Транспортное обслужвание и его правовове регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Транспортная деятельность - это совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта или комбинацией этих видов транспорта, а также транспортно-экспедиционная деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе или других законных основаниях.
Субъектами транспортной деятельности являются: Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, другие государства, юридические и физические лица, включая иностранные, а также лица без гражданства, осуществляющие деятельность (производители транспортных работ и услуг), а также пользующиеся этими работами и услугами (потребители транспортных работ и услуг).

Файлы: 1 файл

Транспортное обслуживание и его правовое регулирование.doc

— 616.50 Кб (Скачать файл)


 

    1. Понятие транспортной деятельности предприятия.

 

Транспортная деятельность - это совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта или комбинацией этих видов транспорта, а также транспортно-экспедиционная деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе или других законных основаниях.

Транспортная деятельность осуществляется на принципах:

- государственного регулирования  и управления;

- равенства субъектов транспортной  деятельности;

- сочетания интересов государства  с интересами субъектов транспортной  деятельности и их взаимной  ответственности;

- соответствия нормам международного права.

Субъектами транспортной деятельности являются: Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов, административно-территориальные единицы  Республики Беларусь, другие государства, юридические и физические лица, включая иностранные, а также лица без гражданства, осуществляющие деятельность (производители транспортных работ и услуг), а также пользующиеся этими работами и услугами (потребители транспортных работ и услуг).

Объектами транспортной деятельности являются транспортные средства и коммуникации, территории транспортной деятельности, системы управления движением, сооружения и иное имущество, используемое для осуществления транспортной деятельности.

Объекты транспортной деятельности могут  находиться в собственности Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, других государств, юридических и физических лиц, включая иностранных, а также в собственности лиц без гражданства.

Законодательством может быть определен  перечень объектов транспортной деятельности, находящихся в исключительной собственности государства. [2]

 

 

 

 

 

2. Роль транспорта в торговле  и характеристика основных видов  транспортных средств.

 

Транспорт играет важную роль в развитии экономики страны, связывая промышленность сельское хозяйство, обеспечивая условия для нормального производства и обращения, содействуя развитию межрегиональных связей. От работы транспорта во многом зависит эффективная деятельность торговых организаций и предприятий, так как расходы на перевозку товаров занимают значительную долю в издержках обращения. Кроме того, рациональное использование различных видов транспортных средств позволяет более оперативно осуществлять доведение многих миллионов тонн товаров от производства до конечных потребителей.

Выбор вид транспорта решается во взаимосвязи с другими задачами коммерческой деятельности, такими как:

- определение оптимального уровня  заказа

- определение оптимального уровня  точки заказа

- выбор вида упаковки

- определение канала сбыта и  снабжения

Перевозка товаров осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным  транспортом. [3]

 

2.1 Автомобильный транспорт

 

Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов преимущественно на короткие расстояния. Для этих целей служат автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. Для выполнения не транспортных работ применяются специальный подвижной состав (автокраны и др.).

Различают транспортный подвижной  состав общего назначения и специализированный. Подвижной состав общего назначения наиболее распространен и включает автомобили и прицепы с универсальными открытыми кузовами и откидывающими бортами. Ко второй группе относятся автомобили, прицепы и полуприцепы с кузовами, приспособленными для перевозки специальных грузов.

По грузоподъемности все виды автотранспортных средств подразделяются на следующие пять классов:

Особо малой

 грузоподъемности ………………………………………………………….……до 1 т

Малой

 грузоподъемности…………………………………………………………………1-3 т

Средней

 грузоподъемности……………………………………………………………...… 3-5 т

Большой

грузоподъемности………………………………………………...………….…… 5-8 т

Особо большой

грузоподъемности………………………………….……………………..… свыше 8 т

Для доставки товаров чаще всего  используют автомобили первых четырех классов.

По типу кузова автомобили подразделяются на автомобили с бортовой платформой, фургоны, рефрижераторы, цистерны и самосвалы.

Для перевозки  грузов организации и предприятия  используют как свой автомобильный транспорт, так и транспорт общего пользования либо принадлежащий другим организациям и предприятиям

 

2.2 Железнодорожный транспорт

 

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов по рельсовым путям в вагонах (поездах) с помощью локомотивной тяги.

Железнодорожный путь - комплекс сооружений и устройств, образующий дорогу с направляющей рельсовой колеей для движения подвижного состава железнодорожного транспорта.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства железнодорожного транспорта:

-    высокая пропускная и провозная способность

- надежность работы благодаря независимости от климатических условий, что обеспечивает бесперебойную перевозку грузов в любое время года (95 % путей сообщения работает без сбоя при перепадах температуры; исключения приходятся на обрыв электрических проводов при стихийных бедствиях);


- возможность сооружения путей сообщения на любой сухопутной территории и на водной территории при наличии паромов;

- непосредственная связь с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями любых отраслей экономики. Отдельные отрасли (металлургическая, угледобывающая, нефтеперерабатывающая и др.) имеют, как правило, свои подъездные пути для выхода на магистральную сеть;

- массовость перевозок в сочетании с довольно низкой себестоимостью (малые эксплуатационные расходы) и достаточно высокой скоростью доставки;

- более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

Относительные недостатки железнодорожного транспорта:

- ограниченная маневренность из-за «привязки» к колее;

- высокая первоначальная стоимость основных фондов: подвижной состав дороже автомобилей (но дешевле в 3 - 4 раза, чем самолеты и морские суда);

- высокая металлоемкость, трудоемкость, низкая производительность труда.

 

2.3 Водный транспорт

 

Водный транспорт — транспорт, использующий естественные и искусственные водоёмы. Основным транспортным средством является судно.

По типу используемых акваторий  подразделяется на речной и морской. Морские суда должны обладать мореходностью, т. е. способностью не разрушаться и не тонуть при волнении; морские суда крупнее речных. Перевозки по озёрам обычно относят к речному транспорту.

Для погрузки и выгрузки служат порты (морские и речные); для пассажиров сооружают морские и речные вокзалы.

Водный транспорт отличается высокой  провозной способностью и очень  низкой себестоимостью перевозок; кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Далее, водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабоосвоенных районах. Важной разновидностью водного транспорта являются паромы.

2.4 Воздушный транспорт

 

Воздушный транспорт, будучи универсальным, используется преимущественно для  перевозки грузов на средние и  дальние расстояния.  Объем грузов, перевозимых воздушным транспортом, незначительный. Номенклатура грузов ограничена: ценные грузы, грузы, требующие срочной доставки, гуманитарная помощь, медикаменты, продовольственные и промышленные товары для удаленных регионов, грузы для чрезвычайных ситуаций.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства воздушного транспорта:

- Высокая скорость доставки  грузов

- Маневренность  и оперативность при организации  новых маршрутов

- Возможность  быстрой передислокации подвижного  состава при изменении пассажирооборота, в том числе из-за аварий  на других видах транспорта

- Большая беспосадочность  перелетов

- Кратчайший  путь следования

- Экономия общественного  мнения благодаря ускорению доставки

- Неограниченные  провозные возможности (сегодня  они ограничиваются лишь мощностью  аэродрома)

- Относительно  небольшие капитальные вложения

Относительные недостатки воздушного транспорта:

- Высокая себестоимость перевозок,  поэтому он редко является  грузовым

- Зависимость  от погодно-климатических условий

Технология работы имеет свои особенности. Движение осуществляется: строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на аэродромном поле, по системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего, прежде всего, от скорости и грузоподъёмности самолета. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация перевозок товара.

 

Организации и предприятия заключают  с хозяйствами договоры на перевозку грузов, в которых устанавливаются объем и сроки перевозок, порядок составления, представления и выполнения заявок на перевозку грузов, порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ и экспедирования товаров, материальная ответственность, определяются рациональные формы, маршруты и схемы грузоперевозок.

Пред началом каждого месяца утверждаются декадные задания на перевозку грузов. В соответствии с ними грузоотправители должны заблаговременно представлять хозяйствам заявки на требуемое количество транспорта.

С учетом объемов и характера  предстоящих перевозок хозяйства выделяют транспортные средства соответствующих типов в необходимом количестве. Они должны быть исправны и чистыми в санитарном отношении. Подача их под погрузку должна осуществляться в указанное в заявке время.

Товары, представленные к перевозке, должны быть соответствующим образом подготовлены к транспортированию. Они должны быть заранее упакованы в инвентарную тару, взвешены, сгруппированы по получателям. Заблаговременно должны быть также подготовлены товарно-транспортные документы и счета-фактуры.

Перед выдачей груза, предназначенного для доставки, у водителя проверяют наличие путевого листа и документа, удостоверяющего личность.

Прием груза к перевозке с  ответственностью хозяйства за его сохранность осуществляется путем взвешивания на весах при погрузке, обмере или счета мест. Товары, опломбированы отправителем, принимаются по количеству мест согласно счет-фактуре. Прием товаров к перевозке удостоверяется подписью на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

Водитель или экспедитор, сопровождающий груз, сдает получателю его на основании товарно-транспортной накладной по массе, количеству и объему. При этом проверяется соблюдение условий перевозки грузов.

Получение товара удостоверяется подписью и штампом грузополучателя в товарно-транспортной накладной и счете-фактуре.

3.1 Тарифы на перевозку товара.

 

Тарифы – система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги. Тарифы формируют доходы транспорта и являются при этом транспортными издержками потребителя товарных услуг.

На  транспорте используются следующие  виды тарифов:

Автомобильный транспорт:

В зависимости от условий перевозок и вида услуг тарифы подразделяются на:

- Сдельные

- На условиях платных авто  – тонно/часов

- За повременное пользование  грузовым транспортом

- По километровому расчету

- За перегон подвижного состава

- Договорные тарифы

Оплата за перевозку грузов осуществляется в соответствии с тарифами на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом.

Сдельные тарифы применяются при  условии предъявления заказчиком к перевозке груза с указанием его общего количества, массы отправок, пункта отправления и пункта назначения.

Тарифы на перевозку груза на условиях платных автотонно-часов применяются при условии, если заказчик, кроме упомянутых выше сведений, указал требуемую (согласованную с автотранспортным  предприятием) грузоподъемность подвижного состава.

Тарифы за повременное пользование  грузовыми автомобилями применяются при предоставлении заказчику по его требованию автомобиля определенного типа на определенное время.

За пользование автомобилями могут  применяться и тарифы покилометрового расчета. Их применяют при расчетах за подачу или возврат автомобиля к пункту первой погрузки или от пункта последней разгрузки, если эти пункты расположены за чертой населенного пункта, в котором расположено автохозяйство. Кроме того, ими пользуются при расчетах за пробег автомобиля в обоих направлениях, если перевозка не состоялась по вине заказчика, а также за пробег автомобиля к месту работы вне места его постоянного пребывания сроком выше суток и при возвращении обратно.

Информация о работе Транспортное обслужвание и его правовове регулирование