Устройство и планировка торгового зала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 02:59, курсовая работа

Описание работы

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина.

Файлы: 1 файл

Устройство и планировка торгового зала магазина и ее влияние на организацию торгово - копия.docx

— 364.23 Кб (Скачать файл)

Важнейшими требованиями к устройству и планировке торгового  зала являются:

  • свободное движение покупательского потока с учетом его плотности, обеспеченное рациональным размещением торгового оборудования и достаточной шириной проходов;
  • наличие кратчайших путей движения товаров с мест хранения в места продажи;
  • хорошая просматриваемость торгового зала;
  • использование рекламных средств и символов, а также планировочных решений торгового зала для быстрой ориентации покупателей в торговом зале.

В процессе разработки проекта  магазина необходимо определить габариты торгового зала.

К оптимальным размерам торгового  зала следует отнести квадрат  или прямоугольник с соотношением сторон 1:1,5 или 1:2 и примыканием к  нему по длинной стороне или по периметру помещений для хранения и подготовки товаров к продаже. Может быть и другая его конфигурация. Высота торгового зала зависит от его площади, но не менее 3,3 м.

Оптимальными габаритами являются такие, где покупательские и грузовые потоки являются наикратчайшими. Менее удобна вытянутая форма  торгового зала. В этом случае удлиняются грузопотоки, затруднена расстановка  торгового оборудования, снижается  эффективность использования торговой площади.

При размещении товарных секций (отделов) рекомендуется учитывать  частоту спроса и приближать отделы, торгующие товарами повседневного  спроса, к основным потокам покупателей.

Товары, требующие длительного  времени и специальных условий  для отбора покупателями (технически сложные и др.), целесообразно  располагать в стороне от основных интенсивных потоков.

Планировочное решение торгового  зала должно учитывать требования, обеспечивающие эвакуацию и возможность  в дальнейшем увеличить площадь  зала за счет торговых залов.

Большое внимание уделяется  соблюдению требований безопасности, обеспечению возможности эвакуации  из торгового зала: ширине эвакуационных  проходов и выходов, расположению расчетных  касс и т. д

 

1.2 Требования, предъявляемые к планировке объектов розничной торговли.

Основные проектно-технологические  требования к магазинам сводятся к следующим положениям:

  • не допускать пересечения покупательских и товарных потоков;
  • использовать гибкую планировку, позволяющую в случае необходимости быстро и без существенных затрат осуществлять внутреннюю перепланировку магазина, не меняя параметров здания;
  • способствовать перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных техники и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия.

Для создания необходимых  для работы условий следует соблюдать  конкретные технологические требования к устройству магазина:

  • обеспечение беспрепятственного рационального движения покупательских потоков;
  • выделение зон (помещений) в соответствии с содержанием технологического процесса, использованием прогрессивных технологий, интенсивностью покупательских и грузовых потоков;
  • организация кратчайших путей движения и исключение перекрестных потоков.

Требования, предъявляемые  к планировке магазина:

  • торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже;
  • кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;
  • приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;
  • помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал;
  • планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и способствовать лучшей обозримости ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется преодолеть для того, чтобы приобрести все намеченные товары.

Устройство магазинов  должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны - торгового зала, который должен занимать 60-80 % всей полезной площади  магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к  товарам, узлам расчета, входу и выходу.

Магазин должен отвечать также  и важнейшим эргономическим требованиям: создавать условия для максимальной производительности труда, механизации  технологических операций, обеспечивать комфортные условия труда, необходимые  режимы хранения товаров.

Проекты магазинов должны соответствовать:

  • прогрессивным направлениям развития отрасли;
  • функциональным требованиям организации движения товаров в магазине от разгрузки до продажи потребителю;
  • градостроительным условиям размещения (объемно-архитектурное решение);
  • требованиям по внедрению прогрессивных конструкций и отделочных материалов;

экономичности проектного решения.

При проектировании магазинов  следует учитывать прогрессивные  направления развития отрасли, которые  оказывают влияние на планировочную  структуру здания. К ним относятся: развитие системы прямых хозяйственных  связей и взаимоотношений с предприятиями-изготовителями; широкое использование централизованной доставки товаров, в том числе  и в таре-оборудовании; поступление  товаров, максимально подготовленных к продаже, организация ритмичной  доставки товаров в соответствии с потребностями магазина как по объему, так и по частоте и др. Перечисленные факторы определяют величину и структуру площадей магазина, их размещение.

Одним из главных требований к магазинам, обеспечивающим повышение  их эффективности, является создание конкурентоспособных  торговых предприятий, обладающих следующими признаками:

  • широким ассортиментом товаров;
  • наличием прогрессивных технологий при продаже товаров и обслуживании покупателей;
  • высоким уровнем рекламно-информационного обеспечения магазина;
  • высокой культурой обслуживания, обеспечивающей максимум удобств для покупателей;
  • оптимальным режимом работы;
  • широким предложением дополнительных услуг;
  • грамотной ценовой политикой;

минимальными издержками потребления.

Объемно-планировочные и  конструктивные решения магазинов  должны обеспечить возможность увеличения торговых площадей за счет кладовых и  других неторговых помещений в процессе реконструкции с минимальными затратами. Это возможно при использовании  принципа гибкой планировки.

Планировочная структура  магазина должна определяться системой движения товаров и создавать  условия для внедрения механизации  технологических процессов и  изменения технологии, состава помещений, их функций в процессе эксплуатации магазина, если этого потребуют обстоятельства в будущем.

Для решения этой задачи необходимо: помещения для хранения и продажи одноименных товаров  размещать на одном уровне (этаже); предусматривать кратчайшие пути между  разгрузочными площадками, помещениями  для приемки, хранения и торговым залом в последовательности, определяемой технологией выполняемых операций; вспомогательные, подсобные и административно-бытовые  помещения размещать в стороне  от основных направлений движения товаров; не допускать пересечения направлений  товародвижения с потоками покупателей; обеспечить гибкую планировку, позволяющую в процессе эксплуатации передвигать перегородки внутри здания с учетом изменений в технологическом процессе магазина, переспециализации отделов, внедрения средств механизации.

Более рациональной является планировочная структура с укрепленной  сеткой колонн, позволяющей более  рационально размещать и использовать торгово-технологическое оборудование и выбирать направления движения грузовых и покупательских потоков.

Отсутствие внутри здания большого количества капитальных перегородок  будет способствовать перепланировке магазина, увеличению торговой площади  за счет неторговых помещений без больших затрат.

Увеличение площади магазина может быть достигнуто за счет пристройки к нему необходимых помещений  вместо строительства нового объекта, что будет, с экономической точки  зрения, более целесообразным.

Планировочная структура  магазина должна обеспечить последовательность технологического процесса, максимальные удобства для покупателей и персонала, их функциональную взаимосвязь (рисунок  2).

 

 

 

Рисунок 2 - Функциональная взаимосвязь помещений магазина 

 

 

В соответствии с технологическим  процессом рекомендуется:

  • разгрузку товаров осуществлять на разгрузочной площадке или на площади для приемки товаров, к которым должны примыкать кладовые для их хранения;
  • кладовые для хранения товаров связать с помещениями для их подготовки к продаже, фасовке, если того требует технология;
  • помещения для хранения и подготовки соответствующего товара максимально приблизить к местам их продажи;
  • помещения для хранения порожней тары разместить рядом с погрузочной площадкой.

Все помещения, в которых  размещаются товары, должны соответствовать  требованиям, обеспечивающим их сохранность.

Архитектурно-планировочные  условия требуют соблюдения некоторых  рекомендаций. В первую очередь важно  обеспечить рациональное использование  участка застройки, увязать с  общей композицией застройки, придать  ему выразительность и привлекательность, выделить как общественное здание. Учитывая, что это торговый объект, необходимо определить площадь световых проемов торговых залов и других помещений магазина на основе расчета необходимой естественной освещенности, создания условий сохранности товаров от воздействия солнечных лучей, оформить интерьер магазина, предусмотрев остекленные фасады, рекламные элементы (постоянные и периодически сменяемые), выносные витрины, а также "маркизы" и другие устройства, защищающие от прямых солнечных лучей.

Конструктивные требования к магазинам должны основываться на применении наиболее эффективных  типов унифицированных конструкций  с максимальной заводской готовностью. Это ускоряет процесс строительства, дает возможность механизировать его и снижает стоимость.

Сетку колонн в торговых залах магазинов применяют 6x6, 9x6, 6x12, 12x12 м, безколонное решение. Более эффективно использование большепролетных конструкций, с тем чтобы колонны не мешали рациональной организации технологического процесса.

Особые требования предъявляются  к материалам внутренней отделки  магазинов. Они не должны быть источником пыли и местом ее скопления. Их качество должно обеспечить возможность влажной  уборки помещений, ежедневного мытья  панелей и полов горячей водой  с применением моющих средств.

Отделочные материалы, покрытия пола и панелей стен в помещениях для приема и хранения товаров, в  разгрузочных, в душевых, в камерах  для мусора должны допускать мытье  с однопроцентным раствором хлорной  извести.

Полы в торговых залах  следует предусматривать из твердых  материалов (мозаичные, из керамических плит и др.) с учетом обеспечения  использования напольного транспорта и нормальных условий труда продавцов.

Рекламно-информационное оформление магазина включает различные художественно-графические  средства, используемые в различных  зонах магазина и на прилегающей  к нему территории.

Зона наружной информации включает вывеску с режимом работы и витринно-выставочную рекламу. Вывеска магазина должна включать фирменный блок (эмблему, знак), текстовое его название, соответствующее типу магазина, информацию о принадлежности магазина. Витрины магазина должны быть оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание покупателя, представить ему срез ассортимента магазина, обеспечить просмотр торгового зала через них. Важным элементом оформления экстерьера магазина является планировка прилегающей к нему территории.

Художественные качества интерьера торгового зала определяются уровнем комплексно решаемых задач:

  • создание оптимальных пропорций здания, его архитектурного облика;
  • рациональное размещение оборудования, использование рекламных средств, отделочных материалов;
  • цветовое и световое решение.

Внутримагазинная реклама содержит указатели размещения товарных отделов, знаки-символы входа-выхода, узлов расчета, информацию о товарах, дополнительных услугах, правилах отбора и расчета.

Информация о работе Устройство и планировка торгового зала