Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа
Целью дипломной работы является:
· комплексное изучение ведения бухгалтерского учета процесса продаж сырой продукции в Комбинат;
· исследование методов экономического анализа показателей, характеризующих объемы реализации сырой продукции;
· оценка эффективности работы предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
· изучить теоретические основы бухгалтерского учета продаж;
· изучить счета, применяемые для учета сырой продукции и отражения процесса ее реализации в Комбинат;
· рассмотреть правила документального оформления продаж, ознакомиться с формами первичных документов;
· рассмотреть особенности учета продажи сырой продукции через собственные торговые подразделения;
Задачами, которые должен решить на данном этапе анализа бухгалтер – аналитик, являются:
· отслеживание тенденции, складывающиеся в отношении сбагривания продукции (рост, стабильность, спад);
· определение темпов выручки от продаж; оценивается уровень изменения оборота в среднем за анализируемый период;
· анализируется удельный вес продукции, реализованной на условиях последующей оплаты, в общей выручке от продаж.
При отрицательной динамике выручки действия руководства должны быть направлены на изучение причин, вызвавших спад объемов производства. Среди основных причин выделяют следующие:
· жизненный цикл товара приближается
к спаду. Отделу маркетинга совместно
с производственными отделами нужно
разработать новый вид
· усиливается конкуренция.
Необходимо оценить конкурентоспособность
предлагаемой продукции, а также
конкурентоспособность
· рынок перенасыщен. Отдел маркетинга должен рассмотреть возможности выхода на новые рынки сбыта.
Данное исследование следует проводить в целом по предприятию, а также по отдельным группам товаров.
На основании данных табл.
4 определим, сколько процентов составляет
оборот (выручка от продаж) отчетного
периода в отношении к
Таблица 4.
Динамика реализации продукции Комбинат в сопоставимых ценах
Год |
Объем реализации, тыс. руб. |
Темпы роста, % | |
базисные |
цепные | ||
2006 |
341 486 |
100,0 |
100,0 |
2007 |
404 970 |
118,6 |
118,6 |
2008 |
459 695 |
134,6 |
113,5 |
Из таблицы видно, что за последние 3 года объем реализации продукции вырос на 34,6% (134,6% - 100%).
Представим данную таблицу графически (рис. 1).
Рис. 1. Динамика реализации продукции за период 2006-2008 гг.
Рассчитаем среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции методом среднегеометрической взвешенной [32, с. 243]:
(1)
(2)
Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:
;
Также стоит рассмотреть объемы продаж по отдельным видам продукции (табл. 5). Это позволяет проследить изменение динамики реализации каждого конкретного вида произведенного изделия, и выявить, как изменение объемов продаж каждого из них влияет на общий показатель реализации продукции.
Таблица 5.
Объем продаж по видам продукции за период 2006-2008 гг.
Группа изделий |
Реализация продукции | |||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | ||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Хлебобулочные изделия |
268 606 |
78,6 |
323 687 |
79,9 |
376 950 |
82,0 |
Кондитерские изделия |
3 687 |
1,1 |
4 050 |
1,0 |
4 597 |
1,0 |
Прочая продукция |
69 193 |
20,3 |
76 655 |
19,1 |
78 148 |
17,0 |
Итого: |
341 486 |
100,0 |
404 970 |
100,0 |
459 695 |
100,0 |
Для наглядности представим процентное соотношение объемов продаж Комбинат по отдельным группам продукции на графике (рис. 2).
Рис. 2. Процентное соотношение продаж отдельных групп продукции к общему объему за период 2006-2008 гг.
Очевидно, что объем продаж
выпускаемой продукции в
В процессе анализа необходимо сравнить плановый и фактический объёмы продажи продукции по наименованиям, выявить отклонения фактического показателя от ранее запланированного. Тем самым оценить уровень выполнения плана по реализации продукции за отчетный период (табл.6).
Таблица 6.
Анализ выполнения плана по реализации продукции за 2008 год
Группа изделий |
Реализация продукции, тыс. руб. | |||
План |
Факт |
+, - |
% к плану | |
Хлебобулочные изделия |
375 000 |
376 950 |
+ 1 950 |
100,5 |
Кондитерские изделия |
79 500 |
78 148 |
- 1 352 |
98,2 |
Прочая продукция |
4 300 |
4 597 |
+297 |
106,9 |
Итого: |
461 800 |
459 695 |
-2 105 |
99,5 |
Из таблицы видно, что фактический объем сбагривания продукции в 2008году меньше планового на 0,5 %. Не выполнен план реализации кондитерских изделий (на 1,8%), а объем продаж хлебных изделий и прочей продукции наоборот – превышает плановые показатели. Это связано с тем, что спрос на хлеб меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса. При снижении доходов населения (а именно это и наблюдалось в период сентябрь – декабрь 2008 года) потребление хлеба растет, при росте, наоборот, снижается.
Анализ реализации продукции
необходимо проводить во взаимосвязи
с анализом выполнения договорных обязательств
в разрезе покупателей и
(3)
где - искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %;
- плановый объем продукции по заключенным договорам;
- недопоставка продукции по
Анализ выполнения договорных обязательств должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
Недовыполнение плана
по договорам для предприятия
оборачивается уменьшением
Таблица 7
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции в 2008 году, тыс. руб.
Вид изделия |
Потребитель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
Хлебобулочные изделия |
Образовательные учреждения |
18 990 |
19 300 |
18 990 | |
Учреждения здравоохранения |
7 130 |
7 237 |
7 130 | ||
ООО «Гулливер» |
30 950 |
31 362 |
30 950 | ||
ЗАО «Пятерочка» |
20 803 |
21 712 |
20 803 | ||
ООО «Магнит» |
27 239 |
26 537 |
-702 |
26 537 | |
ИП Макарова |
14 480 |
14 475 |
-5 |
14 475 | |
ИП Давыдов |
19 300 |
19 299 |
19 299 | ||
Прочие |
12 000 |
12 062 |
-62 |
12 000 | |
Кондитерские изделия |
Образовательные учреждения |
2 650 |
2 344 |
-306 |
2 344 |
ООО «Гулливер» |
14 100 |
14 067 |
-33 |
14 067 | |
ЗАО «Пятерочка» |
9 350 |
9 378 |
9 350 | ||
ООО «Магнит» |
16 400 |
16 411 |
16 400 | ||
ИП Макарова |
7 100 |
7 033 |
-67 |
7 033 | |
ИП Давыдов |
8 600 |
8 596 |
-4 |
8 596 | |
Прочие |
4 600 |
4 689 |
4 600 | ||
Прочая продукция |
ООО «Гулливер» |
55 100 |
55 164 |
55 100 | |
ЗАО «Пятерочка» |
82 700 |
82 746 |
82 700 | ||
ООО «Магнит» |
64 500 |
64 358 |
-142 |
64 358 | |
ИП Макарова |
18 000 |
18 388 |
18 000 | ||
ИП Давыдов |
26 998 |
27 582 |
26 998 | ||
Прочие |
59 462 |
59 761 |
59 462 | ||
Итого: |
520 452 |
522 501 |
-1897 |
519 992 |
В данную таблицу не включена сумма реализации продукции через магазины «Хлебушко».
Процент выполнения договорных обязательств равен 99,6 %.
, или 99,6 %
Из таблицы видно, что за отчетный год по договорам недопоставлено продукции на сумму 1 897 тыс. рублей, или на 0,4 %. Если проводить анализ по видам продукции, то можно увидеть, что по кондитерским изделиям недопоставка составляет 409 тыс. рублей, по прочей продукции – 142 тыс. рублей.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную её оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.
На основе данных, полученных при анализе обеспеченности продукции контрактами, оценивается риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на неё. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы её возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку [32, с. 253].
Одним из важнейших условий
повышения эффективности
Широкий ассортимент позволяет
организации удовлетворить
К примеру, в последнее время спрос на традиционные ржаные и ржано-пшеничные сорта хлеба падает, потребители все больше внимания уделяют здоровому питанию и делают выбор в пользу хлебобулочных изделий премиум – класса с добавками злаков, морской капусты, специй и т.д. В связи с этим, Комбинат в 2008 году приступил к освоению производства хлебобулочной продукции с витаминными добавками.