Управления внешнеэкономической деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:06, дипломная работа

Описание работы

Данная дипломная работа посвящена организации и методам управления внешнеэкономической деятельностью предприятия. Проводится анализ процесса внешнеэкономической деятельности, описываются этапы организации этого процесса, рассматриваются стратегии и способы достижения успеха. Цель дипломной работы - выявить особенности и проблемы организации и управления внешнеэкономической деятельностью ООО «ОПТПРАЙС», определить результативность внешнеэкономической деятельности предприятия и разработать меры по повышению эффективности в современных экономических условиях. Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность ООО «ОПТПРАЙС».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность организации внешнеэкономической деятельности предприятия
1.2. Организационные формы управления внешнеэкономической деятельности предприятия
1.3 Методы управления внешнеэкономической деятельности предприятия
2. Оценка эффективности организации управления ВЭД предприятия
2.1 Показатели эффективности организации управления ВЭД предприятия
2.1. Организация управления внешнеэкономической деятельностью
2.2. Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности
2.3 Совершенствование внешнеэкономической политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом Гузель.doc

— 1.76 Мб (Скачать файл)

На предприятиях - товаропроизводителях с небольшим объемом экспортно-импортных  товаров создаются отдельные  подразделения. Внешнеторговое подразделение в составе производственного или научного объединения, предприятия, организации или кооператива является его структурным подразделением, не обладает статусом юридического лица и имеет право заключать внешнеторговые сделки, а также хозяйственные договоры с другими организациями от имени и по поручению той организации, в составе которой она создана;

организации, фирмы, коммерческие структуры-посредники. К ним относятся биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и  другие торгово-посреднические структуры;

организации, фирмы, которые обслуживают, обеспечивают внешнеторговую деятельность. К этой группе относятся коммерческие банки, страховые компании, рекламные  и маркетинговые агентства, аудиторские  фирмы, транспортные организации (авто-, авиа -, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и другие.

К этой группе организаций, фирм относятся:

инженерно-консультационные (инжиниринговые) фирмы; фирмы, специализирующиеся на предоставлении инженерно-консультационных услуг на внутреннем и международном рынках. Инженерно-консультационные фирмы пользуются статусом формально независимых, т.е. не подчиняющихся каким-либо промышленным, торговым или строительным фирмам. Осуществляют предпроектные работы, управление строительством объектов, подготовку кадров, оказывают многие другие услуги;

консалтинговые фирмы предоставляют  услуги по исследованию и прогнозированию  рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау  и т.д.), цен мировых товарных рынков, по оценке торгово-политических условий, экспортно-импортных операций, по разработке технико-экономических обоснований на объекты международного сотрудничества и создание совместных предприятий, разработке экспортной стратегии, проведению комплекса маркетинговых исследований, разработке маркетинговых программ, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом внутренней и внешней среды, а также характеристик конкретных рынков, на которых предприятие осуществляет экспортно-импортные операции;

инаудит - организация по оказанию помощи и консультированию предприятий  в области финансов. Задача инаудита - предоставлять консультационные услуги и контролировать состояние финансовой деятельности и бухгалтерского учета  на предприятиях.

 

 

1.3 Методы управления внешнеэкономической деятельности предприятия

 

Методы управления – это способы, приемы воздействия субъекта на объект управления (не исключая обратного воздействия объекта на субъект), руководителя на коллектив и коллектива на руководителя. Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.

Наибольшее значение имеет классификация  методов управления на основе объективных  законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют следующие методы управления.

 

 Организационные методы

Это методы управления, которые базируются на организационных законах и  на организационных отношениях между людьми. В этой группе методов управления выделяют: методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия.

Методы управления организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это - распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений, что достигается структурированием (созданием дееспособной организации на основе анализа целей и задач, синтеза составных элементов, частей, подразделений, а также сочетания их функций и координации действий), регламентированием, нормированием и инструктированием в отдельности и их сочетанием. Методы управления распорядительного воздействия позволяют компенсировать неучтенные моменты организации и выводить систему на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д. Особую разновидность организационных методов управления составляют административные, которые связаны с властной природой государственного управления, и методы управления правового управления, применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения.

Во всех странах внешнеэкономическая  деятельность рассматривается как  часть внешней политики государства, а также национальной экономической политики, поэтому подлежит регулированию со стороны государства.

Государственное регулирование ВЭД  осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно  растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано. Во-первых, все меры могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические процессы на протекционистские (защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции) и либерализационные (снижение ограничений во внешней торговле). Во-вторых, все меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные (методы прямого ограничения экспорта и/или импорта – установление квот, лицензий, эмбарго и др.) и экономические (политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др.). В третьих, в зависимости от характера и разновидности применяемых приемов регулирования ВЭД и согласно Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» все меры могут быть разделены на таможенно-тарифные и нетарифные. Порядок применения таможенно-тарифных мер государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими нормативными актами. К нетарифным мерам относят:

1) меры прямого ограничения,  направленные на защиту интересов  национальной экономики: лицензирование и квотирование;

2)меры, связанные с выполнением  таможенных и административных  формальностей: импортные налоги  и депозиты;

3) валютные ограничения и валютный  контроль. К числу мер государственного  регулирования ВЭД следует отнести различные формы стимулирования, поддержки экспорта.

Для эффективного управления внешнеэкономической  деятельностью на уровне предприятия  нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная  структура управления внешнеэкономической  деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической  деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определенными товарами либо с группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объема работы — несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы.

1. Группа отделов и служб,  осуществляющих планирование:

• планово-экономический отдел  — планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;

• валютно-финансовый отдел — валютное планирование и контроль за банковскими, валютными, кредитными и расчетными операциями, соблюдение интересов ВТО  при внешнеторговых сделках;

• транспортный отдел — планирование и обеспечение перевозок экспортных и импортных грузов;

• бухгалтерия ВТО — учет и  отчетность, расчеты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчет и выплата заработной платы, анализ (совместно с плановым отделом) результатов  финансовой деятельности по объединению  и рекомендации по ее улучшению.

2. Группа отделов, занимающихся  непосредственно маркетингом:

• отдел конъюнктуры и цен  — исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры рынков, систематизация конъюнктурных материалов, координация  работы фирм с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчетов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов, другая работа по исследованию конъюнктуры рынков;

• отдел рекламы и выставок —  обеспечение рекламной деятельности ВТО, организация участия специализированных фирм в международных выставках и ярмарках;

• инженерно-технический отдел  — изучение действующих на мировом  рынке технических требований к  товарам, информирование о них непосредственных производителей товаров, анализ технического уровня и качества продукции, ее конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;

• отдел совместных предприятий  — координация, планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала на территории России, и смешанных обществ, созданных с участием объединения за рубежом, создание новых смешанных обществ за рубежом и ликвидация их;

• отдел технического обслуживания и запчастей — организация гарантийного и послегарантийного технического обслуживания экспортируемых объединением товаров в зарубежных странах, обеспечение технических центров и зарубежных агентов объединения необходимыми запасными частями, ремонтным оборудованием и транспортом.

3. Группа отделов, обеспечивающих  принятие и исполнение управленческих  решений:

• отдел развития — совершенствование  организационной структуры объединения;

• отдел АСУ (ВЦ) — автоматизация  расчетов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание совместно с другими отделами и фирмами баз данных и ведение их;

• отдел кадров — вопросы подбора  и расстановки кадров, ведение  личных дел работников;

• отдел загранкомандировок —  оформление командировок за границу;

• канцелярия — регистрация и  контроль организационно-распорядительной документации и переписки;

• административно-хозяйственный  отдел — снабжение необходимыми для работы объединения материалами  и оборудованием, ответственность  за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;

• юридический отдел — помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам презентаций и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО  в судах и арбитражах, правовое обеспечение;

• протокольный отдел — выполнение поручений руководства ВТО и фирм по встречам, приему и проводам представителей иностранных фирм, прибывших с деловыми целями.

Иногда юридический и протокольный отделы, а также бухгалтерия и  отдел кадров подчиняются непосредственно  генеральному директору ВТО, выполняя те же функции.

Создание такой разветвленной  структуры управления ВЭД характерно для предприятий (организаций) независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и  полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела (отдела внешнеэкономических связей) и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы.

Организация коммерческих сделок в  рамках ВЭД фирмы должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов; двусторонних государственных соглашений).

Обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы  налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций.

 

 

 

 

Экономические методы

Группа методов управления, основанных на сознательном использовании объективных  экономических законов и категорий. Включают методы:

1) экономического стимулирования, основанный на использовании  принципов и способов оценки  и стимулирования эффективности  производства и труда, распределения  (использования) прибыли и др.;

2) самоокупаемости, означающий, что предприятие (фирма и т.п.) должно покрыть свои расходы доходами, работать рентабельно;

3) ценообразования, включающий  разработку и установление цен,  которые должны выступать одновременно  измерителями эффективности затрат  и результатов хозяйственной деятельности, спроса и предложения (ценообразование должно находиться во взаимосвязи с научно обоснованной налоговой системой);

4) финансирования, предполагающий  организацию расчетов с поставщиками  и потребителями, финансовыми  и банковскими органами;

5) кредитования, предусматривающий  создание условий, побуждающих  предприятия рационально использовать  кредиты, своевременно и полностью  производить расчеты с банком, бюджетом и поставщиками.

Суть экономических методов  состоит в использовании экономических стимулов для активизации деятельности компании в нужном направлении и наращивания экономического потенциала предприятия в целом.

Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений:

- экспортно-импортная операция  основывается на принципе полной  самоокупаемости (в том числе  валютной), самофинансирования, т.е.  основных принципов полного хозрасчета;

- объем предполагаемой сделки  устанавливается исходя из имеющихся  в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;

- коммерческой сделки должны  предшествовать тщательный маркетинг,  технико-экономическое обоснование,  должны быть просчитаны и рассмотрены  многочисленные варианты возможных  коммерческих сделок; При разработке экономически целесообразного образа управления, например, при выборе стратегии выхода на внешний рынок фирма должна обязательно учесть ряд факторов, значительно влияющих на рынок того или иного товара.

Информация о работе Управления внешнеэкономической деятельностью предприятия