Устройство, планировка и оборудование магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить, проанализировать и сделать выводы на основе изученных вопросов.
Главной задачей данной работы является закрепление знаний о розничных торговых предприятиях и об их планировке, полученных в ходе обучения. Другие задачи следующие: изучить теоретические аспекты, сравнить их с применением на практике, сделать оценку и выводы по изученным вопросам.

Содержание работы

1. Введение …………………………………………………………….3
2. Основная часть
Глава 1 – теоретические аспекты
Часть 1 – Классификация торговых зданий и сооружений и требования, предъявляемые к ним………………………………..4
Часть 2 - Состав и взаимосвязь помещений магазина…………..7
Часть 3 - Устройство и внутренняя планировка магазина
3.1 Устройство и планировка торгового зала магазина ……......9
3.2 Распределение площади торгового зала ………………..…14
3.3 Размещение отделов и секций в пространстве торгового
зала …………………………………………………………..…...16
3.4 Размещение торгового оборудования ………………………19
3.5 Распределение площади подсобных и служебных
помещений ……………………………………………………….21
Глава 2 – практические аспекты применительно к магазину
“Экспресс”……………………………………………………………23
Глава 3 – варианты планировки розничных торговых предприятий (на примере магазина «Экспресс»), направленные на эффективное обслуживание покупателей…………………………………………29
3. Заключение …………………………………………………………..30
4. Список литературы ….…………………………………………….....31
5. Приложения …………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Планировка розничных торговых предприятий.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

К основным технологическим  операциям магазина относят:

      • прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
      • обеспечение хранения товаров;
      • выполнение операций, связанных с производственной доработкой          товаров  (упаковка, фасовка и др.);
      • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом   зале;
      • продажу товаров (предложение товаров и оказание помощи в их выборе).

Развитие системы услуг  создает удобства для покупателей, а также экономически выгодно для торговых предприятий.

Магазин «Экспресс» отвечает следующим требованиям:

Технологические требования – это наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств.

Архитектурно-строительные требования – это использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений: возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину. Ими предусматривается прочность конструкции здания, использование при строительстве готовых элементов заводского изготовления, соответствие архитектуры здания композиции уже имеющейся застройки.

Эстетические  требования – это оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением.

Экономические требования – это эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию.

Санитарно-технические  требования определяют устройство систем теплоснабжения, отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, освещения. Соблюдение этих требований позволяет создать условия для осуществления операций торгово-технологического процесса в магазине, положительно сказывается на работе персонала, способствует повышению уровня обслуживания покупателей.

 

Состав и  взаимосвязь помещений магазина «Экспресс».

 

Комплекс помещений  магазина классифицируют по функциональному назначению на пять групп:

- торговые помещения;

- помещения для приемки,  хранения и подготовки товаров  к продаже;

- подсобные (вспомогательные);

- административно-бытовые;

- технические;

Торговые помещения  занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят: торговые залы, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров.

К помещениям для приемки, хранения и подготовки к продаже  товаров магазина «Экспресс» относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся товаров, помещения подготовки товаров к продаже, фасовочные.

К административно-бытовым  помещениям относят конторские помещения, кабинет директора магазина, помещения  для размещения столовой и буфета для персонала магазина, главную кассу и т.д.

Подсобные помещения  включают помещения для хранения тары и контейнеров, помещения для приема посуды, моечные.

Технические помещения  – вентиляционные камеры, камера кондиционирования  воздуха.

Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения  рациональности взаимосвязи между  ними.

Размещение помещений  и их планировка направлены на обеспечение  максимальных удобств для покупателей  при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высший уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что в магазине «Экспресс» взаимное расположение основных групп помещений магазина обеспечивает технологическую связь, способствующую  перемещению товаров кратчайшими путями, исключая пересечения движения потоков товаров и покупателей.

 

 

 

Устройство  и планировка торгового зала магазина «Экспресс».

 

Продажа товаров в  магазине «Экспресс» происходит через прилавок обслуживания. Но, не смотря на это, вход в магазин и выход из него размещен в левом углу торгового зала (а не в центре, как это положено). Это не позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала и во многом затрудняет движение покупателей.

Всю площадь торгового  зала данного магазина можно условно  разделить на следующие площади: установочную, проходов для покупателей  и перемещения товаров, рабочих  мест продавцов и расчетного узла.

Установочная площадь  включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале.

Об эффективности использования  площади торгового зала судят  по коэффициенту установочной площади, который можно рассчитать применительно к данному магазину. Установочная площадь данного магазина – 20м2; площадь торгового зала – 50 м2 . Следовательно, получается формула:

 

                                     Ку = =0,4

По результатам полученных данных можно сделать вывод, что значение коэффициента завышено (то есть более 0,35). Это может привести к некоторым неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае препятствует их свободному перемещению.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров. Ее тоже можно рассчитать для данного магазина «Экспресс». Пусть экспозиционная площадь магазина – 30 м2; площадь торгового зала – 50 м2. Отсюда следует, что:

 

Кэксп = =0,6

 

Этот показатель зависит  от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.).

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения  островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями. Поэтому можно сделать вывод, что в магазине «Экспресс» экспозиционная площадь является приемлемой для данного типа магазина.

Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации  магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные  прилавки и другое подобное холодильное  оборудование, в магазинах, торгующих  крупногабаритными товарами и т. д.

В данном магазине для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале используются горизонтальные, вертикальные и наклонные плоскости.

Существует два способа  выкладки товаров.

Вертикальный  способ выкладки товаров предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках горки сверху вниз. Этот способ удобен тем, что обеспечивает хороший показ товаров, свободный отбор товаров покупателями любого роста, но применение его требует большой площади и поэтому он используется только в крупных магазинах или в сочетании с другими способами.

При горизонтальной выкладке определенные однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования, занимая каждым товаром одну - две полки. Горизонтальный способ широко применяется для выкладки крупногабаритных товаров, а также мелких в кассетах.

На практике чаще всего  применяют комбинированный способ, при котором используют элементы горизонтальной и вертикальной выкладки. Именно этот способ можно наблюдать  в рассматриваемом магазине.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.

На рабочем месте  продавца есть контрольно-кассовая машина, предназначенная для расчетов с  покупателями.

При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

В  магазине «Экспресс» оборудование распределено по типу смешанной планировки, то есть планировка магазина сочетает в себе элементы линейной и боксовой. Этот вид планировки является наиболее удобным для покупателей.

К планировке магазина применяют  различные требования:

    1. Торговые зоны должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration:

Информация о работе Устройство, планировка и оборудование магазинов