Утечка мозгов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы- определить понятие «ресурсы знаний» и их разновидности, способы поддержки и развития умственных ресурсов.
Задачи курсовой работы:
-раскрыть понятия научных, образовательных, информационных ресурсов;
-описать важнейшие научно-технические центры мира и России

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...2
1. Научные ресурсы мира…………………………………………………………………3
1.1. НИОКР……………………………………………………………………………..….3
1.1.1Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)….7
1.1.2 Этапы НИОКР……………………………………………………………………….8
1.1.3 Виды НИОКР………………………………………………………………………..9
1.1.4 Масштабы НИОКР………………………………………………………………..11
1.1.5 Причины снижения финансирования НИОКР………………………………..13
1.1.6 Роль НИОКР……………………………………………………………………..14
2. Мировые ресурсы……………………………………………………………..…........15
2.1. Образовательные ресурсы мира…………………………………………………... 15
2.2.Глобализация научно-технических связей……………………………..….……....16
2.3. Важнейшие научно-технические центры мира …………………………………18
2.3.1 Научно-технический потенциал США…………………………………………...21
2.3.2 Научно-технический потенциал Западной Европы……………………………...22
2.3.3 Научно-технический потенциал Японии………………………………………...23
2.4. Государственная научно-техническая политика…………………………...……..24
2.5 Информационные ресурсы мира…………………………………………………....2
2.5.1 Основные показатели информационных ресурсов………………………………..
3. Россия.«Наши» знания……………………………………………………….……….28
3.1. Состояние науки в России ………………………………………………..………..28
3.1.1 Затраты на фундаментальные исследования……………………………………..
3.2 Информационные ресурсы России………………………………………..………..32
3.2.1Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………….
3.3.Научные центры России…………………………………………………………….37
3.3.1 Инновационный центр «Сколково»…………………………………………………
3.3.2 Международное сотрудничество……………………………………………………
3.3.3 Российская академия наук (РАН)…………………………………………………
3.4.Квалифицированные кадры и ученые. ………………………………...…………..41
4. Утечка мозгов…………………………………………………….……………………43
4.1.Утечка мозгов в современной России……………………………………..……..49
Выводы……………………………………………………………………..…………….50
Список использованной литературы…………………………………..……………….51

Файлы: 1 файл

moy_rodnoy.docx

— 116.64 Кб (Скачать файл)

     Качество образования проявляется в его востребованности и современности. Основным параметром оценки качества становится не столько объем усвоенных знаний (они быстро стареют, кроме фундаментальных), а умение учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучения.  
     В странах ОЭСР увеличился охват населения высшим образованием (в 2002г в среднем 23% населения в группе 25-64 лет имело высшее образование, в США – 38%, Канаде – 43%). Все больше молодых людей стремятся получить высшее образование. В 2000г в высшей школе училось в США – 38% молодежи (в группе 20-29 лет), ЕС – 26%, Финляндии – 44%, Швеции - 32%. За последние 10 лет число учащихся высших учебных заведений возросло на 50% в Исландии, Ю. Корее, Чехии, Венгрии и Польше, на 20% - в Великобритании, Финляндии, Ирландии, Австралии, Швеции, Испании, Португалии, Мексике.  
      В последние десятилетия структуры высшего образования в развитых странах постепенно сближались, двигаясь к общей глобальной модели – 2\3 студентов специализируются в гуманитарных областях (гуманитарные и социальные науки, право, педагогика, искусство), а 1\3 изучает естественно-научные и технические дисциплины (естественные науки, техника, медицина, строительство, сельское хозяйство). Доля выпускников вузов в области научно-технических дисциплин в 2001г в ЕС составила более 30%, в США - 17%, Японии – 12%. 
     Наблюдается повышение расходов на образование в целом (за 1995-2001г рост в ОЭСР превысил 10% в постоянных ценах), и на высшее профессиональное в частности. В настоящее время в экономической науке превалируют две концепции участия государства в финансировании высшего образования: неолиберальная концепция «дохода от образования» (на первое место ставит прямые и косвенные выгоды, получаемые частным лицом), и концепция «социальной пользы» (на первое место ставит косвенные выгоды, полученные всем обществом от образования). Основная доля финансирования высшего образования в развитых странах приходится на государственные средства (78% в среднем по ОЭСР), однако растет доля частного финансирования (средств компаний и физических лиц). Роль частных источников финансирования значительно колеблется по странам – наименьшая в странах Северной Европы (4% в Дании, Финляндии, Норвегии), 29% в Великобритании, 66% - в США, 84% - в Ю. Корее. Вместе с тем, дефицит государственных бюджетов, расширение системы высшего образования и контингента учащихся вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования высшей школы и переходить к платному образованию. В США соотношение между затратами на высшее образование семей и частных компаний примерно равны, в Ю. Корее 2/3 приходится на средства семей

 

 

2.2 Глобализация научно-технических связей

 

Глобализация - процесс всемирной экономической,  политической,  культурной и религиозной интеграции и унификации.

Глобализация НИОКР проявляется в увеличении международного сотрудничества ученых, в растущей доле зарубежного финансирования НИОКР, создании все большего числа зарубежных исследовательских подразделений ТНК, организации научно-технических альянсов, росте объемов торговли интеллектуальной собственностью, международном аутсорсинге. В среднем в странах ОЭСР доля зарубежного финансирования НИОКР составляет 10%.  
     Произошло резкое увеличение торговли интеллектуальной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного лицензирования. США имеет самое крупное сальдо лицензионной торговли. Наиболее крупными покупателями американской технологии являются Япония и Ю. Корея (44% всех поступлений США в 2007г.). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США) и в Японии (около 30% платежей). 
     Сравнительно новой формой международной кооперации является научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами. Наибольшее распространение эта форма получила в разработке программного обеспечения (т. н. офшорное программирование) в таких странах, как Ирландия и Индия, развивается аутсорсинг в России и Украине.

     Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Образовательный аутсорсинг – это инновационная технология привлечения внешних ресурсов для образования и образовательная технология, которая работает в новой финансово-экономической практико-ориентированной образовательной среде (ФЭПОС).

В последние годы в связи с поступательным развитием отечественной экономики в стране возросла необходимость в практико-ориентированных экономических знаниях населения, что находит свое отражение, в частности, в акцентировании внимания школьного экономического образования на его прикладных аспектах – на базовой финансовой грамотности, основах потребительских знаний и предпринимательской деятельности.

Неразвитость инфраструктурных и информационных посредников на рынке образовательных услуг делает чрезвычайно актуальным внедрение аутсорсинговой формы сотрудничества образовательного учреждения и других образовательных субъектов с различными экономическими и финансовыми структурами.

На данном этапе развития российского общего образования появилась необходимость формирования на региональном уровне новой образовательной модели, целью которой должна стать разработка и экспериментальная апробация модели образовательного аутсорсинга в сфере малого предпринимательства, финансовой грамотности и потребительских знаний.

Такой инновационной структурой может стать центр образовательного аутсорсинга (ЦОА) «Практическая экономика и предпринимательство».

Основная задача центра образовательного аутсорсинга – формирование финансово-экономической практико-ориентированной образовательной среды (ФЭПОС) в образовательных учреждениях региона.

Финансово-экономическая практико-ориентированная образовательная среда (ФЭПОС) – это новый подход к организации обучения экономике и основам предпринимательства в школе. Школа не может собственными ресурсами в полном объеме обеспечить практическую составляющую обучения. Оставаясь главным звеном в образовательном процессе, в условиях ФЭПОС школа перестает быть единственным ее участником. В образовательное пространство постепенно вовлекаются заинтересованные в этом процессе стороны: профессиональные некоммерческие и общественные организации, управленческие, государственные и бизнес-структуры, профессиональные участники финансового рынка, вузы и колледжи города. Каждая сторона вносит свой вклад в организацию практико-ориентированного обучения школьников основам экономики и предпринимательства.

Выгоды использования образовательного аутсорсинга для привлечения внешних ресурсов в образовательных системах, образовательных учреждениях, иных образовательных субъектах:

    • освобождение внутренних ресурсов – это возможность сконцентрироваться на ключевых аспектах основной образовательной деятельности и получить синергетический эффект;
    • оптимизация образовательных процессов;
    • снижение затрат и уменьшение инвестиций в образовательную инфраструктуру;
    • повышение способности быстро реагировать на внешние изменения;
    • улучшение качества образовательных услуг в целом.

Результат использования образовательного аутсорсинга будет выражаться в преумножении интеллектуального капитала образовательной системы и повышении эффективности его дальнейшего использования.

 

Рис.2  Преимущества аутсоринга.

 

 

2.3 Важнейшие научно-технические центры мира


Научные ресурсы мировой экономики сосредоточены в небольшом числе стран. На долю США приходится около половины всех выделяемых на НИОКР финансовых ресурсов. Среди остальных центров следует отметить находящиеся в Западной Европе, Японии и России. Малые развитые страны (Швеция, Швейцария, Нидерланды и др.) входят в число лидеров лишь на отдельных, сравнительно узких направлениях научно-технического прогресса, при этом нередко в кооперации с фирмами других стран. Некоторые новые развитые страны (Южная Корея) и ключевые развивающиеся страны (Индия) прорываются на отдельных направлениях в число лидирующих.

 

 

2.3.1 Научно-технический потенциал США

Соединенные Штаты Америки обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом. Выделяемые в них ежегодно ассигнования на НИОКР превышают аналогичные расходы остальных ведущих в научно-техническом отношении стран, вместе взятых. В начале 90-х гг. общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек, в том числе научных работников - к 1 млн. человек (в пересчете на полный рабочий день).                          В сочетании с высоким уровнем квалификации ученых и технического оснащения научных центров это обеспечивает ведущую роль США в мировой науке.

Фундаментальные исследования как часть НИОКР на 60% сосредоточены в высших учебных заведениях, которых в общей сложности насчитывается примерно 3 тыс. Особую роль среди вузов США играют 156 университетов; в большинстве своем они обладают современной технической базой и высококвалифицированными кадрами. В свою очередь, среди них выделяются 20 ведущих университетов с наибольшим объемом научных исследований (Массачусетский технологический институт, Стэндфордский, Гарвардский, Принстонский университеты и др.).               В отличие от фундаментальных прикладные исследования (опытно-конструкторские работы как часть НИОКР) осуществляются в основном в промышленности. Опытно-конструкторские работы выполняются преимущественно частными фирмами в специальных исследовательских институтах и лабораториях.                                           Основной формой участия государства в НИОКР является контракт, заключаемый на конкурсной основе либо с университетами и их исследовательскими центрами, либо с фирмами. Большое значение имеет быстро развивающийся инновационный бизнес, который соединяет науку и предпринимательство. Его центрами становятся территориальные научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы). В технополисах осуществляются разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, а также экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. В 1997 г. в США насчитывалось 105 технополисов.                                                                                                         Соединенные Штаты Америки лидируют в мире по таким направлениям научно-технического прогресса, как выпуск суперкомпьютеров военного и производственного назначения и их программное обеспечение, производство авиационной и космической техники, лазеров и биотехнологии. Сюда входит и разработка новых технологий по охране окружающей среды.                                      Они остаются крупнейшим в мире производителем наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в 2000-х годах около 40%.

 

2.3.2 Научно-технический потенциал Западной Европы

Западная Европа -- один из главных в мире центров науки. Общая численность научных работников в ней превышает 700 тыс. человек, к которым следует добавить исследователей в странах Центральной и Восточной Европы -- 300 тыс. человек. Ведущие страны региона расходуют на научно-технические исследования свыше 2% ВВП (кроме Италии). В начале века в Германии насчитывалось 62 технополиса, в Великобритании - 40, во Франции - 30.                                                                                    В течение длительного времени Западная Европа заметно отставал от США и Японии, прежде всего по исследованиям в сфере высоких технологий. Это отставание, хотя и сократилось, все же сохраняется и в настоящее время. Расходы на НИОКР в расчете на душу населения в Западной Европе в целом ниже, чем в США и Японии. В этом регионе мира не столь широко используется передовая технология (например, меньше применяется компьютерная техника). Отличительной чертой научно-технического потенциала Западной Европы является сравнительно небольшое количество военных и космических исследований по сравнению с США.

Научно-технический потенциал стран Западной Европы в значительной степени ориентирован на фундаментальные исследования. Страны региона занимают передовые рубежи в строительстве АЭС, производстве фармацевтических препаратов, технике связи, ряде отраслей транспортного машиностроения. В то же время Западная Европа отстает в таких областях, как производство интегральных схем и полупроводников, изготовление микропроцессоров, биоматериалов.

 

2.3.3 Научно-технический потенциал Японии

Япония — один из лидеров мировой научной мысли. Страна имеет стабильно высокие позиции в самых разнообразных областях, среди которых высокие технологии и автомобилестроение, энергосбережение и робототехника, медицина и исследования космоса.                                                                                                                  В научном плане Япония – лидер мировых технологий, исследований, экспериментов в области создания биороботов и робототехники. Ежегодно государственным бюджетом выделяется не менее 130 миллиардов долларов на научно-исследовательскую деятельность, в которой принимает участие более 700 тысяч учётных. По средствам, задействованным в научном секторе, Япония занимает третье место в мире, лидируя в фундаментальной науке (13 лауреатов Нобелевской премии, 3 лауреата Филдовской премии, один лауреат премии Гаусса), а также в производстве и использовании роботов. 

Информация о работе Утечка мозгов