Устройство, планировка и оборудование магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить, проанализировать и сделать выводы на основе изученных вопросов.
Главной задачей данной работы является закрепление знаний о розничных торговых предприятиях и об их планировке, полученных в ходе обучения. Другие задачи следующие: изучить теоретические аспекты, сравнить их с применением на практике, сделать оценку и выводы по изученным вопросам.

Содержание работы

1. Введение …………………………………………………………….3
2. Основная часть
Глава 1 – теоретические аспекты
Часть 1 – Классификация торговых зданий и сооружений и требования, предъявляемые к ним………………………………..4
Часть 2 - Состав и взаимосвязь помещений магазина…………..7
Часть 3 - Устройство и внутренняя планировка магазина
3.1 Устройство и планировка торгового зала магазина ……......9
3.2 Распределение площади торгового зала ………………..…14
3.3 Размещение отделов и секций в пространстве торгового
зала …………………………………………………………..…...16
3.4 Размещение торгового оборудования ………………………19
3.5 Распределение площади подсобных и служебных
помещений ……………………………………………………….21
Глава 2 – практические аспекты применительно к магазину
“Экспресс”……………………………………………………………23
Глава 3 – варианты планировки розничных торговых предприятий (на примере магазина «Экспресс»), направленные на эффективное обслуживание покупателей…………………………………………29
3. Заключение …………………………………………………………..30
4. Список литературы ….…………………………………………….....31
5. Приложения …………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Планировка розничных торговых предприятий.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

1. Коэффициент подхода к отделу (КП). Показывает, какая часть посетителей магазина подходит к отделу:

 

                                                 КП = ,

 

где NП – общее количество посетителей за определенный период;

       nП – количество посетителей, которые подошли к отделу за этот период.

2. Коэффициент покупки (КY). Показывает, какая часть посетителей осуществила покупки в данном отделе:

 

КП = ,

 

где NY – общее количество посетителей, осуществивших покупки;

       nY – количество посетителей, осуществивших покупки в отделе.

3. Коэффициент привлекательности (К). Указывает на предпочтительность варианта размещения отдела:

 

К = .

Коэффициент привлекательности  показывает, что подход посетителя к отделу не приводит к обязательному  совершению покупки. Но чем ближе К к единице, тем более привлекательным считается вариант размещения отдела.

Вариант размещения конкретного  отдела должен сочетаться с общим  результатом деятельности предприятия. Необходимо исключить те варианты, внедрение которых сопровождается снижением эффективности предприятия  в целом. При этом нужно анализировать товарооборот, прибыль, издержки обращения и другие показатели экономической эффективности отдела и торговой деятельности магазина.

3.4. Размещение торгового оборудования:

 как «привести»  покупателя к товару.

 

Известно, что поведение посетителя неоднородно на протяжении всего маршрута его движения в торговом зале. Например, при входе в торговый зал внимание посетителя слабое, рассеянное, присутствует некоторое чувство потерянности и смятения. В глубине торгового зала посетитель полностью адаптируется и увлечен совершением запланированных покупок. В зоне возвращения покупатель чувствует облегчение, оттого что совершил все запланированные покупки; он легко реагирует на внешние раздражители, но одновременно стремится покинуть помещение магазина. Поскольку не всегда представляется возможным расположить отделы и товары в торговом зале в соответствии с особенностями психофизиологии посетителей, необходимо разработать комплекс мер по управлению вниманием и поведением посетителей.

Тип выбираемого оборудования должен соответствовать ассортиментной политике фирмы, свойствам продукта, методу обслуживания, типу торгового  предприятия и сочетаться с методами мерчандайзинга. Однако само по себе оборудование без правильного размещения товарных секций не способствует улучшению торгового процесса. Основной принцип размещения торгового оборудования заключается в том, чтобы покупатель проходил по всему магазину. Стеллажи и прилавки необходимо размещать таким образом, чтобы посетители не только подходили ко всем отделам, но и совершали как можно больше покупок, особенно товаров импульсивного и пассивного спроса.

Самым распространенным является расположение оборудования параллельно  контрольно-кассовым пунктам, что позволяет  контролерам наблюдать за проходами (Приложение № 3). Диагональное расположение или расположение в виде ответвлений от центрального прохода обычно не нравится ни покупателям, ни менеджерам. Однако планировка торгового зала с использованием только прямых прилавков или стеллажей может спровоцировать посетителя на выход из торгового зала, что стимулируется предпочтительным желанием человека двигаться прямо. Для устранения этого недостатка можно использовать оборудование иных конфигураций, способных «подсказать» посетителю о пространственной ориентации зала.

Изменяя конфигурацию оборудования можно не только направлять движение покупательских потоков, но и управлять  вниманием посетителей. Поскольку  монотонность прямого прилавка может  вызвать утомление, скуку у посетителей, он кажется более длинным, чем есть на самом деле. Преимущества прилавка сложной конфигурации заключается в том, что покупатель воспринимает его не как единое целое, а как состоящее из нескольких коротких прилавков. Это способствует восстановлению активности внимания посетителей благодаря наличию неожиданных препятствий и необходимости изменения направления движения.

Если предоставляется  возможным (если позволяют торговая площадь и конструкция оборудования), стеллажи в центре зала также можно  смонтировать в виде букв У или Х. В этом случае покупатель всегда будет идти «на товар», а не параллельно товару, как это обычно практикуется.

Организация товарного  пространства, при которой покупатель всегда идет «на товар», наилучшим  образом подходит для магазинов  самообслуживания. В каком бы направлении ни шел бы покупатель, он всегда видит продукцию перед собой, что дополнительно провоцирует его сделать покупку. При установке оборудования в торговом зале необходимо обеспечить свободную циркуляцию покупателей внутри магазина. Свободная циркуляция покупательских потоков достигается за счет:

    • оформления указателей отделов в виде вывесок или флагов;
    • обеспечения хорошей просматриваемости всех отделов магазина;
    • выкладки товаров повышенного спроса в местах, влияющих на передвижение покупателей;
    • расстановки оборудования параллельно движению покупательских потоков так, чтобы обеспечить посещение наибольшей глубины зала;
    • соблюдения взаимосвязи  основных отделов торгового зала, соответствующих подсобных и иных помещений;
    • устранения лишнего напольного оборудования.

При проектировании покупательских потоков следует избегать:

    • расстановки оборудования, препятствующей желанию посетителя выйти из потока для посещения других отделов магазина;
    • возможного разрыва направления движения покупательского потока, спровоцированного конфигурацией зала или самим оборудованием.

Планировка торгового  зала может считаться удачной, если достигнуто равновесие между комфортом  при движении покупателей и эффективным  использованием торгового пространства. Конечно, велик соблазн разместить побольше товаров. Но если их много, а места мало, покупателю может быть трудно осуществить выбор, да и просто находить то, за чем он пришел. Свободный доступ к товару повышает оборот на 30 – 70%, а плохой обзор, отсутствие доступа, задержка с исполнением просьбы «показать поближе» могут снизить оборот вдвое. Необходимо дать покупателю возможность свободно передвигаться, даже с сумками и тележками, не допускать заторов, толкучки у прилавков, а также образования очередей. Очень узкие проходы, в которых невозможно разойтись, раздражают покупателей, и они могут уже не вернуться в магазин. Исходя из пропорций среднего человека, были установлены следующие предельные значения ширины проходов:

    • минимальное расстояние для прохода одного покупателя с ручной кладью (корзиной) составляет 0,875 м;
    • для того чтобы один человек имел возможность нагнуться к нижней полке, необходимо пространство – 1м;
    • для того чтобы два человека с корзинами в одной руке успешно разошлись в проходе, требуется 2,05м.

Однако не рекомендуется делать проходы шире 2,4м, так как в этом случае человек, совершая покупку, будет придерживаться какой-то одной стороны. Это может привести к тому, что покупатель осмотрит половину товаров, либо ему потребуется дополнительное время, чтобы еще раз пройти по тому же ряду в обратную сторону, чего он, скорее всего, делать не станет. Многие проектировщики считают, что оптимальная ширина прохода для крупных супермаркетов составляет от 1,8 до 2,1м. Это дает возможность покупателю брать товары сразу по обеим сторонам прохода. Однако в городских магазинах, где площадь ограничена и слишком дорога, ее можно сузить до 1,4 м.

Если в супермаркете предполагается торговать фасованным мясом, колбасами, сырами и т. д., то перед  стеллажами с этой продукцией должно быть больше места, чтобы покупатели могли беспрепятственно выбрать нужные куски. Во избежание толкучки многие проектировщики предусматривают в таких местах проходы шириной 2,7 – 3 м. Проход перед кассами также должен быть достаточно широким, чтобы покупатели имели возможность свободно осмотреть торцевые полки и повернуть в следующий проход. Минимальная ширина такого прохода – 2,4м, однако некоторые проектировщики делают его до 4,8м. Пространство около контрольно-кассовых пунктов зависит от их производительности: при эффективной работе без длинных очередей в часы пик требуется меньше места.

 

 

3.5. Распределение площади подсобных и служебных помещений.

 

Помещение для складирования  и обработки товаров предназначено  для хранения товаров и их подготовки к размещению в торговом зале. Оно должно удобно располагаться по отношению к торговой зоне и быть легко доступным для поступающих товаров. Поскольку торговые отделы необходимо проектировать как можно ближе к соответствующим подсобным помещениям (для устранения лишних операций и предотвращения пересечения покупательских и товарных потоков), расположение складских  и подсобных помещений оказывает непосредственное влияние на порядок размещения товаров и товарных групп в торговом зале.

Существует четыре основных варианта расположения подсобных помещений: П-образное расположение, расположение подсобных помещений вдоль задней стены здания, расположение в подвале или нижнем этаже здания и Г-образное расположение.

П-образное расположение подсобных и служебных помещений. При таком расположении  подсобные помещения могут заметно различаться по площади в зависимости от количества товара, получаемого магазином за отдельный период времени, товарооборота и объема товарных запасов, что не слишком заметно отражается на интерьере магазина. Однако многие специалисты находят П-образное расположение слишком расточительным с точки зрения затрат на недвижимость. Потребуется слишком много дверей, что создаст проблемы с обеспечением безопасности. При этом пропадают парковочные места, так как здание не может быть смещено ближе к границе владения, а для проезда грузовиков к месту разгрузки понадобится дополнительная площадь.

Расположение  подсобных помещений вдоль задней стены здания. В данном случае не происходит такой потери площади под автостоянку, как в предыдущем примере, поскольку пространство вдоль боковых стен магазина можно использовать для парковки автомобилей. Однако и здесь здание нельзя расположить близко к границе владения, так как пропадают потенциальные парковочные места. Такое расположение желательно, если позволяет земельный участок и если стоимость – не определяющий фактор.

Расположение  подсобных и служебных помещений  в подвале или нижнем этаже  здания. В настоящее время этот вариант используется редко – за исключением случаев, когда возникают проблемы с площадью. Основными причинами для использования подвала могут быть:

    • размер участка, на котором построен магазин, не позволяет выделить достаточную площадь для складских помещений;
    • стоимость строительства или аренды подвала значительно ниже, чем первого этажа.

Размещение подсобных  и служебных помещений на одном  уровне с торговыми, несомненно, является более предпочтительным, поскольку  в этом случае легче перемещать товары из подсобных помещений в торговый зал. В настоящее время при  проектировании новых супермаркетов, как правило, выбирают именно этот вариант размещения. Однако в городских районах, где земля очень дорогая, магазинам приходится использовать и подвальные этажи.

Г-образное расположение подсобных и служебных помещений. При такой планировке можно разместить самое большое число парковочных мест по сравнению с первыми двумя вариантами, так как здание может находиться ближе к границе владения. Это позволяет увеличить объем продаж, так как большая вместимость автостоянки позволяет обслужить больше покупателей. Благодаря меньшему количеству входов и выходов проблемы безопасности сведены к минимуму. Существенным недостатком такой планировки является расстояние, которое необходимо преодолеть товару до соответствующего складского помещения. Однако это может быть не такой уж высокой платой за возможность привлечь дополнительных покупателей.

Изучив третью часть можно сделать вывод, насколько эффективно используется площадь торгового зала того или иного магазина, качественно ли распределена в нем площадь подсобных и складских помещений. Ведь по этим данным можно судить об эффективности работы предприятия в целом.

Таким образом, база для  проведения практического анализа  по рассмотрению темы изучена. Можно  перейти ко второй главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ 

(НА ПРИМЕРЕ  МАГАЗИНА «ЭКСПРЕСС»).

 

В данной главе на примере пройденной практики в магазине «Экспресс» будут рассмотрены практические аспекты планировки розничных торговых предприятий.

 

Краткое описание магазина «Экспресс». Требования к планировке.

 

Данный магазин представляет собой отдельно стоящее здание. По объемно-планировочному решению магазин  является одноэтажным. С точки зрения функционально-технологических решений  он наиболее прост и удобен в эксплуатации, так как в нем упрощаются пути движения товаров, нет необходимости в устройстве лестниц. Магазин является небольшим, так как имеет площадь 120 м2, торговая площадь 50 м2.

При строительстве магазина были использованы сборные железобетонные  каркасно-панельные конструкции с несущими наружными стенами из местных строительных материалов.

Информация о работе Устройство, планировка и оборудование магазинов