Вертикальная интеграция: оценка эффективности и воздействия на структуру отраслевого рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – изучить процесс вертикальной интеграции и оценить эффективность воздействия на структуру отраслевого рынка, в связи с чем можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие вертикальной интеграции отраслевых рынков;
2. Осуществить организационно-экономическую характеристику и анализ;

Содержание работы

Введение 3
1. Вертикальная интеграция отраслевых рынков 5
1.1. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения 5
1.2. Стимулы и формы вертикальной интеграции 9
1.3. Последствия вертикальной интеграции 14
2. Оценка экономической деятельности ОАО «Лукойл»………………...…...17
2.1. Оценка экономической деятельности ОАО «Лукойл» 17
2.2. Оценка уровня затрат ОАО «Лукойл» 23
2.3. Оценка уровня реализации продукции ОАО «Лукойл» 25
3.Оценка эффективности деятельности ОАО «Лукойл» и воздействие на структуру отраслевого рынка 29
3.1. Расчет экономического эффекта деятельности ОАО «Лукойл» 29
3.2. Оценка воздействия ОАО «Лукойл» на структуру отраслевого рынка …31
3.3. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающия отрасли в России 32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы…………………………………………......36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Последствия  вертикальной интеграции

 

Важным последствием вертикальной интеграции крупных фирм является усиление их рыночной власти. Это происходит благодаря тому, что они получают существенную экономию в издержках, а в итоге могут снижать цены и увеличивать рыночную долю продаж. Однако такой результат нельзя оценивать как отрицательный. Дело в том, что на современных рынках решающим является технологическое лидерство, которое можно получить за счет вложений в инновационное развитие и монопольной прибыли. Усовершенствование технологий позволяет более рационально использовать ресурсы. Кроме того, рыночная власть в таких условиях перестает быть постоянной, а ее усиление можно расценить негативно, если она ведет к сужению рынка, сокращению выпуска и росту цен.

В отрасли, где осуществляется вертикальная интеграция одних предприятий, возрастают барьеры входа для других. Это может быть вызвано, в частности, тем, что для своих подразделений компания устанавливает более низкую внутреннюю цену, чем для конкурентов на последующих стадиях. В результате цена на конечную продукцию у вертикально интегрированной фирмы ниже, чем у конкурентов. В такой ситуации неинтегрированные фирмы в отрасли должны осуществлять инвестиции в вертикальную интеграцию или искать способы установления вертикального контроля. Следствием для входящих в отрасль фирм станет повышение капитальных затрат, что и является основной причиной повышения барьеров вступления в отрасль.

Важный результат вертикальной интеграции для фирмы состоит в снижении затрат. Основная причина такого преимущества — ликвидация эффекта «двойной маржинализации», когда при интеграции предприятий устраняются монопольные надбавки на каждой последовательной стадии производства конечного продукта. Кроме того, в рамках объединения предприятий в единую технологическую цепочку появляется возможность оптимизировать перемещение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, исключив при этом все лишние операции. Благодаря улучшению координации ранее разрозненных стадий производства продукции удается наладить четкую взаимосвязь разных этапов производства, существенно снизить издержки складирования и хранения запасов между последовательными операциями, предотвратить остановки производства. Вследствие полной загрузки мощностей снижаются расходы на необходимое оборудование компании.

Крупная вертикально  интегрированная компания способна проводить эффективную ценовую  дискриминацию потребителей, что  часто ведет к вытеснению конкуренции на данном рынке товара. Как известно, вертикально интегрированному монополисту выгодно назначать более высокие цены на рынке А с низкой эластичностью и низкие — на эластичном рынке В. Однако он может приобрести одну из фирм в отрасли с низкой эластичностью и только для нее назначить более низкую цену, а для всех остальных компаний на рынках А и В назначить цену, по которой реализовался продукт на рынке А. Теперь на рынке В фирмы не смогут покупать товар по столь высокой цене, поэтому они будут вынуждены покинуть рынок либо стать звеном вертикальной интеграции.

Вертикальная интеграция способствует снижению потерь благосостояния, которые связаны с функционированием на рынке компаний с монопольным ценообразованием. Прежде всего при вертикальном объединении устраняются монопольные надбавки, которые устанавливали разрозненные производители на последовательных стадиях производства. В свою очередь, как было показано, это ведет к снижению цен, росту выпуска и одновременно к увеличению прибыли монополии. Кроме того, за счет снижения цен возрастает и потребительский излишек.

Вертикально интегрированные  структуры, вбирают в себя стадии производства, характерные порой  для других отраслей. Иными словами, активная фирма становится участником не одного, а нескольких рынков. При вертикальной интеграции усиливается рыночная власть активной фирмы, но она ослабевает на отраслевом рынке. Это проявляется двояко: с одной стороны, увеличивается доля фирмы на отраслевом рынке и сокращается сфера рыночного механизма перераспределения ресурсов, а с другой — вертикально интегрированная фирма с помощью инструмента вертикальных ограничений также вмешивается в функционирование рыночного механизма, оказывая на него влияние своим поведением. Таким образом, рост степени рыночной власти вертикально интегрированных активных фирм осуществляется как за счет сужения сферы функционирования рыночного механизма, так и вследствие ввода вертикальных ограничений. Вместе с тем вертикально интегрированные фирмы, хотя и имеют склонность к монополизации рынка, все же на первых этапах своего развития способствуют увеличению выпуска конечной продукции и снижению различных видов издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Оценка экономической  деятельности ОАО «Лукойл»

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Лукойл»

 

Нефтяная компания ОАО «Лукойл» сформировалась на основе Государственного концерна «Лукойл» («Лангепас-Урай-Когалымнефтегаз»), созданного в соответствии с Постановлением правительства РФ № 18 от 25.11.91. Помимо трех нефтедобывающих предприятий в него вошли в качестве учредителей ПО «Пермьнефтеоргсинтез», Волгоградский и НовоуфимскийНПЗ.  
           В соответствии с Указом Президента РФ № 1403 от 17.11.92 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 229 от 05.04.93 было учреждено акционерное общество открытого типа «Нефтяная компания «Лукойл». 
          Уставной капитал НК «Лукойл» сформирован за счет вклада учредителей путем внесения в него акций акционерных обществ, созданных в качестве дочерних предприятий компании в соответствии с Указом Президента РФ № 1403 от 17.11.92 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения»: «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз», Волгоградский НПЗ, 7 предприятий нефтепродуктообеспечения.

Компания ОАО «Лукойл» - одна из крупнейших международных вертикально  интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ОАО «Лукойл» владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной Европе и странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. Компания ОАО «Лукойл» занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США

ОАО «Лукойл»  быстро развивалась, консолидируя разрозненные активы. Это сопровождалось ростом объемов производства, расширением ресурсной и сбытовой базы, диверсификацией и глобализацией бизнеса, улучшением корпоративных стандартов.

ОАО «Лукойл» является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией  в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля компании в общемировых запасах нефти составляет около 1%, в общемировой добыче нефти - около 2,4%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18,6% общероссийской добычи и 18,9% общероссийской переработки нефти.

По состоянию на начало 2010 года доказанные запасы нефти компании составляли 13 696 млн. барр., доказанные запасы газа – 22 850 млрд. фут, что в совокупности составляет 17 504 млн. барр. н.э.

 

Таблица № 1 – Показатели финансово- экономической деятельности ОАО «Лукойл»

 

Наименование показателя

2007 год

2008 год

2009 год

Темп роста,%

Стоимость чистых активов, млрд. руб.

330,8

389,2

423 ,1

127

Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, %

130,1

131,25

131,71

101

Отношение суммы краткосрочных  обязательств к капиталу и резервам, %

111,8

115,6

118,18

105

Покрытие платежей по обслуживанию долгов, %

299,78

301,42

314,58

104

Уровень просроченной задолженности, %

0,01

0,01

0,01

100

Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз

0,3

0,3

0,3

100

Доля дивидендов в  прибыли, %

95,32

96,54

97,97

102

Производительность труда, тыс. руб./чел

100 943

98 496

16 151

16

Амортизация к объему выручки, %

0,99

0,99

0.99

100


 

 

Исходя из данных таблицы №1 следует что, стоимость чистых активов по состоянию на 2009 г. составила 423,1 млрд. руб., что на 92,3 млрд. руб. больше по сравнению с 2007 годом. Это обусловлено получением компанией чистой прибыли в 2009 г. в размере 136,5 млрд. руб.

В 2009 г. значения показателей отношений суммы привлеченных средств и суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам составили 131,7% и 118,2% соответственно, по сравнению с 2007 г. 130,1% и 111,8%. Рост этих показателей объясняется тем, что задолженность по краткосрочным займам, полученным от компаний группы, увеличилась, а чистые активы компании практически не изменились.

Оборачиваемость дебиторской задолженности  за 2009 г. не изменилась по сравнению с 2007 г. и составила 0,3 (в годовом выражении).

Производительность труда за 2009 г. составила 16 151 тыс. руб./чел. (в годовом выражении), что меньше в 16 раз 2007 г. Резкое снижение этого показателя начиная с первого квартала 2009 г. объясняется уменьшением выручки Компании в результате изменения бизнес-схемы реализации нефти в группе «Лукойл».

ОАО «Лукойл» крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с выручкой более 80 млрд. долл. и чистой прибылью более 7 млрд. долл.

 

Таблица 2 – Анализ эффективности  использования основных фондов  ОАО «Лукойл»

 

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

Темп роста, %

Стоимость основных фондов

(тыс. руб.)

15857074

18521702

26617898

 

167

Выручка от реализации

(тыс. руб.)

22172422

41533467

35507098

 

160

Прибыль от реализации

(тыс. руб.)

4597930

5896998

4614944

 

100

Фондоотдача

1,4

2,24

1,33

95

Фондоемкость

0,75

0,45

0,75

105

Фондовооруженность

12675,5

14149,5

19177,2

151

Фондорентабельность, %

29

32

17

58


 

Исходя из расчетных  данных таблицы №2, можно сделать вывод, что показатель фондоотдачи на предприятии невысок. Выручка организации от единицы основных фондов составляет в 2007 г. – 1,4 руб., в 2008 г. – 2,24 руб., а в 2009 г. – 1,33 руб. Понижение показателя в 2009 г. в сравнении с 2008 г связано с уменьшением выручки в 2009 г. При расчете показателя учитываются собственные и арендованные основные средства, не учитываются основные средства, находящиеся на консервации и сданные в аренду. Повышение фондоотдачи ведет к снижению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на один рубль готовой продукции или амортизационной емкости.

Наряду с фондоотдачей применяется фондоемкость – обратный показатель фондоотдачи. Изменение  фондоемкости в динамике показывает изменение стоимости основных средств на один рубль продукции и применяется при определении суммы относительного перерасхода или экономии средств в основные фонды. Показатель фондоемкости в 2007 г. составил 71 коп. на 1 руб. выручки, в 2008 г. уменьшился на 26 коп, но в 2009 г. увеличился до 75 коп. Отклонение за 3 года составляет 4 коп. Данные значения показывают о положительном состоянии на предприятии.

Следующий показатель эффективности  использования основных фондов –  фондовооруженность. В 2007 г. фондовооруженность составила 12675500 руб. на одного производственного  рабочего, в 2008 г. увеличилась до 14149500 руб. на 1474000 руб. В 2009 г. происходит дальнейшее увеличение данного показателя до 19177200 руб. Такое изменение данного показателя связанно с увеличением численности производственных рабочих.

Наиболее обобщающим показателем эффективности использования  основных фондов является фондорентабельность. Рентабельность основных фондов предприятия в 2007 г. составил 29% (показывает что на 1 руб. стоимости основных фондов приходится 29 коп. прибыли). В 2008 г. происходит увеличение рентабельности до 32 коп. В 2009 г происходит резкое сокращение почти в 2 раза, чем в 2008 г. и составляет 17 коп прибыли на 1 руб. стоимости основных фондов.

Компания ОАО «Лукойл» так же является крупнейшим налогоплательщиком в Российской Федерации, общая сумма налогов, выплаченных в 2009 г., - 21,5 млрд. долл.

В секторе разведки и  добычи ОАО «Лукойл» располагает  качественным диверсифицированным  портфелем активов. Основным регионом нефтедобычи Компании является Западная Сибирь. «Лукойл» также реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Колумбии, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Гане, Ираке.

В 2005 году с введением  в эксплуатацию Находкинского месторождения  Компания начала реализацию газовой  программы, в соответствии с которой добыча газа будет расти ускоренными темпами как в России, так и за рубежом, а доля газа будет доведена до трети от суммарной добычи углеводородов. Ресурсной базой для реализации этой программы являются месторождения Большехетской впадины, Каспийского моря и Центрально-Астраханское месторождение в России, а также международные газовые проекты – Кандым – Хаузак – Шады в Узбекистане и Шах-Дениз в Азербайджане.

Компания «Лукойл» владеет  нефтеперерабатывающими мощностями в  России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ – в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 45,1 млн т/год нефти. За рубежом Компании принадлежат НПЗ в Болгарии, Румынии и Украине, а также 49%-ая доля в нефтеперерабатывающем комплексе ISAB (о. Сицилия, Италия) и 45%-я доля в НПЗ TRN (Нидерланды). Совокупная мощность зарубежных НПЗ Компании составляет 26,4 млн т/год нефти. В 2009 году на НПЗ Компании (с учетом долей в переработке на комплексах ISAB и TRN) было переработано 62,70 млн т нефти, в том числе на российских – 44,46 млн т.

Информация о работе Вертикальная интеграция: оценка эффективности и воздействия на структуру отраслевого рынка