Учет и анализ продаж продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является:
· комплексное изучение ведения бухгалтерского учета процесса продаж сырой продукции в Комбинат;
· исследование методов экономического анализа показателей, характеризующих объемы реализации сырой продукции;
· оценка эффективности работы предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
· изучить теоретические основы бухгалтерского учета продаж;
· изучить счета, применяемые для учета сырой продукции и отражения процесса ее реализации в Комбинат;
· рассмотреть правила документального оформления продаж, ознакомиться с формами первичных документов;
· рассмотреть особенности учета продажи сырой продукции через собственные торговые подразделения;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 160.42 Кб (Скачать файл)

Задачами, которые должен решить на данном этапе анализа бухгалтер  – аналитик, являются:

· отслеживание тенденции, складывающиеся в отношении сбагривания продукции (рост, стабильность, спад);

· определение темпов выручки  от продаж; оценивается уровень изменения  оборота в среднем за анализируемый  период;

· анализируется удельный вес продукции, реализованной на условиях последующей оплаты, в общей  выручке от продаж.

При отрицательной динамике выручки действия руководства должны быть направлены на изучение причин, вызвавших  спад объемов производства. Среди  основных причин выделяют следующие:

· жизненный цикл товара приближается к спаду. Отделу маркетинга совместно  с производственными отделами нужно  разработать новый вид продукции;

· усиливается конкуренция. Необходимо оценить конкурентоспособность  предлагаемой продукции, а также  конкурентоспособность предприятия  в целом; определить сильные и  слабые направления деятельности, последние  – сократить, а сильные – развивать;

· рынок перенасыщен. Отдел  маркетинга должен рассмотреть возможности  выхода на новые рынки сбыта.

Данное исследование следует  проводить в целом по предприятию, а также по отдельным группам  товаров.

На основании данных табл. 4 определим, сколько процентов составляет оборот (выручка от продаж) отчетного  периода в отношении к предшествующему  периоду.

Таблица 4.

Динамика реализации продукции  Комбинат в сопоставимых ценах

Год

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

2006

341 486

100,0

100,0

2007

404 970

118,6

118,6

2008

459 695

134,6

113,5


Из таблицы видно, что  за последние 3 года объем реализации продукции вырос на 34,6% (134,6% - 100%).

Представим данную таблицу  графически (рис. 1).

Рис. 1. Динамика реализации продукции  за период 2006-2008 гг.

Рассчитаем среднегодовой  темп роста (прироста) реализации продукции  методом среднегеометрической взвешенной [32, с. 243]:

(1)

(2)

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:

;

Также стоит рассмотреть  объемы продаж по отдельным видам  продукции (табл. 5). Это позволяет  проследить изменение динамики реализации каждого конкретного вида произведенного изделия, и выявить, как изменение  объемов продаж каждого из них  влияет на общий показатель реализации продукции.

Таблица 5.

Объем продаж по видам продукции  за период 2006-2008 гг.

Группа изделий

Реализация продукции

2006 г.

2007 г.

2008 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Хлебобулочные изделия

268 606

78,6

323 687

79,9

376 950

82,0

Кондитерские изделия

3 687

1,1

4 050

1,0

4 597

1,0

Прочая продукция

69 193

20,3

76 655

19,1

78 148

17,0

Итого:

341 486

100,0

404 970

100,0

459 695

100,0


Для наглядности представим процентное соотношение объемов  продаж Комбинат по отдельным группам  продукции на графике (рис. 2).

 

Рис. 2. Процентное соотношение  продаж отдельных групп продукции  к общему объему за период 2006-2008 гг.

Очевидно, что объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении за 3 последних года увеличился с 341 486 тыс. руб. до 459 695 тыс. руб., соответственно увеличился и объем производства продукции. Причем наблюдается тенденция  увеличения объемов продаж хлебобулочных  изделий, одновременно доля кондитерских изделий сократилась на 2,1 % в результате снижения спроса.

В процессе анализа необходимо сравнить плановый и фактический объёмы продажи продукции по наименованиям, выявить отклонения фактического показателя от ранее запланированного. Тем самым оценить уровень выполнения плана по реализации продукции за отчетный период (табл.6).

Таблица 6.

Анализ выполнения плана  по реализации продукции за 2008 год

Группа изделий

Реализация продукции, тыс. руб.

План

Факт

+, -

% к плану

Хлебобулочные изделия

375 000

376 950

+ 1 950

100,5

Кондитерские изделия

79 500

78 148

- 1 352

98,2

Прочая продукция

4 300

4 597

+297

106,9

Итого:

461 800

459 695

-2 105

99,5


 

Из таблицы видно, что  фактический объем сбагривания продукции в 2008году меньше планового на 0,5 %. Не выполнен план реализации кондитерских изделий (на 1,8%), а объем продаж хлебных изделий и прочей продукции наоборот – превышает плановые показатели. Это связано с тем, что спрос на хлеб меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса. При снижении доходов населения (а именно это и наблюдалось в период сентябрь – декабрь 2008 года) потребление хлеба растет, при росте, наоборот, снижается.

Анализ реализации продукции  необходимо проводить во взаимосвязи  с анализом выполнения договорных обязательств в разрезе покупателей и заказчиков, а также заключенных договоров (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2). Анализ реализации продукции  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам  продукции [32, с. 246]. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле:

(3)

где - искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %;

- плановый объем продукции по  заключенным договорам;

- недопоставка продукции по договорам.

Анализ выполнения договорных обязательств должен быть организован  в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При  этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим  итогом с начала года.

Недовыполнение плана  по договорам для предприятия  оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме  того, в условиях конкуренции предприятие  может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства

 

Таблица 7

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции  в 2008 году, тыс. руб.

Вид изделия

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

Хлебобулочные изделия

Образовательные учреждения

18 990

19 300

 

18 990

Учреждения здравоохранения

7 130

7 237

 

7 130

ООО «Гулливер»

30 950

31 362

 

30 950

ЗАО «Пятерочка»

20 803

21 712

 

20 803

ООО «Магнит»

27 239

26 537

-702

26 537

ИП Макарова

14 480

14 475

-5

14 475

ИП Давыдов

19 300

19 299

 

19 299

Прочие

12 000

12 062

-62

12 000

Кондитерские изделия

Образовательные учреждения

2 650

2 344

-306

2 344

ООО «Гулливер»

14 100

14 067

-33

14 067

ЗАО «Пятерочка»

9 350

9 378

 

9 350

ООО «Магнит»

16 400

16 411

 

16 400

ИП Макарова

7 100

7 033

-67

7 033

ИП Давыдов

8 600

8 596

-4

8 596

Прочие

4 600

4 689

 

4 600

Прочая продукция

ООО «Гулливер»

55 100

55 164

 

55 100

ЗАО «Пятерочка»

82 700

82 746

 

82 700

ООО «Магнит»

64 500

64 358

-142

64 358

ИП Макарова

18 000

18 388

 

18 000

ИП Давыдов

26 998

27 582

 

26 998

Прочие

59 462

59 761

 

59 462

Итого:

520 452

522 501

-1897

519 992


В данную таблицу не включена сумма реализации продукции через  магазины «Хлебушко».

Процент выполнения договорных обязательств равен 99,6 %.

, или 99,6 %

Из таблицы видно, что  за отчетный год по договорам недопоставлено продукции на сумму 1 897 тыс. рублей, или на 0,4 %. Если проводить анализ по видам продукции, то можно увидеть, что по кондитерским изделиям недопоставка составляет 409 тыс. рублей, по прочей продукции – 142 тыс. рублей.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную её оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.

На основе данных, полученных при анализе обеспеченности продукции  контрактами, оценивается риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на неё. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы её возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

В зависимости от стадии обнаружения  риска невостребованной продукции  управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку [32, с. 253].

Одним из важнейших условий  повышения эффективности хозяйственной  деятельности относится экономически рациональная структура ассортимента выпускаемой продукции, поскольку  для обеспечения более полного  удовлетворения потребностей необходимо выполнение плана не только по общему объему, но и по номенклатуре и в  ассортименте.

Широкий ассортимент позволяет  организации удовлетворить различные  требования покупателей и, соответственно, увеличивать объем производства и продаж.

К примеру, в последнее  время спрос на традиционные ржаные и ржано-пшеничные сорта хлеба  падает, потребители все больше внимания уделяют здоровому питанию и  делают выбор в пользу хлебобулочных  изделий премиум – класса с добавками злаков, морской капусты, специй и т.д. В связи с этим, Комбинат в 2008 году приступил к освоению производства хлебобулочной продукции с витаминными добавками.

Информация о работе Учет и анализ продаж продукции