Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:56, курсовая работа
Цель курсовой работы- определить понятие «ресурсы знаний» и их разновидности, способы поддержки и развития умственных ресурсов.
Задачи курсовой работы:
-раскрыть понятия научных, образовательных, информационных ресурсов;
-описать важнейшие научно-технические центры мира и России
Введение…………………………………………………………………………………...2
1. Научные ресурсы мира…………………………………………………………………3
1.1. НИОКР……………………………………………………………………………..….3
1.1.1Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)….7
1.1.2 Этапы НИОКР……………………………………………………………………….8
1.1.3 Виды НИОКР………………………………………………………………………..9
1.1.4 Масштабы НИОКР………………………………………………………………..11
1.1.5 Причины снижения финансирования НИОКР………………………………..13
1.1.6 Роль НИОКР……………………………………………………………………..14
2. Мировые ресурсы……………………………………………………………..…........15
2.1. Образовательные ресурсы мира…………………………………………………... 15
2.2.Глобализация научно-технических связей……………………………..….……....16
2.3. Важнейшие научно-технические центры мира …………………………………18
2.3.1 Научно-технический потенциал США…………………………………………...21
2.3.2 Научно-технический потенциал Западной Европы……………………………...22
2.3.3 Научно-технический потенциал Японии………………………………………...23
2.4. Государственная научно-техническая политика…………………………...……..24
2.5 Информационные ресурсы мира…………………………………………………....2
2.5.1 Основные показатели информационных ресурсов………………………………..
3. Россия.«Наши» знания……………………………………………………….……….28
3.1. Состояние науки в России ………………………………………………..………..28
3.1.1 Затраты на фундаментальные исследования……………………………………..
3.2 Информационные ресурсы России………………………………………..………..32
3.2.1Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………….
3.3.Научные центры России…………………………………………………………….37
3.3.1 Инновационный центр «Сколково»…………………………………………………
3.3.2 Международное сотрудничество……………………………………………………
3.3.3 Российская академия наук (РАН)…………………………………………………
3.4.Квалифицированные кадры и ученые. ………………………………...…………..41
4. Утечка мозгов…………………………………………………….……………………43
4.1.Утечка мозгов в современной России……………………………………..……..49
Выводы……………………………………………………………………..…………….50
Список использованной литературы…………………………………..……………….51
Индия: был подписан меморандум между Фондом «Сколково» и корпорацией Tata Group о возможности привлечения индийской компании Tata Sons Limited к реализации проектов на базе Сколково в таких областях, как средства связи и информационные технологии, инжиниринг, химия, энергетика.
Италия: достигнуты договоренности по взаимному обмену студентами между вузами двух стран. Также итальянских профессоров и преподавателей будут приглашать для чтения лекций в российских университетах и университетах Сколково, и для совместной разработки научных и образовательных программ.
Южная Корея: Вексельбергом и президентом Научно-исследовательского института электроники и телекоммуникаций Республики Корея был подписан с меморандум о взаимопонимании.
3.3.3 Российская академия наук (РАН)
РАН - государственная академия наук,
высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных
исследований в области естественных и общественных
наук. Основной целью деятельности Российской
академии наук является организация и
проведение фундаментальных исследований, направленных
на получение новых знаний о законах развития природы, общества, че
3.4 Квалифицированные кадры и ученые.
|
Вероятно, самым старым вопросом экономики является вопрос, почему одни страны богаче, а другие беднее? Экономическая теория подчеркивает, что различия в уровне образования населения это важная часть ответа, и что улучшение возможностей получения образования повышают и доходы населения.
Утечка умов (утечка мозгов, от англ. brain drain) — процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, учёные и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам.
При оценке этого процесса с нейтральной точки зрения можно предположить, что странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический ущерб, и напротив, страны, принимающие и обеспечивающие специалистов-эмигрантов, приобретают огромный и дешевый интеллектуальный капитал. Аналогичный процесс вывоза за границу финансового капитала называют утечка капитала.
Термин утечка мозгов был введен британским Королевским обществом для описания миграционных процессов в среде ученых и инженеров во время и после второй мировой войны. В настоящее время это явление наиболее характерно для развивающихся стран, в частности бывших европейских колоний в Африке, на Карибских островах, а также бывших социалистических стран Восточной Европы.
4.1 Утечка мозгов в современной России
Согласно заявлению статс-секретаря министерства образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, за период времени с 1989 года по 2004 год из России уехало порядка 25 тысяч ученых, а 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам. Ливанов отмечает, что «это наиболее востребованные ученые, находящиеся в продуктивном научном возрасте. …Сегодня число занятых в науке в России составляет порядка 40 % от уровня 90-х годов».
Согласно неправительственным источникам, только «за первую половину 90-х годов из страны выехало не менее 80 тысяч ученых, а прямые потери бюджета составили не менее $60 млрд.» (Российский фонд фундаментальных исследований).
Владимир Зернов, ректор Российского Нового Университета заявил, что «если бы те специалисты, которые выехали за границу начиная с 70-х годов, готовились в университетах США и Западной Европы, то на их подготовку пришлось бы потратить более $1 трлн. Также следует указать, эти данные никак не учитывают потери от оттока ноу-хау».
Между тем, согласно данным фонда «Открытая экономика», отъезд российских учёных за рубеж не только не уменьшается, но существенно возрос за последние годы, при этом расширяется география оттока. Анализ, проведенный на основе базы Scopus, показал, что более 50 % публикаций российской научной диаспоры идут из США. При этом наиболее цитируемые российские учёные также работают в США — на их долю приходится 44 % всех ссылок (период после 2003 года). Лидируют по индексу цитируемости выпускники МГУ, вторые — выпускники МФТИ. На долю русских учёных, работающих в России, приходится всего 10 % ссылок.
Директор по исследованиям фонда «Открытая экономика» Иван Стерлигов отметил, что после 2000-го года в основном уезжают молодые исследователи и студенты — более 4000 человек в год. Причем учиться в вузы едут в основном в Германию, где сейчас приблизительно 12,5 тысяч студентов из России (в 2001 году их было 800). Получать же степень PhD наши молодые специалисты предпочитают в США, где в 2006 году защитились 183 человека.
Последняя тенденция — переезд российских учёных в страны Юго-Восточной Азии, в том числе в Сингапур, где, как сказал Иван Стерлигов, предлагают очень хорошие условия для работы. Евгений Кузнецов отметил, что Россия только набирает силу по числу уехавших специалистов. По его данным, первое место по этому показателю занимает Великобритания, которую ежегодно покидают 1 млн. 441 тысяч лиц с высшим образованием (в их числе не только ученые). Для Германии — это 817 тысяч и для России — чуть более 200 тысяч человек.
Причины:
Численность российской научной диаспоры не очень большая, ее трудно оценить, но обычно говорится о нескольких десятках тысячах человек. Велика ли доля россиян среди преподавателей американских вузов? Увы, анализ статистики показывает, что доля лиц, занимающих ключевые преподавательские позиции, в российской диаспоре незначительна. Иммигранты составляют примерно 20 процентов всех преподавателей престижных учебных заведений США. Лидируют выходцы из Индии (примерно 5 500 человек), замыкают первую десятку профессора-греки (около 800 человек). По россиянам и выходцам из других стран СНГ даже нет вразумительных данных. По-видимому, 100–300 преподавателей на постоянных позициях в университетах США — это максимально лестная для российских соотечественников оценка. С учетом доли США в общемировом выезде россиян, что российская научная диаспора постоянно имеет в своем составе 20–30 тысяч человек (без учета членов семьи) Расчет показывает, что суммарный доход русскоязычного сообщества за рубежами бывшего СССР достигает годового бюджета РФ. Большинство выехавших из России интеллектуалов – это мужчины в возрасте 30-45 лет, хорошо владеющие английским, как правило – теоретики в области естественных наук, с ученой степенью и большим количеством публикаций в научных изданиях, в том числе и в западных, преимущественно американских.
Выводы
1. Знания — это совокупность
сведений в различных отраслях.
Для ведения хозяйственной
2. Новыми знаниями мир обязан прежде всего науке. Под научными исследованиями и разработками (НИР) или научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) имеется в виду организованный процесс открытия новых знаний.
3. Рынок знаний специфичен. Значительная
часть знаний распространяется
на нем безвозмездно. На рынке
знаний множество секторов, из
которых своими размерами
4. Новые знания называются
5. Если фирма использует чужую
интеллектуальную
Список использованной литературы