Валютная политика и её формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы рассмотреть и проанализировать формы валютной политики, проанализировать валютные политики ведущих стран мира.
Задачи курсовой работы:
проанализировать значение валютной политики;
рассмотреть средства реализации валютной политики;
изучить формы валютной политики;
проанализировать государственное регулирование валютных курсов;
рассмотреть валютную политику страны в постсоветский период;
рассмотреть валютную систему Российской Федерации и задачи валютной политики современной России;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика валютной политики…………………………6
1.1 Понятие валютной политики…………………………………………6
1.2 Средства реализации валютной политики…………………………..9
1.3 Органы межгосударственного валютного регулирования………..10
Глава 2. Формы валютной политики.……..…………………………………....12
2.1 Стратегическая и текущая валютная политика………………......12
2.2 Основные формы валютной политики…………………………….13
2.3 Валютная интервенция, диверсификация валютных резервов
и валютные ограничения как разновидность девизной валютной политики…………………………………………………………….14
2.4Режим валютных паритетов, двойной валютный рынок. Девальвация и ревальвация …………………………….……..18
Глава 3. Валютная политика России……….…………………………………..26
3.1.Валютная система России в постсоветский период и финансовый кризис 1998 года……………………………………………………....26
3.2Валютная система современной России…...………………………29
3.3 Валютное регулирование и валютный контроль как
основа валютной политики…………………………………………30
3.4Валютный рынок России и инструменты валютного регулирования. Основные задачи валютной политики России на ближайшую перспективу …………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………… 40

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

      Выравнивание  валютного курса, приведение его  в соответствие с паритетом  покупательной способности происходит  не сразу, а в течение ряда  лет. При этом следует заметить, что зависимость валютного курса от темпов инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталом.

______________________________________________________________

1 Симионов Ю.Ф., Носко Б.П. Валютные отношения. Учебное пособие для вузов. - Ростов на Дону : Феникс, 2001;

     Состояние платежного баланса.

Активный платежный  баланс, как правило, способствует повышению  курса национальной валюты, поскольку  увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников.

       Уровень и разница процентных ставок в разных странах.

Влияние процентных ставок на валютный курс объясняется двумя  обстоятельствами. С одной стороны  изменение процентных ставок в стране воздействует на движение капиталов, прежде всего краткосрочных. А именно повышение процентных ставок стимулирует приток иностранных капиталов и наоборот. С другой стороны процентные ставки влияют на операции  с валютой и на рынок ссудного капитала. При проведении операций банки принимают во внимание  разницу процентных ставок на национальном и мировом рынках капитала. Они предпочитают получать более дешевые кредиты на иностранном рынке ссудного капитала, где ставки ниже и размещать валюту на национальном кредитном рынке, где ставки, как правило, выше.

      Формы прямого регулирования валютных операций.

В целях повышения  курса национальной валюты применяются  следующие меры административного воздействия:

  • депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков;
  • запрет на инвестиции нерезидентов и продажи национальных ценных бумаг иностранцам;
  • обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке (практиковалась в Швейцарии);
  • введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте;
  • ограничение ввоза валюты в страну;
  • ограничения   на   форвардные   продажи   национальной   валюты иностранцам;
  • применение  схемы принудительных депозитов.

     Таким образом,  валютные ограничения в ряде  случаев переплетаются с  кредитным и торговым регулированием.

        Режим валютных паритетов и валютных курсов является объектом национального и межгосударственного регулирования.

Выбор вариантов  режима обменных курсов зависит от двух факторов:

  1. экономического потенциала страны, положения ее на мировой арене и причастности к категории развитости;
  2. временного промежутка в рамках данной страны.

Варианты режимов  обменных курсов ранжируются в зависимости  от степени участия правительства  данной страны:

  1. курс определяется правительством страны;
  2. имеет место вмешательство правительства в установление режима;
  3. обусловливается полным отсутствием вмешательства правительства, а режим курса определяется рынком.

     Первый  вариант предусматривает меры  в отношении одной иностранной  валюты или одновременно нескольких валют. Вмешательство правительства обусловливает так называемую «ползающую зацепку» курса, когда правительство проводит меры по девальвации, сравнивая разницу в темпах инфляции с приоритетными торговыми партнерами страны.

        Может получить реализацию и «грязное плавание» курса, когда правительство с учетом приоритетов страны произвольно манипулирует плавающим курсом.

            Третий вариант отражает ситуацию, когда валюта страны свободно  определяется рынком с учетом  спроса и предложения валют.

Каждый из названных  режимов обменного курса имеет  определенные имущества и недостатки.

 

Режим фиксированного курса

 

        В соответствии с Бреттонвудским  соглашением страны фиксировали в МВФ курсы национальных валют на основе рыночного курса по отношению к доллару и в соответствии с официальной ценой золота (35 долл. за тройскую унцию) установили золотое содержание валют. Государства — члены Фонда обязались не допускать отклонений курса своих валют на рынке свыше ± 1 % от паритета (по Европейскому валютному соглашению ±0,75% для стран Западной Европы). При режиме фиксированных валютных курсов периодически возникали «курсовые перекосы» — расхождение официального и рыночного курсов валют, что обостряло валютные противоречия1.

        Режим фиксированного курса имеет следующие преимущества:

  • количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);
  • усиливает повышенное доверие к валютной финансовой политике, вызванное необходимостью приближения процентных ставок к ставкам экономики валюты зацепления, а также необходимостью контроля за ростом кредитования и правительственных расходов для предотвращения подрыва обменного курса инфляцией.

Наряду с  этим преимущество фиксируемого курса  проявляется в сдерживании инфляции. Высокое доверие к валютно-финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках.

Однако данный режим не лишен и недостатков: страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Как правило, эти явления сопровождаются резким

__________________________________________________________________1 Марейчев С.Е. Современный валютный рынок и валютное регулирование в России. Метод. указания. - М.: МИЭТ, 2006;

снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных. При  установлении режима фиксированного курса  возникает проблема в отношении  уточнения количества валют, но в  случае «зацепления за одну валюту» данная страна характеризуется следующим: эта политика удобна для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны;

 значительно  сокращается возможность правительственного  манипулирования курсами; 

уменьшается риск обменного курса в торговле, поскольку операции, проведенные в одной валюте, благоприятны для крупного торгового партнера;

колебание курса одной  валюты предопределяет колебание курса  внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим.

В отличие от этого политика фиксируемого курса с «зацеплением за корзину валют» характеризуется следующими параметрами:

иностранные инвесторы тяжелее  воспринимают данную политику, предполагая, что власти манипулируют валютами, так как состав корзины валют  широко не известен.

Как правило, в таких случаях  иностранные партнеры предполагают возможность девальвации; данная политика устраняет риск повышения стоимости  единственной валюты, что наиболее благоприятно в отношении регулирования  сделок со всеми торговыми партнерами страны. Однако повышение стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем самым ухудшает платежный баланс страны.

К другим преимуществам  данного режима можно отнести  то, что колебание курса валют  значительно меньше, если все валюты корзины взвешены одинаково относительно своих зацепляемых обменных курсов.

 

Режим плавающих  курсов

 

        После девальвации доллара США  в декабре 1971 г. были расширены  пределы колебаний валютных курсов  до 4:2,25% (Смитсоновское соглашение). Одновременно был введен центральный курс — условный расчетный курс. С прекращением размена доллара на золото для иностранных центральных банков в августе 1971 г. большинство стран перешли к плавающим валютным курсам, что было закреплено Парижским совещанием «группы десяти» 16 марта 1973 г.

      Страны ЕС ввели  режим «европейской валютной  змеи» — режим совместно колеблющихся валютных курсов при узких пределах их взаимных колебаний. Вначале (апрель 1972 г. — март 1973 г.) применялся режим «змеи в туннеле». В графическом изображении «змея» обозначала узкие пределы колебаний курсов валют шести стран ЕС (ФРГ, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга) между собой (± 1,125%), а «туннель» — внешние пределы их совместного плавания к доллару и другим валютам (±2,25%). «Европейская валютная змея» как бы символизировала солидарность коллективно плавающих европейских валют. С отменой «туннеля» с 19 марта 1973 г. были сохранены пределы колебаний курсов ряда валют между собой (±1,25%, а с января 1976 г. ±4,5%, с 1993 г. ±15%). Если курс валюты страны опускался ниже этого предела, центральный банк был обязан осуществлять валютную интервенцию — скупать национальную валюту на иностранную. Колебания определялись через кросс-курс с участием доллара в качестве промежуточного соизмерителя курсов. Для координации валютной интервенции, регулирования: расчетов и взаимной кредитной поддержки был создан ЕФВС (1973—1995 гг.), а затем Европейский валютный институт (1994 г.), с июля 1998 г. — Европейский центральный банк1.

        Состав участников «европейской валютной змеи» расширялся: в мае 1972 г. к ней присоединились Великобритания, Ирландия, Дания, а с марта 1973 г. — Норвегия, Швеция. Однако этот состав оказался нестабильным: постепенно из него вышли все перечисленные страны, кроме Дании. Франция дважды покидала «змею» (19 января 1974 г. и 16 марта 1976 г.) и один раз возвращалась (9 июля 1975 г.). Причиной частых выходов стран из системы являлось их нежелание тратить золотовалютные резервы для поддержания узких пределов колебаний курса своих валют. После утверждения в мае 1998 г. состава зоны евро (11 из 15 стран ЕС) введена жесткая взаимная связанность курсов их валют до января 1999 г. во избежание осложнений перехода к единой валюте — евро. Одновременно сближены процентные ставки. Европейский центральный банк устанавливает единые валютные курсы и процентные ставки, отдавая приоритет общим целям ЕС по сравнению с национальными интересами.

В мире существует около  десятка режимов валютного курса, поскольку измененный Устав МВФ (1978 г.) предоставил странам-членам свободу  их выбора.

       В  конце 90-х годов 51 валюта плавала  самостоятельно (США, Великобритания, Швейцария, Япония, Канада и др.,) в 49 странах практиковалось регулируемое плавание курса (Бразилия, Венгрия, Китай, Россия и ряд стран СНГ), 20 валют привязаны к доллару США, 14 — к французскому франку, 4 — к СДР, 12 валют — к ЭКЮ (до перехода к евро), 18 — к различным валютным корзинам.

            При режиме плавающего курса валютная финансовая политика страны формируется в определенной степени самостоятельно. Данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность и быстро адаптируется к внешним импульсам и шокам, а самое главное - правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса.

         Несмотря на эти преимущества, режим свободно плавающего обменного  курса не лишен недостатков:  если валютный рынок характеризуется  незначительной емкостью, то при  данном режиме несколько

__________________________________________________________________

1 Марейчев С.Е. Современный валютный рынок и валютное регулирование в России. Метод. указания. - М.: МИЭТ, 2006;

 

крупных сделок могут подорвать существующее состояние; данный режим может обеспечить эффективность валютной политики при регулировании со стороны государства, а также принятии валютно-финансовых фискальных мер; следует признать непривлекательность для иностранных инвесторов и торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме; существует угроза правительственного манипулирования («грязное плавание»), что подрывает доверие субъектов рынка; если страна имеет наличие крупных спекулятивных потоков капитала, то определение обменных курсов в значительной степени ограничивает валютно-финансовую независимость.

       Использование данного режима  наиболее эффективно в условиях  слабой развитости международных  коммерческих связей, т.е., когда  состояние производства не находится  в большой зависимости от внешней торговли.

         Для введения плавающих валютных  курсов главенствующими условиями  являются наличие развитого финансового  рынка, степень интегрированности в мировую систему, взаимозаменяемость национальных и иностранных денежных активов, а также степень развитости финансового посредничества. Тем не менее, несмотря на отсутствие данных факторов, многие государства перешли на режим плавающих курсов. Причинами этого являются неуравновешенность платежных балансов, незначительность объемов официальных валютных резервов для поддержки фиксируемых курсов, желание блокировать «черные» валютные рынки. Первыми на данный режим преимущественно перешли промышленно развитые государства, а затем и развивающиеся.

        Однако ввод плавающих курсов  национальных валют происходил в рамках стабилизационных программ МВФ и при наличии технической помощи. Это вызывало необходимость проведения комплекса экономических мер, таких, как структурная перестройка экономики, либерализация валютных и таможенных режимов, ограничения спроса и т.д. В условиях же отсутствия этих предпосылок многие государства используют режим сочетания фиксируемых и плавающих курсов. Модифицированной его формой является «ползучий» валютный курс, сущность которого состоит в проведении мелких и частных корректировок обменной стоимости валюты, которые повторяются 1 -2 раза в месяц.

Информация о работе Валютная политика и её формы