Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:14, контрольная работа
Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Введение________________________________________________________3
1. Организация процесса управления качеством на предприятии______5
1.1. Качество продукции____________________________________5
1.2. Категории управления качеством продукции_______________11
1.3. Органы управления качеством продукции__________________14
2. Стандартизация в системе управления качеством на предприятии___18
2.1.Обеспечение качества продукции___________________________19
2.1.1. Понятие качества изделия, основные показатели качества___19
2.1.2. Обеспечение качества изделий на различных стадиях их жизненного цикла_________________________________21
2.2. Организация службы контроля качества на предприятии_______24
3. Национальные премии по качеству_____________________________28
3.1. Качество требует признания______________________________28
3.2. Организационные основы конкурсов качества_______________29
3.3. Краткая характеристика мировых премий качества___________32
3.4 Премии качества как стратегия совершенствования___________35
Заключение______________________________________________________38
Список используемой литературы___________________________________39
Структура конкурсов на соискание премий качества приблизительно одинакова и включает следующие основные этапы:
1). Подготовку
отчета о деятельности
2). Анализ и оценку отчетов экспертами премии качества;
3). Определение лучших компаний по итогам оценки отчетов;
4). Обследование и оценку лучших компаний на местах;
5). Определение победителей конкурса;
6). Оглашение
результатов и награждение
Порядок проведения конкурса на соискание премии Правительства РФ в области качества отражает рис. 1.1
Рис. 1. Порядок проведения конкурса на соискание премии Правительства РФ в области качества
Эксперты премий оценивают, во-первых, используемые конкурсантом подходы, методы. Во-вторых, как эти подходы внедряются. И наконец, как заявленные инициативы влияют на получаемые результаты. Так, эксперты Российской премии качества рассматривают отчеты по самооценке, руководствуясь следующими показателями: совершенство подхода, полнота подхода, оценка и пересмотр подхода, достижения и полнота охвата.
Один из важнейших элементов оценочного процесса, благодаря которому многие организации принимают решение об участии в конкурсе, — экспертное заключение. Это независимый отчет, в котором оценивается текущее состояние компании, анализируются достигнутые результаты, указываются области, где необходимы первоочередные улучшения, даются рекомендации по совершенствованию деятельности. Кроме того, экспертное заключение содержит балльную оценку по каждой категории, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с эталонным и с уровнем победителей, а также проследить динамику улучшений относительно прошлых показателей.
Далее рассмотрим известные мировые премии в области качества, модели которых широко используются как инструменты повышения конкурентоспособности: премия Деминга — престижная награда для организаций, исповедующих принципы всеобщего управления на основе качества (Total Quality Management — TQM), успешно разрабатывающих и применяющих методы контроля и управления качеством; премия Болдриджа, критерии которой сформировали философию мирового бизнеса последних лет; Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством; Японская премия качества как один из ярких примеров применения критериев Болдриджа для разработки национальной программы качества и вовлечения большого числа компаний в процесс совершенствования на основе самооценки; Российская премия качества, учрежденная Правительством РФ с целью повысить конкурентоспособность российского бизнеса.
3.3. Краткая характеристика мировых премий качества
В основе качества продукции лежит качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, т.е. такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы», — такова основная идея лекций профессора Эдварда Деминга — американца, приглашенного в 1950 году выступить перед ведущими промышленниками Японии. В 1951 году Японский союз ученых и инженеров (Union of Japanese Scientists and Engineers — JUSE) в знак благодарности доктору Демингу за разработку программы восстановления японской промышленности и развитие идей качества в Японии, учредил престижную ежегодную премию его имени — премию Деминга (Deming Prize). Премия Деминга является первой и по сегодняшний день одной из самых престижных и уважаемых наград в области качества. Премия Деминга призвана распространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии TQM. Эксперты премии Деминга ежегодно определяют, насколько успешно компании применяют принципы и методы TQM, оценивая деятельность по обеспечению качества, построению систем внутриорганизационного контроля компании с применением статистических методов контроля качества и организации «кружков качества», а также достигнутые результаты: улучшение качества продуктов и услуг, повышение производительности, снижение издержек, увеличение продаж, рост прибыли.
Премия Деминга оказала огромное влияние на развитие управления качеством в Японии и многих других странах, особенно Юго-Восточной Азии. Компании-соискатели постоянно находятся в поиске новых подходов к управлению качеством.
Среди лауреатов премии Деминга более чем за 50 лет ее существования можно встретить практически все ведущие компании Японии. В разные годы и зачастую неоднократно, награды Деминга удостаивались Hitachi, Nissan Motor, Toyota, Mitsubishi, Fuji-Xerox, NEC и многие другие.
20 августа 1987
года президент Рональд Рейган
подписал Закон 100-107, учреждающий
премию качества Малколма
За годы своего существования премия Болдриджа выросла из конкурса в принципиально новый подход к управлению организацией. «Философия Болдриджа, устанавливающая фокус на потребителя, развитие партнерства, стратегическое планирование и расширение возможностей работников, — определяет ключевые элементы мирового бизнеса. Фактически премия Болдриджа доказала, что является наиболее эффективным инструментом в оценке и управлении улучшениями в глобальной модели бизнеса». Ежегодно с 1988 года премия Болдриджа вручается по трем основным категориям: промышленное производство, сфера услуг, малый бизнес. В 1999 году к этим трем базовым категориям были добавлены категории для некоммерческого сектора: образование, здравоохранение.
В числе 46 компаний, получивших премию Болдриджа — Xerox, Motorola, Boeing, IBM, Cadillac Motor, FedEx. Дважды лауреатами становились Solectron Corp. и сеть отелей Ritz-Carlton Hotel. В категориях образования и здравоохранения первые премии получили Chugach School District; Pearl River School District; University of Wisconsin-Stout.
Премия Правительства РФ в области качества вручается с 1997 года. В основе российской премии лежат модель и критерии Европейской премии качества. Организаторы, Госстандарт России и ВНИИС считают основной задачей конкурса — вывести качество менеджмента на принципиально новый, более высокий и современный уровень, что позволило бы российским предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке.
Начиная с 2002 года премия присуждается по двум категориям организаций, в зависимости от их численности:
- не более 250 человек;
- свыше 250 человек.
За годы
проведения конкурса было
По принципу Российской премии качества во многих регионах России появляются городские и региональные премии по качеству, которые не только являются плацдармом для участия в национальном конкурсе, но и стимулируют работу по повышению качества и конкурентоспособности бизнеса, освоению современных эффективных методов управления качеством в российских компаниях.
3.4. Премии качества как стратегия совершенствования
Для большинства организаций, участвующих в конкурсах качества, получение самой премии не является первоочередной задачей или самоцелью. Премии качества - это прежде всего модели совершенствования бизнеса, которые позволяют руководителям структурировать и систематизировать работу внутри компании и начать процесс совершенствования. Сегодня многие западные компании на базе моделей премий качества выстраивают стратегию управления компанией, нацеленную на постоянное совершенствование бизнеса.
Популярность премий качества как моделей совершенствования неуклонно растет. В США со дня вручения первой премии Болдриджа в 1988г. разошлось более 2 млн. копий "Руководства" по применению критериев Болдриджа. По данным Европейского фонда управления качеством, модель совершенствования EFQM используют более 20 тыс. различных компаний Европы - в их числе 15 из 25 крупнейших компаний Евросоюза и 9 из 13 компаний ЕС, входящих в 50 ведущих компаний мира.
- Модели и критерии премий качества
Что же представляет собой модель премии? Как правило, модель - это набор оценочных критериев, имеющих внутренние взаимосвязи и объединенных графической схемой. Например, критерии и модель премии Правительства РФ в области качества соответствуют Европейской премии качества, где критерии разбиты на две группы: "Возможности" и "Результаты". Группа "Возможности" включает в себя: 1) лидерство, 2) политику и стратегию, 3) людей, 4) партнерство и ресурсы, 5) процессы организацией. Группа "Результаты" включает: 6) удовлетворение потребителей, 7) удовлетворение персонала, 8) влияние на общество, 9) ключевые результаты деятельности.
Содержание критериев и принципы построения модели той или иной премии - это философия бизнеса организаций, участвующих в конкурсе или использующих модель премии как инструмент управления и совершенствования.
Построение системы управления на базе модели премии предполагает стремление максимально соответствовать ее критериям. Для того чтобы процесс совершенствования был представлен более наглядно, каждый критерий имеет числовое выражение и весовое содержание в общей организационной оценке (составляющей, как правило, 1000 баллов). Например, критерий лидерства составляет соответственно: Премия Болдриджа и Японская премия качества - 120 баллов (12%), Европейская и Российская премии - 100 баллов (10%). Больший или меньший вес в общей оценке свидетельствует о важности критерия для системы управления, по мнению разработчиков модели.
- Самооценка и бенчмаркинг на базе премий
Одна из основных целей не только победителей, но и всех участников конкурса - освоение метода самооценки организации на соответствие критериям премии. И даже не участвуя в конкурсе, любая организация - на каком бы уровне развития она ни находилась - может применять модель премии для самооценки. Это позволит систематизировать и структурировать систему управления, проанализировать бизнес-процесс и выявить области для первоочередных улучшений.
Постоянная самооценка позволяет проследить динамику улучшений и привить идеологию постоянного совершенствования в организации. Руководители компании Calsonic Harrison, лауреата Японской премии качества 2002г., связывают свои успехи в деле улучшения качества именно с самооценкой: "Работа компании по повышению качества менеджмента началась с семинаров экспертов по самооценке. С 2000г. работники проводят внутреннюю самооценку каждого этапа бизнес-процесса и готовят доклады по качеству. В результате мы стали победителями региональных конкурсов качества в 2000 и 2002 гг. и в 2002г. были удостоены Японской премии качества".
Российские компании также берут на вооружение метод самооценки по критериям премии. В самооценке заложено одно из главных свойств премий качества, которое делает их не просто знаком признания заслуг, а процедурой, помогающей организации определить свои достижения и недостатки, свои шансы на успех или задачи на будущее.
Еще одна возможность совершенствования, которую предоставляют премии качества, - бенчмаркинг, или эталонное сопоставление.
Компании-лауреаты конкурсов на соискание премий качества получают национальное признание, а их бизнес-процессы становятся эталонными и рассматриваются другими компаниями в качестве объектов для проведения бенчмаркинга. Многие компании обращают внимание на бенчмаркинг именно благодаря премиям качества. Эталонное сопоставление с ведущими организациями в рамках, определенных концепцией и критериями той или иной модели, может стать отличной стратегией непрерывного совершенствования, поэтому бенчмаркинг становится неотъемлемой частью премий качества. Термин "эталонные значения" был введен в "Руководство" премии Болдриджа в 1991г. Европейская премия качества проповедует бенчмаркинг с 1992г. Одна из целей учреждения Японской премии качества - сделать японские компании более открытыми для сотрудничества как внутри страны, так и в международном масштабе, в первую очередь посредством бенчмаркинга.
Показательным примером развития бенчмаркинга под эгидой премии в области качества является опыт Европейского фонда управления качеством. Эта организация ставит перед собой задачи помогать организациям Европы в изучении и применении метода бенчмаркинга, а именно:
- систематизировать
собственный подход к
- обмениваться знаниями и опытом;
- узнавать лучшие
подходы к решению проблем
управления внутри своей
- развивать обмен информацией и общение через глобальную сеть.
В условиях рыночной экономики перед предприятиями постоянно стоит проблема обеспечения конкурентоспособности продукции, от решения которой напрямую зависит их успешная деятельность.
Основой конкурентоспособности является требуемый уровень качества продукции, для достижения которого нужна соответствующая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал и четкая организация работ по управлению качеством.
Управление качеством прошло ряд этапов в своем развитии. Этап зарождения отдельных элементов управления качеством в общем процессе управления предприятием сменился этапом интеграции, комплексным, системным подходом к управлению качеством.