Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Содержание работы

Введение________________________________________________________3
1. Организация процесса управления качеством на предприятии______5
1.1. Качество продукции____________________________________5
1.2. Категории управления качеством продукции_______________11
1.3. Органы управления качеством продукции__________________14
2. Стандартизация в системе управления качеством на предприятии___18
2.1.Обеспечение качества продукции___________________________19
2.1.1. Понятие качества изделия, основные показатели качества___19
2.1.2. Обеспечение качества изделий на различных стадиях их жизненного цикла_________________________________21
2.2. Организация службы контроля качества на предприятии_______24
3. Национальные премии по качеству_____________________________28
3.1. Качество требует признания______________________________28
3.2. Организационные основы конкурсов качества_______________29
3.3. Краткая характеристика мировых премий качества___________32
3.4 Премии качества как стратегия совершенствования___________35
Заключение______________________________________________________38
Список используемой литературы___________________________________39

Файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Для формирования эффективных систем качества, отвечающих потребностям предприятий и их заказчиков, необходим не формальный, а осознанный подход на основе концепции и методологии стандартов ИСО 9000 с подбором тех рекомендаций, которые в наибольшей мере подходят для данного конкретного предприятия. Недостаток в том, что при таком подходе приходится сталкиваться с несовершенством самих стандартов ИСО 9000. Дело в том, что, с нашей точки зрения, в стандартах ИСО 9000 нет понятной и достаточно обоснованной концепции и методологии управления качеством, т.е. нет ясных основополагающих принципов управления и обеспечения качества. В этом видится главная причина формального отношения к использованию стандартов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

  • Обеспечение качества продукции
  •  

    2.1.1. Понятие качества  изделия, основные показатели  качества

     

    В соответствии с международным  стандартом ИСО 8402 "качество - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности".

    Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Количественная характеристика свойств продукции выражается с помощью показателей качества.

    Показатели качества делятся:

    - на функциональные; 
    - ресурсосберегающие; 
    - природоохранные.

    К функциональным показателям качества относятся те, которые выражают потребительские свойства изделия:

    - технический  эффект (производительность, мощность, скорость, быстродействие и т.д.); 
    - надежность (долговечность); 
    - эргономичность (выполнение гигиенических, антропологических, физиологических, психологических требований); 
    - эстетичность.

    К ресурсосберегающим показателям относятся:

    - технологические  (ресурсоемкость при производстве  изделия: материалоемкость, энергоемкость,  трудоемкость); 
    - ресурсоемкость рабочего процесса (потребление ресурсов в процессе эксплуатации).

    Природоохранные - включают показатели экологичности и безопасности.

    Под уровнем  качества изделия понимается относительная характеристика качества, основанная на сравнении совокупности показателей качества рассматриваемого изделия с совокупностью базовых показателей (аналогов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.).

    Оценка уровня качества продукции может производиться  дифференциальным или комплексным  методами.

    При применении дифференциального метода производится сопоставление идентичных показателей  качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества. Относительный показатель вычисляется по формуле

                                         ,

    где Ki — относительный показатель качества; 
    - значение единичного показателя качества оцениваемой продукции; 
    - значение единичного базового показателя качества.

    При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:

    ,

    где K0 — комплексный показатель качества продукции; 
    n — число учитываемых показателей; 
    b — коэффициент весомости i-го показателя качества; 
    ki — относительный i-й показатель качества.

    Алгоритм расчета комплексного показателя качества приведен на рис.2а

    Для определения  номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости, вида функциональной зависимости f применяются экспертные методы.

    Рис.2а. Алгоритм расчета комплексного показателя качества

     

    2.1.2. Обеспечение качества изделий  на различных стадиях их   жизненного цикла

     

    Высокое качество изделий предопределяется различными факторами, основными из которых  являются:

    - факторы технического  характера (конструктивные, технологические,  метрологические и т.д.); 
    - факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.); 
    - факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

    Это требует  комплексного подхода к обеспечению  качества. Мировой опыт в этом отношении обобщен в международных стандартах ИСО серии 9000 на системы качества:

    - ИСО 9001 "Система  качества. Модель для обеспечения  качества при проектировании  и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании"; 
    - ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже"; 
    - ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

    Обеспечение, управление и улучшение качества продукции  на всех этапах жизненного цикла "петля  качества" (в соответствии с ИСО 9004) показана на рис.2б.

    Рис.2б. "Петля качества" по ИСО 9004

     

    Базы для  сравнения уровня качества новых  изделий на различных этапах жизненного цикла приведены в табл.1.

                                                                                                         Таблица 1.

    Базы для  сравнения уровня качества новых  изделий

    Стадии  жизненного цикла

    База  для оценки уровня качества

    Документы для оценки

    НИР

    Уровень техники  в перспективе

    Стандарты с  перспективными требованиями. 
    Отчеты по НИР. 
    ТЗ на ОКР

    ОКР

    Уровень законченных  разработок

    Стандарты с  перспективными требованиями.  
    Проектная конструкторская документация

    Производство

    Уровень новой  техники, освоенной в производстве

    Стандарты и  ТУ. 
    Рабочая конструкторская документация

    Эксплуатация

    Уровень новой  техники, освоенной в эксплуатации

    Стандарты и  ТУ. 
    Эксплуатационная и ремонтно-конструкторская документация


    Рациональное  управление качеством продукции  основано на применении системы стандартов. Объектами государственной стандартизации являются конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины и т.п., предназначенные для применения в различных сферах. Государственные стандарты устанавливают показатели, соответствующие передовому уровню науки, техники и производства.

    Опережающая стандартизация учитывает изменение во времени показателей качества объектов стандартизации. В опережающих стандартах устанавливаются перспективные показатели качества продукции и ступенчатые сроки освоения их промышленным производством.

    Стандарты предприятия являются документами, регулирующими деятельность каждого предприятия. В них отражаются как требования государственных стандартов, так и особенности выпускаемой продукции и организационно-технический уровень предприятий. Объектами стандартов предприятия являются детали, сборочные единицы, нормы, требования и методы в области разработки и организации производства изделий, технологические процессы, нормы и требования к ним; ограничения по применяемой номенклатуре материалов, деталей; формы и методы управления и т.д. По своему содержанию стандарты предприятия подразделяются:

    - на стандарты  ТУ; 
    - параметров; 
    - типов; 
    - марок; 
    - сортаментов; 
    - конструкций и размеров; 
    - технических требований; 
    - правил приемки; 
    - методов испытаний; 
    - правил маркировки, упаковки и транспортировки; 
    - правил эксплуатации и ремонта и т.д.

    В соответствии с требованиями стандартов продукция (почти все виды) подвергаются сертификации независимыми сертификационными центрами. Сертификации продукция подвергается периодически (например, раз в год или каждое 1000-е изделие), после чего продукция может быть продана на рынке.

    Сертификация  особенно важна при международной  торговле. В этих случаях сертификацию проводят международные центры сертификации или отечественные, соответствующим образом аттестованные и имеющие лицензию на проведение международной сертификации.

     

    2.2. Организация  службы контроля качества на  предприятии

     

    Технический контроль — это проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям. Это составная и неотъемлемая часть производственного процесса. Контролю подвергаются:

    - поступающие  на предприятие сырье, материалы,  топливо, полуфабрикаты, комплектующие  изделия; 
    - производимые заготовки, детали, сборочные единицы; 
    - готовые изделия; 
    - оборудование, оснастка, технологические процессы изготовления продукции.

    Основные задачи технического контроля состоят в обеспечении выпуска качественной продукции, в соответствии со стандартами и ТУ; выявлении и предупреждении брака; проведении мер по дальнейшему улучшению качества изделий.

    Организация технического контроля состоит:

    - в проектировании  и осуществлении процесса контроля  качества; 
    - в определении организационных форм контроля; 
    - в выборе и технико-экономическом обосновании средств и методов контроля; 
    - в обеспечении взаимодействия всех элементов системы контроля качества продукции; 
    - в разработке методов и систематическом проведении анализа брака и дефектов.

    Дефект — это каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

    Брак — это дефектная единица продукции, то есть продукция, имеющая хотя бы один дефект.

    В зависимости  от характера дефектов брак может  быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия после  исправления могут быть использованы по назначению, во втором — исправление технически производить невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению.

    Виды технического контроля показаны на рис. 2в.

     

    Виды технического контроля

     

    По полноте  охвата контролем производственного  процесса различают контроль:

    - сплошной; 
    - выборочный; 
    - летучий; 
    - непрерывный; 
    - периодический.

    По механизации  контрольных операций различают  контроль:

    - ручной; 
    - механизированный; 
    - полуавтоматический; 
    - автоматический.

    По влиянию  на ход обработки:

    - пассивный  контроль (с остановкой процесса  обработки или после обработки)
    - активный контроль (контроль во время обработки и остановка процесса при достижении необходимого параметра); 
    - активный контроль с автоматической подналадкой оборудования.

    По измерению  зависимых и независимых допустимых отклонений:

    - измерение  действительных отклонений; 
    - измерение предельными калибрами.

    Единым органом  технического контроля на предприятии  является "отдел технического контроля" (ОТК). Его примерная структура показана на рис. 2г.

    Рис. 2г. Структура отдела технического контроля предприятия

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

        1. Национальные премии по качеству

     

      • Качество требует признания

     

    Во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но в первую очередь качество бизнес-процессов и системы управления организации.

    Награды за качество и достижение превосходства в  бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества.

    Во-первых, это  признание лучших продуктов. Победители таких премий, как «Сто лучших товаров  России», «Народная марка», «Товар года», производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и в рейтингах брэндов.

    Во-вторых, это  индивидуальные премии за вклад в  развитие движения качества. Среди  наиболее уважаемых в мире: премия Акайо (Akao Prize), премии Американского  общества качества, персональная премия Деминга.

    В-третьих, награды  для компаний за построение лучших систем управления, за качественно  организованный бизнес-процесс, позволяющий  компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность. Национальные премии в области качества предоставляют механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию качества.

    В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всем мире премии: премия Деминга  — японская награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании; национальная премия качества Малколма Болдриджа, критерии которой сформировали философию не только американского, но и мирового бизнеса последних лет; Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством.

    Успех премий выражается в улучшении показателей деятельности и повышении конкурентоспособности  компаний в странах, где проводятся конкурсы качества. Этот факт привлек особое внимание к премиям со стороны бизнес-сообщества. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. В России это премия Правительства Российской Федерации в области качества, построенная на базе Европейской премии качества.

     

  • Организационные основы конкурсов качества
  •  

    Премии качества инициируются преимущественно на государственном  уровне и поэтому носят статус национальных. Методическое и организационно-техническое обеспечение конкурсов возлагается на правительственные или близкие к правительственным организации. Для проведения экспертной оценки конкурсантов привлекаются представители государственного управления, бизнеса и науки.

    Организаторы  конкурсов качества присуждают премии в различных номинациях: для крупных промышленных предприятий, малых и средних компаний, отдельных бизнес-единиц, сервисных организаций и организаций некоммерческого сектора, отдельно для сферы образования и здравоохранения, для государственных учреждений.

    Информация о работе Управление качеством