Устройство, планировка и оборудование магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить, проанализировать и сделать выводы на основе изученных вопросов.
Главной задачей данной работы является закрепление знаний о розничных торговых предприятиях и об их планировке, полученных в ходе обучения. Другие задачи следующие: изучить теоретические аспекты, сравнить их с применением на практике, сделать оценку и выводы по изученным вопросам.

Содержание работы

1. Введение …………………………………………………………….3
2. Основная часть
Глава 1 – теоретические аспекты
Часть 1 – Классификация торговых зданий и сооружений и требования, предъявляемые к ним………………………………..4
Часть 2 - Состав и взаимосвязь помещений магазина…………..7
Часть 3 - Устройство и внутренняя планировка магазина
3.1 Устройство и планировка торгового зала магазина ……......9
3.2 Распределение площади торгового зала ………………..…14
3.3 Размещение отделов и секций в пространстве торгового
зала …………………………………………………………..…...16
3.4 Размещение торгового оборудования ………………………19
3.5 Распределение площади подсобных и служебных
помещений ……………………………………………………….21
Глава 2 – практические аспекты применительно к магазину
“Экспресс”……………………………………………………………23
Глава 3 – варианты планировки розничных торговых предприятий (на примере магазина «Экспресс»), направленные на эффективное обслуживание покупателей…………………………………………29
3. Заключение …………………………………………………………..30
4. Список литературы ….…………………………………………….....31
5. Приложения …………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Планировка розничных торговых предприятий.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

В продовольственных  магазинах на одно рабочее место  контролера-кассира должно приходиться до 100 м площади торгового зала, а в непродовольственных – до 160 м2.

При составлении технологической  планировки торгового зала большое  значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов  продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

При продаже товаров  по методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования (пристенные горки, тару-оборудование, охлаждаемые прилавки) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.

С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организовать единый расчетный узел. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала, предоставляет возможность самостоятельного отбора товаров одновременно всеми находящимися в зале покупателями, позволяет им совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.

Различают три варианта линейной планировки:

    • продольную, при которой линии торгового оборудования выстроены вдоль торгового зала;
    • поперечную, когда оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;
    • комбинированную, сочетающую в себе и продольную, и поперечную планировки.

Продольная линейная планировка применяется, если торговый зал магазина имеет небольшую (до 12 м) глубину. При большей глубине  торгового зала целесообразно использовать поперечную или комбинированную  планировки.

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на изолированные друг от друга отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собственный узел расчета, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время.

Боксовая планировка наиболее часто применяется в  крупных магазинах, или магазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т.д.).

Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах. Расположенных на специально отведенной площади для показа товаров.

Смешанная планировка торгового  зала сочетает в себе различные виды планировок.

 

Требования, предъявляемые к планировке магазина.

    1. Торговые зоны должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже.
    2. Кладовые и помещения для подготовки товара к продаже не должны быть проходными.
    3. Приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров.
    4. Помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал.
    5. Планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок.
    6. Планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость продаваемых товаров и обеспечить обозримость ассортимента, минимизировать время поиска нужных товаров.

 

 

3.2. Распределение площади торгового зала.

 

Задача размещения отделов (секций) в торговом зале – вынудить покупателей двигаться по всему  магазину и покупать больше товаров, чем они запланировали. Однако проблема состоит в том, чтобы определить, какой порядок движения и какая последовательность размещения отделов может обеспечить рациональное распределение познавательных ресурсов посетителей в торговом зале. Поэтому при принятии решения о размещении отделов в магазине необходимо учитывать общие образцы поведения покупателей, их привычки и предпочтения, а также, по возможности, специфические особенности основного контингента посетителей.

На сегодняшний день существует два основных подхода к распределению площади торгового зала. Первый – традиционный подход, известный также, как концепция сбалансированного магазина, основывается на том, что площади, отводимые под каждый отдел, должны быть пропорциональны объемам продаж, и соответствовать потребностям в торговом пространстве. Согласно этому подходу, каждому отделу (группе товаров, товарной категории, торговой марке и т. д.) выделяется место:

    • в соответствии с ожидаемым объемом продаж данной группы или вида товара;
    • в зависимости от участия товарной группы или отдела в формировании прибыли предприятия;
    • согласно размеру предполагаемых товарных запасов каждой группы товаров;
    • с целью поддержания желаемого направления движения покупательских потоков;
    • на основе учета этажности торговых залов, места расположения эскалаторов и межэтажных лестниц, главных входов и выходов и т. д.

Как правило, при традиционном подходе к планировке торгового  зала выбирается такое размещение отделов, при котором, чтобы попасть в нужные отделы основных приобретений, покупатели вынуждены посетить большое число отделов недорогих товаров импульсивной покупки. Недостатком такой планировки является то, что посетитель может подойти к нужному отделу утомленным и не получить удовлетворения от совершенной покупки.

С позиции мерчандайзингового подхода к размещению отделов, планировка торгового зала должна быть вторична по отношению к поведению посетителя и подчиняться основным законам психофизиологии человека. С мерчандайзингом  хорошо сочетается гипотеза о том, что поведение посетителя неоднородно на протяжении всего маршрута его движения в торговом зале. Посетители замечают отделы с разной активностью внимания, следовательно, розничному торговцу необходимо приспосабливаться к этой особенности и использовать ее для получения дополнительных доходов.

При распределении площади  торгового зала с учетом поведения  посетителей, каждому отделу и группе товаров выделяется место:

    • в соответствии с ролью и статусом товара (группы товаров) в удовлетворении потребностей покупателей;
    • с целью обеспечения комплексного обслуживания покупателей;
    • с целью создания целенаправленного движения покупательских потоков;
    • с целью обеспечения равномерности посещения отделов покупателями;
    • с целью обеспечения равномерного распределения внимания посетителей за все время нахождения их в торговом зале;
    • в соответствии с преимущественными методами обслуживания покупателей и особенностями самих товаров (тяжелые товары, товары большого объема, товары, которые чаще воруют, и т. п.).

Мерчандайзинговый подход к планировке торгового зала основывается на выполнении следующих основных требований к последовательному размещению отделов и товарных групп.

    1. Направление движения потоков покупателей. Поток должен привлекать покупателей в определенные места торгового зала, к определенным прилавкам и витринам.
    2. Совместное приобретение. Направление покупательского потока должно обеспечивать комплексную покупку, например, от выкладки чая – к кондитерским изделиям.
    3. Частота покупок и характер спроса. Товары частого спроса – те, которые покупатель не будет специально искать, должны располагаться в местах интенсивного покупательского потока. Ярко выраженные товары импульсной покупки размещаются, как правило, в передней части магазина или возле кассы. Отделы целевого спроса могут располагаться в отдельных участках зала.
    4. Продолжительность отбора товаров. В отдаленных местах зала, в стороне от общего покупательского потока, размещаются товары, требующие времени и спокойного отбора (товары редкого специального спроса; марки, различающиеся по своим характеристикам). Порой при выборе такого товара необходима длительная индивидуальная консультация.
    5. Свобода и удобство передвижения покупателей. Нельзя размещать рядом два или несколько отделов, где могут скопиться очереди в вечерние часы или в выходные дни.
    6. Трудоемкость перемещения товаров из складских помещений. Если при проектировании размещении отделов не предусмотреть пересечение покупательских и товарных потоков, это может привести к неудобству передвижения и незамедлительно скажется на прибыли.

 

 

3.3. Размещение отделов и секций в пространстве торгового зала.

 

Как правило, люди посещают магазин с четко выраженной целью приобретения  отдельного товара. При первом посещении магазина покупатель будет искать до тех пор, пока не найдет соответствующий отдел и нужный ему товар. При этом он посетит практически все отделы. Однако с каждым последующим посещением покупатель сокращает путь к нужному товару и число посещаемых отделов и осуществляемых им незапланированных и импульсивных покупок с каждым разом будет уменьшаться. Как показали наблюдения, практически все специалисты в области мерчандайзинга видят решение этой проблемы в частой перестановке оборудования и перепланировке торгового зала. Но такой подход может сформировать у постоянных посетителей чувство устойчивого хаоса, и в качестве ответной реакции у них могут выработаться оборонительные рефлексы. Очевидно, выход заключается в размещении отделов, оборудования и товаров таим образом, чтобы путь к нужному товару и выходу располагался и через другие товары.

Так, первым шагом при планировке торгового зала магазина самообслуживания должно стать размещение скоропортящихся продуктов по его периметру, чтобы покупатели от входа продвигались через весь магазин (Приложение № 1).

Мясо и мясопродукты. Отдел обычно располагают вдоль дальней или боковой стены торгового зала. Тогда для приобретения мясных продуктов покупатели пересекут торговый зал, в результате объем их покупок увеличится. Оборудование для размещения мясных продуктов должно располагаться недалеко от места обработки, чтобы можно было быстро и эффективно пополнить запасы.

Овощи и фрукты. После приобретения мясных продуктов покупатели обычно подбирают к мясу подходящие овощи, и многие менеджеры предпочитают размещать плодоовощную продукцию поблизости от мясного отдела. В некоторых магазинах прилавки с овощами и фруктами располагают в самом начале маршрута, так как эта продукция является высокоприбыльной и лучше предложить ее покупателям до того, как они наберут товаров на большую сумму в других отделах. Возможным компромиссом между этими точками зрения может стать размещение овощного отдела вдоль одной из боковых стен торгового зала.

Хлебобулочные и кондитерские изделия. Так как выпечка в большей степени относится к товарам импульсивного спроса, многие менеджеры размещают отдел около входа в торговый зал. Отрицательным моментом в данном случае является возможность впоследствии помять кондитерские изделия более тяжелыми продуктами. Изделия в упаковках обычно располагают рядом с отделом молочных продуктов, однако если выпечка изготавливается прямо в магазине, то отдел целесообразно расположить вдоль дальней стены торгового зала, рядом с кулинарией. Аромат свежей выпечки будет привлекать покупателей к другим товарам.

Замороженные  продукты. Существуют две основные точки зрения на размещение отдела замороженных продуктов. С одной стороны, эти продукты могут располагаться в конце маршрута: спрос на них растет и они не нуждаются в поддержке других отделов, при этом продолжительность пребывания продукта вне морозильной камеры сокращается. С другой стороны, замороженные продукты могут размещаться и в других стратегически важных точках магазина, например в центре, параллельно стеллажам.

Молочные продукты. Около этого отдела большинство покупателей делают последнюю остановку, поэтому его часто размещают вдоль стены, противоположной овощному отделу. Отметим, что отдел молочных продуктов также удобно располагать напротив лотков с замороженными продуктами, поскольку замечено, что эти отделы оказывают друг другу поддержку в привлечении покупателей.

Итак, периметр торгового  зала оказывается занятым. Такое расположение скоропортящихся продуктов побуждает покупателей передвигаться по всему магазину. Оказавшись в глубине торгового зала, покупатели психологически готовы к приобретению бакалейных товаров. Обычно отдел размещается на стеллажах в центре зала, при этом существуют различные варианты расположения стеллажей.

Сопутствующие товары (непродовольственные). С изменением характера расходов на продовольственные товары (во многих странах растущей популярностью пользуется питание вне дома), розничные торговцы занялись поисками товаров, способствующих увеличению товарооборота. Многие классические продовольственные магазины стали создавать отделы непродовольственных товаров: одежды, автозапчастей, постельных принадлежностей и т. д. В магазинах самообслуживания такие товары чаще всего размещают рядом с бакалейными товарами и товарами импульсивного спроса (Приложение № 2).

При размещении отделов  магазина учитываются целевые показатели прибыли, оборачиваемости, типы товаров, поведение покупателей, связи с  товарами в соседних отделах и физическими характеристиками товаров. Различные варианты распределения торговых площадей проигрываются с помощью планограмм, создаваемых на компьютере или вручную и позволяющих найти оптимальный вариант размещения товаров. При этом необходимо не только обеспечить максимальную обозримость товаров, но и предварительно подумать о местах для размещения рекламы и информации, выделить торговые зоны для тематических витрин, посвященных новинкам и товарам, для которых производятся специальные акции.

Анализ и оценку правильности выбранной последовательности размещения отделов производят с использованием коэффициентов эффективности размещения.

Информация о работе Устройство, планировка и оборудование магазинов