Утечка мозгов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы- определить понятие «ресурсы знаний» и их разновидности, способы поддержки и развития умственных ресурсов.
Задачи курсовой работы:
-раскрыть понятия научных, образовательных, информационных ресурсов;
-описать важнейшие научно-технические центры мира и России

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...2
1. Научные ресурсы мира…………………………………………………………………3
1.1. НИОКР……………………………………………………………………………..….3
1.1.1Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)….7
1.1.2 Этапы НИОКР……………………………………………………………………….8
1.1.3 Виды НИОКР………………………………………………………………………..9
1.1.4 Масштабы НИОКР………………………………………………………………..11
1.1.5 Причины снижения финансирования НИОКР………………………………..13
1.1.6 Роль НИОКР……………………………………………………………………..14
2. Мировые ресурсы……………………………………………………………..…........15
2.1. Образовательные ресурсы мира…………………………………………………... 15
2.2.Глобализация научно-технических связей……………………………..….……....16
2.3. Важнейшие научно-технические центры мира …………………………………18
2.3.1 Научно-технический потенциал США…………………………………………...21
2.3.2 Научно-технический потенциал Западной Европы……………………………...22
2.3.3 Научно-технический потенциал Японии………………………………………...23
2.4. Государственная научно-техническая политика…………………………...……..24
2.5 Информационные ресурсы мира…………………………………………………....2
2.5.1 Основные показатели информационных ресурсов………………………………..
3. Россия.«Наши» знания……………………………………………………….……….28
3.1. Состояние науки в России ………………………………………………..………..28
3.1.1 Затраты на фундаментальные исследования……………………………………..
3.2 Информационные ресурсы России………………………………………..………..32
3.2.1Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………….
3.3.Научные центры России…………………………………………………………….37
3.3.1 Инновационный центр «Сколково»…………………………………………………
3.3.2 Международное сотрудничество……………………………………………………
3.3.3 Российская академия наук (РАН)…………………………………………………
3.4.Квалифицированные кадры и ученые. ………………………………...…………..41
4. Утечка мозгов…………………………………………………….……………………43
4.1.Утечка мозгов в современной России……………………………………..……..49
Выводы……………………………………………………………………..…………….50
Список использованной литературы…………………………………..……………….51

Файлы: 1 файл

moy_rodnoy.docx

— 116.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...2

1. Научные ресурсы мира…………………………………………………………………3

1.1. НИОКР……………………………………………………………………………..….3

1.1.1Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)….7

1.1.2 Этапы  НИОКР……………………………………………………………………….8

1.1.3 Виды  НИОКР………………………………………………………………………..9

1.1.4 Масштабы  НИОКР………………………………………………………………..11

1.1.5 Причины  снижения финансирования НИОКР………………………………..13

1.1.6 Роль  НИОКР……………………………………………………………………..14

2. Мировые ресурсы……………………………………………………………..…........15

2.1. Образовательные ресурсы мира…………………………………………………... 15

2.2.Глобализация научно-технических связей……………………………..….……....16

2.3. Важнейшие научно-технические центры мира …………………………………18

2.3.1 Научно-технический потенциал США…………………………………………...21

2.3.2 Научно-технический  потенциал Западной Европы……………………………...22

2.3.3 Научно-технический  потенциал Японии………………………………………...23

2.4. Государственная научно-техническая политика…………………………...……..24

2.5 Информационные ресурсы мира…………………………………………………....2

2.5.1 Основные  показатели информационных ресурсов………………………………..

3. Россия.«Наши» знания……………………………………………………….……….28

3.1. Состояние науки в России ………………………………………………..………..28

3.1.1 Затраты на фундаментальные исследования……………………………………..

3.2 Информационные ресурсы России………………………………………..………..32

3.2.1Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………….

3.3.Научные центры России…………………………………………………………….37

3.3.1 Инновационный центр «Сколково»…………………………………………………

3.3.2 Международное сотрудничество……………………………………………………

3.3.3 Российская  академия наук (РАН)…………………………………………………

3.4.Квалифицированные кадры и ученые. ………………………………...…………..41

4. Утечка мозгов…………………………………………………….……………………43

4.1.Утечка мозгов в современной России……………………………………..……..49

Выводы……………………………………………………………………..…………….50

Список использованной литературы…………………………………..……………….51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цель курсовой работы- определить понятие «ресурсы знаний» и их разновидности, способы поддержки и развития умственных ресурсов.

Задачи курсовой работы:

-раскрыть понятия научных, образовательных, информационных ресурсов;

-описать важнейшие научно-технические центры мира и России;

-описать состояние умственных ресурсов в России; 
-описать феномен «утечки мозгов» и способы борьбы с этим явлением;

Объектом моей курсовой работы являются знания как продукт на мировом рынке товаров и услуг.

Предметом  курсовой работы является динамика и ритмичность развития умственных ресурсов, поддержка учёных в России.

 

Знания — это совокупность сведений в различных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»), профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д. Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия. Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще и старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания соседней фирмы относятся к другой отрасли — страхованию.

Знания для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов. В конечном счете главный источник знаний для хозяйственной жизни — это наука. Именно научные достижения и составляют основу тех знаний, которые работники получают во время своей учебы и работы, а фирмы — в ходе приобретения новых технологий.

К категории «знания» примыкает категория «информация». Более того, они часто заменяют друг друга как синонимы, так как многие отождествляют знания с информацией.

В огромном объеме знаний (информации) часто выделяют знания о различных способах (технике) производства той или иной продукции и организации этого производства. Знания об этой технике называют технологией (технологиями).

 

 

1.Научные ресурсы мира

 

Главным субъектом науки является учёный, от уровня его образования и профессиональной подготовки, квалификации, а также личных качеств: таланта, целеустремлённости, работоспособности во многом зависит результат научных исследований. Очевидно, время гениальных учёных-одиночек прошло, сегодня для эффективного развития науки необходима поддержка государства, значительные объёмы финансирования, современная экспериментальная база, пополнение молодыми кадрами и др.

 

1.1 НИОКР

    

Научные ресурсы определяются возможностями той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

     На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу составляют количественные факторы - наличие в стране подготовленных научных исследователей, материально-техническое обеспечение НИОКР и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественные) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.

     Важнейший показатель, характеризующий научные ресурсы стран и групп стран:

  • доля расходов на НИОКР в ВВП.
  • доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государства.
  • численность специалистов, занятых в науке.
  • количество международных премий за выдающиеся научные достижения.
  • частота ссылок в научных трудах на работы исследователей из данной страны.
  • доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции.
  • доля данной страны на мировом рынке высоких технологий.

Косвенный показатель эффективности науки — количество регистрируемых  патентных заявок.   Этот  показатель свидетельствует лишь об исследовательской активности, поскольку не каждая поданная заявка признаётся изобретением. Японцы оформляют в год в 2-2,5 раза больше заявок, чем американцы, в 6 раз больше немцев и в 13 раз больше англичан. Общественным признанием заслуг учёных является присуждение международных научных премий. Более чем за 100 лет самую престижную научную награду - Нобелевскую премию получили свыше 700 человек,  среди них 254 американца, 95 англичан, 74 немца, 47 французов, 29 шведов, 28 швейцарцев и 16 граждан России (СССР)

     Между уровнем развития страны и долей ее расходов на науку жесткой зависимости не существует. В целом развитые страны расходуют на НИОКР относительно больше финансовых ресурсов, чем развивающиеся государства, а крупные промышленные страны тратят на науку больше средств, чем малые. Но многое зависит от исторически сложившихся условий данной страны. В ряде стран решающую роль в финансировании НИОКР играют частные фирмы.Экономическую эффективность научно-технической сферы можно определить как отношение прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР. Другой важный показатель - число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения, или патентов. Немалую роль для оценки достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований.

     Крупнейший в мире экспортер технологий - США. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания и Швейцария. Япония была крупнейшим в мире потребителем научно-технических достижений, и в настоящее время все еще больше платит за иностранные технологии, чем получает за свой экспорт. Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция целенаправленно осуществляют закупку технологий, а экспортируют лицензии в небольшом объеме в соседние государства. Россия тоже импортирует технологии в гораздо большем объеме, чем экспортирует.

     Весь мировой рынок высокотехнологичной продукции условно делится на 50 макротехнологий. США контролируют мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия - по 11, Япония - по 7. Общий объем продаж продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн. долларов.

     Во второй половине 20-ого века произошло расширение технологического обмена. Международный технологический обмен может производиться: 
1. на некоммерческой основе (публикации, конференции, симпозиумы, миграции ученых). 
2. на коммерческой основе (передача на условиях лицензионных соглашений прав пользованием изобретением). 
     Передача производится двум главным группам покупателей: зарубежным филиалам и независимым фирмам. Новые технологии передаются преимущественно ТНК своим филиалам или дочерним фирмам. Независимым фирмам чаще всего передают технологии отраслей, не относящихся к числу наукоемких.  
Крупнейший в мире экспортер технологий – США. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания и Швейцария. Япония была крупнейшим в мире потребителем научно-технических достижений, и в настоящее время все еще больше платит за иностранные технологии, чем получает за свой экспорт. Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция целенаправленно осуществляют закупку технологий, а экспортируют лицензии в небольшом объеме в соседние государства. Россия тоже импортирует технологии в гораздо большем объеме, чем экспортирует. Весь мировой рынок высокотехнологичной продукции условно делится на 50 макротехнологий. США контролируют мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия – по 11, Япония – по 7. Общий объем продаж продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн долл.

США имеют самый значительный научный потенциал. Более половины мировых вложений в науку делают американцы. Первоклассная материально-техническая база, численность и квалификационный уровень исследователей, приглашение на работу талантливых иностранных учёных   обеспечивают им бесспорное лидерство во многих областях науки. Фундаментальные исследования сосредоточены в университетах, наиболее значимые — только в 20 из 2,5 тыс., в том числе в Гарвардском, Принстонском, Стэнфордском и Массачусетсском технологическом институте. НИОКР осуществляют в исследовательских институтах, центрах и лабораториях за счёт средств частных компаний. Государство распределяет заказы на НИОКР на конкурсной основе, путём заключения контрактов. В стране созданы и эффективно действуют более 100 технополисов, которые разрабатывают принципиально новые технологии и изделия, осуществляют экспериментальный выпуск новой продукции. В знаменитой «Силиконовой долине» около Сан-Франциско размещено  16% всех американских компаний, работающих в сфере электроники и производящих почти половину продукции этой отрасли.  США лидируют в производстве суперкомпьютеров военного  и гражданского  назначения,  космического и авиационного оборудования, лазеров, новых материалов. На долю высоких технологий приходится более 30% прироста ВВП.

Научно-технический потенциал стран Западной Европы: Германии, Великобритании, Франции в основном ориентировано на проведение фундаментальных исследований. Каждая из стран значительно уступает США и Японии в объёме финансирования НИОКР, численности научных работников, в количестве патентных заявок. Фундаментальные исследования проводят старейшие университеты: Парижский, Кембриджский, Оксфордский, Берлинский и другие. Прикладные исследования и НИОКР сосредоточены в технополисах и научных центрах. В условиях нового этапа НТП недостаточная гибкость экономических систем стран Западной Европы оборачивается относительно низкими темпами роста производства и высоким уровнем безработицы. Современные отрасли промышленности производят авиакосмическую технику, оборудование для атомных станций, транспортные средства, телекоммуникационное оборудование, химическую продукцию. Доля наукоёмких товаров в экспорте составляет 8-10%.

Большинство стран вынуждены заимствовать результаты научных исследований мировых лидеров и использовать их на условиях, предложенных разработчиками.

 

 

1.1.1 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)

              

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР; англ. Research and Development, R&D) — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии.

НИОКР включают в себя:

  • Научно-исследовательские работы (НИР) — работы поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемые с целью определения технической возможности создания новой техники в определенные сроки. НИР подразделяются на фундаментальные (получение новых знаний) и прикладные (применение новых знаний для решения конкретных задач) исследования.
  • Опытно-конструкторские работы (ОКР) и Технологические работы (ТР) — комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец изделия, изготовлению и испытаниям опытного образца изделия, выполняемых по техническому заданию.

 

            1.1.2 Этапы НИОКР

 

Процесс выполнения НИОКР может состоять из одной или нескольких стадий. В научно-технической деятельности под стадией (этапом) понимается совокупность работ, характеризующаяся признаками их самостоятельного планирования и финансирования, направленная на получение предусмотренных результатов и подлежащая обособленной приемке. Каждый отдельный этап может являться самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, факт внедрения которого не зависит от момента окончания работ в целом. В зависимости от жизненного цикла изделий, могут быть выделены следующие типовые этапы НИОКР:

Информация о работе Утечка мозгов