Устройство и планировка торгового зала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 02:59, курсовая работа

Описание работы

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина.

Файлы: 1 файл

Устройство и планировка торгового зала магазина и ее влияние на организацию торгово - копия.docx

— 364.23 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 7 - Выгодное расположение в торговом зале

Расположение по отношению  к основным местам продажи.

Дополнительные места  продажи необходимо располагать  отдельно от основных и друг от друга. В противном случае это место продажи становится продолжением основного и служит лишь местом хранения дополнительных единиц продукции. Следовательно, у покупателя остается только один шанс выбрать и купить продукцию данной группы.

 

1.3.3 Ассортимент

 

На дополнительных местах продажи необходимо располагать  самые продаваемые позиции товарной группы. В этом случае вероятность  импульсных покупок значительно  повышается. Всегда существует соблазн  расположить на дополнительных местах продажи менее продаваемые позиции, чтобы избавиться от затаренности. К сожалению, это не позволит продать много дополнительных единиц, что, в свою очередь, является неэффективным использованием места в торговом зале. Простой пример. Одна марка продается в количестве 100 единиц в день, а другая в количестве 30. Устанавливается дополнительное место продажи, которое может привести к 10% повышению продаж. Это приведет к продаже 10 дополнительных единиц первой марки, и лишь к продаже 3-х дополнительных единиц второй. При одинаковой наценке на обе марки всегда более выгодно прилагать усилия к повышению внимания покупателей к первой марке.

Не выносите продукцию  с основного места продажи  на дополнительное!

На дополнительном месте  продажи продукцию необходимо дублировать, а не выносить ее с основного места. В противном случае покупатель, который  запланировал покупку данной продукции, не найдет ее на основном месте продажи. Как уже было отмечено, в этом случае он либо купит продукт другой марки (конкурента), либо продолжит  поиски в другой торговой точке. Внимание! Не выносите весь свой корпоративный  блок на фирменное место продажи! Постоянные покупатели могут потерять вашу продукцию. Иногда можно отойти от данного правила. Например, вы продаете пиво и у вас есть только один холодильник с прозрачной дверцей  для данного магазина. В летнее время его лучше расположить  около основной точки продажи  и вынести в него все ваше пиво. Холодное пиво в жаркую погоду всегда будет иметь преимущество перед теплым.

 

1.4. Пути совершенствования  планировки торгового зала магазина

 

Планировку торгового  зала необходимо выполнять с учетом следующих рекомендаций.

Размещение и выбор  ширины входов и выходов из магазина следует осуществлять таким образом, чтобы была обеспечена возможность  свободного движения покупателей, не должно быть встречных, перекрещивающихся  потоков покупателей.

Расстановка оборудования в  торговом зале должна не препятствовать эвакуации из магазина, способствовать эффективному использованию торговой площади, создавать максимум удобств для показа и отбора товаров покупателями.

Определяя планировочное  решение торгового зала, следует  учитывать метод продажи товаров  и виды услуг, оказываемых покупателям. По функциональному назначению в  торговом зале выделяются площади под  оборудование, для размещения товаров, примерки, проходы для покупателей, для узлов расчета, для дополнительных услуг и т. д.

Площадь, занятая оборудованием, называется установочной. Она рассчитывается как сумма площадей оснований  торгового оборудования. Занимая  площадь торгового зала под установку  оборудования, не следует стремиться к постоянному ее увеличению, так  как это может создать неблагоприятные  условия для организации технологического процесса в магазине. При оптимальной  величине установочной площади следует  стремиться к увеличению демонстрационной площади, предназначенной для выкладки товаров. Площадь для проходов должна соответствовать нормативам, обеспечивающим пожарную безопасность и нормальные условия для покупателей.

Площадь узлов расчета  включает площади для установки  кассовых кабин, столов упаковки, проходов между ними.

Площадь для расчетного узла должна составлять не более 15 % площади  торгового зала. В магазинах самообслуживания количество кассовых кабин (рабочих  мест контролеров-кассиров) определяется в зависимости от торговой площади: в продовольственных магазинах  на каждые 80-100 м2 площади торгового зала предусматривается одно рабочее место кассира-контролера; в непродовольственных магазинах такие места оборудуются на каждые 140-160 м2 .

Если магазином оказываются  дополнительные услуги, при планировке это необходимо учитывать.

Кафетерии, столы заказов  следует располагать с внешней  стороны расчетного узла относительно торгового зала.

Для оказания покупателям  дополнительных услуг по подгонке готового платья, растяжке головных уборов, раскрою  тканей, гравировке, для музыкальных  записей и др. должны быть предусмотрены  специальные площади. Они могут  примыкать к соответствующему отделу в торговом зале или может быть выделена специальная зона для оказания услуг. Важно, чтобы покупателям  были созданы необходимые условия  для получения услуг, и эти  зоны целесообразно размещать в  стороне от основных покупательских потоков и товарно-материальных ценностей магазина.

Площадь кладовых для хранения товаров предусматривается в  соответствии с нормами для каждой товарной группы с учетом ее особенностей, применяемых средств механизации  и сроков хранения.

Охлаждаемые камеры должны располагаться компактно в едином блоке, рассчитаны на краткосрочное  хранение (в течение 2-3 суток) скоропортящихся  продуктов.

Могут быть предусмотрены  специальные камеры для ночной доставки товаров.

Помещения для хранения тары и контейнеров обменного фонда  должны примыкать к разгрузочной платформе и располагаться на минимальном расстоянии от торгового  зала, с тем чтобы пути перемещения освобождающейся тары для последующего вывоза ее из магазина были минимальными.

Камеры для мусора и  пищевых отходов необходимо располагать  ближе к разгрузочной платформе.

Прием стеклянной тары следует  осуществлять в отдельном помещении  либо вручную, если пункт приема небольшой, или с применением средств  механизации и метода самообслуживания. Это помещение должно примыкать  или быть удобно связано с разгрузочной площадкой.

Машинные отделения следует  размещать, соблюдая правила техники  безопасности, а также допустимые нормы по организации труда (шум, загрязнение воздуха и т. д.). При  большом количестве холодильного оборудования рекомендуется предусматривать  централизованную систему охлаждения с установкой агрегатов в специальном  помещении вне торгового зала. Должны быть обеспечены водо-, теплоснабжение, канализация, отопление и вентиляция. Для решения этих проблем также  определяются специальные помещения  и площади.

Площадь связи (проходы, коридоры) должна обеспечить пожарную безопасность, возможность эвакуации, рациональную организацию технологического процесса, комфортность при отборке и покупке  товаров. На их долю, как правило, приходится 15-20 % общей площади магазина.

 

 

 


Информация о работе Устройство и планировка торгового зала