  же касается других обычаев, то они  обязательны для того или иного  государства в случае, если они  им в какой-либо форме признаны.

Вообще, термин "обычай" в российском законодательстве употребляется  в следующих словосочетаниях:

- обычай делового оборота (ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее в работе – ГК или ГК РФ);

-   национальный обычай (ст. 19 ГК);

-  местный обычай (ст. 221 ГК);

- обычай торгового мореплавания (ст. 414 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, далее в работе – КТМ РФ).

От обычаев следует  отличать обыкновения, складывающиеся в практике торговых сделок и определяющие детали этих сделок. С торговыми  обыкновениями приходится сталкиваться в области морских перевозок. Они складываются, например, в портах. Обыкновения могут регулировать взаимоотношения сторон только в  тех случаях, когда стороны в  той или иной форме признали необходимым  применение обыкновений какого-либо морского порта.

При формировании торговых обычаев первичными являются поведение  самих участников гражданского оборота, их намерение и воля следовать  рождаемым деловой жизнью неписаным  правилам. Активную роль в становлении  обычных норм играют судебно-арбитражная  практика, признаваемая и санкционируемая государствами, а также деятельность международных неправительственных организаций по неофициальной кодификации таких норм. Подготавливаемые ими своды правил, будучи факультативными, применяются при наличии ссылки на них в контракте.

К числу наиболее авторитетных кодификаций такого рода принадлежат  Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС 2010 — документ Международной торговой палаты, находящейся в Париже.

В современном международном  праве существуют два вида обычных  норм. Первый, традиционный представляет собой сложившееся в практике неписаное правило, за которым признается юридическая сила. Второй — новый  вид, к которому относятся нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых  правил, содержащихся в нескольких или даже в одном акте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Международные  торговые обычаи

1.1. Понятие и значение обычаев в международной торговле

Международные обычаи как  источник международного частного права  занимают особое место в иерархии источников. Совершенно очевидно, что  по удельному весу и значимости обычаи уступают место внутригосударственному законодательству и международным  договорам, однако в целом ряде случаев  именно они незаменимы в качестве правового регулятора. Особенно велико значение международных обычаев  при проведении расчетных и гарантийных  банковских операций, осуществлении  международных коммерческих сделок, выполнении международных морских  перевозок. Как отмечалось выше, сложившиеся  в практической деятельности обычаи и обыкновения делового оборота  подвергаются неофициальной кодификации  в рамках Международной торговой палаты (МТП), результатом которой  выступают сборники унифицированных  правил и обычаев. Следует отметить, что юридическую силу имеет не сам сборник как публикация МТП  под определенным номером, а нормы, в нем содержащиеся. К числу таких неофициальных кодификаций относятся Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 2000 г.; Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г.; Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993 г.; Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 г.; унифицированные правила для гарантий по требованию 1992 г. Интересно отметить тот факт, что постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) от 28 июня 2001 г. N 117-13 ИНКОТЕРМС-2000 признаны на территории России торговым обычаем1.

Во второй половине XX века мир вступил в период глобализации, прежде всего международной экономики. Это получает отражение в новых  способах производства, в развитии финансовых рынков, в экспансии мультинациональных компаний, в уменьшении с появлением либеральных и неолиберальных концепций роли государства, его неспособности охватить национальными правовыми нормами глобализированный рынок. Преобладание национально-правового регулирования международных коммерческих контрактов сменяется международно-правовым регулированием в виде международных конвенций; выявленная в конце прошлого столетия недостаточная эффективность международных коллизионных и материально-правовых конвенций обусловила поиск новых регуляторов отношений международного коммерческого оборота, что привело к появлению lex mercatoria и расширению сферы применения торговых обычаев. На смену международно-правовому центризму, когда в центре нормотворчества находились государства, заключавшие международные конвенции, приходит полицентризм и появляются частные участники процесса унификации; происходит переход от государственно-правового регулирования к саморегуляции участников международных коммерческих контрактов, что проявляется в нахождении ими не встречавшихся ранее методов унификации, прежде всего в виде Принципов международных коммерческих договоров, стандартизации или нормализации международных коммерческих контрактов. Такая возможность обусловлена существенным возрастанием значения принципа автономии сторон и изменением концепции свободы договора, реализуемого в рамках международных коммерческих отношений. Возможность практического использования указанных документов российскими участниками внешнеэкономической деятельности следует из предписаний статей 5 и 7 Гражданского кодекса РФ, признавшего после длительного перерыва торговый обычай юридическим регулятором гражданско-правовых отношений (что особенно важно для международных коммерческих отношений), а также включившим в правовую систему нашей страны общепризнанные принципы и нормы международного права. Учитывая, что свобода договора в российском праве была закреплена лишь в Гражданском кодексе Российской Федерации и данный принцип действует со дня его вступления в силу - с 1 января 1995 г., для практической деятельности весьма важным является творческое использование данной свободы для успешной реализации контрактов с иностранными контрагентами.

Внимательный взгляд на историю  государства и права позволяет  прийти к заключению, что если вопросы  статуса личности государства всегда стремились поставить под свой контроль, то отношения коммерческого, торгового  оборота в силу своей неизбежной интернационализации всегда имели  тенденцию выйти из-под контроля государства. Наиболее ярко это проявляется в том, что первоначально международный коммерческий оборот, прежде всего международная купля-продажа, регламентировался практически полностью торговыми обычаями, которые не только в течение длительного времени сохраняли свое значение как основной регулятор возникающих между сторонами договора купли-продажи (как и иного договора) отношений, но и сохранили свое значение в современный период, что дало основание в 60 - 70-е гг. ХХ в. говорить о возникновении lex mercatoria, а в 1994 г. привело к принятию УНИДРУА Принципов международных коммерческих договоров, которые, не имея нормативного значения, играют весьма важную роль в регламентировании отношений, возникающих при реализации международных коммерческих договоров.

Англия и Италия являются лидерами в возникновении торговых обычаев, ставших общепризнанными  в международном коммерческом обороте, а также многих правил международного частного права.

Следует отметить, что обычай не только самый древний, но и самый  гибкий, и следовательно, современный источник международного частного права. Дело в том, что обычай может сформироваться гораздо быстрее, чем писаная норма права. Порой правило поведения скорее сложится на практике, чем найдет выражение в писаном международном документе.

Существуют области международного частного права, в которых обычай занимает особое место, так как отношения  в этих областях зачастую регулировались и регулируются с помощью неписаных  правил. К таким областям относятся  международная торговля, торговое мореплавание, сделки, совершаемые через сеть Интернет и т.д.

Для международных коммерческих контрактов характерно применение методов  невластного правового регулирования: правило поведения создается  участниками делового оборота. Существенная роль в системе международного невластного  регулирования принадлежит обычаям  международного делового оборота (или  обычаям международной торговли).

Международные торговые обычаи имеют настолько серьезное значение в обеспечении международной  коммерческой сделки, что в международно-правовой доктрине сложилось целое направление, утверждающее, что коммерческий оборот может регулироваться только на основе обычаев и принципов, установившихся в мировой экономике. Это направление  получило название «транснациональное коммерческое право» или «lex mercatoria»2.

Обычаи в сфере внешнеторговой поставки связывают, как правило, с ИНКОТЕРМС 2010, которые предназначены для единообразного понимания и применения торговых терминов, используемых в международном коммерческом обороте. «Такие термины, став обычаем в международной торговле, в известной степени упростили и стандартизировали продажу товаров за рубеж»3.

ИНКОТЕРМС, действующий в настоящее время в редакции 2010 г., являющейся уже восьмой редакцией, предназначен для распределения обязанностей продавца и покупателя в связи с доставкой товара по договору международной купли-продажи. На примере ИНКОТЕРМС 2010 можно видеть эволюцию правового характера документов МТП: созданный первоначально в качестве обобщения наиболее употребительных базисных условий, он не только приобретает характер регулятора отношений между продавцом и покупателем, но и во многом определяет условия смежных договоров перевозки и страхования. Признание Правлением ТПП РФ документа на территории России торговым обычаем имеет важное практическое значение для обеспечения определенности и предсказуемости его применения участниками международной купли-продажи товаров, а также участниками смежных международных контрактов.

Ссылка в контракте  на Правила делает их контрактными условиями. Необходимо отметить, что  существование международного торгового  обычая само по себе не зависит от того, закреплен ли он в письменной форме  или нет. Однако фиксация правила, которое  изначально носило характер обычая, в  письменной форме ориентирует суд  и стороны внешнеэкономических  сделок на обращение именно к положениям письменного источника, который  в известной степени может  рассматриваться как доказательство существования самого обычного правила. Отсюда даже в случаях, когда стороны не сослались на положения ИНКОТЕРМС 2010, суд может применить к договору эти правила, рассматривая их как одно из доказательств существования торгового обычая4. Такие примеры встречаются в практике международных коммерческих арбитражных судов, в том числе в практике Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате России (МКАС). Это чрезвычайно важное обстоятельство необходимо учитывать при понимании природы ИНКОТЕРМС, которые не могут сводиться лишь к сборнику, применяющемуся исключительно после ссылки на него в контракте.

ИНКОТЕРМС 2010 нельзя отождествлять с обычаями международной торговли. Во-первых, сами Правила содержат ссылки на торговые обычаи. Например, в соответствии с термином FAS продавец обязан поставить товар вдоль борта указанного покупателем судна в названных покупателем месте и порту отгрузки и в соответствии с обычаями порта в установленную дату или оговоренный срок. Во-вторых, о самостоятельности существования торговых обычаев в отношении базисов поставки свидетельствует судебно-арбитражная практика, в частности, практика МКАС. Так, в одном из дел МКАС столкнулся с необходимостью определения условий поставки товара. Поскольку стороны не указали в контракте базис поставки товара, МКАС устанавливал обязанности сторон на основании положений контракта с учетом конкретных действий сторон, связанных с его выполнением, а также учитывая торговые обычаи, принятые в международной практике5. В-третьих, как отмечается в литературе, сами ИНКОТЕРМС 2010 оказывают влияние на развитие торговой практики и в этом смысле даже опережают формирование обычая, то есть приобретают относительно самостоятельный статус по отношению к обычаям. МТП, закрепляя в очередной редакции ИНКОТЕРМС какое-либо новое правило, исходит из целесообразности его применения участниками международной торговли. Совсем не обязательно, что правило, которое явилось предметом толкования МТП, уже стало торговым обычаем или получило большое распространение на практике. В данном случае деятельность МТП скорее напоминает работу национального законодателя, который путем издания нормативных актов, регулирующих экономические отношения, получает возможность контролировать и направлять их развитие в нужное ему русло.

Информация о работе Торговые обычаи и их значение в международной торговле