Управление прибылью и издержками предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ издержек фирмы, рассмотрение сущности и функций прибыли предприятия, определение факторов роста прибыли путем построения системы стратегического управления издержками.
Информационная база, используемая в работе, состоит из Устава Общества с ограниченной ответственностью «ГРАСП», «Бухгалтерского баланса» и «Отчета о прибылях и убытках» за 2010, 2011, 2012 гг., нормативных документов.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты управления прибылью и издержками на предприятии 5
1.1 Сущность прибыли и издержек предприятия 5
1.2 Функции прибыли и общая классификация издержек 12
1.3 Управление издержками как фактор целевого планирования прибыли 19
2 Анализ управления прибылью и издержками на примере ООО «ГРАСП» 28
2.1 Общая характеристика предприятия 28
2.2 Анализ финансового состояния 32
2.3 Анализ прибыли и рентабельности 35
2.4 Планирование прибыли и издержек 41
Заключение 49
Список использованных источников 52

Файлы: 1 файл

Управление прибылью и издержками.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Перечень факторов разбивается  на две категории: структурные и  функциональные факторы. С точки  зрения структурных факторов для предприятий существуют, по крайней мере, пять стратегических направлений выбора, которые связаны с экономической основой издержек:

  • масштаб, т.е. объем инвестиций, которые необходимо сделать в производство, исследования и разработки, маркетинговые ресурсы (включая продвижение товара на рынке) для того, чтобы заняться выпуском данного продукта;
  • степень вертикальной интеграции, которая определяет диапазон разрастания управления предприятием;
  • опыт, который показывает, сколько раз компания успешно выполняла, то, для чего сейчас принимается решение;
  • технологии, используемые на каждой стадии цепочки ценностей;
  • сложность бизнеса, которая определяется широтой ассортимента изделий или услуг, которые фирма собирается предложить потребителям.

Каждый структурный  фактор подразумевает выбор, который  предприятие осуществляет, создавая систему управления издержками.

Вторая категория затратообразующих факторов — это функциональные факторы, т.е. такие факторы, влияющие на издержки предприятия, которые связаны с его способностью успешно функционировать. Для всех функциональных факторов «больше» всегда означает «лучше». Заметим, что структурные факторы не всегда обладают этим свойством — увеличение масштаба или диапазона деятельности предприятия не всегда приводит к улучшению позиции предприятия в отношении издержек. Перечень функциональных факторов включает в себя следующие основные положения7:

  • вовлеченность рабочей силы — принятие работниками на себя обязательств по постоянному усовершенствованию с точки зрения издержек;
  • комплексное управление качеством — убеждение, что качество продукции является одним из главных факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество;
  • рациональное использование мощностей — выбор наилучшего варианта из имеющихся на предприятии;
  • эффективность планировки предприятия с точки зрения внутризаводской логистики;
  • использование связей с поставщиками и заказчиками в контексте цепочки ценностей и затрат предприятия.

Разумеется, далеко не всегда тот или иной фактор может быть проанализирован для конкретного  предприятия. Более того, не всегда удается успешно управлять каждым из факторов в контексте снижения затрат. Тем не менее, с позиций SCM

  • объем не является наиболее существенным фактором, который объясняет поведение затрат,
  • полезней объяснить положение по затратам на языке тех структурных альтернатив и функционального мастерства, которые формируют конкурентоспособную позицию данного предприятия,
  • не все стратегические факторы являются одинаково важными в рассматриваемый момент времени, необходимо производить непрерывный мониторинг состояния предприятия, ожидая момента, когда приходит время для каждого из факторов.

Несмотря на кажущиеся различия между SCM и традиционным подходом, сделаем попытку их примирения. Дело в том, что чаще всего SCM рассматривается в противопоставлении с традиционным подходом. Это связано с тем, что приверженцев SCM беспокоит недостаточно большое внимание к этому подходу со стороны практикующих финансовых менеджеров. И желая привлечь последних на свою сторону, они утверждают, что традиционный подход исчерпал себя и устарел. Более того, он может служить тормозом на пути прогресса предприятия. Такая точка зрения представляется излишне экстремистской. Представляется, что SCM создает базовые стратегические установки для системы управления издержками, а традиционные методы «дочищают» себестоимость, в том числе используя зависимость издержек от объемов продукции. Другими словами, SCM — это система принятия решения верхнего уровня, в то время как традиционный поход обеспечивает более детализированные технологии управления издержками.

2 Анализ управления прибылью и издержками на примере ООО «ГРАСП»

2.1 Общая характеристика предприятия

 

Общество с ограниченной ответственностью  «ГРАСП» создано в соответствии с Гражданским Кодексом зарегистрировано Регистрационной Палатой Мэрии г. Владивостока 13.07.1992 г., регистрационный номер 2069338. Адрес компании: 690005 г. Владивосток, ул. Ново-Ивановская, 2-а, тел. (4232) 207-677, 207-681, тел/факс 207-646. Общество является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество вправе в  установленном порядке открывать  банковские счета на территории России и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества. Общество имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации. Общество действует в соответствии с законодательством России, уставом и учредительным договором. Общество создано в целях насыщения потребительского рынка товарами и услугами, а также извлечения прибыли в интересах участников.

Общество осуществляет следующие  виды деятельности:

  • научная, производственная и коммерческая деятельность, связанная с созданием и освоением производства, изготовлением, ремонтом и реализацией оборудования, машин и механизмов для различных отраслей промышленности, и торговли;
  • сервисное обслуживание и ремонт оборудования, механизмов;
  • маркетинговая деятельность;
  • торгово-закупочная и посредническая деятельность;
  • разработка, изготовление и сбыт машин, оборудования, товаров народного потребления;
  • организация оптовой и розничной торговли, а также путем создания коммерческих и комиссионных магазинов в установленном законом порядке;
  • экспортно-импортные операции, иная внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Общество имеет право  осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Обществом после получения лицензии в установленном законом порядке. Общество самостоятельно организует и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера. Общество самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.

Уставный капитал общества составляет 666 тыс. рублей. Прибыль общества определяется к концу каждого финансового года (квартала). Она формируется из выручки от хозяйственной, коммерческой деятельности после возмещения материальных и приравненных к ним затрат и расходов по оплате труда. Главная политика компании направлена на обеспечение потребителей высококачественным продуктом. Компания «ГРАСП» за время своего существования стала одним из успешных, быстроразвивающихся предприятий оптовой торговли. Многолетний опыт и профессионализм сотрудников позволяет делать совместный бизнес долгосрочным и взаимовыгодным. Предприятие реализует продукцию компаниям партнерам, располагающимся на десяти оптово-торговых базах г. Владивостока, а также компаниям партнерам в городах: Арсеньев, Барнаул, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Находка, Петропавловск-Камчатский, Свободный, Спасск – Дальний, Уссурийск, Хабаровск, Южно-Сахалинск. Помимо городов Дальнего Востока предприятие реализует свою продукцию в Иркутске, Новосибирске, Челябинске, Красноярске, Екатеринбурге и других городах России.

Основные показатели хозяйственной  деятельности ООО «ГРАСП» за 2010 – 2012гг. представлены в таблице  2.1.

Таблица 2.1 – Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «ГРАСП» за 2010 – 2012 годы, тыс. руб.

Показатели

2010

2011

2012

Отклонение по годам (+;-)

Темп роста  по годам (%)

2011

2012

2011

2012

Товарооборот, тыс руб.

99258

105258

182842

6000

77584

106

173,7

Валовой доход, тыс. руб.

12298

13486

24070

1188

10584

109,6

178,4

Уровень валового дохода, %

12,39

12,81

13,16

0,42

0,35

Издержки обращения,  тыс. руб.

9089

9990

15886

901

5896

109,9

109,9


 

Уровень издержек обращения, %

9,16

9,49

8,69

0,33

-0,8

Товарные запасы, тыс. руб.

4560

6203

9242,5

1643

3039

136

149

Товарооборачиваемость дн.

17

21

18

4

-3

123,5

85,71

Среднесписочная численность работников, человек

357

365

363

8

-2

102,2

99,45

 Затраты на оплату труда,  тыс. руб.

2245

2940

3050

695

110

130,9

103,7

Производительность труда, тыс. руб.

278

288,38

503,7

10,35

215,3

103,7

174,6

Торговая площадь, м²

3598

3598,7

3598,7

0

0

Товарооборот на 1 м² торговой площади, тыс. руб.

27,58

29,25

50,81

1,67

21,56

106

173,7

Прибыль от реализации, тыс. руб.

3209

3496

8184

287

4688

108,9

234,1

Чистая прибыль, тыс. руб.

2938

3217

7390

279

4173

109,5

229,7

Рентабельность продаж по прибыли от реализации, %

3,23

3,32

4,48

0,09

1,16

Рентабельность продаж по чистой прибыли, %

2,96

3,06

4,04

0,1

0,98


 

ООО «ГРАСП» за 2012 г. получило прибыли 7390 тыс. руб. Вся эта сумма получена за счет прибыли от реализации товаров. От реализации товаров получено 8184 тыс. руб. и часть ее, 794 тыс. руб. - пошла на покрытие убытков. В результате чистая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Таким образом, источники прибыли от внереализационных операций не только не дали прибыли, но и допустили убыток, образовавшийся в результате недостачи материальных ценностей в сумме 233 т. р. Также убыток образовался в результате уплаты штрафов за невыполнение договоров поставки и уплаты штрафов за несвоевременные платежи. Часть операционных доходов в сумме 200 тыс. руб. – были получены пени за просрочку платежей и получен доход за предоставление в аренду торговых помещений.

В 2012 г. прибыли было получено на 4173 тыс. руб. больше чем в 2010 г. Всю эту сумму также составила прибыль от реализации. Прибыль от реализации в 2012 г. было получено сверх плана 1536 тыс. руб. Общая сумма прибыли от реализации – 8184 тыс. руб., составила 4,48% к обороту при плановом уровне 3,67%.

 Сверхплановая прибыль в  сумме 1536 тыс. руб. получена, во-первых, – за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме). За счет перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 тыс. руб., за счет экономии издержек обращения по уровню 127,2 тыс. руб., за счет перевыполнения плана товарооборота на 1542 тыс. руб. получено прибыли 68,1 тыс. руб. Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 тыс. руб. В 2012 г. получено сверх плана валового дохода 1420 тыс. руб. и доход составил 24070 тыс. руб. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счет повышения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% – 12,43%).

Абсолютный перерасход издержек обращения  в 2012 г. составил 6 тыс. руб. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2012 г. составляла 15886 тыс. руб., уровень издержек обращения к обороту 8,69%. Это ниже запланированного уровня на 0,07%.

Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2012 г. по сравнению как с 2011 г., так и с 2010 г. В 2012 г. на предприятии увеличилась прибыль на 4688 тыс. руб., т.е. более чем в два раза. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборота на 77584 тыс. руб., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 тыс. руб. На 10584 тыс. руб. прибыль выросла за счет увеличения валового дохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков.

Издержки обращения за год по сравнению с 2011 г. увеличились на 5896 тыс. руб., а их уровень к обороту снизился на 0,8%. Кроме прибыли от реализации, ООО «ГРАСП» получила прибыль от процентов к получению в размере 39 тыс. руб., которая снизилась на 10 тыс. руб. Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяется как сальдо внереализационных доходов и расходов. В 2012г. получен убыток от внереализационных операций в размере 235 тыс. руб. Фирмой была получена чистая прибыль 7390 тыс. руб., на 4173 тыс. руб. больше чем в 2011г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2012г. по сравнению с 2011г. В сравнении с 2010г., в 2011г. чистая прибыль увеличилась на 279 тыс. руб., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%. Необходимо отметить, что за период с 2010г. по 2012г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1м² торговой площади. Так производительность труда в 2012г. увеличилась на 215,32 тыс. руб. (в 2011г. на 10,35 тыс. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2012г. вырос на 21,56 тыс. руб. (в 2011г. на 1,67 тыс. руб.). Это прямое следствие увеличение объема товарооборота.

Информация о работе Управление прибылью и издержками предприятия