Валютная политика и её формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы рассмотреть и проанализировать формы валютной политики, проанализировать валютные политики ведущих стран мира.
Задачи курсовой работы:
проанализировать значение валютной политики;
рассмотреть средства реализации валютной политики;
изучить формы валютной политики;
проанализировать государственное регулирование валютных курсов;
рассмотреть валютную политику страны в постсоветский период;
рассмотреть валютную систему Российской Федерации и задачи валютной политики современной России;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика валютной политики…………………………6
1.1 Понятие валютной политики…………………………………………6
1.2 Средства реализации валютной политики…………………………..9
1.3 Органы межгосударственного валютного регулирования………..10
Глава 2. Формы валютной политики.……..…………………………………....12
2.1 Стратегическая и текущая валютная политика………………......12
2.2 Основные формы валютной политики…………………………….13
2.3 Валютная интервенция, диверсификация валютных резервов
и валютные ограничения как разновидность девизной валютной политики…………………………………………………………….14
2.4Режим валютных паритетов, двойной валютный рынок. Девальвация и ревальвация …………………………….……..18
Глава 3. Валютная политика России……….…………………………………..26
3.1.Валютная система России в постсоветский период и финансовый кризис 1998 года……………………………………………………....26
3.2Валютная система современной России…...………………………29
3.3 Валютное регулирование и валютный контроль как
основа валютной политики…………………………………………30
3.4Валютный рынок России и инструменты валютного регулирования. Основные задачи валютной политики России на ближайшую перспективу …………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………… 40

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

          Общее руководство валютной политикой  осуществляет правительство  Российской Федерации,   которое  принимает законодательные акты в области валютной политики,  обеспечивает   их   соблюдение, распределяет полномочия и  функции  по  управлению  валютной  сферой  внутри  страны. 

       Конкретные направления  валютной политики определяет  Валютно-экономическая комиссия, которая  принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютными  операциями и управления валютными ресурсами.1

            Главным исполнительным органом  валютного регулирования является  Центральный банк России, а конкретными  исполнителями - уполномоченные коммерческие банки,  предприятия, организации и граждане.

__________________________________________________________________1.О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.10.2003 N173-ФЗ (с изменениями от 29.06.2004, 18.07.2005, 26.07.2006);

 

 

       Функции  Центрального банка России по  валютному регулированию состоят  в следующем:

  • вводит ограничения для  коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за  границы;
  • устанавливает им максимальные размеры валютного,  процентного и курсового рисков;
  • управляет валютными резервами,  находящимися на его балансе;
  • определяет сферу и порядок  обращения иностранной  валюты на территории страны;
  • проводит  все виды валютных операций;
  • регулирует валютный рынок; 
  • регулирует курс рубля к иностранным валютам;
  • осуществляет  контроль над деятельностью коммерческих банков, вводит единые  формы учета, отчетности, документации и статистики валютных  операций;
  • готовит и публикует статистику валютно-финансовых  операций Российской  Федерации по принятым международным  стандартам. 

 

 

           Регулирование валютных  отношений включает несколько уровней. В качестве таковых можно выделить:

  • частные предприятия, в первую очередь национальные и международные  банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и  активно участвуют в валютных операциях;
  • органы государственной власти субъектов Федерации;
  • федеральные органы государственной власти (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);
  • межгосударственные финансовые организации.

 

    1. Средства реализации валютной политики

 

           Одним из средств реализации  валютной политики является валютное  регулирование — регламентация  государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное — с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка1. Глобализация хозяйственных связей способствовала развитию межгосударственного валютного регулирования. Оно преследует следующие цели: регламентацию структурных принципов мировой валютной системы, координацию валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.

         Валютная  политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:

  • частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
  • национальное государство (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);
  • на межгосударственном уровне.

         Межгосударственное регулирование в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами:

  • Усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные, финансовые отношения.

__________________________________________________________________1 Платонова И.Н. Валютное регулирование в современной мировой экономике. - М.: ФА, 2004;

 

 

  • Изменение соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений.
  • Изменение расстановки сил на мировой арене; безраздельное лидерство США сменилось господством трех центров партнерства и соперничества — США, Западной Европы, Японии. К тому же появились молодые конкуренты — новые индустриальные государства.
  • Огромные масштабы мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с колебаниями валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми, валютными, банковскими кризисами и т.д.

         Абсолютно автономная национальная экономическая политика, в том числе валютная, кредитная, финансовая, несовместима с развитием взаимозависимости стран и их интеграцией в мировое хозяйство.

    1. Органы межгосударственного валютного регулирования

       Необходимость  межгосударственного регулирования валютных отношений в форме координации валютной,  кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами:

  • усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные, финансовые отношения;
  • изменениями соотношений между рыночным и государственным  регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных  отношений;
  • изменением сложившейся в послевоенные годы расстановки сил  на мировой арене, появлением новых конкурентов - молодых индустриальных  государств.
  • громадным ростом масштабов мировых валютных, кредитных, финансовых рынков,  которые к тому же отличаются нестабильностью в связи с резкими колебаниями плавающих  валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками,  биржевыми кризисами и т.д.

       Органом  межгосударственного валютного  регулирования являются МВФ, а с середины 70-х годов также регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. Одним из побудительных мотивов их проведения в свое время послужил мировой энергетический кризис; необходимо было принять согласованные меры по ограничению отрицательных последствий повышения цен на нефть для наиболее развитых стран. С тех пор на совещаниях в верхах обсуждаются актуальные мировые экономические и политические проблемы. Подобная встреча «в верхах» впервые была проведена в ноябре 1975 г. в Рамбуйе (Франция) с участием шести ведущих государств; с 1976 г. практикуются ежегодные совещания «семерки» (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады). Одной из обсуждаемых проблем стало оказание помощи начавшимся в России с 1991 г. реформам по переходу к рыночной экономике. Но в 1992 — 1996 гг. участие России в заседаниях «семерки» было ограничено. В Денвере (1997 г.) впервые была повестка дня для «восьми», хотя вопросы макроэкономики и мировых финансов обсуждались без России. На совещании в Бирмингеме (май 1998 г.), где принято решение об оказании срочной финансовой помощи странам Юго-Восточной Азии в связи с глубоким финансовым и валютным кризисом в этом регионе, «семерка» («G-7») была официально провозглашена как «восьмерка» («G-8»), однако Россия остается нетипичным участником этого «закрытого клуба», у которого нет ни устава, ни штаб-квартиры. Ключевые мировые проблемы обсуждаются без российского участия, пока Россия не стала экономически развитой страной и не может оказать позитивное воздействие на финансово-экономическую ситуацию в мире.1

         Основные  причины регулярных встреч на  высшем уровне коренятся в глобализации хозяйственных связей, нестабильности экономического и политического развития стран, партнерстве, противоречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую стратегию. Встречам в верхах обычно предшествует подготовительная работа на национальном уровне (консультации представителей государства и предприятий по вопросам, обсуждаемым на экономическом совещании) и на международных встречах (координационные совещания представителей правительств, проводимые три-четыре раза в год с целью выработки предварительного решения путем устранения противоречий и достижения компромиссов)2.

        Международные  совещания «в верхах» — составной  элемент сложившейся системы  взаимодействия развитых стран  во всех сферах экономики и  политики. На этих совещаниях традиционно проявляются две тенденции — партнерство и разногласия.

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________1 Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник / Под общ. ред. В.М. Крашенинникова - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003;

2.Красавина Л.Н. Международные  валютно-кредитные и финансовые  отношения. - М.: Финансы и статистика, 2003;

ГЛАВА 2. ФОРМЫ  ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 Структурная   и текущая валютная  политика.

        Валютная политика представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития. Она может быть представлена в двух видах в зависимости от текущих либо долгосрочных целей, т.е. структурной и текущей.

          Структурная валютная политика проводится в форме валютных реформ, направленных на совершенствование принципов взаимодействия всех стран, и, как правило, сопровождается борьбой за упрочение положения отдельных валют и достижение привилегии.

        При этом структурная валютная  политика обусловливает формирование  тенденции текущей, включающей в себя комплекс краткосрочных мер, регулирующих валютные курсы, валютные ситуации и функционирование рынков драгоценных металлов.

       Проводимая той или иной страной  валютная политика оказывает  воздействие на соотношение цен  в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних  рынках страны. В свою очередь,  элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как: эволюция мирового хозяйства, экономическое положение страны и расстановка сил на мировой арене. Экономическая природа валютной политики страны понимается в историческом аспекте, поскольку приоритетными становятся те или иные конкурентные задачи, как то: валютные ограничения, либерализация валютных операций, предотвращение валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации1.

        Текущая валютная политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

 

2.2 Основные  формы валютной политики

 

        Арсенал используемых элементов  политики может при этом приобретать  дисконтную или девизную формы.

        Как правило, в целях регулирования  валютного курса и платежного  баланса, в целях воздействия  на перемещение международного  капитала, денежную массу, цену, а  также внутреннюю динамику кредитов  центральный банк страны может  осуществлять дисконтную политику.

         Дисконтная валютная политика (учетная) — изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса

__________________________________________________________________1 Симионов Ю.Ф., Носко Б.П. Валютные отношения. Учебное пособие для вузов. - Ростов на Дону : Феникс, 2001;

и платежного баланса  путем воздействия на международное  движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса —  с другой.

         Так, при пассивном платежном  балансе повышение учетной ставки  банка способствует усилению  притока капитала из стран,  где значительно ниже процентная  ставка. Тем самым дисконтная  политика предотвращает бегство  капиталов из страны, стабилизирует  платежный баланс и повышает платежный курс. Понижая официальную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.

           В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется, прежде всего, противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низкая эффективность дисконтной политики. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать процентные ставки вопреки национальным интересам. В итоге периодически разгорается война процентных ставок.

Информация о работе Валютная политика и её формы