Вертикальная интеграция: оценка эффективности и воздействия на структуру отраслевого рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – изучить процесс вертикальной интеграции и оценить эффективность воздействия на структуру отраслевого рынка, в связи с чем можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие вертикальной интеграции отраслевых рынков;
2. Осуществить организационно-экономическую характеристику и анализ;

Содержание работы

Введение 3
1. Вертикальная интеграция отраслевых рынков 5
1.1. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения 5
1.2. Стимулы и формы вертикальной интеграции 9
1.3. Последствия вертикальной интеграции 14
2. Оценка экономической деятельности ОАО «Лукойл»………………...…...17
2.1. Оценка экономической деятельности ОАО «Лукойл» 17
2.2. Оценка уровня затрат ОАО «Лукойл» 23
2.3. Оценка уровня реализации продукции ОАО «Лукойл» 25
3.Оценка эффективности деятельности ОАО «Лукойл» и воздействие на структуру отраслевого рынка 29
3.1. Расчет экономического эффекта деятельности ОАО «Лукойл» 29
3.2. Оценка воздействия ОАО «Лукойл» на структуру отраслевого рынка …31
3.3. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающия отрасли в России 32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы…………………………………………......36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Выручка от продаж природного газа составила 636 млн. долл. США, что на 43,6% больше, чем за 2007 г. Выручка от реализации природного газа на внутреннем рынке существенно выросла в результате роста добычи газа. Выручка от реализации природного газа за пределами России выросла по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. из-за пересчёта цен на газ по

проекту «Шах-Дениз» за 2007-2009 гг. на общую сумму 101 млн. долл. США. Эта дополнительная выручка была признана в третьем квартале 2009 г.

Основным покупателем  добытого нами в Российской Федерации  природного газа является Газпром. Продажи природного газа Газпрому за девять месяцев 2009 г. составили 6 072 млн. куб. м газа (за 2007 г. – 4 208 млн. куб. м), а средняя цена реализации выросла до 35,00 долл./1 000 куб. м, или на 7,4%, что было связано с укреплением рубля.

Мы начали развивать энергетический бизнес в 2007 г. после приобретения ТГК-8. В результате выручка от реализации электроэнергии и тепловой энергии и сопутствующих услуг выросла за 2009 г. на 271 млн. долл. США, или на 35,9%. Tакже росту этой выручки способствовало укрепление рубля. В основном мы занимаемся реализацией энергии и сопутствующих услуг на

внутреннем рынке. Выручка от реализации за рубежом несущественна.

Выручка от реализации прочей продукции  включает в себя не топливную выручку нашей розничной сети, а также выручку от реализации производственными и сбытовыми компаниями группы услуг и товаров, не связанных с их основной деятельностью (таких как транспортные и

прочие услуги).

За 2009 г. прочие продажи увеличились на 25 млн. долл. США, или на 2,1%.Снижение выручки от оказания транспортных услуг за рубежом было компенсировано ростом не топливной розничной реализации. За 2009 г. выручка от продажи прочей продукции на наших АЗС составила 467 млн. долл. США, что на 48 млн. долл. США больше, чем в 2007 г.

Исходя из всего выше сказано можно сделать выводы, что компания ОАО «Лукойл» занимает лидирующее место в нефтяной промышленности в России, а так же конкурирует с крупными компаниями на мировом рынке. Нефтяная компания ОАО «Лукойл» успешно развивается и захватывает новые территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Оценка эффективности  деятельности ОАО «Лукойл» и  воздействие на структуру отраслевого рынка

 

3.1 Расчет экономического эффекта деятельности ОАО «Лукойл»

Экономический эффект — разность между результатами деятельности хозяйствующего субъекта и произведенными для их получения затратами на изменения условий деятельности.

Различают положительный  и отрицательный экономический  эффект. Положительный экономический эффект достигается в случае, когда результаты деятельности предприятия (продукт в стоимостном выражении) превышают затраты. Этот эффект называется прибылью. Для его получения необходимо расширение производства, либо экономия ресурсов на единицу продукта, либо и то, и другое. Если затраты превышают результаты, имеет место отрицательный экономический эффект, то есть убыток.

 

Таблица №6 – Показатели выручки и затрат на продукцию ОАО «Лукойл»

 

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

Темп роста, %

Нефть

Затраты(млн.долл.США)

2 154

2 431

2 756

127

Выручка(млн.долл.США)

14 860

17 791

20 057

134

Нефтепродукты

Затраты (млн.долл.США)

5 431

5 726

5 934

109

Выручка(млн.долл.США)

38 080

45 207

51 343

134

Нефтехимия

Затраты (млн.долл.США)

90

114

138

153

Выручка(млн.долл.США)

770

790

918

119

Газ

Затраты (млн.долл.США)

321

397

426

137

Выручка(млн.долл.США)

1 159

1 460

1 725

148

Энергетика

Затраты (млн.долл.США)

331

398

452

144

Выручка(млн.долл.США)

754

891

1 025

135

Прочая деятельность

Затраты (млн.долл.США)

1 016

1 047

1073

105

Выручка (млн.долл.США)

1 159

1 460

1 725

148


 

Для расчета экономического эффекта за год используют формулу:

EE= E− Enc * C, (1)

Где:

E— годовая экономия либо результаты, которые достигаются в результате конкретной деятельности;

Enc — нормативный коэффициент эффективности; постоянная величина, которая зависит от конкретной сферы деятельности;(нефтяная промышленность Enc = 0,1)

C — затраты на конкретную деятельность, для которой подсчитывается экономический эффект.

Используя данные таблицы  №6, рассчитаем экономический эффект ОАО «Лукойл» по видам продукции:

Нефть: EEy (2009) = 20 057-0,1*2 756=19781,4

Нефтепродукты: EEy (2009) = 51 343-0,1*5 934= 50 749,6

Нефтехимия: EEy (2009) = 918-0,1*138= 904,2

Газ: EEy (2009) = 1 725-0,1*1 159=1 609,1

Энергетика: EEy (2009) = 1 025-0,1*452=979,8

Прочая деятельность: EEy (2009) = 1 204-0,1*1073= 1 096,7

Исходя из расчетов по всем видам продукции компании ОАО  «Лукойл» наблюдается положительный  экономический эффект. Наиболее выгодно реализовывать на рынке нефтепродукты, нефть и газ.

Экономический эффект нефтепродуктов составляет 50 749,6, поэтому ОАО «Лукойл» постоянно совершенствует свою деятельность в этой сфере. Розничная сеть компании «Лукойл» в России насчитывает 2 170 АЗС (включая франчайзинговые) и 118 объектов нефтебазового хозяйства емкостью 1,37 млн. м3. Операторами автозаправочных станций и нефтебаз являются 7 организаций нефтепродуктообеспечения, осуществляющих свою деятельность в 62 субъектах РФ. Розничная сеть компании «Лукойл» в Европе, странах ближнего зарубежья и США состоит из 4 450 АЗС (в том числе франчайзинговых) и 81 нефтебазы с резервуарной емкостью 1,75 млн м3. В 2009 году в Европе было построено 35 новых АЗС, приобретено 12 и реконструировано 38. В то же время было выведено из эксплуатации 7 АЗС. Капитальные вложения в международный сектор розничной торговли достигли в отчетном году 156 млн долл. (369 млн долл. в 2008 году), инвестиции – 304 млн долл.

Поставки нефти так же наиболее экономически эффективными в компании ОАО «Лукойл», по результатам расчетов на 2009 г.  они составляют 1 9781,4.Это  связано с тем что кампания активно реализует большие объемы  нефти как  в России так и в зарубежных странах.

Поставки газа так же имеют достаточно высокий экономический эффект, по сравнению с другой продукцией, и составляют 1609,1.Газовый бизнес – это новый динамично развивающийся сегмент деятельности группы «Лукойл». Его расширение является одной из стратегических задач и направлено на коммерциализацию запасов газа и увеличение стоимости компании.

 

 

3.2 Оценка воздействия  ОАО «Лукойл» на структуру  отраслевого рынка

 

Нефтяная компания ОАО  «Лукойл» это - деятельность в 40 регионах России и 25 странах мира; одни из крупнейших доказанных запасов нефти в мире среди негосударственных нефтяных компаний; более 130 тыс. сотрудников, работающих в России и за рубежом; 24% всей добываемой в России нефти; 14% всех производимых в России нефтепродуктов; это свыше 3950 автозаправочных станций на территории России, республик бывшего СССР, дальнего зарубежья .

«Лукойл» сегодня –  это:

- 1,0% общемировых запасов  нефти;

- 2,4% общемировой добычи нефти;

- 0,4% общемировых запасов  газа;

- 0,6% общемировой добычи  газа;

- 1,6% общемировых нефтеперерабатывающих  мощностей;

- 1,7% общемировых объемов  нефтепереработки;

- компания №1 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по размеру доказанных запасов нефти;

- компания №3 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний

по размеру доказанных запасов углеводородов;

- компания №3 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний

по объему добычи нефти;

- компания №5 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний

по объему добычи углеводородов;

ОАО «Лукойл» ведет деятельность в 37 странах мира:

- проводит геолого-разведочные работы в 9 странах;

- располагает доказанными запасами нефти в 5 странах;

- располагает доказанными запасами газа в 4 странах;

- осуществляет добычу нефти (или подготовку к добыче) в 6 странах;

- осуществляет добычу газа в 4 странах;

- владеет нефтеперерабатывающими мощностями в 6 cтранах (с учетом доли в НПК ISAB и НПЗ TRN);

- владеет нефтехимическими заводами в 3 cтранах;

- занимается розничной реализацией нефтепродуктов в 26 странах;

Так же нефтяная компания ОАО «Лукойл» – это:

- компания №14 среди 100 крупнейших мировых нефтяных компаний по

объему чистой прибыли;

- компания №21 среди 100 крупнейших мировых нефтяных компаний по

объему выручки;

- компания №20 среди 100 крупнейших мировых нефтяных компаний по

размеру активов;

- компания  №8 среди европейских и  №12 среди 250 крупнейших

энергетических компаний мира (Platt’s);

- компания  №8 среди частных вертикально интегрированных нефтяных

компаний мира (рейтинг Fortune Global-500);

- компания №69 среди 2 000 крупнейших компаний мира (The Forbes 2000);

- компания №2 среди крупнейших компаний России («Эксперт РА»);

Ценные бумаги Компании торгуются в 4 странах мира на биржевом и

внебиржевом рынках а так же занимают  второе место по ликвидности среди акций иностранных компаний, торгуемых на Лондонской фондовой бирже

(в системе IOB)

Исходя из выше перечисленных  фактов, можно сделать вывод, чтонефтяная компания «Лукойл», несомненно оказывает влияние на рынок нефтепродуктов, но в связи с его не слишком высоким превосходством над конкурентами, нелзья однозначно утверждать что ОАО «Лукойл» направляет движение нефтедобывающей отрасли.

 

3.3 Нефтедобывающая  и нефтеперерабатывающие отрасли в России

 

Нефтяная промышленность России играет значительную роль в социально-экономическом развитии страны, является важным элементом мирового рынка нефти .

Нефтяной комплекс является одним  из локомотивов экономического роста в стране и обладает одним из максимальных инвестиционных мультипликаторов. Также нефтяной комплекс обеспечивает значительную часть поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. В 2009 году его доля в налоговых поступлениях в российский бюджет составила более 40%.

В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и  предприятия по транспортировке  и сбыту нефти и нефтепродуктов. В отрасли действуют 28 крупных  нефтеперерабатывающих заводов (мощность от 1 млн.т/год), мини-НПЗ и заводы по производству масел. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс.км и нефтепродуктопроводов - 19,3 тыс. км.

Структуру отрасли составляют 9 крупных вертикально интегрированных  нефтяных компаний. Наиболее мощными из них являются нефтяные компании "Роснефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "ТНК-ВР" и "Газпром-нефть". Транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется предприятиями акционерных компаний "Транснефть" и "Транснефтепродукт".

  Благодаря своевременно реализованным в конце 2008 – начале 2009 годов мерам государственной поддержки (снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в начале 2009 г. и установление нулевой ставки таможенной пошлины при вывозе нефти, добываемой на месторождениях Восточной Сибири), нефтяная отрасль смогла в условиях резкого падения в указанный период цен на нефть увеличить в 2009 году совокупный объем добычи нефтяного сырья.

Информация о работе Вертикальная интеграция: оценка эффективности и воздействия на структуру отраслевого рынка