Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:56, курсовая работа
Цель курсовой работы- определить понятие «ресурсы знаний» и их разновидности, способы поддержки и развития умственных ресурсов.
Задачи курсовой работы:
-раскрыть понятия научных, образовательных, информационных ресурсов;
-описать важнейшие научно-технические центры мира и России
Введение…………………………………………………………………………………...2
1. Научные ресурсы мира…………………………………………………………………3
1.1. НИОКР……………………………………………………………………………..….3
1.1.1Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)….7
1.1.2 Этапы НИОКР……………………………………………………………………….8
1.1.3 Виды НИОКР………………………………………………………………………..9
1.1.4 Масштабы НИОКР………………………………………………………………..11
1.1.5 Причины снижения финансирования НИОКР………………………………..13
1.1.6 Роль НИОКР……………………………………………………………………..14
2. Мировые ресурсы……………………………………………………………..…........15
2.1. Образовательные ресурсы мира…………………………………………………... 15
2.2.Глобализация научно-технических связей……………………………..….……....16
2.3. Важнейшие научно-технические центры мира …………………………………18
2.3.1 Научно-технический потенциал США…………………………………………...21
2.3.2 Научно-технический потенциал Западной Европы……………………………...22
2.3.3 Научно-технический потенциал Японии………………………………………...23
2.4. Государственная научно-техническая политика…………………………...……..24
2.5 Информационные ресурсы мира…………………………………………………....2
2.5.1 Основные показатели информационных ресурсов………………………………..
3. Россия.«Наши» знания……………………………………………………….……….28
3.1. Состояние науки в России ………………………………………………..………..28
3.1.1 Затраты на фундаментальные исследования……………………………………..
3.2 Информационные ресурсы России………………………………………..………..32
3.2.1Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………….
3.3.Научные центры России…………………………………………………………….37
3.3.1 Инновационный центр «Сколково»…………………………………………………
3.3.2 Международное сотрудничество……………………………………………………
3.3.3 Российская академия наук (РАН)…………………………………………………
3.4.Квалифицированные кадры и ученые. ………………………………...…………..41
4. Утечка мозгов…………………………………………………….……………………43
4.1.Утечка мозгов в современной России……………………………………..……..49
Выводы……………………………………………………………………..…………….50
Список использованной литературы…………………………………..……………….51
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Научные ресурсы мира…………………………………………………………………3
1.1. НИОКР…………………………………………………………………
1.1.1Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)….7
1.1.2 Этапы
НИОКР…………………………………………………………………
1.1.3 Виды
НИОКР…………………………………………………………………
1.1.4 Масштабы
НИОКР……………………………………………………………….
1.1.5 Причины
снижения финансирования НИОКР…
1.1.6 Роль
НИОКР…………………………………………………………………
2. Мировые ресурсы……………………………………………………………
2.1. Образовательные ресурсы мира…………………………………………………... 15
2.2.Глобализация научно-технических связей……………………………..….……....16
2.3. Важнейшие научно-технические центры мира …………………………………18
2.3.1 Научно-технический потенциал США…………………………………………...21
2.3.2 Научно-технический
потенциал Западной Европы……………
2.3.3 Научно-технический
потенциал Японии……………………………………
2.4. Государственная научно-техническая политика…………………………...……..24
2.5 Информационные ресурсы мира…………………………………………………....2
2.5.1 Основные
показатели информационных
3. Россия.«Наши»
знания……………………………………………………….……
3.1. Состояние науки в России ………………………………………………..………..28
3.1.1 Затраты на фундаментальные исследования……………………………………..
3.2 Информационные ресурсы России………………………………………..………..32
3.2.1Информационные
ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической
деятельности………………………………………………
3.3.Научные центры
России…………………………………………………………….
3.3.1 Инновационный центр «Сколково»
3.3.2 Международное
сотрудничество…………………………………………
3.3.3 Российская
академия наук (РАН)……………………………
3.4.Квалифицированные кадры и ученые. ………………………………...…………..41
4. Утечка мозгов…………………………………………………….………
4.1.Утечка мозгов в современной России……………………………………..……..49
Выводы………………………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………..……………
Введение
Цель курсовой работы- определить понятие «ресурсы знаний» и их разновидности, способы поддержки и развития умственных ресурсов.
Задачи курсовой работы:
-раскрыть понятия научных, образовательных, информационных ресурсов;
-описать важнейшие научно-технические центры мира и России;
-описать состояние умственных
ресурсов в России;
-описать феномен «утечки мозгов» и способы
борьбы с этим явлением;
Объектом моей курсовой работы являются знания как продукт на мировом рынке товаров и услуг.
Предметом курсовой работы является динамика и ритмичность развития умственных ресурсов, поддержка учёных в России.
Знания — это совокупность сведений в различных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»), профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д. Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия. Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще и старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания соседней фирмы относятся к другой отрасли — страхованию.
Знания для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов. В конечном счете главный источник знаний для хозяйственной жизни — это наука. Именно научные достижения и составляют основу тех знаний, которые работники получают во время своей учебы и работы, а фирмы — в ходе приобретения новых технологий.
К категории «знания» примыкает категория «информация». Более того, они часто заменяют друг друга как синонимы, так как многие отождествляют знания с информацией.
В огромном объеме знаний (информации) часто выделяют знания о различных способах (технике) производства той или иной продукции и организации этого производства. Знания об этой технике называют технологией (технологиями).
1.Научные ресурсы мира
Главным субъектом науки является учёный, от уровня его образования и профессиональной подготовки, квалификации, а также личных качеств: таланта, целеустремлённости, работоспособности во многом зависит результат научных исследований. Очевидно, время гениальных учёных-одиночек прошло, сегодня для эффективного развития науки необходима поддержка государства, значительные объёмы финансирования, современная экспериментальная база, пополнение молодыми кадрами и др.
1.1 НИОКР
Научные ресурсы определяются возможностями той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу составляют количественные факторы - наличие в стране подготовленных научных исследователей, материально-техническое обеспечение НИОКР и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественные) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.
Важнейший показатель, характеризующий научные ресурсы стран и групп стран:
Косвенный показатель эффективности
науки — количество регистрируемых патентных
Между уровнем развития страны и долей ее расходов на науку жесткой зависимости не существует. В целом развитые страны расходуют на НИОКР относительно больше финансовых ресурсов, чем развивающиеся государства, а крупные промышленные страны тратят на науку больше средств, чем малые. Но многое зависит от исторически сложившихся условий данной страны. В ряде стран решающую роль в финансировании НИОКР играют частные фирмы.Экономическую эффективность научно-технической сферы можно определить как отношение прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР. Другой важный показатель - число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения, или патентов. Немалую роль для оценки достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований.
Крупнейший в мире экспортер технологий - США. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания и Швейцария. Япония была крупнейшим в мире потребителем научно-технических достижений, и в настоящее время все еще больше платит за иностранные технологии, чем получает за свой экспорт. Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция целенаправленно осуществляют закупку технологий, а экспортируют лицензии в небольшом объеме в соседние государства. Россия тоже импортирует технологии в гораздо большем объеме, чем экспортирует.
Весь мировой рынок высокотехнологичной продукции условно делится на 50 макротехнологий. США контролируют мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия - по 11, Япония - по 7. Общий объем продаж продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн. долларов.
Во
второй половине 20-ого века произошло
расширение технологического обмена.
Международный технологический обмен
может производиться:
1.
на некоммерческой основе (публикации,
конференции, симпозиумы, миграции ученых).
2.
на коммерческой основе (передача на условиях
лицензионных соглашений прав пользованием
изобретением).
Передача производится двум главным группам
покупателей: зарубежным филиалам и независимым
фирмам. Новые технологии передаются преимущественно
ТНК своим филиалам или дочерним фирмам.
Независимым фирмам чаще всего передают
технологии отраслей, не относящихся к
числу наукоемких.
Крупнейший
в мире экспортер технологий – США. Положительное
сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания
и Швейцария. Япония была крупнейшим в
мире потребителем научно-технических
достижений, и в настоящее время все еще
больше платит за иностранные технологии,
чем получает за свой экспорт. Аргентина,
Бразилия, Мексика, Индия, Турция целенаправленно
осуществляют закупку технологий, а экспортируют
лицензии в небольшом объеме в соседние
государства. Россия тоже импортирует
технологии в гораздо большем объеме,
чем экспортирует. Весь мировой рынок
высокотехнологичной продукции условно
делится на 50 макротехнологий. США контролируют
мировой рынок по 22 макротехнологиям,
Германия – по 11, Япония – по 7. Общий объем
продаж продукции на международном рынке
составляет 2,3 трлн долл.
США имеют самый значительный научный
потенциал. Более половины мировых вложений
в науку делают американцы. Первоклассная
материально-техническая база, численность
и квалификационный уровень исследователей,
приглашение на работу талантливых иностранных
учёных обеспечивают им бесспорное
лидерство во многих областях науки. Фундаментальные
исследования сосредоточены в университетах,
наиболее значимые — только в 20 из 2,5 тыс.,
в том числе в Гарвардском, Принстонском,
Стэнфордском и Массачусетсском технологическом
институте. НИОКР осуществляют в исследовательских
институтах, центрах и лабораториях за
счёт средств частных компаний. Государство
распределяет заказы на НИОКР на конкурсной
основе, путём заключения контрактов.
В стране созданы и эффективно действуют
более 100 технополисов, которые разрабатывают
принципиально новые технологии и изделия,
осуществляют экспериментальный выпуск
новой продукции. В знаменитой «Силиконовой
долине» около Сан-Франциско размещено 16%
всех американских компаний, работающих
в сфере электроники и производящих почти
половину продукции этой отрасли. США
лидируют в производстве суперкомпьютеров
военного и гражданского назначения, кос
Научно-технический потенциал стран Западной Европы: Германии, Великобритании, Франции в основном ориентировано на проведение фундаментальных исследований. Каждая из стран значительно уступает США и Японии в объёме финансирования НИОКР, численности научных работников, в количестве патентных заявок. Фундаментальные исследования проводят старейшие университеты: Парижский, Кембриджский, Оксфордский, Берлинский и другие. Прикладные исследования и НИОКР сосредоточены в технополисах и научных центрах. В условиях нового этапа НТП недостаточная гибкость экономических систем стран Западной Европы оборачивается относительно низкими темпами роста производства и высоким уровнем безработицы. Современные отрасли промышленности производят авиакосмическую технику, оборудование для атомных станций, транспортные средства, телекоммуникационное оборудование, химическую продукцию. Доля наукоёмких товаров в экспорте составляет 8-10%.
Большинство стран вынуждены заимствовать результаты научных исследований мировых лидеров и использовать их на условиях, предложенных разработчиками.
1.1.1 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)
Научно-исследовательские
и опытно-конструкторские разработки (НИОКР; англ. Resea
НИОКР включают в себя:
1.1.2 Этапы НИОКР
Процесс выполнения НИОКР может состоять из одной или нескольких стадий. В научно-технической деятельности под стадией (этапом) понимается совокупность работ, характеризующаяся признаками их самостоятельного планирования и финансирования, направленная на получение предусмотренных результатов и подлежащая обособленной приемке. Каждый отдельный этап может являться самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, факт внедрения которого не зависит от момента окончания работ в целом. В зависимости от жизненного цикла изделий, могут быть выделены следующие типовые этапы НИОКР: