Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права.

Содержание работы

Введение
1 Место финансового контроля в системе финансовых отношений
1.1 История развития финансового контроля в РФ
1.2 Функции и виды финансового контроля
1.3 Зарубежный опыт осуществления финансового контроля
2 Оценка деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль
2.1 Характеристика органов осуществляющих финансовый контроль
2.2 Оценка эффективности финансового контроля в РФ
3 Повышение эффективности деятельности органов осуществляющих финансовый контроль
3.1 Совершенствование организационных основ деятельности органов осуществляющих финансовый контроль
3.2 Совершенствование законодательных основ деятельности органов осуществляющих финансовый контроль
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

 

 Следовательно, текущие контрольные  проверки являются способом оперативного  контроля конкретных операций хозяйственной деятельности, не требующим применения сложных методик.

 

 Тематические контрольные проверки - форма текущего финансового  контроля однородных хозяйственных  операций, выполняемых объединениями,  предприятиями, например, использования  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения сохранности государственной собственности. Тематические проверки имеют сходство с текущими проверками, но они проводятся по более широкому кругу показателей конкретной темы с применением методов экономического анализа, вычислительной техники и привлечением специалистов различного профиля. Если в процессе текущего обследования применяются в основном методы фактического контроля, то при тематических проверках используются планово-нормативная и договорная информация, данные бухгалтерского учета, хронометражные наблюдения, проводятся выборочные инвентаризации ценностей.

 

 Ревизия - эта форма контрольного  мероприятия, применяемая для  углубленного и расширенного  охвата объекта контроля. Отличительной  чертой ревизии является то, что при проверке объекта используются различные источники информации, методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры, а выводы обосновываются на документально достоверных обстоятельствах.

 

 Выявленные нарушения законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность, имеют адресность в части материальной и юридической ответственности. Кроме того, для ревизий характерна конкретность в определении размера ущерба, потерь, недостач ценностей и обоснованность системой доказательств (первичные документы, ведомости инвентаризации и т.д.). [17, стр. 61]

 

 Комплексная ревизия охватывает  все стороны хозяйственной и  финансовой деятельности объекта  контроля, а ее содержательная  часть соответствует подходам, применимым  к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство - ведомство - предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

 

 По уровням управления контрольные  мероприятия можно разделить  на общегосударственные, когда  осуществляется проверка ряда  министерств и ведомств; отраслевые - проверка той или иной отрасли  и выборочно отдельных ее предприятий и организаций; региональные - когда проверяется регион и его отдельные предприятия; объектные - когда проверяется отдельное предприятие, банк, АО и т.п.

 

 По субъектам контроля он (контроль) делится на две категории:  внутренний контроль, когда проверка осуществляется ведомственным органом контроля, например, проверка предприятия АПК контрольным органом Минсельхозпрода России; внешний контроль осуществляется внешним контрольным органом, например, Счетной палатой Российской Федерации, счетной палатой региона, Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации, налоговой службой и т.д.

 

 Классификация по объектам  контроля отражает собственно  специфику этих объектов: контроль  органов государственного управления; контроль банков; контроль предприятий сферы материального производства; контроль организаций сферы нематериального производства; контроль международной деятельности; контроль вооруженных сил и т.д.

 

 По информационному обеспечению  различают документальный и фактический контроль.

 

 Документальный контроль заключается  в установлении сущности и  достоверности хозяйственной операции  по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение,  т.е. в бухгалтерском, оперативном  и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

 

 Фактический контроль состоит  в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

 

 Фактический и документальный  контроль выполняется во взаимной  связи, так как только их  совместное применение позволяет  установить действительное состояние  объектов проверки и их сохранности,  разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

 

 Поскольку финансовый контроль  является одной из функций  управления, то ему присущи общие  принципы управления, на которых  базируется процесс государственного  управления и управления конкретным  предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

 

 В этой связи можно выделить  следующие принципы [16, стр. 13].

 

 Принцип плановости - он предопределяется  природой организации управления  и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

 

 Принцип системности означает, что при проведении контрольных  мероприятий должны рассматриваться  все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

 

 Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая  система) подлежат постоянно осуществляемому  субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

 

 Принцип законности обусловлен  Конституцией Российской Федерации,  предусматривающей, что государство,  все его органы (в том числе  и контрольные) действуют на  основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.

 

 Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

 

 Принцип независимости устанавливает  недопустимость какого-либо силового, материального или морального  воздействия на субъект контроля.

 

 Принцип гласности вытекает  из сущности контроля, осуществляемого  в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

 

 Принцип эффективности (действенности)  контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

 

 Таким образом, мы последовательно  рассмотрели основные теоретические вопросы государственного финансового контроля. При этом была соблюдена следующая логическая последовательность: во-первых, были определены генезисные источники контроля вообще и финансового в частности; затем мы рассмотрели содержание и сущность государственного контроля и установили в нем место финансового контроля; следующий логический шаг потребовал анализа сущности и содержания финансового контроля; далее были даны цель, задачи и функции государственного финансового контроля; в заключение в этой статье определены предмет, метод, виды и принципы финансового контроля. Такая логика позволила рассмотреть основные теоретические вопросы рассматриваемой проблемы.

 

1.3 Зарубежный опыт осуществления  финансового контроля

 

 В большинстве зарубежных государств для повышения эффективности контроля за исполнением государственного бюджета, а также для оказания помощи парламенту в реализации его контрольных полномочий создается специализированный коллегиальный орган типа счетной палаты.

 

 Следует отметить, что в ряде государств аналогичные по сути функции выполняются должностным лицом парламента - генеральным контролером и аудитором Палаты общин Парламента Великобритании; генеральным аудитором канадского Парламента [10, стр. 10]. Однако для реализации возложенных на них задач создается соответствующее ведомство, подчас весьма многочисленное. Так, возглавляемое Генеральным контролером и аудитором Национальное ревизионное ведомство Великобритании имеет в штате 900 ревизоров. Таким образом, организация бюджетного контроля и в этих странах также осуществляется специализированным коллегиальным органом, однако статус его председателя отличен от статуса председателя счетной палаты.

 

 История организации финансового  контроля в зарубежных государствах  свидетельствует о существовании соответствующих высших специализированных органов уже в начале XIV в. Так, в 1314 г. была учреждена должность генерального контролера государственной казны Англии, в 1319 г. - Счетная палата Франции, в 1714 г. - Генеральная счетная палата Германии. Однако с точки зрения государственно-правовых реалий и уровня экономических задач прообразом современных счетных палат можно считать возрожденную после Французской революции в 1807 г. Счетную палату Франции. Именно в этот период, характеризовавшийся отходом от господства принципа экономического либерализма и невмешательства в экономику со стороны государства, для усиления контроля парламента за использованием государственных финансов были заложены основы современной модели высшего финансового контроля.

 

 По образцу  наполеоновской Франции в 1808 г.  была образована Главная счетная  палата Варшавского княжества.  В 1862 г. учреждена Счетная палата  Италии, в 1889 г. - Счетная палата  Японии. В 1920 г. принят Федеральный  конституционный закон о Счетной палате Австрии. В 1921 г. на основании Закона о бюджете и финансовом контроле образовано Генеральное отчетное управление США. В конце ХХ в. активный процесс преобразования государственных структур и курс на проведение рыночных реформ экономики в странах Восточной Европы сопровождался образованием органов типа счетной палаты. В 1989 г. учреждена Государственная счетная палата Венгрии, а в 1991 г. - счетные палаты в Болгарии и Румынии [12, стр. 9].

 

 Признанием  эффективности подобной модели  осуществления финансового контроля может служить и образование в 1977 г. для проверки правильности доходов и расходов Счетной палаты Европейского сообщества. Значительное расширение бюджетных полномочий Европарламента потребовало "введения независимого, профессионального и авторитетного финансового контроля. О необходимости такого контроля свидетельствует опыт государств-членов, в которых давно уже функционируют соответствующие специализированные государственные органы".

 

 Правовой  основой организации и деятельности  счетных палат и аналогичных им органов являются конституции и принятые на их основе законы о счетных палатах. При этом объем конституционного регулирования во всех странах, кроме Австрии, крайне незначителен. Как правило, конституции определяют лишь наиболее существенные аспекты статуса этих органов, формулируя в самой общей форме задачи и принципы формирования палат. Лишь Федеральный конституционный закон Австрии в разделе "Контроль за расчетной и финансовой деятельностью" детально определяет правовой статус Счетной палаты.

 

 Конституционные  формулировки о месте счетных  палат в системе органов государства  некоторых стран относят их  к органам парламента, призванным  оказывать помощь в реализации  полномочий в сфере бюджетного  контроля. Эта формула записана  в Конституциях Австрии, Венгрии, а также Законе о бюджете и финансовом контроле США.

 

 В других  странах счетные палаты наделены  статусом самостоятельного высшего  государственного органа финансово-хозяйственного  контроля (Болгария, Испания, Польша, ФРГ).

 

 И наконец, еще одна группа счетных палат, правовое положение которых носит не столь однозначный характер ввиду наделения их чертами судебного органа или прямого включения в систему судебных органов. Подобный подход отражает особенности построения системы органов правосудия и административной юстиции, имеющие подчас глубокие исторические корни. К данной группе могут быть отнесены счетные палаты Греции, Италии, Португалии, Франции. Прослеживается определенная двойственность в положении счетных палат этих стран. Так, Счетная палата Франции на основании Закона от 22 июня 1967 г. "О Счетной палате" как судебная инстанция осуществляет контроль за правильностью публичных расчетов, а как административный орган контролирует деятельность государственных бухгалтеров и определенной категории распорядителей кредитов. "Постановление Счетной палаты, выносящей решение о правильности публичных счетов, которые переданы ей на рассмотрение, имеет характер судебного решения, даже если не возникает спора об их правильности" [13, стр. 13]

 

 Однако в правовом статусе  всех счетных палат общим ключевым  элементом является четко закрепляемая  конституциями подотчетность парламенту  и независимость их деятельности  от исполнительных органов любого  уровня. Гарантией независимости  счетных палат служит и особый правовой статус их членов. Даже когда законодатель не наделяет счетные палаты чертами судебных органов, члены их независимы в своей деятельности, несменяемы и пользуются иммунитетом, предусмотренным для судей.

Информация о работе Валютный контроль