Участие России в международном движении капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать оценку активности участия страны в международном движении капитала.
Объект исследования: международное движение капитала.
Предмет исследования: оценка активности участия страны в международном движении капитала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность международного движения капитала.
2. Изучить классификацию основных форм международного движения капитала.
3. Определить показатели оценки активности участия страны в международного движения капитала.
4. Рассмотреть Россию в международном движении капитала.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика международного движения капитала…………………5
1.1 Понятие и сущность международного движения капитала…………………..5
1.2 Классификация основных форм международном движении капитала..……..9
1.3 Показатели оценки активности участия страны в международного движения капитала……………………………………………………………………………..13
2. Участие России в международном движении капитала………………………16
2.1 Россия в международном движении капитала. Общая Характеристика…...16
2.2 Оценка активности участия России в международном движении капитала.19
2.3 Проблемы и перспективы развития активности участия России в международном движении капитала………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Оценка активности участия страны в международном движении капитала.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

Источник: [5, с. 72]

Наибольший рост инвестиций в 2009 г. отмечен из Люксембурга (в 8,1 раза до 4,05 млрд. долл.). Основная часть совокупных инвестиций из Люксембурга в РФ в текущем году была направлена в торговлю и общественное питание - 2,36 млрд. долл. (58,3% совокупных вложений в РФ из Люксембурга) и связь - 1,13 млрд. долл. (28,0%). При этом в сфере связи на Люксембург пришлось 84,0% от совокупных иностранных вложений в данную отрасль, в сфере торговли - 30%. В 2008 г. приоритетными отраслями для инвесторов из Люксембурга были финансовая деятельность (39,9% от совокупных вложений Люксембурга в РФ) и добыча полезных ископаемых (39,1%). В добычу полезных ископаемых в текущем году из Люксембурга было направлено только 4,7% (192 млн. долл.).

Инвесторы из Великобритании увеличили в 2009 г. свои вложения в российскую экономику в 4,1 раза, отдав предпочтение сфере торговли и общественного питания, инвестировав в данную сферу 2,67 млрд. долл. или 85,5% инвестиций из Великобритании в РФ за 2009 г. (в 2008 г. в торговлю было вложено 35,5%). Доля Великобритании в совокупных инвестициях в сферу торговли и общественного питания в 2009 г. составила 33,8%.

Единственным государством среди лидеров стран-инвесторов в российскую экономику, сократившим  свои вложения в РФ в начале текущего года, стала Германия. Немецкие инвестиции в 2009 г. снизились на 20,3% по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. и составили 666 млн. долл.

В целом, по состоянию  на конец декабря 2009 г. объем накопленных иностранных инвестиций в экономику России оценивается в 151,5 млрд. долл., что на 33,1% выше показателя на конец декабря 2008 г. Наибольший рост накопленных иностранных инвестиций отмечается из Нидерландов, которые увеличились по отношению к данным на конец декабря 2008 г. на 51,7%.

Таблица 5 - Структура накопленных иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам

 

Накоплено на 01.01.2009 г., млн. долл.

Изменение по сравнению

с 01.01.2010 г., %

Всего

Прямые

Портф.

Прочие

Всего

Прямые

Портф.

Прочие

США

6 754

3 576

502

2 676

87,7

77,9

99,0

102,8

Германия

10 000

3 141

43

6 816

81,6

94,6

2,5

94,0

Франция

3 651

761

0,4

2 890

98,7

71,9

100,0

109,4

Великобритания

11 610

2 616

161

8 833

98,4

90,0

95,3

101,2

Кипр

31 835

21 582

1193

9 060

98,6

94,7

87,8

111,5

Нидерланды

30 690

27 389

63

3 238

130,9

142,4

101,6

77,9

Люксембург

26 780

651

204

25 925

117,1

110,9

100,5

117,4

Прочие страны

30 149

13 310

602

16 237

104,4

99,4

66,0

111,5

Итого

151 469

73 026

2 768

75 675

106,0

107,6

56,5

107,9


 

Источник: [5, с. 73]

2.3 Проблемы  и перспективы развития активности участия России

в международном движении капитала

Одним из наиболее сложных  вопросов при выработке государственной  политики регулирования движения капитала остается использование валютных и административных ограничений. В условиях роста глобальной нестабильности возникает соблазн отгородиться от внешнего мира при помощи различных барьеров. Однако это простое, на первый взгляд, решение таит в себе значительные риски для экономики. Прежде всего, введение ограничений способно существенным образом ограничить приток зарубежных инвестиций и спровоцировать масштабный отток капитала из страны. К тому же после решительного упразднения валютных барьеров в России любая попытка их восстановления будет воспринята как проявление слабости властей, их неспособности противостоять экономическим трудностям рыночными методами. В результате вместо ожидаемого улучшения структуры международных финансовых потоков и укрепления платежного баланса страна после введения ограничительных мер может столкнуться с серьезным дефицитом инвестиций.

Необходимо также иметь  в виду, что по мере восстановления мировых финансовых рынков действующий либеральный валютный режим позволит России ускоренными темпами нарастить объемы привлекаемого иностранного капитала и благодаря этому в более сжатые сроки преодолеть последствия кризиса. Тем самым отсутствие валютных ограничений выступает сегодня конкурентным преимуществом страны, а не угрозой для ее финансовой стабильности.

В этой связи представляется вполне очевидным, что государственное регулирование трансграничных финансовых потоков должно осуществляться главным образом рыночными методами, с помощью широкого спектра инструментов, воздействующих на международное движение капитала. Основное внимание при этом следовало бы уделить мерам, направленным на создание в России такой бизнес-среды, которая стимулировала бы экономическое поведение отечественных и зарубежных инвесторов, в наибольшей степени отвечающее национальным интересам страны. К подобным мерам, в частности, относятся шаги, нацеленные:

- на развитие внутреннего финансового рынка и формирование в Москве крупного МФЦ;

- расширение использования рубля в международном обороте, что способствовало бы повышению привлекательности российских финансовых активов для инвесторов;

- создание гибкой системы налоговых стимулов и преференций, поощряющей долгосрочное размещение капитала в России в приоритетные отрасли экономики [6, с. 49].

Наряду с указанными мерами общего характера государство  имеет возможность регулировать ввоз и вывоз капитала, используя различные финансовые механизмы, в первую очередь кредитные и гарантийно-страховые, позволяющие направлять движение инвестиций в наиболее важные для страны отрасли и сектора экономики. Основная роль в реализации подобных механизмов могла бы принадлежать государственным институтам развития, система которых к настоящему моменту на федеральном уровне в целом сформирована. При этом в целях обеспечения более эффективного участия этих институтов в международных инвестиционных операциях было бы целесообразно провести их «точечную» функциональную настройку и в ряде случаев – дополнительную капитализацию.

Повышению эффективности  трансграничного движения капитала способствовало бы также создание благоприятных условий, обеспечивающих экспортерам и импортерам финансовых ресурсов комфортный налоговый режим и защиту вложений. Этому, в частности, могла бы помочь активизация работы государства по заключению двусторонних межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также договоров о либерализации движения прямых инвестиций. Устанавливая прозрачные правила работы на рынке, подобные соглашения стимулировали бы расширение инвестиционного сотрудничества между странами. За последние 15 лет Россией подписаны только около 60 соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, из которых вступило в силу менее 40. В результате сегодня Россия сумела охватить такими договорами лишь пятую часть всех государств мира, тогда как, например, Китай – более половины.

Ключевым условием эффективной  реализации государственной политики в области экспорта – импорта капитала выступает налаживание плодотворного взаимодействия власти и бизнеса. Базовые формы государственно-частного партнерства в финансовой сфере начали активно складываться в ходе нынешнего кризиса, невольно содействовавшего сближению и лучшему взаимопониманию сторон. В посткризисный период требуется их дальнейшее всемерное развитие. При этом было бы исключительно важно сформировать действенные механизмы государственно-частного партнерства, ориентированные не только на крупный отечественный бизнес, но и на малые и средние предприятия, с тем, чтобы они получили возможность выходить при поддержке государства на внешние рынки капитала, расширяя финансовую базу своего роста.

Оптимизация структуры  ввоза и вывоза финансовых ресурсов частным сектором, выступающая одним из главных направлений повышения эффективности участия России в международном движении капитала, предполагает решение государством следующих основных задач:

- совершенствование отраслевой структуры импорта капитала за счет активизации его притока в наиболее значимые отрасли и сегменты экономики, в первую очередь инновационный сектор, малый бизнес, сельское хозяйство и инфраструктуру, испытывающие хронический дефицит инвестиций;

- наращивание доли долгосрочных капиталовложений, особенно в форме ПИИ, в общем объеме ввозимых финансовых ресурсов;

- увеличение вложений национальных компаний за рубежом в высокотехнологичные предприятия, производственная и научно-техническая база которых могла бы быть использована для выпуска готовой продукции высокого передела на базе отечественного сырья, а также модернизации аналогичных производств в России;

- укрепление международных позиций крупнейших российских корпораций и банков путем оказания им финансового содействия в покупке высокорентабельных зарубежных активов.

В международной практике выработано множество рыночных инструментов и механизмов, позволяющих государству эффективно регулировать структуру трансграничного движения капитала. К их числу относятся, прежде всего, разнообразные финансовые механизмы, предусматривающие участие государства в приоритетных международных проектах, осуществляемых внутри страны и за рубежом, в качестве гаранта, поручителя или соинвестора. Как правило, эти механизмы реализуются через специализированные финансовые институты, имеющие статус экспортно-импортных банков или корпораций (компаний) страхования экспортных кредитов. В настоящее время подобные институты действуют во всех развитых и многих развивающихся странах, включая Китай, Индию и Бразилию.

В России указанные механизмы  пока используются весьма ограниченно. Расширение практики их применения требует последовательного совершенствования правовых и институциональных механизмов государственного финансового стимулирования и поддержки импорта и экспорта капитала. В частности, было бы целесообразно внести изменения в законодательство, которые упростили бы порядок предоставления бюджетных гарантий и кредитов для организации финансирования проектов с высокой социально-экономической значимостью. Одновременно следовало бы подумать о наделении одного из действующих государственных институтов развития дополнительными функциями, которые позволили бы ему осуществлять комплексную поддержку ввоза и вывоза капитала по наиболее важным для страны направлениям. К таким функциям могли бы относиться, в частности, следующие:

- предоставление гарантий по зарубежным кредитам и займам, привлекаемым отечественными компаниями и банками для реализации проектов внутри страны и за рубежом;

- участие в софинансировании подобных проектов на кредитной или долевой основе с целью повышения интереса к ним со стороны иностранных инвесторов;

- предоставление отечественным предприятиям долгосрочных кредитов и гарантий для финансирования их прямых зарубежных инвестиций;

- страхование ПИИ национальных компаний и банков в развивающихся странах от политических рисков;

- организация совместно с отечественными и зарубежными инвесторами инвестиционных фондов, в частности венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, осуществляющих вложения внутри страны и за границей;

- соинвестирование в капитал предприятий, приобретаемых отечественным бизнесом за рубежом.

Финансирование деятельности такого института могло бы осуществляться главным образом за счет средств, привлекаемых им на внутреннем и зарубежных рынках капитала путем выпуска рублевых и валютных долговых ценных бумаг, кредитный рейтинг которых соответствовал бы суверенному рейтингу России [2, с. 3-6].

Наконец, важное значение для снижения валютно-финансовых рисков, связанных с наращиванием корпоративного внешнего долга, имели бы меры, направленные на развитие рынка международных долговых ценных бумаг (еврооблигаций и кредитных нот), номинированных в рублях. Такие бумаги эмитируются отечественными предприятиями и финансовыми организациями за пределами России в соответствии с общепризнанным иностранным правом, что повышает их надежность и привлекательность для инвесторов. Выпущенные бумаги обращаются как за рубежом, так и на отечественном рынке.

Участие России в международном  движении капиталов весьма специфично. Россия мало заметна на мировом рынке капиталов как импортер предпринимательского капитала и одновременно является важным объектом приложения ссудного капитала.

Доля России в общемировой  величине иностранных инвестиций не превышает 1%. А это свидетельствует о следующих тенденциях в привлечении иностранных инвестиций в России:

  1. Годовые объемы привлеченных иностранных инвестиций незначительны и неадекватны огромным потребностям страны и возможностям их продуктивного использования.
  2. Мизерно значение иностранных инвестиций на душу населения.
  3. В структуре иностранных инвестиций опережающими темпами растут прочие инвестиции по сравнению с прямыми и портфельными, что само по себе фактор неблагоприятный, так как преобладающие ресурсы являются возвратными и платными.
  4. В страновой структуре накопленных в РФ иностранных инвестиций лидируют США, Германия, Франция, Великобритания, Кипр, Италия. Традиционно крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику являются США, Кипр, Нидерланды, Германия и Великобритания. Наибольшие «прочие» инвестиции поступают в РФ из Германии, Гибралтара, Швейцарии, Франции, Нидерландов.
  5. Наиболее привлекательными для иностранного капитала сферами российской экономики являются финансы, черная и цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, добывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, торговля и общественное питание.

Информация о работе Участие России в международном движении капитала