Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:57, дипломная работа
Цель работы: изучить, проанализировать и сделать выводы на основе изученных вопросов.
Главной задачей данной работы является закрепление знаний о розничных торговых предприятиях и об их планировке, полученных в ходе обучения. Другие задачи следующие: изучить теоретические аспекты, сравнить их с применением на практике, сделать оценку и выводы по изученным вопросам.
1. Введение …………………………………………………………….3
2. Основная часть
Глава 1 – теоретические аспекты
Часть 1 – Классификация торговых зданий и сооружений и требования, предъявляемые к ним………………………………..4
Часть 2 - Состав и взаимосвязь помещений магазина…………..7
Часть 3 - Устройство и внутренняя планировка магазина
3.1 Устройство и планировка торгового зала магазина ……......9
3.2 Распределение площади торгового зала ………………..…14
3.3 Размещение отделов и секций в пространстве торгового
зала …………………………………………………………..…...16
3.4 Размещение торгового оборудования ………………………19
3.5 Распределение площади подсобных и служебных
помещений ……………………………………………………….21
Глава 2 – практические аспекты применительно к магазину
“Экспресс”……………………………………………………………23
Глава 3 – варианты планировки розничных торговых предприятий (на примере магазина «Экспресс»), направленные на эффективное обслуживание покупателей…………………………………………29
3. Заключение …………………………………………………………..30
4. Список литературы ….…………………………………………….....31
5. Приложения …………………………………………………………..32
1. Коэффициент подхода к отделу (КП). Показывает, какая часть посетителей магазина подходит к отделу:
где NП – общее количество посетителей за определенный период;
nП – количество посетителей, которые подошли к отделу за этот период.
2. Коэффициент покупки (КY). Показывает, какая часть посетителей осуществила покупки в данном отделе:
КП = ,
где NY – общее количество посетителей, осуществивших покупки;
nY – количество посетителей, осуществивших покупки в отделе.
3. Коэффициент привлекательности (К). Указывает на предпочтительность варианта размещения отдела:
К = .
Коэффициент привлекательности показывает, что подход посетителя к отделу не приводит к обязательному совершению покупки. Но чем ближе К к единице, тем более привлекательным считается вариант размещения отдела.
Вариант размещения конкретного
отдела должен сочетаться с общим
результатом деятельности предприятия.
Необходимо исключить те варианты,
внедрение которых
3.4. Размещение торгового оборудования:
как «привести» покупателя к товару.
Известно, что поведение посетителя неоднородно на протяжении всего маршрута его движения в торговом зале. Например, при входе в торговый зал внимание посетителя слабое, рассеянное, присутствует некоторое чувство потерянности и смятения. В глубине торгового зала посетитель полностью адаптируется и увлечен совершением запланированных покупок. В зоне возвращения покупатель чувствует облегчение, оттого что совершил все запланированные покупки; он легко реагирует на внешние раздражители, но одновременно стремится покинуть помещение магазина. Поскольку не всегда представляется возможным расположить отделы и товары в торговом зале в соответствии с особенностями психофизиологии посетителей, необходимо разработать комплекс мер по управлению вниманием и поведением посетителей.
Тип выбираемого оборудования должен соответствовать ассортиментной политике фирмы, свойствам продукта, методу обслуживания, типу торгового предприятия и сочетаться с методами мерчандайзинга. Однако само по себе оборудование без правильного размещения товарных секций не способствует улучшению торгового процесса. Основной принцип размещения торгового оборудования заключается в том, чтобы покупатель проходил по всему магазину. Стеллажи и прилавки необходимо размещать таким образом, чтобы посетители не только подходили ко всем отделам, но и совершали как можно больше покупок, особенно товаров импульсивного и пассивного спроса.
Самым распространенным является расположение оборудования параллельно контрольно-кассовым пунктам, что позволяет контролерам наблюдать за проходами (Приложение № 3). Диагональное расположение или расположение в виде ответвлений от центрального прохода обычно не нравится ни покупателям, ни менеджерам. Однако планировка торгового зала с использованием только прямых прилавков или стеллажей может спровоцировать посетителя на выход из торгового зала, что стимулируется предпочтительным желанием человека двигаться прямо. Для устранения этого недостатка можно использовать оборудование иных конфигураций, способных «подсказать» посетителю о пространственной ориентации зала.
Изменяя конфигурацию оборудования можно не только направлять движение покупательских потоков, но и управлять вниманием посетителей. Поскольку монотонность прямого прилавка может вызвать утомление, скуку у посетителей, он кажется более длинным, чем есть на самом деле. Преимущества прилавка сложной конфигурации заключается в том, что покупатель воспринимает его не как единое целое, а как состоящее из нескольких коротких прилавков. Это способствует восстановлению активности внимания посетителей благодаря наличию неожиданных препятствий и необходимости изменения направления движения.
Если предоставляется
возможным (если позволяют торговая
площадь и конструкция
Организация товарного пространства, при которой покупатель всегда идет «на товар», наилучшим образом подходит для магазинов самообслуживания. В каком бы направлении ни шел бы покупатель, он всегда видит продукцию перед собой, что дополнительно провоцирует его сделать покупку. При установке оборудования в торговом зале необходимо обеспечить свободную циркуляцию покупателей внутри магазина. Свободная циркуляция покупательских потоков достигается за счет:
При проектировании покупательских потоков следует избегать:
Планировка торгового зала может считаться удачной, если достигнуто равновесие между комфортом при движении покупателей и эффективным использованием торгового пространства. Конечно, велик соблазн разместить побольше товаров. Но если их много, а места мало, покупателю может быть трудно осуществить выбор, да и просто находить то, за чем он пришел. Свободный доступ к товару повышает оборот на 30 – 70%, а плохой обзор, отсутствие доступа, задержка с исполнением просьбы «показать поближе» могут снизить оборот вдвое. Необходимо дать покупателю возможность свободно передвигаться, даже с сумками и тележками, не допускать заторов, толкучки у прилавков, а также образования очередей. Очень узкие проходы, в которых невозможно разойтись, раздражают покупателей, и они могут уже не вернуться в магазин. Исходя из пропорций среднего человека, были установлены следующие предельные значения ширины проходов:
Однако не рекомендуется делать проходы шире 2,4м, так как в этом случае человек, совершая покупку, будет придерживаться какой-то одной стороны. Это может привести к тому, что покупатель осмотрит половину товаров, либо ему потребуется дополнительное время, чтобы еще раз пройти по тому же ряду в обратную сторону, чего он, скорее всего, делать не станет. Многие проектировщики считают, что оптимальная ширина прохода для крупных супермаркетов составляет от 1,8 до 2,1м. Это дает возможность покупателю брать товары сразу по обеим сторонам прохода. Однако в городских магазинах, где площадь ограничена и слишком дорога, ее можно сузить до 1,4 м.
Если в супермаркете предполагается торговать фасованным мясом, колбасами, сырами и т. д., то перед стеллажами с этой продукцией должно быть больше места, чтобы покупатели могли беспрепятственно выбрать нужные куски. Во избежание толкучки многие проектировщики предусматривают в таких местах проходы шириной 2,7 – 3 м. Проход перед кассами также должен быть достаточно широким, чтобы покупатели имели возможность свободно осмотреть торцевые полки и повернуть в следующий проход. Минимальная ширина такого прохода – 2,4м, однако некоторые проектировщики делают его до 4,8м. Пространство около контрольно-кассовых пунктов зависит от их производительности: при эффективной работе без длинных очередей в часы пик требуется меньше места.
3.5. Распределение площади подсобных и служебных помещений.
Помещение для складирования
и обработки товаров
Существует четыре основных варианта расположения подсобных помещений: П-образное расположение, расположение подсобных помещений вдоль задней стены здания, расположение в подвале или нижнем этаже здания и Г-образное расположение.
П-образное расположение
подсобных и служебных
Расположение
подсобных помещений вдоль
Расположение
подсобных и служебных
Размещение подсобных и служебных помещений на одном уровне с торговыми, несомненно, является более предпочтительным, поскольку в этом случае легче перемещать товары из подсобных помещений в торговый зал. В настоящее время при проектировании новых супермаркетов, как правило, выбирают именно этот вариант размещения. Однако в городских районах, где земля очень дорогая, магазинам приходится использовать и подвальные этажи.
Г-образное расположение
подсобных и служебных
Изучив третью часть можно сделать вывод, насколько эффективно используется площадь торгового зала того или иного магазина, качественно ли распределена в нем площадь подсобных и складских помещений. Ведь по этим данным можно судить об эффективности работы предприятия в целом.
Таким образом, база для проведения практического анализа по рассмотрению темы изучена. Можно перейти ко второй главе.
ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
(НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «ЭКСПРЕСС»).
В данной главе на примере пройденной практики в магазине «Экспресс» будут рассмотрены практические аспекты планировки розничных торговых предприятий.
Краткое описание магазина «Экспресс». Требования к планировке.
Данный магазин представляет
собой отдельно стоящее здание. По
объемно-планировочному решению магазин
является одноэтажным. С точки зрения
функционально-технологических
При строительстве магазина были использованы сборные железобетонные каркасно-панельные конструкции с несущими наружными стенами из местных строительных материалов.
Информация о работе Устройство, планировка и оборудование магазинов