Устройство, планировка и оборудование магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить, проанализировать и сделать выводы на основе изученных вопросов.
Главной задачей данной работы является закрепление знаний о розничных торговых предприятиях и об их планировке, полученных в ходе обучения. Другие задачи следующие: изучить теоретические аспекты, сравнить их с применением на практике, сделать оценку и выводы по изученным вопросам.

Содержание работы

1. Введение …………………………………………………………….3
2. Основная часть
Глава 1 – теоретические аспекты
Часть 1 – Классификация торговых зданий и сооружений и требования, предъявляемые к ним………………………………..4
Часть 2 - Состав и взаимосвязь помещений магазина…………..7
Часть 3 - Устройство и внутренняя планировка магазина
3.1 Устройство и планировка торгового зала магазина ……......9
3.2 Распределение площади торгового зала ………………..…14
3.3 Размещение отделов и секций в пространстве торгового
зала …………………………………………………………..…...16
3.4 Размещение торгового оборудования ………………………19
3.5 Распределение площади подсобных и служебных
помещений ……………………………………………………….21
Глава 2 – практические аспекты применительно к магазину
“Экспресс”……………………………………………………………23
Глава 3 – варианты планировки розничных торговых предприятий (на примере магазина «Экспресс»), направленные на эффективное обслуживание покупателей…………………………………………29
3. Заключение …………………………………………………………..30
4. Список литературы ….…………………………………………….....31
5. Приложения …………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Планировка розничных торговых предприятий.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение  …………………………………………………………….3

2.  Основная часть 

     Глава 1 – теоретические аспекты

Часть 1 – Классификация  торговых зданий и сооружений и    требования, предъявляемые к ним………………………………..4       

        Часть 2 -  Состав и взаимосвязь помещений магазина…………..7

        Часть 3 -  Устройство и внутренняя планировка магазина

3.1 Устройство и планировка торгового зала магазина ……......9

3.2 Распределение площади торгового зала  ………………..…14

3.3 Размещение отделов и секций в пространстве торгового

зала  …………………………………………………………..…...16

3.4 Размещение торгового оборудования ………………………19

3.5 Распределение площади подсобных и служебных

помещений  ……………………………………………………….21

Глава 2 – практические аспекты применительно к магазину

“Экспресс”……………………………………………………………23

Глава 3 – варианты планировки розничных торговых предприятий (на примере магазина «Экспресс»), направленные на эффективное обслуживание покупателей…………………………………………29

3. Заключение  …………………………………………………………..30

4. Список литературы ….…………………………………………….....31

5. Приложения …………………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема «Планировка розничных  торговых предприятий» выбрана в  качестве курсовой работы, потому что  она актуальна в настоящее  время тем, что розничная торговая сеть является завершающим этапом процесса обращения товаров. Она представляет собой совокупность большого числа предприятий, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.). Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высший уровень производительности труда работников.

В данной курсовой работе розничные торговые предприятия  будут рассмотрены на примере  магазинов. Магазины располагают комплексом размещенных в капитальных зданиях торговых и неторговых помещений, предназначенных для осуществления различных торгово-технологических помещений. Это позволяет применять в магазинах средства механизации различных трудоемких операций, создает благоприятные условия для труда работников.

Объектом данной курсовой работы является розничное торговое предприятие, его торговые и технологические  функции, а также его планировка. Предприятие – это производственное, торговое и другое учреждение, которое  на основе использования своего имущества и средств производит, реализует товары и услуги. Обладая правами юридического лица, вступает в договорные отношения с участниками гражданского оборота.

Данная курсовая работа будет состоять из трех частей:

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключение

Основная часть состоит  из трех глав:

Глава 1 – Теоретические  аспекты – включает в себя следующие  вопросы:

      • классификация торговых зданий и сооружений и требования, предъявляемые к ним;
      • состав и взаимосвязь помещений магазина;
      • устройство и внутренняя планировка магазина.

Глава 2 – Практические аспекты – представляет собой сравнение теории и применение ее на практике.

В главе 3 будет произведена  оценка на основе изученных материалов.

Цель работы: изучить, проанализировать и сделать выводы на основе изученных вопросов.

Главной задачей данной работы является закрепление знаний о розничных торговых предприятиях и об их планировке, полученных в ходе обучения. Другие задачи следующие: изучить теоретические аспекты, сравнить их с применением на практике, сделать оценку и выводы по изученным вопросам.

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

 

Часть 1

КЛАССИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ.

 

Основными признаками, по которым классифицируют торговые здания и сооружения, являются:

    • капитальность сооружения;
    • особенности объемно-планировочного решения;
    • материал наружных стен.

По капитальности все торговые здания и сооружения делятся на два вида – капитальные (предназначенные для размещения магазинов) и облегченные (для устройства мелкорозничных торговых предприятий и павильонов, в том числе используемых в качестве филиалов крупных магазинов).

В зависимости  от особенностей объемно-планировочного решения торговые здания могут быть отдельно стоящими, встроенными, встроено-пристроенными, пристроенными и образующими торговые центры. При этом здания бывают одноэтажные и многоэтажные, с цокольными и подземными этажами или без них.

Магазины, расположенные  в одноэтажных зданиях без  подземных этажей, более предпочтительны: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно из-за трудностей с выделением земельных участков, особенно в районах с плотной застройкой. Поэтому в городских условиях преобладает строительство многоэтажных магазинов. Наличие подземных и цокольных этажей позволяет разместить в них технические помещения, а иногда и торговые залы (например, в подземном этаже универмага может размещаться отдел по продаже продовольственных товаров).

По материалу  наружных стен торговые здания подразделяют на каменные, кирпичные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные.

При строительстве магазинов  в настоящее время наиболее часто  используют сборные железобетонные  каркасно-панельные конструкции с несущими наружными стенами из местных строительных материалов.

Все большее распространение  получает и строительство павильонов, представляющих собой быстровозводимые конструкции с двойным остеклением из прозрачного, тонированного или зеркального витринного стекла. Их собирают из конструктивных элементов, изготовленных из профилированных стали или алюминия и других современных высокотехнологичных материалов. Павильоны могут быть одноэтажными (от 18 до 1000 м2) или двухэтажными (от 200 м2), а их конфигурация – прямоугольной, круговой, многогранной. Отделка их внешнего вида и интерьера также отличается разнообразием.

Торговые здания и  сооружения должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным, экономическим, эстетическим и санитарно-техническим требованиям.

Технологические требования – это наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств.

Архитектурно-строительные требования – это использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений: возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину. Ими предусматривается прочность конструкции здания, использование при строительстве готовых элементов заводского изготовления, соответствие архитектуры здания композиции уже имеющейся застройки.

Эстетические требования – это оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением.

Экономические требования – это эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию.

Санитарно-технические требования определяют устройство систем теплоснабжения, отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, освещения. Соблюдение этих требований позволяет создать условия для осуществления операций торгово-технологического процесса в магазине, положительно сказывается на работе персонала, способствует повышению уровня обслуживания покупателей.

 

Основные  принципы размещения розничных торговых предприятий.

 

Розничная торговая сеть должна быть максимально приближена к населению. Наибольшее влияние на ее размещение оказывают тип населенного пункта и численность жителей, проживающих в нем.

При размещении магазинов  в городах следует учитывать  влияние градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов.

К градостроительным  факторам следует отнести площадь города, форму плана и функциональное зонирование его территории, численность и плотность населения, размещение мест приложения труда, а также административных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторы  включают направления и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.

К социальным факторам относятся  необходимость достижения высокого качества торгового обслуживания населения  и снижения времени, затрачиваемого им на посещение предприятий розничной торговли.

Обеспечение оптимального уровня доходности розничной торговой сети, возмещение затрат на ее строительство  и эксплуатацию составляют основу экономических  факторов размещения предприятий розничной  торговли.

В основе рационального  размещения сети розничных торговых предприятий в городах лежат принципы равномерности и группового размещения, а также ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания.

Принцип равномерности  применим к однотипным предприятиям и, в первую очередь, к магазинам, торгующими товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей. Он предполагает равномерное размещение магазинов по всей территории города с учетом плотности населения.

Принцип группового размещения означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля (по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы, мяса и т.д.) с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары.

Не менее важным является принцип ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания. В соответствии с ним вся розничная торговая сеть делится на магазины местного и общегородского значения, магазины в составе торговых центров и магазины, расположенные вдоль автомагистралей.

Магазины местного значения, или «удобные магазины», располагаются в живой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах) в пределах пешеходной доступности. В таких магазинах должен быть представлен универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города, поэтому в их числе должны быть и универсальные, и специализированные, и комбинированные магазины. В таких магазинах покупателям необходимо предоставить максимально широкий выбор как товаров, так и дополнительных услуг.

Магазины в составе  торговых центров, как правило, предлагают покупателям универсальный ассортимент  продовольственных и непродовольственных  товаров. Чаще всего такие центры размещают на пересечении крупных  автомагистралей вне пределов интенсивной городской застройки.

Вдоль автомагистралей, наряду с магазинами, размещают и  такие предприятия розничной  торговли, как павильоны, киоски и  т. п.

Перспективным направлением развития розничной торговли в городах  является создание сетей магазинов, включающих в свой состав гипермаркеты, супермаркеты и магазины-дискаунты.

При размещении розничных  торговых предприятий в сельских поселениях учитывают функциональную значимость каждого населенного  пункта.

При невозможности создания стационарной  розничной торговой сети торговое обслуживание населения должно осуществляться с помощью мелкорозничной передвижной сети – автомагазинов и других передвижных средств торговли. Они, кроме того, могут применяться и при обслуживании полевых станов и других мест массовых сельскохозяйственных и других работ.

По первой части можно сделать вывод, что все розничные торговые предприятия должны соответствовать ряду требований (технологическим, архитектурно-строительным, эстетическим, экономическим и санитарно-техническим). Все эти требования необходимо учитывать при проектировке и строительстве розничных предприятий торговли.

 

 

Часть 2

 

СОСТАВ И  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОМЕЩЕНИЙ МАГАЗИНА.

 

Помещения, входящие в  состав магазина, подразделяются на следующие  основные группы:

    • торговые;
    • помещения для приемки и хранения товаров и подготовки их к продаже;
    • подсобные;
    • служебные и бытовые;
    • технические.

Информация о работе Устройство, планировка и оборудование магазинов