Устройство, планировка и оборудование магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить, проанализировать и сделать выводы на основе изученных вопросов.
Главной задачей данной работы является закрепление знаний о розничных торговых предприятиях и об их планировке, полученных в ходе обучения. Другие задачи следующие: изучить теоретические аспекты, сравнить их с применением на практике, сделать оценку и выводы по изученным вопросам.

Содержание работы

1. Введение …………………………………………………………….3
2. Основная часть
Глава 1 – теоретические аспекты
Часть 1 – Классификация торговых зданий и сооружений и требования, предъявляемые к ним………………………………..4
Часть 2 - Состав и взаимосвязь помещений магазина…………..7
Часть 3 - Устройство и внутренняя планировка магазина
3.1 Устройство и планировка торгового зала магазина ……......9
3.2 Распределение площади торгового зала ………………..…14
3.3 Размещение отделов и секций в пространстве торгового
зала …………………………………………………………..…...16
3.4 Размещение торгового оборудования ………………………19
3.5 Распределение площади подсобных и служебных
помещений ……………………………………………………….21
Глава 2 – практические аспекты применительно к магазину
“Экспресс”……………………………………………………………23
Глава 3 – варианты планировки розничных торговых предприятий (на примере магазина «Экспресс»), направленные на эффективное обслуживание покупателей…………………………………………29
3. Заключение …………………………………………………………..30
4. Список литературы ….…………………………………………….....31
5. Приложения …………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Планировка розничных торговых предприятий.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

Торговые помещения  являются основными в магазине. От размеров, пропорций и планировки помещений этой группы во многом зависят организация торгово-технологического процесса в магазине и экономические показатели его деятельности. К таким помещениям относятся:

    • торговые залы магазинов;
    • отдел заказов;
    • зал кафетерия;
    • помещения или площади дополнительного обслуживания покупателей (места отдыха покупателей,  помещения для раскроя тканей, мелкой переделки швейных изделий и др.).

Состав и размеры  площадей неторговых помещений определяются в соответствии со Строительными  нормами и правилами в зависимости  от величины (торговой площади) магазина и его специализации (типа).

Помещения для приемки  и хранения товаров и подготовки их к продаже также имеют большое значение для обеспечения бесперебойного торгово-технологического процесса в магазине. В эту группу входят следующие помещения:

    • разгрузочные;
    • приемочные;
    • кладовые (в том числе охлаждаемые камеры);
    • помещения для подготовки товаров к продаже;
    • кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела заказов;
    • вспомогательные помещения кафетерия.

Подсобные помещения  выполняют вспомогательную функцию  в магазине, но при этом создают оптимальные условия для его работы. К ним относятся:

    • помещения для хранения контейнеров обменного фонда и тары; упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды; уборочного инвентаря и моющих средств;
    • помещения для приема стеклянной посуды от населения;
    • моечные;
    • камеры для мусора и пищевых отходов;
    • мастерские для мелкого ремонта оборудования и инвентаря;
    • рекламно-декорационные мастерские.

В группу служебно-бытовых  помещений входят:

    • помещения аппарата управления;
    • комната персонала;
    • предприятия питания для персонала (столовая, буфет);
    • помещения для приема пищи;
    • главная касса;
    • гардеробные;
    • душевые.

Состав технических  помещений зависит от климатического района, в котором расположен магазин, а также уровня механизации, величины и товарного профиля магазина. Технические помещения включают в себя:

    • машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов;
    • вентиляционные камеры;
    • котельную;
    • камеру кондиционирования воздуха;
    • телефонные коммутаторы;
    • радиоузел.

Взаимное расположение основных групп помещений магазина должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая  перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей. Кроме того, должна предусматриваться такая планировка магазина, которая позволяла бы увеличивать площадь торговых помещений за счет неторговых. Например, при переходе магазина самообслуживания к использованию преимущественно тары-оборудования площадь торгового зала может быть увеличена за счет помещений для хранения товаров.

Таким образом, при осуществлении  планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

    • разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;
    • помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании;
    • помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;
    • помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне;
    • служебные и бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между этой группой помещений и другими неторговыми и торговыми помещениями;
    • взаимное расположение служебных и бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи);
    • помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединить (например, мелкие помещения для хранения товаров объединять в одно или в небольших магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовке к продаже).

Анализируя  вторую часть можно сделать вывод, что все помещения магазина должны быть взаимосвязаны между собой. Это необходимо для того, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями. Также это позволяет обеспечить покупателям максимальное удобство при отборе товаров и расчете за них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 3

 

УСТРОЙСТВО И ВНУТРЕННЯЯ ПЛАНИРОВКА МАГАЗИНА.

3.1 Устройство и планировка торгового зала магазина.

 

Торговый зал – это часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Он является основным помещением магазина. Здесь покупатели отбирают выставленные для продажи товары, рассчитываются за них, получают дополнительные услуги.

Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать  его функциям и разрабатываться  с учетом следующих требований:

    • создания наилучших условий для перемещения товаров из помещений для их хранения и подготовки к продаже к местам выкладки и размещения;
    • эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;
    • обеспечения свободного движения потоков покупателей;
    • рациональной организации расчетных операций.

Наиболее распространенными  являются торговые залы прямоугольной  конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Такая конфигурация торгового  зала обеспечивает оптимальные условия  для организации продажи товаров  такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих  зданиях, имеют пропорции близкие  к квадрату (1:1, 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка  колонн. Чем больше расстояние между  колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования.

Величина сетки колонн зависит от площади торгового  зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка  колонн 6*6, 6*9, 6*12м, но она может быть увеличена до 18, 24 м и более.

При планировке торгового  зала важную роль играет правильная организация  потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и размещения расчетного узла.

Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа товаров в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.

В магазине с отделом  заказов или кафетерием создают  расширенные тамбуры или холлы, из которых покупатели могут пройти во все торговые помещения магазина.

Всю площадь торгового  зала можно условно разделить  на следующие площади: установочную, проходов для покупателей и перемещения  товаров, рабочих мест продавцов  и расчетного узла.

Установочная площадь  включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием  и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале. В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30%  всей площади торгового зала.

Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:

 

                                     Ку = ,

 

где Ку – коэффициент установочной площади;

      Sу – установочная площадь магазина, м2;

      Sт.з – площадь торгового зала, м2.

Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади  из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под  установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается  за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь  исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров:

Кэксп = ,

 

где Кэксп – коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

       Sэксп – экспозиционная площадь магазина, м2;

       Sт.з – площадь торгового зала, м2.

Этот показатель зависит  от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и  количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.

Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации  магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и другое подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами и т. д.

Для свободного перемещения  товаров и покупателей часть  торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматривается перемещение товаров с помощью подъемно-транспортных средств. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации  рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.

Специально оборудованная  часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с  покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено  более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.

Информация о работе Устройство, планировка и оборудование магазинов