Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:41, курсовая работа
Цель исследования: дать оценку активности участия страны в международном движении капитала.
Объект исследования: международное движение капитала.
Предмет исследования: оценка активности участия страны в международном движении капитала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность международного движения капитала.
2. Изучить классификацию основных форм международного движения капитала.
3. Определить показатели оценки активности участия страны в международного движения капитала.
4. Рассмотреть Россию в международном движении капитала.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика международного движения капитала…………………5
1.1 Понятие и сущность международного движения капитала…………………..5
1.2 Классификация основных форм международном движении капитала..……..9
1.3 Показатели оценки активности участия страны в международного движения капитала……………………………………………………………………………..13
2. Участие России в международном движении капитала………………………16
2.1 Россия в международном движении капитала. Общая Характеристика…...16
2.2 Оценка активности участия России в международном движении капитала.19
2.3 Проблемы и перспективы развития активности участия России в международном движении капитала………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………
Источник: [5, с. 72]
Наибольший рост инвестиций в 2009 г. отмечен из Люксембурга (в 8,1 раза до 4,05 млрд. долл.). Основная часть совокупных инвестиций из Люксембурга в РФ в текущем году была направлена в торговлю и общественное питание - 2,36 млрд. долл. (58,3% совокупных вложений в РФ из Люксембурга) и связь - 1,13 млрд. долл. (28,0%). При этом в сфере связи на Люксембург пришлось 84,0% от совокупных иностранных вложений в данную отрасль, в сфере торговли - 30%. В 2008 г. приоритетными отраслями для инвесторов из Люксембурга были финансовая деятельность (39,9% от совокупных вложений Люксембурга в РФ) и добыча полезных ископаемых (39,1%). В добычу полезных ископаемых в текущем году из Люксембурга было направлено только 4,7% (192 млн. долл.).
Инвесторы из Великобритании увеличили в 2009 г. свои вложения в российскую экономику в 4,1 раза, отдав предпочтение сфере торговли и общественного питания, инвестировав в данную сферу 2,67 млрд. долл. или 85,5% инвестиций из Великобритании в РФ за 2009 г. (в 2008 г. в торговлю было вложено 35,5%). Доля Великобритании в совокупных инвестициях в сферу торговли и общественного питания в 2009 г. составила 33,8%.
Единственным государством среди лидеров стран-инвесторов в российскую экономику, сократившим свои вложения в РФ в начале текущего года, стала Германия. Немецкие инвестиции в 2009 г. снизились на 20,3% по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. и составили 666 млн. долл.
В целом, по состоянию на конец декабря 2009 г. объем накопленных иностранных инвестиций в экономику России оценивается в 151,5 млрд. долл., что на 33,1% выше показателя на конец декабря 2008 г. Наибольший рост накопленных иностранных инвестиций отмечается из Нидерландов, которые увеличились по отношению к данным на конец декабря 2008 г. на 51,7%.
Таблица 5 - Структура накопленных иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам
Накоплено на 01.01.2009 г., млн. долл. |
Изменение по сравнению с 01.01.2010 г., % | |||||||
Всего |
Прямые |
Портф. |
Прочие |
Всего |
Прямые |
Портф. |
Прочие | |
США |
6 754 |
3 576 |
502 |
2 676 |
87,7 |
77,9 |
99,0 |
102,8 |
Германия |
10 000 |
3 141 |
43 |
6 816 |
81,6 |
94,6 |
2,5 |
94,0 |
Франция |
3 651 |
761 |
0,4 |
2 890 |
98,7 |
71,9 |
100,0 |
109,4 |
Великобритания |
11 610 |
2 616 |
161 |
8 833 |
98,4 |
90,0 |
95,3 |
101,2 |
Кипр |
31 835 |
21 582 |
1193 |
9 060 |
98,6 |
94,7 |
87,8 |
111,5 |
Нидерланды |
30 690 |
27 389 |
63 |
3 238 |
130,9 |
142,4 |
101,6 |
77,9 |
Люксембург |
26 780 |
651 |
204 |
25 925 |
117,1 |
110,9 |
100,5 |
117,4 |
Прочие страны |
30 149 |
13 310 |
602 |
16 237 |
104,4 |
99,4 |
66,0 |
111,5 |
Итого |
151 469 |
73 026 |
2 768 |
75 675 |
106,0 |
107,6 |
56,5 |
107,9 |
Источник: [5, с. 73]
2.3 Проблемы и перспективы развития активности участия России
в международном движении капитала
Одним из наиболее сложных вопросов при выработке государственной политики регулирования движения капитала остается использование валютных и административных ограничений. В условиях роста глобальной нестабильности возникает соблазн отгородиться от внешнего мира при помощи различных барьеров. Однако это простое, на первый взгляд, решение таит в себе значительные риски для экономики. Прежде всего, введение ограничений способно существенным образом ограничить приток зарубежных инвестиций и спровоцировать масштабный отток капитала из страны. К тому же после решительного упразднения валютных барьеров в России любая попытка их восстановления будет воспринята как проявление слабости властей, их неспособности противостоять экономическим трудностям рыночными методами. В результате вместо ожидаемого улучшения структуры международных финансовых потоков и укрепления платежного баланса страна после введения ограничительных мер может столкнуться с серьезным дефицитом инвестиций.
Необходимо также иметь в виду, что по мере восстановления мировых финансовых рынков действующий либеральный валютный режим позволит России ускоренными темпами нарастить объемы привлекаемого иностранного капитала и благодаря этому в более сжатые сроки преодолеть последствия кризиса. Тем самым отсутствие валютных ограничений выступает сегодня конкурентным преимуществом страны, а не угрозой для ее финансовой стабильности.
В этой связи представляется вполне очевидным, что государственное регулирование трансграничных финансовых потоков должно осуществляться главным образом рыночными методами, с помощью широкого спектра инструментов, воздействующих на международное движение капитала. Основное внимание при этом следовало бы уделить мерам, направленным на создание в России такой бизнес-среды, которая стимулировала бы экономическое поведение отечественных и зарубежных инвесторов, в наибольшей степени отвечающее национальным интересам страны. К подобным мерам, в частности, относятся шаги, нацеленные:
- на развитие внутреннего финансового рынка и формирование в Москве крупного МФЦ;
- расширение использования рубля в международном обороте, что способствовало бы повышению привлекательности российских финансовых активов для инвесторов;
- создание гибкой системы налоговых стимулов и преференций, поощряющей долгосрочное размещение капитала в России в приоритетные отрасли экономики [6, с. 49].
Наряду с указанными мерами общего характера государство имеет возможность регулировать ввоз и вывоз капитала, используя различные финансовые механизмы, в первую очередь кредитные и гарантийно-страховые, позволяющие направлять движение инвестиций в наиболее важные для страны отрасли и сектора экономики. Основная роль в реализации подобных механизмов могла бы принадлежать государственным институтам развития, система которых к настоящему моменту на федеральном уровне в целом сформирована. При этом в целях обеспечения более эффективного участия этих институтов в международных инвестиционных операциях было бы целесообразно провести их «точечную» функциональную настройку и в ряде случаев – дополнительную капитализацию.
Повышению эффективности трансграничного движения капитала способствовало бы также создание благоприятных условий, обеспечивающих экспортерам и импортерам финансовых ресурсов комфортный налоговый режим и защиту вложений. Этому, в частности, могла бы помочь активизация работы государства по заключению двусторонних межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также договоров о либерализации движения прямых инвестиций. Устанавливая прозрачные правила работы на рынке, подобные соглашения стимулировали бы расширение инвестиционного сотрудничества между странами. За последние 15 лет Россией подписаны только около 60 соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, из которых вступило в силу менее 40. В результате сегодня Россия сумела охватить такими договорами лишь пятую часть всех государств мира, тогда как, например, Китай – более половины.
Ключевым условием эффективной реализации государственной политики в области экспорта – импорта капитала выступает налаживание плодотворного взаимодействия власти и бизнеса. Базовые формы государственно-частного партнерства в финансовой сфере начали активно складываться в ходе нынешнего кризиса, невольно содействовавшего сближению и лучшему взаимопониманию сторон. В посткризисный период требуется их дальнейшее всемерное развитие. При этом было бы исключительно важно сформировать действенные механизмы государственно-частного партнерства, ориентированные не только на крупный отечественный бизнес, но и на малые и средние предприятия, с тем, чтобы они получили возможность выходить при поддержке государства на внешние рынки капитала, расширяя финансовую базу своего роста.
Оптимизация структуры ввоза и вывоза финансовых ресурсов частным сектором, выступающая одним из главных направлений повышения эффективности участия России в международном движении капитала, предполагает решение государством следующих основных задач:
- совершенствование отраслевой структуры импорта капитала за счет активизации его притока в наиболее значимые отрасли и сегменты экономики, в первую очередь инновационный сектор, малый бизнес, сельское хозяйство и инфраструктуру, испытывающие хронический дефицит инвестиций;
- наращивание доли долгосрочных капиталовложений, особенно в форме ПИИ, в общем объеме ввозимых финансовых ресурсов;
- увеличение вложений национальных компаний за рубежом в высокотехнологичные предприятия, производственная и научно-техническая база которых могла бы быть использована для выпуска готовой продукции высокого передела на базе отечественного сырья, а также модернизации аналогичных производств в России;
- укрепление международных позиций крупнейших российских корпораций и банков путем оказания им финансового содействия в покупке высокорентабельных зарубежных активов.
В международной практике выработано множество рыночных инструментов и механизмов, позволяющих государству эффективно регулировать структуру трансграничного движения капитала. К их числу относятся, прежде всего, разнообразные финансовые механизмы, предусматривающие участие государства в приоритетных международных проектах, осуществляемых внутри страны и за рубежом, в качестве гаранта, поручителя или соинвестора. Как правило, эти механизмы реализуются через специализированные финансовые институты, имеющие статус экспортно-импортных банков или корпораций (компаний) страхования экспортных кредитов. В настоящее время подобные институты действуют во всех развитых и многих развивающихся странах, включая Китай, Индию и Бразилию.
В России указанные механизмы пока используются весьма ограниченно. Расширение практики их применения требует последовательного совершенствования правовых и институциональных механизмов государственного финансового стимулирования и поддержки импорта и экспорта капитала. В частности, было бы целесообразно внести изменения в законодательство, которые упростили бы порядок предоставления бюджетных гарантий и кредитов для организации финансирования проектов с высокой социально-экономической значимостью. Одновременно следовало бы подумать о наделении одного из действующих государственных институтов развития дополнительными функциями, которые позволили бы ему осуществлять комплексную поддержку ввоза и вывоза капитала по наиболее важным для страны направлениям. К таким функциям могли бы относиться, в частности, следующие:
- предоставление гарантий по зарубежным кредитам и займам, привлекаемым отечественными компаниями и банками для реализации проектов внутри страны и за рубежом;
- участие в софинансировании подобных проектов на кредитной или долевой основе с целью повышения интереса к ним со стороны иностранных инвесторов;
- предоставление отечественным предприятиям долгосрочных кредитов и гарантий для финансирования их прямых зарубежных инвестиций;
- страхование ПИИ национальных компаний и банков в развивающихся странах от политических рисков;
- организация совместно с отечественными и зарубежными инвесторами инвестиционных фондов, в частности венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, осуществляющих вложения внутри страны и за границей;
- соинвестирование в капитал предприятий, приобретаемых отечественным бизнесом за рубежом.
Финансирование деятельности такого института могло бы осуществляться главным образом за счет средств, привлекаемых им на внутреннем и зарубежных рынках капитала путем выпуска рублевых и валютных долговых ценных бумаг, кредитный рейтинг которых соответствовал бы суверенному рейтингу России [2, с. 3-6].
Наконец, важное значение для снижения валютно-финансовых рисков, связанных с наращиванием корпоративного внешнего долга, имели бы меры, направленные на развитие рынка международных долговых ценных бумаг (еврооблигаций и кредитных нот), номинированных в рублях. Такие бумаги эмитируются отечественными предприятиями и финансовыми организациями за пределами России в соответствии с общепризнанным иностранным правом, что повышает их надежность и привлекательность для инвесторов. Выпущенные бумаги обращаются как за рубежом, так и на отечественном рынке.
Участие России в международном движении капиталов весьма специфично. Россия мало заметна на мировом рынке капиталов как импортер предпринимательского капитала и одновременно является важным объектом приложения ссудного капитала.
Доля России в общемировой величине иностранных инвестиций не превышает 1%. А это свидетельствует о следующих тенденциях в привлечении иностранных инвестиций в России:
Информация о работе Участие России в международном движении капитала