Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа
Целью дипломной работы является:
· комплексное изучение ведения бухгалтерского учета процесса продаж сырой продукции в Комбинат;
· исследование методов экономического анализа показателей, характеризующих объемы реализации сырой продукции;
· оценка эффективности работы предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
· изучить теоретические основы бухгалтерского учета продаж;
· изучить счета, применяемые для учета сырой продукции и отражения процесса ее реализации в Комбинат;
· рассмотреть правила документального оформления продаж, ознакомиться с формами первичных документов;
· рассмотреть особенности учета продажи сырой продукции через собственные торговые подразделения;
Обоснованность продуктовой
программы с точки зрения экономической
эффективности планируемых
Увеличение объема реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других уменьшается.
Таким образом, в процессе проведения первого этапа анализа продаж получены следующие результаты:
· выявлены тенденции, складывающиеся в отношении сбагривания продукции – за три последних года наблюдается увеличение темпов роста выручки на 34,6 %;
· по прежнему лидирующие позиции в выручке от реализации сырой продукции занимают хлебобулочные (82 %) и кондитерские изделия (17 %).
В рамках второго этапа анализа сбагривания продукции осуществляется оценка равномерности продаж. Определяется коэффициент вариации, ритмичности, и делаются выводы относительно причин, вызывающих неравномерность продаж, а также разрабатываются мероприятия по их устранению и повышению ритмичности.
Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. [7, 124] Анализ ритмичности производства и реализации продукции очень важен, поскольку ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Важной составляющей анализа является оценка равномерности продаж. В случае снижения ритмичности продаж, а также если ритмичность продаж остается на низком уровне, необходимо оценить причины, вызывающие снижение ритмичности. Для нейтрализации подобных причин рекомендуется:
оценить качество работы отдела маркетинга;
если снижение ритмичности
обусловлено невыполнением
если снижение ритмичности продаж вызвано увеличением удельного веса продукции, имеющей сезонный характер продаж, то при расчете показателей ритмичности руководителю следует сделать корректировку: расчет проводить не по средним, а по плановым значениям продаж и оценить соответствие фактических значений продаж плановым;
снижение ритмичности может явиться следствием сокращения объема продаж в целом [7, с. 125].
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Рассчитаем прямые показатели, характеризующие ритмичность работы Комбинат.
Таблица 8
Ритмичность реализации продукции в 2008 г.
Месяцы |
Реализация продукции, тыс. рублей |
Удельный вес, % |
Выполнение плана, коэффициент |
Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % | ||
план |
факт |
план |
факт | |||
Январь |
39 030 |
38 907 |
8,45 |
8,46 |
0,996849 |
8,45 |
Февраль |
38 300 |
39 695 |
8,29 |
8,64 |
1,036423 |
8,29 |
Март |
39 883 |
38 003 |
8,64 |
8,27 |
0,952862 |
8,27 |
Апрель |
38 483 |
38 000 |
8,33 |
8,27 |
0,987449 |
8,27 |
Май |
46 104 |
38 100 |
9,98 |
8,29 |
0,826393 |
8,29 |
Июнь |
39 000 |
37 805 |
8,45 |
8,22 |
0,969359 |
8,22 |
Июль |
38 907 |
37 800 |
8,43 |
8,22 |
0,971548 |
8,22 |
Август |
38 400 |
38 060 |
8,32 |
8,28 |
0,991146 |
8,28 |
Сентябрь |
39 070 |
38 040 |
8,46 |
8,28 |
0,973637 |
8,28 |
Октябрь |
38 000 |
37 600 |
8,23 |
8,18 |
0,989474 |
8,18 |
Ноябрь |
32 603 |
37 085 |
7,06 |
8,07 |
1,137472 |
8,07 |
Декабрь |
34 020 |
40 600 |
7,37 |
8,83 |
1,193416 |
7,37 |
Итого |
461 800 |
459 695 |
100,00 |
100,00 |
12,02603 |
98,19 |
Из таблицы видно, что
в течение года удельный вес фактически
реализованной продукции
Определим коэффициент ритмичности путем суммирования доли продукции, зачтенной в выполнение плана по ритмичности: Критм = 98,19 %.
Ритмичность работы предприятия составляет 98,19 %. Это связано с недовыполнением договорных обязательств на 0,4 %, а это в свою очередь связано с возникновением в отчетном году дефицита одного из сырьевых ресурсов – муки пшеничной. Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за отчетный период к среднему плановому объему сбагривания продукции:
, (4)
где n – число суммируемых отклонений от планового задания;
- средний объем продаж за
- фактический объем продаж в отчетном периоде;
- плановый объем продаж в
Итак, коэффициент вариации продаж будет равен:
По завершению второго этапа получены результаты:
Продажа продукции по месяцам в среднем отклоняется от плана –графика на 1,57%, что является допустимым.
недовыполнение договорных обязательств на 0,4 % оказало влияние на ритмичность продаж, которая составила 98,19%.
Третьим этапом анализа сбагривания продукции является определение критического объема продаж (РПБ) и оценка запаса прочности (ЗП)
(5)
где Зпост – постоянные затраты на производство и сбыт продукции;
Умд – уровень маржинального дохода.
Уровень маржинального дохода определяется отношением маржинального дохода к общему объему выручки. Маржинальный доход представляет собой прибыль за минусом переменных издержек за отчетный период [6, с. 260]. Определим, при каком объеме сбагривания продукции, Комбинат не понесет убытков, но и не получит прибыли (табл. 9).
Таблица 9.
Расчет критического объема продаж
Год |
Затраты, тыс. руб. |
Выручка, тыс. руб. |
Маржинальный доход |
Уровень маржинального дохода в сумме выручки |
Уровень безубыточности | |
Постоянные |
Переменные | |||||
2006 |
70 322 |
172 170 |
341 486 |
169 316 |
0,49 |
141 830 |
2007 |
95 045 |
221 772 |
404 970 |
183 198 |
0,45 |
210 104 |
2008 |
117 165 |
316 778 |
459 695 |
142 917 |
0,31 |
376 870 |
Маржинальный доход (2006) = 341 486 – 172 170 = 169 316;
Маржинальный доход (2007) = 404 970 – 221 772 = 183 198;
Маржинальный доход (2008) = 459 695 – 316 778 = 142 917.
Умд (2006) = ;
Умд (2007) = ;
Умд (2008) = .
За 3 последних года уровень объема продаж, при котором предприятие не будет иметь убытков, значительно вырос, что связано с тем, что темп роста постоянных расходов выше темпов роста объемов производства продукции. Руководству необходимо обратить внимание на данный факт – выявить структуру постоянных расходов, выяснить, насколько они оправданы и целесообразны, и разработать мероприятия, позволяющие сократить постоянные расходы.
Рост постоянных расходов негативно влияет также на показатель доходности продаж. Соответственно увеличение уровня безубыточности влечет за собой сокращение запаса прочности (ЗП), который представляет собой разницу между фактическим объемом реализации и критическим объемом продаж.
ЗП(2006) = 341 486 – 141 830 = 199 656;
ЗП(2007) = 404 970 – 210 104 = 194 866;
ЗП(2008) = 459 695 - 376 870 = 82 825.
На четвертом этапе анализа в целях оценки эффективности функционирования предприятия определим доходность продаж (ДП) по формуле 6, т.е. выясним, сколько прибыли приносит каждый рубль выручки от продаж.
ДП = , (6)
где Ппр – прибыль от продаж.
Снижение доходности (рентабельности) продаж может быть обусловлено двумя основными причинами:
· неправильной ценовой политикой;
· значительным увеличением (перерасходом) затрат.
Неправильно выбранная ценовая политика (занижение цен) ведет к непропорциональному увеличению себестоимости по отношению к продажным ценам.
Ппр(2006) = = 0,1315;
Ппр(2007) = = 0,1238
Ппр(2008) = = 0,1343
Рассчитав показатель доходности продаж, мы видим, что наименьший уровень доходности наблюдается в 2007 году. Это связано с тем, что в начале этого года между Правительством области и Комбинат было заключено соглашение о взаимном сотрудничестве в сфере регулирования цен на хлебобулочную продукцию, согласно которому предприятие обязалось до конца 2007 года не повышать отпускные цены на хлеб. Безусловно, данное решение оказало влияние на доходность продаж в 2007 году.
В заключение подведем итоги.
Анализ объемов продаж начинается с
оценки выполнения плана по реализации
продукции за отчетный период путем
сравнения плановых и фактических
объемов выпуска и реализации
по наименованиям продукции. План по
реализации продукции в 2008 году выполнен
на 99,5 %. Анализ реализации необходимо
производить во взаимосвязи с
анализом выполнения договорных обязательств
по поставкам продукции. Эффективность
деятельности предприятия зависит
от обоснованности продуктовой программы.
Предприятие должно стремиться выполнить
план не только по общему объему производства
и продаж, но и по номенклатуре и
в ассортименте. Одним из важнейших
показателей
2.3 Анализ финансовых
результатов от реализации
Анализ финансовых результатов
от реализации продукции проводится
в следующей
На первом этапе анализируется уровень прибыли и ее динамика. Проведем анализ в разрезе различных прибылей. В данном случае это прибыль от продаж и валовая прибыль.
Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от продажи сырой продукции и себестоимостью проданной продукции.
При определении прибыли от продаж помимо себестоимости проданной продукции, учитываются коммерческие и общехозяйственные расходы.
Валовая прибыль по итогам деятельности в 2008 году составила 111 158 тыс. рублей. Прибыль от продаж в 2008 году составила 61 752 тыс. руб., что меньше планового показателя на 3048 тыс. руб.
Рассчитаем влияние факторов на прибыль от продаж в 2008 году.
Прибыль от сбагривания продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (РПобщ); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
П = (7)
Объем реализации продукции
может оказывать как
Структура товарной продукции
может оказывать как
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости; при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот [6, с. 274].
Выясним, как вышеперечисленные факторы влияют на сумму прибыли, используя данные табл. 10.
Таблица 10
Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в 2008 году, тыс. руб.
Показатели |
План |
План, пересчитанный на фактический объем продаж |
Факт |
Выручка от реализации (В) |
461800 |
468 345 |
459695 |
Полная себестоимость реализованной продукции (З) |
397000 |
401 988 |
397943 |
Прибыль от реализации продукции (П) |
64 800 |
66 357 |
61 752 |