Содержание
Введение
1 Место финансового контроля
в системе финансовых отношений
1.1 История развития финансового
контроля в РФ
1.2 Функции и виды финансового
контроля
1.3 Зарубежный опыт осуществления
финансового контроля
2 Оценка деятельности органов,
осуществляющих финансовый контроль
2.1 Характеристика органов осуществляющих
финансовый контроль
2.2 Оценка эффективности финансового
контроля в РФ
3 Повышение эффективности деятельности
органов осуществляющих финансовый
контроль
3.1 Совершенствование организационных
основ деятельности органов осуществляющих
финансовый контроль
3.2 Совершенствование законодательных
основ деятельности органов осуществляющих
финансовый контроль
Заключение
Библиографический список
Приложения А
Приложения
Б
Приложения
В
Приложения
Г
Введение
В любом
обществе, где существуют товарно-денежные
отношения, объективно необходимым
выступает финансовый контроль.
Обязательным условием эффективного
функционирования характерной для
рыночной экономики системы свободного
хозяйствования является соблюдение прав,
обязательств и ответственности всех
участников хозяйственной деятельности.
Достижение этого возможно только на принципах
верховенства закона. Поэтому в рыночных
условиях финансовая система государства
приводится в действие и управляется преимущественно
посредством норм финансового права. Законность
и стабильность особенно важны в таких
областях, как установление налогов и
иных платежей в бюджет, регулирование
другой бюджетной деятельности государства.
Основным содержанием финансового контроля
в условиях рынка являются обеспечение
качества и эффективности финансово-хозяйственного
управления, защита финансовых интересов
государства и его граждан, всех субъектов
хозяйствования и управления; содействие
проводимой государством единой финансовой,
кредитной и денежной политике.
С другой
стороны, важнейшим условием стабилизации
финансовой системы государства
является обеспечение устойчивого
сбора налогов и других обязательных
платежей.
Финансовый
контроль охватывает своим воздействием
общественные отношения, возникающие
в сфере бюджетной деятельности государства,
т.е. в процессе образования, распределения
и использования определенных фондов
денежных средств.
Механизм управления государством
посредством централизованной
аккумуляции финансовых ресурсов и организации
процесса их перераспределения требует
создания четкой системы финансового
контроля, способной обеспечить законность
финансовой деятельности государства
и оценить ее эффективность и целесообразность.
В юридической и экономической
науке под финансовым контролем
понимают осуществляемую с использованием
специфических организационных
форм и методов деятельность
государственных и муниципальных
органов, наделенных законом соответствующими
полномочиями в целях установления
законности и достоверности финансовых
операций, объективной оценки экономической
эффективности финансово-хозяйственной
деятельности, увеличения доходных поступлений
в бюджет и сохранности государственной
и муниципальной собственности.
Актуальность выбранной темы
работы обусловлена тем, что действенная
система финансового контроля в условиях
перехода к рыночной экономике выступает
основной предпосылкой качественного
преобразования процесса экономики в
целом. Его функциональное назначение
заключается в успешной реализации финансовой
политики государства, обеспечении эффективного
использования ресурсов во всех сферах
экономики.
Целью работы является анализ
развития финансового контроля
в РФ, а так же разработка
мер по его совершенствованию.
Цель работы определяет задачи работы:
– Изучение понятия и сущности
финансового контроля;
– Изучение развития финансового
контроля;
– Определение роли финансового
контроля в деятельности государства
на современном этапе;
– Изучение развития нормативно
– правовой базы обеспечения финансового
контроля;
– Оценка направлений совершенствования
нормативной базы осуществления
финансового контроля;
– Изучение возможности применения
зарубежного опыта организации
финансового контроля;
– Оценка направлений совершенствования
финансового контроля в соответствии
с задачами бюджетной реформы.
Объектом исследования являются
финансовые отношения. Предметом
исследования выступает система
финансового контроля, возникающая
в процессе реализации финансовых
отношений.
Теоретической и методологической
основой исследования послужили
труды ведущих ученых экономистов
по изучаемой проблеме, законодательные
и нормативные акты РФ, нормативно-справочные
материалы, рекомендации научно-исследовательских
учреждений.
Структурно работа состоит из
введения, трех глав с подглавами, заключения,
библиографического списка и приложений.
1. Место финансового контроля
в системе финансовых отношений
1.1 История развития финансового
контроля в РФ
Мировой опыт государственного
строительства свидетельствует, что,
пока существует государственное управление,
будет существовать и государственный
контроль как его неотъемлемая функция.
Одним из важнейших звеньев систем государственного
контроля, безусловно, является государственный
финансовый контроль за правильным использованием
государственных средств как денежных,
так и материальных, а также государственной
собственности.
Первые исторические сведения
о таком контроле относятся
ко второй половине ХVII века, когда
учреждается Счётный приказ
(1654 г.) для проверки раздачи полкового
жалования во время войны, и для этой цели
ему доставляются приходно-расходные
книги за 1653-1663 годы [13, стр. 19].
В 1718 году для проверки
всех государственных доходов
и расходов была учреждена
Ревизион-коллегия, которая указом
от 12 января 1722 года подчинена Сенату.
В последствие она была переименована
в Ревизион-контору Сената и в этом виде
получила инструкцию для своих действий,
представлявшую первый опыт сколько-нибудь
систематического изложения обязанностей
государственного контроля.
В 1775 году в целях улучшения
«дело ревизии» на местах, в
губерниях создаются казённые
палаты, в обязанности которых
входило производство ревизий
счетов губернских учреждений.
С установлением местных
контрольных учреждений получает
новую организацию и центральное учреждение
контроля создается Экспедиция ревизии
счетов (31 декабря 1779 года).
В 1811 году по Манифесту
от 28 января учреждается особое
ведомство - Государственный контроль,
который должен осуществлять
ревизии счетов и проверять не только
министерства вообще, но и в особенности
Министерство финансов и Государственного
казначея.
Таким образом, с этого
момента начинается история Государственного
контроля, как отдельного, независимого
самостоятельного учреждения в
системе других органов государственного
управления.
Кроме чисто ревизионных
обязанностей, на Государственный
контроль возложено рассмотрение
годовых отчетов Государственного,
Дворянского и Крестьянского
банков и сберегательных касс,
а также Управления по делам
мелкого кредита и сообщение по ним заключения
Государственному Совету. В таком виде
с такими задачами Государственный контроль
просуществовал вплоть до начала ХХ столетия.
После Октябрьской революции
в России стали создаваться
органы рабочего контроля. Наряду
с этим, решением СНК от 5 декабря 1917 года
был создан специальный наркомат – Народный
комиссариат государственного контроля,
который должен был осуществлять предварительную
и фактическую ревизии хозяйственной
и финансовой деятельности всех ведомств.
Впоследствии декретом от 7 февраля
1920 года этот наркомат был реорганизован
в Народный комиссариат рабоче-крестьянской
инспекции (РКИ).
Решением ХVII съезда ВКП(б)
Рабоче-крестьянская инспекция была
преобразована в комиссию советского
контроля, а в 1940 году образован союзно-республиканский
Народный Комиссариат государственного
контроля. Позднее этот комиссариат в
зависимости от политической ситуации
менял названия: Комитет партийно-государственного
контроля, Комитет народного контроля.
Однако, независимо от изменения названия,
в их функциях было много общего, в частности,
они были централизованными, подчинялись
партийным органам и имели большие права.
Они имели право осуществлять контроль
за государственными, кооперативными
и общественными предприятиями, учреждениями
и организациями; при установлении нарушений
и злоупотреблений налагать дисциплинированные
взыскания, вплоть до отстранения от должности,
производить денежные начёты, передавать
материалы следственным органам и т.д
[13, стр. 19].
В начале двадцатых годов
начинают создаваться контрольные
службы при финансовых органах.
В связи с тем, что органы
Рабоче-крестьянской инспекции главное
внимание уделяли ревизионно-инспекторским
обследованиям по планам, утвержденным
Правительством, то для проведения
ревизий непосредственно на предприятиях
и в учреждениях в составе Наркомфина
СССР постановлением ЦИК и СНК СССР от
23 октября 1923 года было создано финансово-контрольное
управление.
Именно 23 октября 1923 года является
официальной датой образования
контрольно-ревизионных органов Министерства
финансов Российской Федерации.
В годы существования Советского
государства система государственного
финансового контроля была трансформирована,
исходя из задач, определенных
партийным руководством страны,
а ее характерной чертой стало одновременное
наличие системы органов партийного, народного,
а также общественного контроля в составе
профсоюзных и кооперативных организаций.
Исходя из поставленных перед ней задач,
система в целом была достаточно эффективной.
С распадом СССР произошел
и распад советской системы
государственного финансового контроля.
Образованной в 1995 г. Счетной
палате Российской Федерации
пришлось выполнить историческую,
без преувеличения, задачу восстановления
системы и работоспособности
независимого финансового контроля на
новом витке российской истории. При этом
необходимо понимать, что государственный
финансовый контроль развивался в соответствии
с определенными закономерностями, которых
нужно придерживаться и пренебрегать
которыми было бы в высшей степени неосмотрительно.
1.2 Виды финансового контроля
и принципы его осуществления
Виды финансового контроля
классифицируются по ряду признаков:
по формам осуществления, уровням
управления, субъектам контроля, объектам
контроля и информационной базе
контроля.
По формам осуществления
финансового контроля различают
следующие контрольные проверки:
превентивные, текущие, тематические,
ревизии, комплексные ревизии.
Превентивные (от лат. praeventus - предупреждающий,
предупредительный) контрольные проверки
организуются на стадии предварительного
контроля производственной и финансово-хозяйственной
деятельности отрасли, объединений и предприятий.
Проверяются обоснованность финансовых
планов, размер взносов в государственный
бюджет налогов и других платежей согласно
утвержденным нормативам. Если органы
государственного контроля осуществляют
превентивные проверки периодически,
то внутрихозяйственный контроль выполняет
их систематически и непрерывно. Санкционируя
выполнение хозяйственной операции, руководитель
предприятия или лица, им уполномоченные,
подвергают ее превентивной проверке
в части хозяйственной целесообразности,
нормативной правовой и плановой обоснованности,
хозяйственной и материальной ответственности
лиц, которым поручается ее выполнение,
и т.п.
Особо ответственна роль
главного бухгалтера в превентивных
проверках хозяйственных операций,
отражаемых в системе бухгалтерского
учета. Каждая хозяйственная операция,
зафиксированная на материальных
носителях, подвергается главным
бухгалтером или лицом, им уполномоченным,
повторной превентивной проверке после
санкционирования руководством предприятия
ее выполнения. Наряду с проверкой хозяйственной
операции по указанным выше параметрам,
которые также контролируются бухгалтерией,
проверяются: юридически-правовая обоснованность
документа, отражающего достоверность
совершения хозяйственной операции; количественные
и стоимостные ее измерители; применение
норм расходования ресурсов; цен на товарно-материальные
ценности и объекты основных фондов; заполнение
показателей; обеспечение сохранности
ценностей; кодирование реквизитов документа,
определяющих содержание и характеристику
операции для отражения в системе бухгалтерского
учета хозяйственной деятельности.
Превентивному контролю хозяйственной
деятельности, осуществляемому главным
бухгалтером, придается исключительно
важное значение. Положением о главном
бухгалтере предусмотрено, что документы,
служащие основанием для приемки и выдачи
денежных средств и товарно-материальных
ценностей, а также кредитные и расчетные
обязательства подписываются руководителем
объединения, предприятия и главным бухгалтером
или лицами, ими на то уполномоченными.
Без подписи главного бухгалтера указанные
документы считаются недействительными
и не принимаются к исполнению материально
ответственными лицами, а также учреждениями
банка. Главному бухгалтеру предоставлено
право не принимать к исполнению и оформлению
документы по хозяйственным операциям,
противоречащие законодательству и установленному
порядку приемки, хранения и расходования
денежных средств, товарно-материальных
и других ценностей [27, стр. 38].
Превентивные проверки являются
наиболее эффективным способом
финансового контроля, так как
они позволяют предупредить возникновение
различных недостач, перерасходов
и потерь ресурсов в хозяйственной деятельности
объединения, предприятий, отрасли, экономики
в целом.
Текущие контрольные проверки
- форма текущего контроля конкретных
операций хозяйственной деятельности
организаций и предприятий. Проводятся
текущие проверки всеми контролирующими
органами по вопросам, входящим в их компетенцию.
Так, учреждения банков при проведении
текущего обследования контролируют использование
кассовой наличности денег, своевременность
и полноту сдачи выручки и т.п. По финансированию
капитальных вложений при текущем обследовании
контролируется организация строительства,
обеспеченность проектной документацией
строящихся объектов. Счетной палатой,
Минфином России и его органами на местах
проводятся текущие проверки использования
средств федерального бюджета. Статистические
органы на местах организуют текущие проверки
применения типовой документации в учете
хозяйственной деятельности объединений,
предприятий, выявляют излишнюю отчетность,
которая не утверждена в установленном
порядке, а предоставляется по запросу
органов управления. При внутриведомственном
контроле путем текущего обследования
проверяется выполнение указаний собственника,
предприятиями по вопросам их деятельности.
При внутрихозяйственном контроле посредством
текущих проверок осуществляется оперативный
контроль за совершением хозяйственных
операций, в частности, проверяются условия
хранения товарно-материальных ценностей.