Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:56, курсовая работа
Цель курсовой работы- определить понятие «ресурсы знаний» и их разновидности, способы поддержки и развития умственных ресурсов.
Задачи курсовой работы:
-раскрыть понятия научных, образовательных, информационных ресурсов;
-описать важнейшие научно-технические центры мира и России
Введение…………………………………………………………………………………...2
1. Научные ресурсы мира…………………………………………………………………3
1.1. НИОКР……………………………………………………………………………..….3
1.1.1Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)….7
1.1.2 Этапы НИОКР……………………………………………………………………….8
1.1.3 Виды НИОКР………………………………………………………………………..9
1.1.4 Масштабы НИОКР………………………………………………………………..11
1.1.5 Причины снижения финансирования НИОКР………………………………..13
1.1.6 Роль НИОКР……………………………………………………………………..14
2. Мировые ресурсы……………………………………………………………..…........15
2.1. Образовательные ресурсы мира…………………………………………………... 15
2.2.Глобализация научно-технических связей……………………………..….……....16
2.3. Важнейшие научно-технические центры мира …………………………………18
2.3.1 Научно-технический потенциал США…………………………………………...21
2.3.2 Научно-технический потенциал Западной Европы……………………………...22
2.3.3 Научно-технический потенциал Японии………………………………………...23
2.4. Государственная научно-техническая политика…………………………...……..24
2.5 Информационные ресурсы мира…………………………………………………....2
2.5.1 Основные показатели информационных ресурсов………………………………..
3. Россия.«Наши» знания……………………………………………………….……….28
3.1. Состояние науки в России ………………………………………………..………..28
3.1.1 Затраты на фундаментальные исследования……………………………………..
3.2 Информационные ресурсы России………………………………………..………..32
3.2.1Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………….
3.3.Научные центры России…………………………………………………………….37
3.3.1 Инновационный центр «Сколково»…………………………………………………
3.3.2 Международное сотрудничество……………………………………………………
3.3.3 Российская академия наук (РАН)…………………………………………………
3.4.Квалифицированные кадры и ученые. ………………………………...…………..41
4. Утечка мозгов…………………………………………………….……………………43
4.1.Утечка мозгов в современной России……………………………………..……..49
Выводы……………………………………………………………………..…………….50
Список использованной литературы…………………………………..……………….51
Качество образования проявляется в его
востребованности и современности. Основным
параметром оценки качества становится
не столько объем усвоенных знаний (они
быстро стареют, кроме фундаментальных),
а умение учиться, навыки самостоятельного
поиска информации и самообучения.
В странах ОЭСР увеличился охват
населения высшим образованием (в 2002г
в среднем 23% населения в группе 25-64 лет
имело высшее образование, в США – 38%, Канаде
– 43%). Все больше молодых людей стремятся
получить высшее образование. В 2000г в высшей
школе училось в США – 38% молодежи (в группе
20-29 лет), ЕС – 26%, Финляндии – 44%, Швеции
- 32%. За последние 10 лет число учащихся
высших учебных заведений возросло на
50% в Исландии, Ю. Корее, Чехии, Венгрии
и Польше, на 20% - в Великобритании, Финляндии,
Ирландии, Австралии, Швеции, Испании,
Португалии, Мексике.
В последние десятилетия структуры
высшего образования в развитых странах
постепенно сближались, двигаясь к общей
глобальной модели – 2\3 студентов специализируются
в гуманитарных областях (гуманитарные
и социальные науки, право, педагогика,
искусство), а 1\3 изучает естественно-научные
и технические дисциплины (естественные
науки, техника, медицина, строительство,
сельское хозяйство). Доля выпускников
вузов в области научно-технических дисциплин
в 2001г в ЕС составила более 30%, в США - 17%,
Японии – 12%.
Наблюдается повышение расходов
на образование в целом (за 1995-2001г рост
в ОЭСР превысил 10% в постоянных ценах),
и на высшее профессиональное в частности.
В настоящее время в экономической науке
превалируют две концепции участия государства
в финансировании высшего образования:
неолиберальная концепция «дохода от
образования» (на первое место ставит
прямые и косвенные выгоды, получаемые
частным лицом), и концепция «социальной
пользы» (на первое место ставит косвенные
выгоды, полученные всем обществом от
образования). Основная доля финансирования
высшего образования в развитых странах
приходится на государственные средства
(78% в среднем по ОЭСР), однако растет доля
частного финансирования (средств компаний
и физических лиц). Роль частных источников
финансирования значительно колеблется
по странам – наименьшая в странах Северной
Европы (4% в Дании, Финляндии, Норвегии),
29% в Великобритании, 66% - в США, 84% - в Ю. Корее.
Вместе с тем, дефицит государственных
бюджетов, расширение системы высшего
образования и контингента учащихся вынуждает
правительства привлекать альтернативные
источники финансирования высшей школы
и переходить к платному образованию.
В США соотношение между затратами на
высшее образование семей и частных компаний
примерно равны, в Ю. Корее 2/3 приходится на средства
семей
2.2 Глобализация научно-технических связей
Глобализация -
процесс всемирной экономической, политической,
культурной и религиозной интеграции и
Глобализация
НИОКР проявляется в увеличении международного
сотрудничества ученых, в растущей доле
зарубежного финансирования НИОКР, создании
все большего числа зарубежных исследовательских
подразделений ТНК, организации научно-технических
альянсов, росте объемов торговли интеллектуальной
собственностью, международном аутсорсинге.
В среднем в странах ОЭСР доля зарубежного
финансирования НИОКР составляет 10%.
Произошло резкое увеличение
торговли интеллектуальной собственностью,
прежде всего за счет внутрифирменных
потоков и перекрестного лицензирования.
США имеет самое крупное сальдо лицензионной
торговли. Наиболее крупными покупателями
американской технологии являются Япония и Ю. Корея (44%
всех поступлений США в 2007г.). Американские
компании покупают основную часть лицензий
в Западной Европе (44% платежей США) и в
Японии (около 30% платежей).
Сравнительно новой формой международной
кооперации является научный аутсорсинг
– выполнение НИОКР по контрактам иностранными
фирмами и университетами. Наибольшее
распространение эта форма получила в
разработке программного обеспечения
(т. н. офшорное программирование) в таких
странах, как Ирландия и Индия, развивается
аутсорсинг в России и Украине.
Аутсо́рсинг (от англ. outsourc
Образовательный аутсорсинг – это инновационная технология привлечения внешних ресурсов для образования и образовательная технология, которая работает в новой финансово-экономической практико-ориентированной образовательной среде (ФЭПОС).
В последние годы в связи с поступательным развитием отечественной экономики в стране возросла необходимость в практико-ориентированных экономических знаниях населения, что находит свое отражение, в частности, в акцентировании внимания школьного экономического образования на его прикладных аспектах – на базовой финансовой грамотности, основах потребительских знаний и предпринимательской деятельности.
Неразвитость инфраструктурных и информационных посредников на рынке образовательных услуг делает чрезвычайно актуальным внедрение аутсорсинговой формы сотрудничества образовательного учреждения и других образовательных субъектов с различными экономическими и финансовыми структурами.
На данном этапе развития российского общего образования появилась необходимость формирования на региональном уровне новой образовательной модели, целью которой должна стать разработка и экспериментальная апробация модели образовательного аутсорсинга в сфере малого предпринимательства, финансовой грамотности и потребительских знаний.
Такой инновационной структурой может стать центр образовательного аутсорсинга (ЦОА) «Практическая экономика и предпринимательство».
Основная задача центра образовательного аутсорсинга – формирование финансово-экономической практико-ориентированной образовательной среды (ФЭПОС) в образовательных учреждениях региона.
Финансово-экономическая практико-ориентированная образовательная среда (ФЭПОС) – это новый подход к организации обучения экономике и основам предпринимательства в школе. Школа не может собственными ресурсами в полном объеме обеспечить практическую составляющую обучения. Оставаясь главным звеном в образовательном процессе, в условиях ФЭПОС школа перестает быть единственным ее участником. В образовательное пространство постепенно вовлекаются заинтересованные в этом процессе стороны: профессиональные некоммерческие и общественные организации, управленческие, государственные и бизнес-структуры, профессиональные участники финансового рынка, вузы и колледжи города. Каждая сторона вносит свой вклад в организацию практико-ориентированного обучения школьников основам экономики и предпринимательства.
Выгоды использования образовательного аутсорсинга для привлечения внешних ресурсов в образовательных системах, образовательных учреждениях, иных образовательных субъектах:
Результат использования образовательного аутсорсинга будет выражаться в преумножении интеллектуального капитала образовательной системы и повышении эффективности его дальнейшего использования.
Рис.2 Преимущества аутсоринга.
2.3 Важнейшие научно-технические центры мира
Научные ресурсы мировой экономики сосредоточены в небольшом числе стран. На долю США приходится около половины всех выделяемых на НИОКР финансовых ресурсов. Среди остальных центров следует отметить находящиеся в Западной Европе, Японии и России. Малые развитые страны (Швеция, Швейцария, Нидерланды и др.) входят в число лидеров лишь на отдельных, сравнительно узких направлениях научно-технического прогресса, при этом нередко в кооперации с фирмами других стран. Некоторые новые развитые страны (Южная Корея) и ключевые развивающиеся страны (Индия) прорываются на отдельных направлениях в число лидирующих.
2.3.1 Научно-технический потенциал США
Соединенные Штаты Америки обладают
крупнейшим в мире научно-техническим
потенциалом. Выделяемые в них ежегодно
ассигнования на НИОКР превышают аналогичные
расходы остальных ведущих в научно-техническом
отношении стран, вместе взятых. В начале
90-х гг. общая численность занятых в науке
и научном обслуживании в США приблизилась
к 7 млн. человек, в том числе научных работников
- к 1 млн. человек (в пересчете на полный
рабочий день).
Фундаментальные исследования как часть
НИОКР на 60% сосредоточены в высших учебных
заведениях, которых в общей сложности
насчитывается примерно 3 тыс. Особую роль
среди вузов США играют 156 университетов;
в большинстве своем они обладают современной
технической базой и высококвалифицированными
кадрами. В свою очередь, среди них выделяются
20 ведущих университетов с наибольшим
объемом научных исследований (Массачусетский
технологический институт, Стэндфордский,
Гарвардский, Принстонский университеты
и др.).
В отличие от фундаментальных прикладные
исследования (опытно-конструкторские
работы как часть НИОКР) осуществляются
в основном в промышленности. Опытно-конструкторские
работы выполняются преимущественно частными
фирмами в специальных исследовательских
институтах и лабораториях.
2.3.2 Научно-технический потенциал Западной Европы
Западная Европа -- один из главных в мире
центров науки. Общая численность научных
работников в ней превышает 700 тыс. человек,
к которым следует добавить исследователей
в странах Центральной и Восточной Европы
-- 300 тыс. человек. Ведущие страны региона
расходуют на научно-технические исследования
свыше 2% ВВП (кроме Италии). В начале века
в Германии насчитывалось 62 технополиса,
в Великобритании - 40, во Франции - 30.
Научно-технический потенциал стран Западной Европы в значительной степени ориентирован на фундаментальные исследования. Страны региона занимают передовые рубежи в строительстве АЭС, производстве фармацевтических препаратов, технике связи, ряде отраслей транспортного машиностроения. В то же время Западная Европа отстает в таких областях, как производство интегральных схем и полупроводников, изготовление микропроцессоров, биоматериалов.
2.3.3 Научно-технический потенциал Японии
Япония — один
из лидеров мировой научной мысли. Страна
имеет стабильно высокие позиции в самых
разнообразных областях, среди которых высокие технологии и автомобилестроени