Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:56, курсовая работа
Цель курсовой работы- определить понятие «ресурсы знаний» и их разновидности, способы поддержки и развития умственных ресурсов.
Задачи курсовой работы:
-раскрыть понятия научных, образовательных, информационных ресурсов;
-описать важнейшие научно-технические центры мира и России
Введение…………………………………………………………………………………...2
1. Научные ресурсы мира…………………………………………………………………3
1.1. НИОКР……………………………………………………………………………..….3
1.1.1Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)….7
1.1.2 Этапы НИОКР……………………………………………………………………….8
1.1.3 Виды НИОКР………………………………………………………………………..9
1.1.4 Масштабы НИОКР………………………………………………………………..11
1.1.5 Причины снижения финансирования НИОКР………………………………..13
1.1.6 Роль НИОКР……………………………………………………………………..14
2. Мировые ресурсы……………………………………………………………..…........15
2.1. Образовательные ресурсы мира…………………………………………………... 15
2.2.Глобализация научно-технических связей……………………………..….……....16
2.3. Важнейшие научно-технические центры мира …………………………………18
2.3.1 Научно-технический потенциал США…………………………………………...21
2.3.2 Научно-технический потенциал Западной Европы……………………………...22
2.3.3 Научно-технический потенциал Японии………………………………………...23
2.4. Государственная научно-техническая политика…………………………...……..24
2.5 Информационные ресурсы мира…………………………………………………....2
2.5.1 Основные показатели информационных ресурсов………………………………..
3. Россия.«Наши» знания……………………………………………………….……….28
3.1. Состояние науки в России ………………………………………………..………..28
3.1.1 Затраты на фундаментальные исследования……………………………………..
3.2 Информационные ресурсы России………………………………………..………..32
3.2.1Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………….
3.3.Научные центры России…………………………………………………………….37
3.3.1 Инновационный центр «Сколково»…………………………………………………
3.3.2 Международное сотрудничество……………………………………………………
3.3.3 Российская академия наук (РАН)…………………………………………………
3.4.Квалифицированные кадры и ученые. ………………………………...…………..41
4. Утечка мозгов…………………………………………………….……………………43
4.1.Утечка мозгов в современной России……………………………………..……..49
Выводы……………………………………………………………………..…………….50
Список использованной литературы…………………………………..……………….51
Разработка
1.1.3 Виды НИОКР
В соответствии с нормативным регулированием по способу учёта затрат НИОКР подразделяются на:
Товарные НИОКР (текущие, заказные) — работы, относящиеся к обычному виду деятельности организации, результаты которых предназначены для реализации заказчику.
Капитальные НИОКР (инициативные, для собственных нужд) — работы, затраты по которым являются вложениями в долгосрочные активы организации, результаты которых используются в собственном производстве и/или предоставляются в пользование другим лицам.
Договор на выполнение НИОКР:
Порядок выполнения Товарных НИОКР регулируется договором на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Законодательство РФ выделяет два вида данного договора:
Сторонами договора на выполнение НИОКР являются исполнитель и заказчик. Исполнитель обязан провести научные исследования лично. Привлекать к исполнению НИР соисполнителей допускается только с согласия заказчика. При выполнении ОКР исполнитель вправе привлекать третьих лиц, если иное не предусмотрено договором. К отношениям исполнителя с третьими лицами в случае их привлечения к выполнению НИОКР применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике.
В отличие от других видов обязательств договоры на выполнение НИОКР характеризуются:
Наличием технического задания, в котором определяется тематика работ, устанавливается объект разработки, практическое использование планируемых результатов, технико-экономические параметры и требования к уровню разработки объекта. Кроме того, техническое задание устанавливает этапы выполнения работ, программу исследования и перечень документации и изделий, подлежащих сдаче при приемке выполненных по договору работ.
Установлением распределения прав сторон на полученные результаты работ[7]. Права на полученные результаты могут принадлежать заказчику или исполнителю либо заказчику и исполнителю совместно.
Установлением уровня разработок, определяющего статус полученного результата как объект интеллектуальной собственности или неохраняемый интеллектуальный продукт.
Обязательствами о конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности.
Специфической особенностью НИОКР является то, что для данных видов работ велик риск неполучения, по объективным причинам, результата, установленного в техническом задании. Риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение НИОКР несет заказчик, если иное не предусмотрено законом или договором. Исполнитель обязан незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы. Обязанность доказывания факта невозможности получить предусмотренный результат лежит на исполнителе. Решение о прекращении работ принимается заказчиком.
В России продолжает сокращаться численность персонала, занятого исследованиями и разработками, хотя и не такими темпами, как в 1990-е гг. В случае если в 1992 г. его численность составляла 1 млн 533 тыс. человек, то в 2000 г. — 888 тыс. человек и в 2008 г. — 761 тыс. человек (из них 376 тыс. исследователей). Важно заметить, что однако, при всем этом Россия сохраняет пятое место в мире как по численности всего персонала, занятого в НИОКР, так и по численности его главной части — исследователей: в 2007 г. на нашу страну приходилось 6,6% от численности исследователей в мире в пересчете на полную занятость, на США — 20,3%, Китай — 20,1%, ЕС — 18,9%, Японию — 10%.
При этом производительность труда в российской науке невелика: на российских исследователей приходится только 2,6% публикаций в научных журналах, индексируемых в Web of Science (меньше, чем доля Канады и Бразилии), медленно растет число патентов, выдаваемых в России отечественным заявителям.
Во многом ϶ᴛᴏ следствие резкого сокращения финансирования НИОКР, произошедшего в 1990-е гг. и не восстановленного в следующем десятилетии. В случае если СССР в 1990 г. затратил на науку около 3,5% ϲʙᴏего ВВП, то Российская Федерация в 1992 г. — 0,7%, 1995 г. — 0,8%, 2000 г. — 1,1%, 2003 г. — 1,3%, в 2009 г. — 1,0%. Правда, в отличие от СССР, данные по российским НИОКР охватывают расходы только на гражданскую науку, но, тем не менее, они продолжают быть намного ниже по отношению к ВВП, чем у стран — лидеров в мировой науке (по данным за 2007 г., в США — 2,6%, в Японии — 3,4%, Германии — 2,5%, Великобритании — 1,8%, Китае — 1,4%).
Иными словами, сократившийся, но все еще большой кадровый потенциал российской науки (хотя и не самый продуктивный в мире) сталкивается с резко сократившимися расходами на науку. В пересчете на ППС они составляют 2% мировых расходов на НИОКР (доля США — около 33%, ЕС — 23%, Японии — 13%, Китая — 9%). Отсюда низкая заработная плата в науке (в 2000-2007 гг. составляла 102-108% от средней по стране), снизившаяся техническая оснащенность (в постоянных ценах 1995 г. стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя составляла в 1990 г. — 51 тыс. руб., 2000 г. — 31 тыс. руб., 2007 г. — 40 тыс. руб.).
Согласно данным исследовательского института Battelle Memorial Institute , в 2011 году мировые расходы на НИОКР выраслит на 3,6 % и составляют 1,2 трлн долларов США.
Справка: В СССР объем внутренних расходов на НИОКР составлял 5 % ВВП.
Эффективность сферы НИОКР зависит не только от материально-технического обеспечения, но и от спроса промышленности на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики. Поэтому важную роль в оценке экономической эффективности использования научных ресурсов играют такие показатели, как доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны, баланс торговли лицензиями и патентами, доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий и т.д.
Прогноз на будущее.
В структуре затрат на НИОКР доминирует
государство (65% в 2008 г.), и по϶ᴛᴏму упадок
финансирования объясняется прежде всего
«экономией» государства на науке. Надежды
на то, что к ϶ᴛᴏму финансированию активно
подключится частный бизнес, не оправдались:
в условиях невысокой конкуренции на внутреннем
рынке и больших возможностей рентопользования
(от монопольного и олигопольного положения,
связей с госаппаратом и т.д.) частный бизнес
России слабо заинтересован в проведении
НИОКР. Другой причиной относительного
сокращения расходов на НИОКР будет резкое
сокращение военных расходов по сравнению
с советскими временами, в т.ч. военных
исследований и разработок, кᴏᴛᴏᴩые
составляли основную часть советских
НИОКР, а гражданская наука и в советское
время была не на высоте по многим направлениям.
1.1.6 Роль НИОКР
Роль НИКОР (R&D) растет по мере того, как основная часть добавленной стоимости в бизнесе смещается с этапа производства на этап разработки. На основании результатов НИОКР принимаются ключевые решения в высокотехнологичном бизнесе. Все большую важность принимает НИКОР (R&D) для маркетинга, компании отслеживают последние разработки конкурентов и потребности потребителей с тем, чтобы сонастроить с ними собственные исследования. Возросшую роль НИОКР в бизнес-процессах отражает недавно появившаяся в в большинстве крупных российских компаний должность – директор или менеджер по R&D. В функции менеджера R&D входит формирования и реализация программы НИОКР, разработка программы инновационного развития предприятия, организация технологических процессов: разработка технологий, проектирование. Вместе с тем, НИОКР – одна из самых сложных областей с точки зрения менеджмента, т.к. отличительной особенностью большинства исследований является трудная предсказуемость конечных результатов исследований и их возможной коммерциализации. В результате, большие затраты на НИКОР не всегда гарантируют большую прибыль или большую долю на рынке.
2.Мировые ресурсы
2.1 Образовательные ресурсы мира
Образовательные ресурсы – накопленные
поколениями объем и качество знаний и
профессионального опыта, которые усвоены
населением и воспроизводятся через систему
образования. Основные тенденции развития
сферы образования таковы: построение
непрерывной цепочки этапов образования,
фундаментализация и профессионализация
(сочетание базовых знаний со специальными),
междисциплинарность, ускоренное развитие
новых дисциплин (информатика, биотехнология
и т.д.), диверсификация (конкуренция между
школами, формами обучения), демократизация,
интернационализация. Общим для развитых
стран является наличие часто перекрывающих
друг друга ступеней образования, после
которых учащийся получает соответствующий
диплом и четко определенные преимущества
для дальнейшего обучения или поступления
на работу или же продвижения по службе.
В то же время проблемы образования различаются
по странам. Если для развитых стран вопрос
стоит о переходе к всеобщему высшему
образованию, то для развивающихся стран
в долгосрочном плане – это обеспечение
полноценного среднего образования, а
для многих - ликвидация неграмотности
и введение всеобщей системы начального
образования (в 2000г насчитывалось 800 млн.неграмотных).
Важнейшими показателями, характеризующими
образовательные ресурсы отдельных стран,
являются:
2.2 Ведущие центры мира по подготовке кадров
Лидерами по подготовке кадров со средним
и высшим образованием являются США и
ЕС, а до последнего времени и Россия. В
2001г в 15 странах ЕС было подготовлено 2,0
млн. выпускников высшей школы (первой
ступени, эквивалентной степени бакалавра),
в 10 странах-кандидатах – еще 0,6 млн. чел.,
в США – 2,15 млн., в Японии – 1,1 млн. человек,
в России – 0,7 млн. чел. В июне 1999г в итальянском
городе Болонье министры образования
29 европейских стран приняли «Декларацию
о европейском пространстве высшего образования»,
предусматривающую гармонизацию национальных
систем высшего образования к 2010г. («Болонский
процесс»). Декларацию подписали 40 стран,
Россия присоединилась к «Болонскому
процессу» в 2003г.
Большой рывок в деле подготовки
национальных кадров за последние двадцать
лет сделали страны Азии, увеличив число
получивших степень бакалавра в научно-технических
дисциплинах более, чем в три раза (до 8-10%
общей численности выпускников). Наиболее
серьезные достижения в этом регионе достигнуты
в послевузовском образовании.