Управление прибылью и издержками предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ издержек фирмы, рассмотрение сущности и функций прибыли предприятия, определение факторов роста прибыли путем построения системы стратегического управления издержками.
Информационная база, используемая в работе, состоит из Устава Общества с ограниченной ответственностью «ГРАСП», «Бухгалтерского баланса» и «Отчета о прибылях и убытках» за 2010, 2011, 2012 гг., нормативных документов.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты управления прибылью и издержками на предприятии 5
1.1 Сущность прибыли и издержек предприятия 5
1.2 Функции прибыли и общая классификация издержек 12
1.3 Управление издержками как фактор целевого планирования прибыли 19
2 Анализ управления прибылью и издержками на примере ООО «ГРАСП» 28
2.1 Общая характеристика предприятия 28
2.2 Анализ финансового состояния 32
2.3 Анализ прибыли и рентабельности 35
2.4 Планирование прибыли и издержек 41
Заключение 49
Список использованных источников 52

Файлы: 1 файл

Управление прибылью и издержками.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности фирмы, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. На каждом предприятии формируется три показателя прибыли, существенно различающихся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит валовая прибыль - основной финансовый показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия6.

Прибыль и доходы предприятий являются основным источником формирования государственного и местных бюджетов. Чистая прибыль предприятия представляет собой остаток налогооблагаемой прибыли, увеличенный на прибыль от доходов и уменьшенный на сумму налога на доходы. Чистая прибыль поступает в полное распоряжение предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей коллектива.

Чистая прибыль используется для уплаты штрафов, формирования финансового резерва, фондов накопления, потребления, дивидендного фонда и других специальных фондов.

 

 

1.3 Управление издержками как фактор целевого планирования прибыли

 

Концепция стратегического  управления издержками, в дальнейшем SCM от английского Strategic Cost Management, появилась  сравнительно недавно и в настоящее время часто используется ведущими консалтинговыми фирмами в качестве рекомендаций для практического использования. Основные положения этой системы восходят к основам стратегии предприятия и базируются на фундаментальных понятиях и принципах стратегического менеджмента.

Появления SCM явилось результатом слияния трех направлений стратегического менеджмента:

    1. Анализ цепочек ценностей.
    2. Стратегическое позиционирование.
    3. Анализ и управления факторами, определяющими затраты.

Под цепочкой ценностей, будем понимать согласованный набор видов деятельности, создающих ценность для предприятия, начиная от исходных источников сырья для поставщиков данного предприятия вплоть до готовой продукции, доставленной конечному пользователю, включая обслуживание потребителя. Акцент делается не только на процессах, происходящих внутри фирмы, а гораздо более широко, выходя за рамки конкретного предприятия.

Стратегическое позиционирование влияет на процессы управления издержками предприятия в зависимости от его стратегического выбора создания конкурентных преимуществ. Предприятие может добиться успеха в конкурентном соперничестве:

  • либо поддерживая низкие затраты (лидерство на основе затрат);
  • либо предлагая потребителям разнообразную, превосходящую конкурентов, продукцию (стратегия дифференциации продукции).

Совершенно очевидно, что подходы к управлению издержками будут различаться в зависимости от стратегического позиционирования.

Затратообразующие факторы  рассматриваются в рамках SCM более  широко. Их список далеко не исчерпывается  носителями издержек, которые соответствуют определенным этапам бизнес-процессов и элементам деятельности. Эти факторы подразделяются на структурные и функциональные и имеют достаточно высокую степень общности. Например, один из наиболее важных функциональных факторов — это фактор вовлеченности рабочей силы, который состоит в степени принятия работниками на себя обязательств по постоянному усовершенствованию. Затратобразующие факторы также зависят от стратегической ориентации предприятия, которая состоит в выборе: быть лидером в своей отрасли или двигаться вслед за лидером.

В чем же существенное отличие традиционного подхода  к управлению издержками от SCM? Отличие  состоит в принципиально другом мировоззрении в отношении к процессу управления издержками. Можно говорить о том, что меняется парадигма управления издержками. Отметим основные различия в мировоззренческом отношении к традиционной системе и SCM.

Отличие с точки зрения цели. Целью в рамках традиционного  подхода является снижение издержек любыми путями, как основной способ удержания и завоевания конкурентных преимуществ. В рамках SCM эта цель также имеет место, но планирование системы управления затратами резко меняется в зависимости от основного стратегического позиционирования предприятия: лидерство по затратам или дифференциация продукции. Более того, в рамках каждого из стратегических направлений возможно планирование увеличения значения издержек на каком-либо участке цепочки ценностей, если это вызовет адекватное снижение издержек для других участков либо принесет фирме некоторое другое конкурентное преимущество.

Отличие с точки зрения способов анализа издержек. В традиционном подходе производится оценка суммы  затрат (себестоимости), приходящихся на единицу продукции или производственное подразделение. Таким образом, акцент делается на внутреннее положение предприятия. Концепция добавленной ценности (или стоимости) играет ключевую роль. Согласно этой концепции все виды деятельности, приводящие к издержкам, подразделяются на таковые, которые приносят дополнительную ценность (и, следовательно, их наличие оправдано) и не приносящие дополнительную ценность. Последние рассматриваются как наиболее перспективные с точки зрения снижения затрат. В рамках SCM стоимость рассматривается с точки зрения различных этапов общей цепочки ценностей, частью которой являются предприятии и его подразделение. Концепция же добавленной стоимости рассматривается как очень узкая и даже опасная.

Отличия с точки зрения описания поведения затрат. В рамках традиционной системы издержки рассматриваются главным образом как функция объема продукции. И в связи с этим производится обстоятельный анализ переменных, постоянных и смешанных издержек. Объем продукции рассматривается как критический фактор образования затрат. С позиций SCM затраты прежде всего зависят от стратегического выбора. И в этой связи затраты являются функцией гораздо более общих структурных и функциональных факторов.

Использование концепции цепочки ценностей.

Традиционная система  управления издержками часто сосредотачивает  внимание, в основном, на процессах  происходящих внутри предприятия - ее закупках, функциях, изделиях, потребителях. Другими словами, управленческий учет предприятия рассматривает стадии добавления ценности, начиная от выплат поставщикам и заканчивая получением оплаты от потребителей. Ключевым моментом является доведение до максимума разницы (добавленной стоимости) между закупками и реализацией.

Концепция цепочек ценности коренным образом отличается от концепции  добавленной стоимости. С точки  зрения SCM концепция добавленной стоимости имеет два больших недостатка: она начинается слишком поздно и оканчивается слишком рано. В самом деле, начало анализа затрат с момента закупки не дает возможности использования в своих интересах связей и условий работы поставщиков. Существенное преимущество предприятие может получить, вмешавшись в работу поставщиков (для их же выгоды) и получив для себя определенные преимущества по издержкам. С другой стороны, предприятие может существенно расширить свои конкурентные преимущества, занявшись послепродажным обслуживанием клиентов. Тем самым могут быть созданы предпосылки для «привязывания» определенных клиентов к предприятию на долгий срок.

Акцент на стратегическое позиционирование.

В рамках SCM используются два способа развития устойчивого конкурентного преимущества: низкая себестоимость (лидерство по затратам) и дифференциации продукции. Основной акцент стратегии лидерства по затратам делается на достижении более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами. Лидерство по затратам может быть достигнуто с помощью следующих подходов:

  • экономия за счет масштаба производства,
  • использование опыта управления себестоимостью в виде построения эмпирических зависимостей издержек от различных факторов бизнеса,
  • строгий контроль затрат,
  • сведение к минимуму затрат в таких сферах, которые исследование и разработки, обслуживание клиентов, реклама и продвижение товара.

Выбор стратегической направленности предопределяет отношение предприятия  к вопросам планирования издержек и  бюджетирования. Ниже приведены основные отличия в отношении планирования для различных стратегических направлений.

 

Таблица1.3 Отношение к бюджетированию для различных стратегий

 Стратегия

Наращивать

Использовать достижения

Роль бюджета

Инструмент краткосрочного планирования

Инструмент управления (принуждения)

Пересмотр планов в течение года

Относительно просто

Относительно сложно

Важность гибкого планирования

Относительно низкая

Относительно высокая

Роль менеджеров подразделений  в планировании

Относительно высокая

Относительно низкая

Роль нормативных затрат

Относительно низкая

Относительно высокая

Важность выполнения бюджета

Относительно низкая

Относительно высокая

Основное внимания при контроле

Контроль динамики

Контроль результатов


 

Следует подчеркнуть, что  вопросы стратегической направленности (расширять, поддерживать и использовать достижения) нельзя рассматривать отдельно от вопросов стратегического позиционирования для достижения конкурентных преимуществ.

Рис. 1.4. Соответствие и противоречие в построении системы управления издержками

 

Сделав выбор в отношении лидерства по затратам, предприятие вряд ли сможет рассчитывать практически реализовать для себя стратегию наращивания, так как для последней имманентным является непрерывное пополнение и обновление портфеля товарной продукции. На рис. 1.4. представлена схема совпадений и противоречий между этими двумя факторами.

Методология использования  стратегического позиционирования сопряжена с влиянием риска. Предприятия, принявшие стратегию диверсификации продукции, принципиально подвержены большему риску, чем предприятия, ориентированные на лидерство по издержкам. В этой связи отношение к планированию и управлению издержками во втором случае более жесткое, минимизирующее риск за счет строгого соблюдения всех нормативов и плановых показателей. Здесь вполне пригодны все приемы анализа и управления издержками, изложенные в предыдущих параграфах.

В условиях стратегии  диверсификации продукции предприятие  часто сталкивается с необходимостью модификации существующих продуктов и (или) ввода в действия новых. В этих условиях степень неопределенности достаточно высока по определению. Предприятие подвержено большому риску. Относиться к планированию достаточно подробно и осуществлять жесткий контроль выполнения планов вряд ли разумно вообще, так как практически слабо достижимо. Идеология SCM, по существу, создает предпосылки к построению системы контроля издержек и бюджетирования, выдвигая различные требования к общей структуре и степени детализации процесса управления.

Концепция затратообразующих  факторов.

В рамках SCM себестоимость  определяется и управляется многими  факторами, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. В традиционном управленческом учете и управлении затратами рассматривается преимущественно один фактор - объем продукции в сочетании с так называемыми носителями затрат внутри некоторого производственного или коммерческого процесса. Это, несомненно, полезно, но имеет ограниченное влияние на результат управления издержками, так как сводится к делению издержек на переменные и постоянные, установлению величины вложенного дохода, запаса безопасности и тому подобных показателей бизнеса, которые мы в достаточно полном объеме рассмотрели в предыдущих параграфах настоящего раздела.

Идея затратообразующих  факторов в SCM состоит в том, что  при анализе издержек следует  подняться на более высокий уровень  причин появления издержек. В этом случае существует потенциальная возможность, приняв правильное стратегическое решение на верхнем уровне (например, изменив технологию), «одним махом» избавиться от большого количества факторов нижнего уровня (производственных или коммерческих носителей издержек). Эта идея выглядит весьма заманчивой, особенно с точки зрения руководства высшего звена управления. Следует только помнить, что серьезное стратегическое решение приводит как правило к большому объему инвестиционных затрат, и в каждом конкретном случае это решение следует тщательно проверять и обосновывать, рассматривая соответствующий инвестиционный проект.

Информация о работе Управление прибылью и издержками предприятия