Управление оборотным капиталом компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Управление оборотным капиталом заключается:
1. В поиске эффективных форм его финансирования
2. В оптимизации объема
3. В совершенствовании структуры
4. В обеспечении приемлемой ликвидности
5. В повышении эффективности использования.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическая часть.................................................................................6
1.1. Понятие, состав и классификация оборотного капитала.........................6
1.2. Основы управления оборотным капиталом предприятия.....................12
1.3. Назначение оборотного капитала и его роль в производстве..........23
1.4. Эффективность использования и оборачиваемость оборотного
капитала..........................................................................................................26
Глава 2. Анализ использования оборотного капитала ЗАО "Строительная корпорация"............................................................................................................31
2.1. Анализ динамики и структуры оборотных активов................................31
2.2. Анализ ликвидности..................................................................................42
2.3. Анализ оборачиваемости..........................................................................45
Заключение.............................................................................................................49
Список литературы................................................................................................51

Файлы: 1 файл

Управление оборотным капиталом.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

Экономические условия, в которых функционируют предприятия, оказывают существенное влияние на состояние оборотных средств. Повышение цен на приобретаемые товарно-материальные ценности ведет к образованию у предприятий недостатка собственных оборотных средств в больших размерах. Одним из источников его пополнения является банковский кредит, который в условиях инфляции предоставляется под высокие проценты.

Проводимая  государством финансовая политика может  препятствовать или стимулировать  нормальную производственно-финансовую деятельность предприятий, в том числе рациональное использование оборотных средств. Важная роль при этом принадлежит налоговой политике государства. Так, отнесение ряда налогов на себестоимость продукции (работ,  услуг), особенности уплаты в бюджет НДС, авансовые платежи налога на прибыль приводят к отвлечению оборотных средств предприятий на непроизводственные расходы. Это вынуждает предприятия прибегать к займам под большие проценты, искать внеплановые источники средств, идти на нарушение финансовой дисциплины. Отвлечение оборотных средств ведет к замедлению их оборачиваемости, снижает эффективность работы предприятия, ухудшает его финансовое состояние.

Организация оборотных  средств предприятия обязательно  включает систематический контроль за их сохранностью и эффективностью использования посредством ревизий и обследований на основе статистических данных, оперативной и бухгалтерской отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основы управления оборотным капиталом предприятия

Управление  оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия.

Целенаправленное  управление оборотными активами предприятия  определяет необходимость изучения их особенностей, влияющих на эффективность  деятельности организации.

Оборотные активы характеризуются следующими положительными особенностями:

а) высокой степенью структурной трансформации, в результате которой они легко могут быть преобразованы из одного вида в другой при регулировании товарного  и денежного потоков в операционном процессе;

б) большей приспособляемостью к изменениям конъюнктуры товарного  и финансового рынков — они  легко поддаются изменениям в  процессе диверсификации операционной деятельности предприятия;

в) высокой ликвидностью; при необходимости значительная их часть может быть конверсирована в денежные активы, необходимые для текущего обслуживания операционной деятельности в новых ее вариациях;

г) легкостью  управления; основные управленческие решения, связанные с их оборотом, реализуются в течение короткого периода времени.

Вместе с  тем им присущи следующие недостатки:

а) часть оборотных  активов, находящихся в денежной форме и в форме дебиторской  задолженности, в значительной мере подвержена потере реальной стоимости  в процессе инфляции;

б) временно свободные (излишне сформированные) оборотные активы практически не генерируют прибыль (кроме свободных денежных активов, которые могут быть использованы в краткосрочных финансовых вложениях); более того, излишние запасы товарно-материальных ценностей, не только не генерируют прибыль, но вызывают дополнительные операционные затраты по их хранению;

в) запасы оборотных  товарно-материальных ценностей во всех их формах подвержены постоянным потерям в связи с естественной убылью;

г) значительная часть оборотных активов подвержена риску потерь в связи с недобросовестностью партнеров по хозяйственным операциям, а иногда и собственного персонала.

Общий размер собственных  оборотных средств устанавливается  предприятием самостоятельно. Обычно он определяется минимальной потребностью средств для образования необходимых запасов товарно-материальных ценностей, для обеспечения планируемых объемов производства и реализации продукции, а также для осуществления расчетов в установленные сроки.

Потребность в  запасах товарно-материальных ценностей рассчитывается дифференцированно в разрезе следующих их видов: а) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы сырья и материалов; б) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы готовой продукции (для промышленных предприятий); в) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы товаров (для торговых предприятий).

Потребность в  оборотном капитале, авансируемом в  запасы товарно-материальных ценностей  каждого вида, определяется путем  умножения однодневного их расхода  на норму запаса в днях. Нормы запасов товарно-материальных ценностей каждого вида устанавливаются каждым предприятием самостоятельно исходя из отраслевых и других особенностей его хозяйственной деятельности.

Потребность в  денежных активах определяется на основе предстоящего их расходования на расчеты по оплате труда (исключая начисления на нее); по авансовым и налоговым платежам; по маркетинговой деятельности (расходы по рекламе); за коммунальные услуги и другие. В практике формирования денежных активов вновь создаваемых предприятий потребность в них определяется в разрезе перечисленных видов платежей на предстоящие три месяца (что обеспечивает достаточный запас платежеспособности на первом этапе функционирования предприятия). В процессе последующей хозяйственной деятельности нормативы активов в денежной форме снижаются (особенно в условиях инфляции).

Потребность в  прочих активах устанавливается  методом прямого счета по отдельным  их разновидностям с учетом особенностей создаваемого предприятия.

Источниками формирования оборотных средств предприятия являются: уставный фонд, прибыль, устойчивые пассивы, бюджетные ассигнования, краткосрочные банковские ссуды, привлеченные средства других организаций.

Управление  оборотными активами предприятия связано  с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Постоянный процесс этого оборота представлен на рис. 3.

Рис. 3. Характеристика движения оборотных активов в  процессе операционного цикла

Как видно из приведенного рисунка движение оборотных  активов предприятия в процессе операционного цикла проходит четыре основных стадии, последовательно меняя  свои формы. На первой стадии денежные активы (включая их субституты в форме краткосрочных финансовых вложений) используются для приобретения сырья и материалов, т.е. входящих запасов материальных оборотных активов. На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции. На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность. На четвертой стадии инкассированная (т.е. оплаченная) дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений).

Важнейшей характеристикой операционного цикла, существенно влияющей на объем, структуру и эффективность использования оборотных активов, является его продолжительность. Она включает период времени от момента расходования предприятием денежных средств на приобретение входящих запасов материальных оборотных активов до поступления денег от дебиторов за реализованную им продукцию.

В процессе управления оборотными активами в рамках операционного  цикла выделяют две основные его  составляющие: 1) производственный цикл предприятия; 2) финансовый цикл (или цикл денежного оборота) предприятия.

Производственный  цикл предприятия характеризует  период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного  процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям.

Финансовый  цикл (цикл денежного оборота) предприятия  представляет собой период полного  оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученные сырье, материалы и полуфабрикаты, и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за поставленную готовую продукцию.

Значительный  объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий, определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами. Комплекс этих задач и механизмы их реализации получают отражение в разрабатываемой на предприятии политике управления оборотными активами.

Политика управления оборотными активами представляет собой  часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования.

Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается  по следующим основным этапам (рис. 4).

1. Анализ оборотных  активов предприятия в предшествующем  периоде.

На первом этапе  анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием — темпы изменения  средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всех активов; динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.

На втором этапе  анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия  в разрезе основных их видов - запасов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продукции; дебиторской задолженности; остатков денежных активов.

Рис. 4. Основные этапы формирования политики управления оборотными активами предприятия

 

 

В процессе этого  этапа анализа рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого их этих видов оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализации продукции; рассматривается динамика удельного веса основных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.

На третьем  этапе анализа изучается оборачиваемость  отдельных видов оборотных активов  и общей их сумме. Этот анализ проводится с использованием показателей — коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов. В процессе анализа устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприятия; исследуются основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов.

На четвертом  этапе анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются  определяющие ее факторы. В процессе анализа используются коэффициент  рентабельности оборотных активов, а также Модель Дюпона, которая применительно к этому виду активов имеет вид:

 

Роа = Ррп * Ооа,

 

где Роа —  рентабельность оборотных активов;

Ррп — рентабельность реализации продукции;

Ооа— оборачиваемость  оборотных активов.

На пятом  этапе анализа рассматривается  состав основных источников финансирования оборотных активов — динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы; определяется уровень финансового риска, генерируемого сложившейся структурой источников финансирования оборотных активов.

Результаты  проведенного анализа позволяют  определить общий уровень эффективности  управления оборотными активами на предприятии  и выявить основные направления  его повышения в предстоящем  периоде.

2. Определение  принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия. Такие принципы отражают общую идеологию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности. Применительно к оборотным активам они определяют выбор определенного типа политики их формирования.

3. Оптимизация  объема оборотных активов. Такая  оптимизация должна исходить  из избранного типа политики  формирования оборотных активов,  обеспечивая заданный уровень  соотношения эффективности их  использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов на этой стадии формирования политики управления ими состоит из трех основных этапов.

4. Оптимизация  соотношения постоянной и переменной  частей оборотных активов. Потребность  в отдельных видах оборотных  активов и их сумма в целом существенно колеблется в зависимости от сезонных особенностей осуществления операционной деятельности. Так, на предприятиях ряда отраслей агропромышленного комплекса закупки сырья осуществляются в течение лишь определенных сезонов, что определяет повышенную потребность в оборотных активах в этот период в форме запасов этого сырья. На предприятиях отдельных отраслей имеется возможность переработки сырья лишь в течение „сезона переработки" с последующей равномерной реализацией продукции, что определяет в такие периоды повышенную потребность в оборотных активах в форме запасов готовой продукции. Колебания в размерах потребности в отдельных видах оборотных активов могут вызываться и сезонными особенностями спроса на продукцию предприятия. Поэтому в процессе управления оборотными активами следует определять их сезонную (или иную циклическую) составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностью в них на протяжении года.

Информация о работе Управление оборотным капиталом компании