Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 02:59, курсовая работа
Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина.
Важнейшими требованиями к устройству и планировке торгового зала являются:
В процессе разработки проекта магазина необходимо определить габариты торгового зала.
К оптимальным размерам торгового
зала следует отнести квадрат
или прямоугольник с
Оптимальными габаритами
являются такие, где покупательские
и грузовые потоки являются наикратчайшими.
Менее удобна вытянутая форма
торгового зала. В этом случае удлиняются
грузопотоки, затруднена расстановка
торгового оборудования, снижается
эффективность использования
При размещении товарных секций (отделов) рекомендуется учитывать частоту спроса и приближать отделы, торгующие товарами повседневного спроса, к основным потокам покупателей.
Товары, требующие длительного времени и специальных условий для отбора покупателями (технически сложные и др.), целесообразно располагать в стороне от основных интенсивных потоков.
Планировочное решение торгового зала должно учитывать требования, обеспечивающие эвакуацию и возможность в дальнейшем увеличить площадь зала за счет торговых залов.
Большое внимание уделяется
соблюдению требований безопасности,
обеспечению возможности
1.2 Требования, предъявляемые к планировке объектов розничной торговли.
Основные проектно-
Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству магазина:
Требования, предъявляемые к планировке магазина:
Устройство магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны - торгового зала, который должен занимать 60-80 % всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.
Магазин должен отвечать также
и важнейшим эргономическим требованиям:
создавать условия для
Проекты магазинов должны соответствовать:
экономичности проектного решения.
При проектировании магазинов
следует учитывать
Одним из главных требований к магазинам, обеспечивающим повышение их эффективности, является создание конкурентоспособных торговых предприятий, обладающих следующими признаками:
минимальными издержками потребления.
Объемно-планировочные и конструктивные решения магазинов должны обеспечить возможность увеличения торговых площадей за счет кладовых и других неторговых помещений в процессе реконструкции с минимальными затратами. Это возможно при использовании принципа гибкой планировки.
Планировочная структура
магазина должна определяться системой
движения товаров и создавать
условия для внедрения
Для решения этой задачи
необходимо: помещения для хранения
и продажи одноименных товаров
размещать на одном уровне (этаже);
предусматривать кратчайшие пути между
разгрузочными площадками, помещениями
для приемки, хранения и торговым
залом в последовательности, определяемой
технологией выполняемых
Более рациональной является
планировочная структура с
Отсутствие внутри здания большого количества капитальных перегородок будет способствовать перепланировке магазина, увеличению торговой площади за счет неторговых помещений без больших затрат.
Увеличение площади магазина может быть достигнуто за счет пристройки к нему необходимых помещений вместо строительства нового объекта, что будет, с экономической точки зрения, более целесообразным.
Планировочная структура магазина должна обеспечить последовательность технологического процесса, максимальные удобства для покупателей и персонала, их функциональную взаимосвязь (рисунок 2).
Рисунок 2 - Функциональная взаимосвязь помещений магазина
В соответствии с технологическим процессом рекомендуется:
Все помещения, в которых размещаются товары, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим их сохранность.
Архитектурно-планировочные
условия требуют соблюдения некоторых
рекомендаций. В первую очередь важно
обеспечить рациональное использование
участка застройки, увязать с
общей композицией застройки, придать
ему выразительность и
Конструктивные требования
к магазинам должны основываться
на применении наиболее эффективных
типов унифицированных
Сетку колонн в торговых залах магазинов применяют 6x6, 9x6, 6x12, 12x12 м, безколонное решение. Более эффективно использование большепролетных конструкций, с тем чтобы колонны не мешали рациональной организации технологического процесса.
Особые требования предъявляются к материалам внутренней отделки магазинов. Они не должны быть источником пыли и местом ее скопления. Их качество должно обеспечить возможность влажной уборки помещений, ежедневного мытья панелей и полов горячей водой с применением моющих средств.
Отделочные материалы, покрытия пола и панелей стен в помещениях для приема и хранения товаров, в разгрузочных, в душевых, в камерах для мусора должны допускать мытье с однопроцентным раствором хлорной извести.
Полы в торговых залах следует предусматривать из твердых материалов (мозаичные, из керамических плит и др.) с учетом обеспечения использования напольного транспорта и нормальных условий труда продавцов.
Рекламно-информационное оформление
магазина включает различные художественно-
Зона наружной информации включает вывеску с режимом работы и витринно-выставочную рекламу. Вывеска магазина должна включать фирменный блок (эмблему, знак), текстовое его название, соответствующее типу магазина, информацию о принадлежности магазина. Витрины магазина должны быть оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание покупателя, представить ему срез ассортимента магазина, обеспечить просмотр торгового зала через них. Важным элементом оформления экстерьера магазина является планировка прилегающей к нему территории.
Художественные качества интерьера торгового зала определяются уровнем комплексно решаемых задач:
Внутримагазинная реклама содержит указатели размещения товарных отделов, знаки-символы входа-выхода, узлов расчета, информацию о товарах, дополнительных услугах, правилах отбора и расчета.