Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:57, дипломная работа
Цель работы: изучить, проанализировать и сделать выводы на основе изученных вопросов.
Главной задачей данной работы является закрепление знаний о розничных торговых предприятиях и об их планировке, полученных в ходе обучения. Другие задачи следующие: изучить теоретические аспекты, сравнить их с применением на практике, сделать оценку и выводы по изученным вопросам.
1. Введение …………………………………………………………….3
2. Основная часть
Глава 1 – теоретические аспекты
Часть 1 – Классификация торговых зданий и сооружений и требования, предъявляемые к ним………………………………..4
Часть 2 - Состав и взаимосвязь помещений магазина…………..7
Часть 3 - Устройство и внутренняя планировка магазина
3.1 Устройство и планировка торгового зала магазина ……......9
3.2 Распределение площади торгового зала ………………..…14
3.3 Размещение отделов и секций в пространстве торгового
зала …………………………………………………………..…...16
3.4 Размещение торгового оборудования ………………………19
3.5 Распределение площади подсобных и служебных
помещений ……………………………………………………….21
Глава 2 – практические аспекты применительно к магазину
“Экспресс”……………………………………………………………23
Глава 3 – варианты планировки розничных торговых предприятий (на примере магазина «Экспресс»), направленные на эффективное обслуживание покупателей…………………………………………29
3. Заключение …………………………………………………………..30
4. Список литературы ….…………………………………………….....31
5. Приложения …………………………………………………………..32
Торговые помещения являются основными в магазине. От размеров, пропорций и планировки помещений этой группы во многом зависят организация торгово-технологического процесса в магазине и экономические показатели его деятельности. К таким помещениям относятся:
Состав и размеры
площадей неторговых помещений определяются
в соответствии со Строительными
нормами и правилами в
Помещения для приемки и хранения товаров и подготовки их к продаже также имеют большое значение для обеспечения бесперебойного торгово-технологического процесса в магазине. В эту группу входят следующие помещения:
Подсобные помещения
выполняют вспомогательную
В группу служебно-бытовых помещений входят:
Состав технических помещений зависит от климатического района, в котором расположен магазин, а также уровня механизации, величины и товарного профиля магазина. Технические помещения включают в себя:
Взаимное расположение основных групп помещений магазина должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей. Кроме того, должна предусматриваться такая планировка магазина, которая позволяла бы увеличивать площадь торговых помещений за счет неторговых. Например, при переходе магазина самообслуживания к использованию преимущественно тары-оборудования площадь торгового зала может быть увеличена за счет помещений для хранения товаров.
Таким образом, при осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:
Анализируя вторую часть можно сделать вывод, что все помещения магазина должны быть взаимосвязаны между собой. Это необходимо для того, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями. Также это позволяет обеспечить покупателям максимальное удобство при отборе товаров и расчете за них.
Часть 3
УСТРОЙСТВО И ВНУТРЕННЯЯ ПЛАНИРОВКА МАГАЗИНА.
3.1 Устройство и планировка торгового зала магазина.
Торговый зал – это часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Он является основным помещением магазина. Здесь покупатели отбирают выставленные для продажи товары, рассчитываются за них, получают дополнительные услуги.
Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать его функциям и разрабатываться с учетом следующих требований:
Наиболее распространенными
являются торговые залы прямоугольной
конфигурации с пропорциями сторон
от 1:1 до 1:3. Такая конфигурация торгового
зала обеспечивает оптимальные условия
для организации продажи
Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1, 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.
Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка колонн. Чем больше расстояние между колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования.
Величина сетки колонн зависит от площади торгового зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн 6*6, 6*9, 6*12м, но она может быть увеличена до 18, 24 м и более.
При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и размещения расчетного узла.
Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа товаров в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.
В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.
В магазине с отделом заказов или кафетерием создают расширенные тамбуры или холлы, из которых покупатели могут пройти во все торговые помещения магазина.
Всю площадь торгового зала можно условно разделить на следующие площади: установочную, проходов для покупателей и перемещения товаров, рабочих мест продавцов и расчетного узла.
Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале. В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей площади торгового зала.
Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:
Ку = ,
где Ку – коэффициент установочной площади;
Sу – установочная площадь магазина, м2;
Sт.з – площадь торгового зала, м2.
Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.
Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.
Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров:
Кэксп = ,
где Кэксп – коэффициент экспозиционной площади торгового зала;
Sэксп – экспозиционная площадь магазина, м2;
Sт.з – площадь торгового зала, м2.
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.
Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и другое подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами и т. д.
Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматривается перемещение товаров с помощью подъемно-транспортных средств. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.
В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.
Специально оборудованная
часть площади торгового зала,
предназначенная для расчетов с
покупателями за товары в зонах самообслуживания
магазинов, в пределах которой сосредоточено
более одной контрольно-
Информация о работе Устройство, планировка и оборудование магазинов