Управление качеством в отрасли вторичной обработки сырья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование управления качеством в отрасли вторичной переработки сырья.
Задачи исследования:
• рассмотреть особенности российского рынка вторичных ресурсов и дать ему оценку;
• проанализировать нормативную документацию, регулирующую рынок вторичного сырья России;

Содержание работы

Введение 6
1. Теоретические аспекты управления качеством отрасли переработки вторичного сырья 9
1.1 Характеристика российского рынка вторичных ресурсов 9
1.2 Анализ действующей в России нормативной документации, регулирующей рынок вторичного сырья 16
1.3 Средства и методы контроля качества продукции предприятий вторичной переработки сырья 22
2. Анализ управления качеством в ООО УК «МВС» 25
2.1 Характеристика выпускаемой продукции ООО УК «МВС» 25
2.2 Исследование системы управления качеством предприятия 28
2.3 Методы контроля выпускаемой продукции предприятия 34
3. Совершенствование деятельности в области управления качеством при переработке вторичного сырья в ООО УК «МВС» 43
Заключение 50
Список используемых источников 52
Приложение А 54
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г 57

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 105.06 Кб (Скачать файл)

По оценкам ФГУ НИЦПУРО РФ, вторичные материальные ресурсы в виде промышленных отходов были воспроизведены в расчете на 2010 г. в количестве 2,7–3,4 млрд т. Более 90% из них составляют отходы добычи и обогащения полезных ископаемых.(Приложение А)

Сегодня использование вторичных ресурсов в Российской Федерации осуществляется практически во всех отраслях промышленности. Однако масштабы и уровень использования характеризуются значительной неравномерностью и зависят, в первую очередь, от ресурсной ценности отходов, от экологической ситуации, возникающей в связи с обращением с ними как с загрязнителями окружающей среды, и, самое главное, от складывающихся экономических условий, определяющих рентабельность каждого конкретного вида производства, использующего отходы.

Традиционные виды вторичного сырья, такие как лом и отходы металлов, высококачественные отходы полимеров, текстиля, макулатуры, характеризуются  высоким уровнем переработки. Сложные  многокомпонентные отходы, а также  загрязненные отходы, практически не перерабатываются (смешанные и загрязненные нефтепродукты, изношенные шины, отходы упаковки из ламинированной бумаги и т.д.).

Наиболее высокими показателями использования отходов в качестве вторичного сырья в промышленных масштабах характеризуется черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов. (Таблица 1). Полностью или почти полностью из вторичного сырья изготавливаются отдельные виды бумаги и картона, изделия широкого хозяйственного потребления из полиэтилена (ящики, ведра, поливочные шланги, пленка и т.д.).

Таблица 1.1. - Оценка доли вторичного сырья в производстве важнейших видов промышленной продукции

 

Вторичное сырье 

 

Доля вторичного сырья в производстве продукции, %

Картонно-бумажная продукция

Макулатура

18,0

Сталь

Лом черных металлов

27,0

Продукция из термопластичных  полимеров

Дробленка, агломерат, гранулят из отходов термопласта

4,2

Резинотехнические изделия

Крошка резиновая, регенерат

3–4


 

Продолжение таблицы 1.1

Нерудные строительные материалы (щебень, гравий, песок)

Отходы добычи и обогащения, шлаки металлургические, золы и шлаки  ТЭС

3–4


 

В России средний уровень  использования вторичного сырья  можно оценить примерно в 1/3, что  в 2–2,5 раза ниже, чем в более развитых странах. При этом уровень переработки  ТБО 1в качестве вторичного сырья в среднем не превышает 4–5%. В результате имеют место значительные потери материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, содержащихся в отходах, и одновременно продолжается интенсивное накопление неиспользуемых отходов в окружающей среде со скоростью 2–2,5 млрд. т./год, что составляет примерно 60–70% от количества их образования за год.

Проблема осложняется  тем, что в обозримом будущем  не существует предпосылок для существенного  сокращения образования отходов. Количество отходов производства будет увеличиваться  и далее из-за роста объема промышленного  производства на фоне сохранения и  даже снижения концентрации полезных ископаемых в извлекаемом из недр сырье.

Основными факторами недостаточного уровня хозяйственного использования отходов как вторичных материальных ресурсов в России являются:

  1. Отсутствие в сложившихся экономических условиях необходимых стимулов для организации сбора и переработки большей массы вторичных ресурсов (в общей массе для 2/3 от ежегодно образующихся ресурсов), что определяется, главным образом, высоким уровнем затрат на сбор и подготовку многих видов отходов к использованию в качестве вторичного сырья, что не обеспечивает приемлемой для предпринимателей рентабельности их переработки.

Высокий уровень затрат на сбор и переработку значительной части отходов потребления обусловлен:

  • необходимостью создания специальной производственной инфраструктуры из пунктов сбора вторичного сырья и производственно-заготовительных предприятий;
  • необходимостью сортировки и дезагрегации сложных отходов потребления на отдельные компоненты по видам материала, а также их чистки, мойки и дезинфекции, проверки на наличие радиоактивных и других опасных материалов;
  • значительными затратами энергии на дробление отходов и выпуск из них вторичного сырья или полуфабрикатов, пригодных для использования в промышленности в качестве основного сырья или добавки;
  • снижением в ряде случаев производительности производственного оборудования из-за наличия в перерабатываемых отходах примесей и мусора (в особой мере это относится к переработке полимерных отходов).

Определенное сдерживающее воздействие на использование отходов  как вторичных ресурсов оказывает также высокая обеспеченность промышленности России сырьевыми ресурсами и их доступность на фоне высоких мировых цен на основные виды сырья и топливно-энергетические ресурсы.

2.     Отсутствие нормативно-правовой базы обращения с отходами как с вторичными материальными ресурсами выражается, прежде всего, в отсутствии законодательных положений, регламентирующих систему ответственности хозяйствующих субъектов и всего общества в целом за сбор и использование отходов как ВР.

Система сертификации вторичного сырья из отходов производства и  потребления, по существу, отсутствует. В особой мере это актуально применительно  к полимерному сырью, поскольку  наличие в нем даже небольших примесей и мусора значительно снижает качество продукции и производительность оборудования. Отсутствует государственная система маркировки полимерных материалов на деталях промышленной продукции, изготовленных из различных пластмасс, что затрудняет идентификацию полимерных отходов при их сортировке.

3.   Несовершенство инструментов государственного регулирования предпринимательской и природоохранной деятельности применительно к сфере использования отходов в хозяйственных целях, которые предназначены для применения лишь в целях обеспечения предотвращения загрязнения окружающей среды и не предусматривают регулирования обращения с отходами как с ВР.

  1.     Несовершенство организационного обеспечения сбора отходов для использования в качестве вторичных материальных ресурсов заключается:
  • в отсутствии федерального органа, в функции которого входила бы задача координации деятельности по сбору и использованию ВР в промышленности, что сдерживает разработку и принятие более совершенных мер государственного регулирования в этой области;
  • в отсутствии в системе жилкоммунхоза, осуществляющей сбор и удаление твердых коммунальных отходов, производственной инфраструктуры по селективному сбору отходов для использования в качестве вторичного сырья;
  • в несовершенстве системы ответственности субъектов хозяйственной деятельности и органов административного управления за сбор и переработку ВР.
  1.     Ограниченность информационного обеспечения органов государственного управления и субъектов рынка вторичного сырья по показателям образования и использования вторичных ресурсов, а также по технологиям их переработки и использования, выражается в несовершенстве государственной статистической отчетности, а также в неразвитости информационной инфраструктуры обслуживания предпринимательской деятельности в этой области и в целом рынка вторичного сырья.

Таким образом, рассмотрев особенности  российского рынка вторичных  ресурсов, выяснили, что недостаточный уровень использования вторичных ресурсов обусловлен, главным образом, не технологическими факторами, а несовершенством институциональных основ в этой области, в частности несовершенством нормативно-правового обеспечения сбора и переработки отходов.

 

    1. Анализ действующей в России нормативной документации, регулирующий рынок вторичного сырья

 

К настоящему времени на федеральном уровне создана нормативная  правовая база, регламентирующая оборот лома цветных и черных  металлов и деятельность упомянутых четырех  категорий участников рынка. Она  включает в себя:

- Гражданский кодекс РФ;

- Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;

- Федеральный закон «О лицензировании отдельный видов деятельности»;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- нормативные правовые акты, принятые Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон №89-ФЗ от 29 декабря 2000 года "Об отходах  производства и потребления" определяет цели и основные принципы государственной  политики в области обращения  с отходами. Этот Закон не рассматривает  отходы как вторичные материальные ресурсы. Согласно ст.13, организация  раздельного сбора отходов возложена  на местные органы самоуправления. Законом регламентируются также  правовые основы определения отходов  как права собственности, нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля.

Федеральный закон №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов  деятельности" от 8 августа 2001 года, согласно статье 17, лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

- деятельность по обращению  с опасными отходами;

- заготовка, переработка  и реализация лома цветных  металлов;

- заготовка, переработка  и реализация лома черных металлов.

Федеральный Закон №96-ФЗ от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха», регламентирует требования к предотвращению вредного воздействия  на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18).

Земельный Кодекс РФ в статье 13 обязывает землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

Федеральный закон №52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регламентирует санитарные требования (ст.22) к порядку, условиям и способам сбора, использования, обезвреживания, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, которые также  должны устанавливаться местными органами самоуправления и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанного порядка санитарным правилам.

Федеральный закон №154-ФЗ от 28 августа 1995 года "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.6 п.17) к вопросам местного значения относит  организацию утилизации и переработки  бытовых отходов.

Согласно Федеральному закону №184-ФЗ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 года технический регламент  устанавливает минимальные требования, обеспечивающие безопасность продукции  или технологического процесса, обязательные к выполнению. Закон отменяет обязательный характер применения государственных стандартов (ст.12, 15). Технический регламент вводиться в действие законом. Согласно ст.17, любая организация может разработать и применять собственный стандарт, а также разработать и зарегистрировать собственную систему сертификации.

Экологические требования в  области обращения с отходами регламентируются также в «Водном  кодексе Российской Федерации», «Лесном  кодексе Российской Федерации», Уголовном  кодексе Российской Федерации.

Для предприятий, осуществляющих заготовку, переработку и реализацию лома и отходов черных и цветных  металлов, имеющих соответствующую  лицензию, введена форма федерального государственного статистического  наблюдения № 14-МЕТ (лом) (Постановление  Госкомстата России №32 от 31 января 2003 года). Форма №14-МЕТ (лом) распространяется только на лицензиатов и не охватывает оптовых торговцев. Форма не учитывает  количество заготовленного бросового  лома (только купленного или переданного  в качестве давальческого сырья).

Учет образования и  использования отходов носит  обязательный характер, однако, перечень предприятий, осуществляющих такой  учет, определяется местными органами управления МПР России.

Постановление Правительства  РФ № 461 от 16.06.2000 г. "О правилах разработки и утверждения нормативов образования  отходов и лимитов на их размещение" регламентирует требования к установлению лимитов на размещение отходов, в  том числе порядок предоставления документации, обосновывающей лимиты на размещение, а также установление нормативов образования отходов  производства и потребления.

Информация о работе Управление качеством в отрасли вторичной обработки сырья