Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:14, контрольная работа
Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Введение________________________________________________________3
1. Организация процесса управления качеством на предприятии______5
1.1. Качество продукции____________________________________5
1.2. Категории управления качеством продукции_______________11
1.3. Органы управления качеством продукции__________________14
2. Стандартизация в системе управления качеством на предприятии___18
2.1.Обеспечение качества продукции___________________________19
2.1.1. Понятие качества изделия, основные показатели качества___19
2.1.2. Обеспечение качества изделий на различных стадиях их жизненного цикла_________________________________21
2.2. Организация службы контроля качества на предприятии_______24
3. Национальные премии по качеству_____________________________28
3.1. Качество требует признания______________________________28
3.2. Организационные основы конкурсов качества_______________29
3.3. Краткая характеристика мировых премий качества___________32
3.4 Премии качества как стратегия совершенствования___________35
Заключение______________________________________________________38
Список используемой литературы___________________________________39
Обрамляющие прямоугольник
более многочисленны. Сюда относятся:
• характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность
• продолжительность;
• климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
• интерьер и производственный дизайн;
• характер материальных и моральных стимулов;
• морально–психологический климат в производственном коллективе;
• формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
• состояние социально-материальной среды работающих.
Реально изменяют свойства
уровня качества средства производства и труд. На их возможностях
сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает,
что такое деление, такой подход позволяет, не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.
При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.
1.2. Категории управления качеством продукции
Для эффективной организации управления качеством продукции
необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.
В отношении управления
минимум следующие категории:
Объект управления – качество продукции. Иногда в качестве объекта
выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.
Цель управления – уровень
и состояние качества
экономических
интересов производителя и
безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.
Субъект управления –
призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
Методы и средства управления – способы, которыми органы управления
воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
Управление качеством использует следующие четыре типа методов:
1) экономические методы, обеспечивающие создание экономических
условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских,
технологических и других организаций изучать запросы потребителей,
создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти
потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила
ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за
несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила
возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему
некачественной продукции;
2) методы материального
стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции ( к числу этих методов относятся: создание систем премирования за
высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с
другой – взыскание за причиненный ущерб от ее некачественности;
3) организационно –
посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний
руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;
4) воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.
Выбор методов управления
эффективного сочетания – один из самых творческих моментов в создании
систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей,
участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на
мобилизацию человеческого фактора.
Средства управления –
средства связи, словом, все то, что используют органы и лица, управляющие
выполнением специальных функций в системах управления качеством. В состав средств управления качеством продукции также включаются:
• банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;
• метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений;
• государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
• государственная служба стандартных справочных данных о свойствах
• веществ и материалов (ГССД).
Управленческие отношения, то
есть отношения субординации
(подчинения) и координации (сотрудничества)
Отношения субординации обычно характеризуются вертикальными связями от руководителя к подчиненным. Содержание этих отношений определяется степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством продукции. На уровне предприятия отношения субординации по управлению качеством определяется производственной структурой предприятия и структурой действующей системы управления качеством. Управленческие отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиальности, активности членов трудового коллектива, на экономических, моральных и материальных стимулах.
Отношения координации
1.3. Органы управления качеством продукции.
При определении органов управления качеством продукции нужно исходить из того, что управление качеством – органическая составная часть общего управления производством, одна из его ветвей, одна из его функций. В силу этого оно не может противостоять ему. Поэтому, как правило, управление качеством развивается и выполняется в рамках действующего аппарата управления и заключается в более четкой и хорошо организованной деятельности по выявлению потребностей, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции.
На уровне предприятия
способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач
управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается
специализированный орган – отдел управления качеством.
Второй предполагает в
функции координации и создание специального органа – отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.
Каждый из этих двух вариантов имеет свои преимущества и свои
недостатки.
Так, преимущества первого варианта заключается в том, что все
участники производственного процесса несут ответственность за качество. Не возникает чувства того, что кто-то за них несет эту ответственность и
должен решать все вопросы, связанные с качеством. Недостаток состоит в том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационных и методических вопросов общего характера.
Второй вариант лишен
предприятия нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны решать все проблемы, связанные с качеством.
В любом варианте общее руководство системой управления качеством
должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю
деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
Общие принципы управления (цикл Деминга)
Комплексная система управления качеством продукции – это применение
статистических методов на всех этапах производства, которая в наивысшей
степени способствует экономичному производству продукции. УКП, развиваясь циклически, проходит через определенные этапы. Этот цикл называется циклом Деминга, а его реализация - оборотом цикла Деминга.
Понятие цикла Деминга не ограничивается только контролем качества
изделий, его можно распространить на все управление производством. А
именно, управление любыми процессами, включая управление качеством продукции, можно рассматривать как последовательность прохождения следующих важных этапов:
1. План (PLAN)
2. Реализация (DO)
3. Проверка (CHECK)
4. Исправление (ACTION)
Цикл PDCA обеспечивает качественный рост услуг, управления и контроля. Цикл Деминга всегда имеет не один, а несколько оборотов. Реализация этого цикла группой специалистов обеспечит повышение качества продукции. При умелой реализации цикла Деминга на предприятии можно ожидать наибольшей эффективности их работы при минимальных затратах.
Управление следует организовать на основе шести комплексов
мероприятий, которые доказали свою эффективность.
1. P: (PLAN)
• Определение целей и задач.
• Определение способов (путей стратегий) достижений целей. План
• мероприятий.
• Обучение и подготовка кадров.
2. D: (DO)
• Выполнение работ.
3. C: (CHECK)
• Проверка результатов выполнения работ.
4. A: (ACTION)
• Осуществление соответствующих управляющих воздействий.
Проблема обеспечения качества возникла не сегодня. Она так же стара, как сам человек. Во все времена, начиная с древнейших, осознание необходимости обеспечения качества было высоким в тех случаях, когда надо было гарантировать надежность и безопасность сооружений, транспортных средств и т. п. Мощным импульсом для работ по обеспечению качества в современных условиях стали требования военной промышленности, а затем требования, предъявляемые к космической технике и атомным электростанциям, и наконец, требования, обусловленные необходимостью охраны окружающей среды.
Как свидетельствует мировой опыт, обеспечение качества всегда было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходится сталкиваться при производстве продукции и предоставлении услуг. Одним из наиболее эффективных путей решения этой задачи является применение международных стандартов ИСО серии 9000.
Применение
стандартов ИСО промышленными компаниями
становится обычным делом и уже
не расценивается в мировой
Стандарты ИСО 9000 периодически пересматриваются. После первого выпуска в 1987 году и переиздания в 1994 году подготовлена новая редакция стандартов выпуска 2000 года.
На первый взгляд, при наличии стандартов ИСО 9000 создание системы качества не должно вызывать особых трудностей. Казалось бы, достаточно взять из стандартов рекомендуемые элементы, поручить их выполнение конкретным подразделениям, разработать необходимые нормативные документы — и система готова к работе. И такой сугубо формальный подход действительно часто встречается как при разработке систем качества на предприятиях, так и при их оценке внешними аудиторами. К сожалению, такой подход, как правило, приводит к загрузке персонала ненужными обязанностями и к излишней бюрократизации в работе по качеству. В этом случае система качества тратит слишком много средств на самообслуживание в ущерб содержательной деятельности по обеспечению качества, для чего она, собственно, и была создана.