Валютное регулирование в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 16:24, дипломная работа

Описание работы

Цель данной выпускной квалификационной работы – исследование понятия, теоретических особенностей, механизма реализации и проблем валютного регулирования в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теорию валютного регулирования;
- охарактеризовать систему валютного регулирования в России;
- определить тенденции валютного регулирования.

Файлы: 1 файл

диплом в 2003.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Для национальной экономики России, интегрирующейся  в мировую, более полное воплощение либеральной идеи в валютном регулировании имеет важное практическое значение. Международный опыт показывает, что нельзя пренебрегать необходимостью этапного перехода от одного менее либерального валютного режима, к другому более либеральному, чтобы не понести существенных потерь. Как поспешная либерализация валютного законодательства, так и неоправданно жесткие административные меры в этой сфере приводят к негативным последствиям, в том числе и в сфере экономики. В процессе формирования новой системы валютного регулирования и валютного контроля в ее систему целесообразно положить принципы и нормы, используемые в международных торгово-экономических отношениях. С отменой административных ограничений экспортно-импортных валютных операций центр тяжести их регулирования должен быть постепенно перенесен на экономические инструменты: таможенные тарифы, налоги, валютный курс.

Либерализация валютного законодательства, направленная на дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности, не приведет к упразднению валютного контроля, осуществляемого уполномоченными банками, а прогнозируемое вследствие этого увеличение отдельных видов валютных операций автоматически увеличит объем контролируемых (учитываемых) валютными контролерами банков операций.

Либерализацию российского валютного рынка  можно рассматривать с точки  зрения устранения или смягчения  валютных ограничений, допуская при  этом возможность ужесточения контроля финансовых потоков вообще, и валютного контроля операций в частности (если под валютным контролем понимать мониторинг валютных операций, выявление операций с признаками нарушений валютного законодательства и проведение расследований по фактам таких нарушений)./19/

Устранение любых валютных ограничений на проведение операций, связанных с движением капитала, естественным образом приводит к увеличению объемов капитала, размещаемого вне территории Российской Федерации. Другой вопрос: будет ли это увеличение компенсировано увеличением финансовых потоков в Российскую Федерацию? В долгосрочной перспективе ответ на этот вопрос, скорее всего, будет положительным, однако временные интервалы могут быть весьма значительными (при этом не имеются в виду откровенно криминальные операции с целью спрятать незаконно полученные суммы или укрыть от налогообложения доходы). В связи с этим при проведении валютной либерализации следует ожидать существенного увеличения оттока капиталов в ближайшие 2-3 года в обмен на ускоренные темпы роста объемов внешней торговли и доходов от участия в международном разделении труда в последующие периоды. В то же время поэтапная и постепенная либерализация сгладит негативное краткосрочное влияние оттока капитала, хотя за это и придется заплатить более низкими темпами интеграции в международную экономику.

В современной  России, когда продолжается массированный  отток капитала за рубеж, а российский финансовый рынок нуждается в  защите, отмена валютных ограничений  чревата пагубными последствиями. Чрезмерная валютная зависимость России может привести к утрате экономической, инвестиционной, технологической, а в конечном итоге и национальной независимости. Страны Западной Европы, а затем Центральной и Восточной Европы не спешили отменять валютные ограничения, в частности обязательную продажу выручки от экспорта. Такие решения, как правило, принимаются при макроэкономической стабилизации страны. Отмене обязательной продажи части валютной выручки экспортеров приведет к сокращению предложения валюты на внутреннем валютном рынке и снижению курса рубля. Кроме того, валютная выручка, продаваемая в обязательном порядке, является основным источником формирования государственных золотовалютных резервов, необходимых, прежде всего для погашения государственного внешнего долга./15/

Осуществление расчетов между российскими участниками за пределами России потенциально чревато выведением все большей части финансовых потоков за пределы российской налоговой системы. Речь, по сути, может идти об использовании принципов «оффшоров», когда на российской территории будет осуществляться само производство, а финансовые ресурсы будут официально размещаться во внешней сфере.

К такого же рода последствиям может привести и открытие крупными компаниями счетов за рубежом. Если такая возможность будет активно использоваться, то экономика России может столкнуться с масштабным оттоком ресурсов, что серьезно осложнит возможности для экономического роста./19/

Защищенность  российских кредиторов, и без того слабая, может при свободном открытии счетов за границей российскими предприятиями понизиться до критической точки, когда банки предпочтут кредитовать только связанных заемщиков, меры воздействия на которых лежат за пределами правового поля.

Регулирование доступа иностранных банков на российский рынок банковских услуг необходимо для обеспечения независимости национальной банковской системы.

При этом в целях  повышения эффективности механизма  обязательной продажи валюты, возможно, устанавливать ее объемы и сроки  путем издания указов Президента по согласованию с Правительством и Банком России, либо другим способом, для оперативного управления данными нормативами в зависимости от экономической ситуации./30/

На данном этапе  необходима не отмена валютных ограничений  и валютного контроля, а оздоровление инвестиционного климата, замена портфельных инвестиций спекулятивного характера прямыми. Существующий порядок рубленых инвестиций нерезидентов в уставный капитал российских предприятий не требует получения лицензий и, по существу, направлен на вытеснение иностранной валюты из инвестиционной сферы. Однако он может быть использован для вывоза капитала, учитывая, что многие нерезиденты-инвесторы представляют собой оффшорные компании, созданные российскими предпринимателями, которые, продав акции, обменивают рубли на свободно конвертируемую валюту и переводят ее за рубеж без ограничений. В этой области должен действовать строгий валютный контроль, опирающийся на правовые нормы./8/

Либерализация внешнеэкономических и валютных операций, без сомнения, нужна. И  чтобы быть действенной, она должна проводиться поэтапно и опираться на меры по укреплению внутренней экономики и, кроме того, должна быть тщательно подготовлена.

Необходимо  отметить, что, с точки зрения коммерческой деятельности, целесообразность контроля валютных операций клиентов весьма условна. Тот небольшой комиссионный доход, который уполномоченные банки взимают с клиентов за осуществление операций валютного контроля, не покрывает значительные накладные расходы банков, связанные с исполнением ими функций агентов валютного контроля./10/

О целесообразности речь может идти только с точки  зрения государственных интересов. При этом необходимо различать валютный контроль с целью сбора статистических данных для более точного валютного  регулирования и валютный контроль с целью предотвратить осуществление клиентами уполномоченных банков действий, идущих вразрез с требованиями валютного законодательства.

Если же речь идет об оценке эффективности «запретительного»  валютного контроля тех или иных операций со стороны уполномоченного  банка, то эффективным является только контроль над списанием денежных средств и других валютных ценностей со счетов клиентов, так как в данном случае уполномоченный банк может реально влиять на осуществление указанных операций. При зачислении денежных средств и других валютных ценностей на счета клиентов уполномоченный банк может только фиксировать операции с признаками нарушений валютного законодательства и сообщать о них органам валютного контроля.

Для обеспечения  перехода от формальной к свободной  конвертируемости рубля необходимо решить следующие проблемы:

  1. Осуществить переход к инновационной модели развития экономики;
  2. Решить вопрос диверсификации экономики, главным препятствием для подъема которой является недостаточность инвестиций в основной капитал перерабатывающих отраслей;
  3. Устранить зависимость валютно-финансового положения страны от колебания конъюнктуры мировых сырьевых рынков;
  4. Снизить высокие внутристрановые риски;
  5. Провести комплекс антиинфляционных мер, направленных на снижение темпа инфляции;
  6. Принять меры для дальнейшего улучшения инвестиционного климата./15/

С другой стороны  в результате «зеленого светофора» со стороны законодательных властей  РФ утечка капитала из России не только не приостановится, а примет еще  большие размеры, сопоставимые с  несколькими годовыми бюджетами страны.

Следовательно, в глобально-структурном плане  ориентация реформаторов на СКВ по форме и по существу исчерпала  свои экстенсивные факторы внешнеэкономического развития страны, когда сырьевая направленность ее экспорта позволяла Российской Федерации держаться довольно значительное время «на плаву».

Поэтому следует  использовать плавающий валютный курс на развитие в первую очередь реального  сектора экономики с целью  повышения технологического профиля  внешней торговли и получения  СКВ, т.е. обрабатывающих отраслей промышленности.

В среднесрочной  перспективе борьба с «долларизацией»  и «евороизацией» всей страны должна стать приоритетной в области  политики импортозамещения, поскольку, как показали более 15 лет проведения реформ, сначала «долларизация», а затем и «евроизация» увеличивают не поддающийся государственному контролю элемент денежной массы, что является одной из главных причин масштабного вывоза капитала за границу, одновременно подавляя внутренний спрос и препятствуя тем самым повышению инвестиционной активности отечественного капитала. Все это в совокупности сдерживает инновационную модель роста экономики России./30/

С целью вовлечения накопленных валютных средств в  реальный сегмент экономики следует  создавать условия, в том числе на законодательном уровне, чтобы изменения курса рубля увеличивали бы не только доходы экспортеров./28/

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что для  национальной экономики России, интегрирующейся  в мировую, более полное воплощение либеральной идей в валютном регулировании имеет важное практическое значение. Международный опыт показывает, что нельзя пренебрегать необходимостью этапного перехода от одного менее либерального валютного режима, к другому более либеральному, чтобы не понести существенных потерь. Как поспешная либерализация валютного законодательства, так и неоправданно жесткие административные меры в этой сфере приводят к негативным последствиям, в том числе и в сфере экономики. В процессе формирования новой системы валютного регулирования и валютного контроля в ее систему целесообразно положить принципы и нормы, используемые в международных торгово-экономических отношениях. С отменой административных ограничений экспортно-импортных валютных операций центр тяжести их регулирования должен быть постепенно перенесен на экономические инструменты: таможенные тарифы, налоги, валютный курс./36/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Уникальное  геополитическое положение России с древних времен обусловливает  ей центральное место в международной  торговле товарами и услугами, формирует приоритеты внешнеэкономической политики и сотрудничества, которые неизменно являются отправной точкой в развитии системы валютного регулирования и валютного контроля в самые различные периоды его эволюции.

В данной выпускной  квалификационной работе теоретические основы валютного регулирования, а именно: понятие, цели и задачи регулирования валютного курса и инструменты регулирования. Рассмотрена система валютного регулирования в России, субъекты и объекты регулирования, описаны изменения в валютном законодательстве РФ.

Под валютным регулированием следует понимать степень вмешательства органов государственной власти в процессы функционирования валютного и финансового рынков. Валютное регулирование подчинено следующим основным целям:

- обеспечение баланса спроса и предложения на внутреннем валютном рынке;

- недопущение  нежелательной динамики и резких  колебаний валютного курса.

в РФ являются Центральный  Банк РФ, а так же Правительство  РФ в соответствии с российским законодательством.

В современной  России валютное регулирование выводится на качественно новый уровень, где экономические меры воздействия на участников валютных правоотношений разумно сочетаются с административными правовыми средствами. Так, благодаря изменениям в валютном законодательстве с 2011г. усовершенствованы нормы в области валютного контроля, а также появилась возможность осуществлять электронный документооборот между органами и агентами валютного контроля.

В данной работе проведен анализ валютного рынка  РФ. Ситуация на внутреннем валютном рынке остается относительно спокойной. Курс рубля к основным мировым валютам колебался преимущественно под воздействием фундаментальных экономических факторов. Последовательное изменение параметров механизма реализации курсовой политики Банком России направлено на увеличение гибкости курсообразования, сокращение масштабов собственного присутствия на внутреннем валютном рынке и создание условий для постепенного перехода к режиму плавающего валютного курса.

Так же в работе выделены тенденции развития валютного регулирования. Основной тенденцией является либерализация внешнеэкономических и валютных операций. Чтобы она была действенной, эта либерализация должна проводиться поэтапно и опираться на меры по укреплению внутренней экономики и, кроме того, должна быть тщательно подготовлена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Административно - управленческий портал // URL: http://www.aup.ru (04.09.2012).

2. Алехин, Э.В. Государственные и муниципальные  финансы/ Э.В. Алехин: Учебник. - Пенза: Комфорт - Медиа, 2010. - 368 с.

3. Балабанов, И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России: учеб. пособие / под ред. И.Т. Балабанова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С. 240.

Информация о работе Валютное регулирование в Российской Федерации