Устройство и планировка торгового зала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 02:59, курсовая работа

Описание работы

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина.

Файлы: 1 файл

Устройство и планировка торгового зала магазина и ее влияние на организацию торгово - копия.docx

— 364.23 Кб (Скачать файл)

1. Теоретические подходы к устройству и планировке торгового зала

 

1.1 Устройство и планировка торгового зала магазина и ее влияние на организацию торгово-технологического процесса

 

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как  правило, занимает большую долю в  общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров  и других работников магазина. Поэтому  устройство и планировка торгового  зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь  операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского  потока; обеспечение кратчайших путей  движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже  к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.

Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных  процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.

Виды технологических  планировок торгового зала в зависимости  от размеров и конфигурации торгового  зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи:

• линейная — размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, поперечной, смешанной;

• боксовая — торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок;

• смешанная — расстановка  оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок;

• выставочная — размещение крупногабаритных товаров на различном  оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам;

• свободная — расстановка  оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала. На рисунке 1 показан пример планировки помещений магазина.

 

Рисунок 1 — Пример планировки помещений Универсама

1 — торговый зал; 2 —  отдел заказов; 3 — кафетерий; 4 —  кладовая продовольственных товаров; 5 — охлаждаемые камеры; 6 — кладовые  непродовольственных товаров; 7 —  помещение для хранения тары; 8 — административно-бытовые помещения; 9 — разгрузочная; 10 — технические  помещения; 11 — пункт приема посуды  от населения.

 

Взаимное расположение основных групп помещений магазина распланировано таким образом, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров  кратчайшими путями, исключались  пересечения движения потоков товаров  и покупателей.

Торговый зал — часть  торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Он является основным помещением магазина.

Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать  его функциям и разрабатываться  с учетом следующих требований:

• обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;

• создания условий для  механизации трудоемких процессов  обслуживания покупателей;

• удобного для покупателей  размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;

• эффективного использования  площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

• обеспечения рационального  размещения и максимальной видимости  выложенных товаров;

• создания условий экономичности  и простоты санитарного и технического обслуживания.

Наиболее распространенными  являются торговые залы прямоугольной  конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Подобная конфигурация торгового  зала обеспечивает оптимальные условия  для организации продажи товаров  такими современными методами, как  самообслуживание, продажа товаров  по образцам. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации  торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет  покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки  в минимальные сроки, создает  условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих  зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1; 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований.

Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка  колонн. Чем больше расстояния между  колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового  оборудования.

Величина сетки колонн зависит от площади торгового  зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка  колонн 6x6, 6x9, 6х12м.

При планировке торгового  зала важную роль играет правильная организация  потоков покупателей, которая зависит  от размещения входов и выходов, расстановки  торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей  был направлен против часовой  стрелки.

Всю площадь торгового  зала можно условно разделить  на:

• установочную площадь;

• площадь проходов для  покупателей и перемещения товаров;

• площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

• площадь контрольно-кассового  узла.

Установочная площадь  включает в себя площадь, занятую  торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными  товарами (холодильниками, стиральными  машинами и т. п.), размещенными в  торговом зале, а также площадь  для проведения денежных расчетов и  обслуживания покупателей. В магазинах  самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей площади торгового зала.

Об эффективности использования  площади торгового зала судят  по коэффициенту установочной площади.

Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади  из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

Этот показатель может  изменяться в зависимости от размера  магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под  установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь  исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и  наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале.

Степень использования площади  торгового зала под выкладку товаров  характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают так:

 

Кэксп. = Sэксп. / Sт.з. ,

где Кэксп — коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

Sэксп — экспозиционная площадь магазина, м2;

Sт.з. , — площадь торгового зала, м2.

 

Этот показатель зависит  от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и  количества элементов, увеличивающих  экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается  соотношение, 0,7.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок и стеллажей  большой высоты может привести к  ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров  покупателями.

Для свободного перемещения  товаров и покупателей часть  торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в  каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации  и интенсивности покупательского  потока. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен, навязывающих все зоны торгового зала.

Специально оборудованная  часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с  покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено  более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового  узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между  ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала.

В продовольственных магазинах  на одно рабочее место контролера-кассира  должно приходиться до 100 м2 площади торгового зала, а в непродовольственных — до 160 м2.

При составлении технологической  планировки торгового зала большое  значение имеет рациональное использование  площади магазина за счет правильного  размещения и применения торгового  оборудования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов  продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

По методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановка  оборудования и проходы для покупателей  спланированы в виде параллельных линий, расположенных, как правило, перпендикулярно  линии узла расчета. При этом часть  оборудования устанавливают вдоль  стен торгового зала, что позволяет  с большей эффективностью использовать его площадь.

 

1.1.1 Проблемы организации и технологии планировки торгового зала магазина

 

Торговые помещения должны проектироваться с учетом применения прогрессивных методов продажи  товаров; обеспечения их эффективного использования; выполнения противопожарных  требований по эвакуации; решения интерьеров на высоком художественном уровне.

Прогрессивные методы продажи  товаров оказывают серьезное  влияние на проектирование торговых залов магазинов.

Размещение оборудования в торговом зале, организация расчета  с покупателями, положение входов-выходов, лестничных клеток, открытых лестниц, пандусов и основных эвакуационных  проходов должны соответствовать применяемым  методам продажи.

При использовании самообслуживания в процессе проектирования следует  предусмотреть организацию единого  централизованного расчетного узла, площади для хранения личных вещей  покупателей, инвентарных корзин и  тележек.

При методе самообслуживания обеспечивается свободный доступ покупателей  к товарам, предоставляется возможность  производить их осмотр и отбор, расчет в узле расчета. Допускается создание отдельных "боксов". Эти боксы  следует отделять от основных эвакуационных  проходов покупателей витринами, цветочницами, скамьями для отдыха или для примерки товаров и предусматривать контролируемые продавцом-кассиром входы-выходы в "бокс". При организации единого узла расчета торговое оборудование целесообразно  размещать перпендикулярно к  расчетному узлу. Боксовая планировка часто применяется, когда используется продажа непродовольственных товаров по потребительским комплексам.

Иные подходы проектирования магазинов диктует использование  торговли по образцам (мебель, бытовая  техника, крупногабаритные строительные материалы, обои, ткани и др.). Следует  создать максимальные удобства для  размещения большого разнообразия образцов, наилучшего их показа, рекламы, условия  для ознакомления с ними, хранения рабочего запаса, доставки купленных  товаров на дом. При этом приходится значительную часть торгового зала предоставлять для выставки образцов (выставочные салоны). Проектирование магазинов-салонов повышает эффективность  розничной торговли некоторых видов  товаров.

При проектировании магазинов  следует учитывать и развитие такого прогрессивного метода продажи, как продажа товаров через  автоматы. Они могут быть размещены  либо перед фасадом здания, либо в витринах магазина (витроматы).

Когда проектируется магазин  с традиционными методами продажи  через прилавок, необходимо обратить внимание на организацию расчетов с  покупателями: либо с оплатой покупки  у продавца-кассира, либо через централизованный расчетный узел.

Информация о работе Устройство и планировка торгового зала