Вертикальная интеграция: оценка эффективности и воздействия на структуру отраслевого рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – изучить процесс вертикальной интеграции и оценить эффективность воздействия на структуру отраслевого рынка, в связи с чем можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие вертикальной интеграции отраслевых рынков;
2. Осуществить организационно-экономическую характеристику и анализ;

Содержание работы

Введение 3
1. Вертикальная интеграция отраслевых рынков 5
1.1. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения 5
1.2. Стимулы и формы вертикальной интеграции 9
1.3. Последствия вертикальной интеграции 14
2. Оценка экономической деятельности ОАО «Лукойл»………………...…...17
2.1. Оценка экономической деятельности ОАО «Лукойл» 17
2.2. Оценка уровня затрат ОАО «Лукойл» 23
2.3. Оценка уровня реализации продукции ОАО «Лукойл» 25
3.Оценка эффективности деятельности ОАО «Лукойл» и воздействие на структуру отраслевого рынка 29
3.1. Расчет экономического эффекта деятельности ОАО «Лукойл» 29
3.2. Оценка воздействия ОАО «Лукойл» на структуру отраслевого рынка …31
3.3. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающия отрасли в России 32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы…………………………………………......36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

В 2008 году в рамках реализации Программы стратегического развития на 2008–2017 годы в ОАО «Лукойл» был  создан новый бизнес-сектор – «Электроэнергетика». В него, помимо приобретенного в 2008 году ОАО «ЮГК ТГК-8» и собственных электростанций на месторождениях в России, входят также предприятия, генерирующие электро- и теплоэнергию в Болгарии, Румынии и Украине. Общая выработка электрической энергии организациями сектора в 2009 году составила около 14,7 млрд кВт/ч, выработка тепловой энергии – 16,9 млн Гкал. В долгосрочной перспективе бизнес-сектор «Электроэнергетика» станет важным фактором роста денежных потоков и акционерной стоимости Компании.

По состоянию на начало 2010 года сбытовая сеть Компании охватывала 26 стран мира, включая Россию, страны ближнего зарубежья и государства Европы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Черногория, Румыния, Македония, Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия, Словакия, Хорватия, Босния и Герцеговина), а также США, и насчитывала 199 объектов нефтебазового хозяйства с общей резервуарной емкостью 3,13 млн ми 6 620 автозаправочных станций (включая франчайзинговые).

Как любое сложное образование, организация состоит из отдельных  взаимосвязанных частей, т.е. имеет определенную структуру. Схема организационной структуры ОАО «Лукойл» представлена в Приложении 1.

Описываемую мной организационную  структуру можно смело назвать   Функционально-линейной структурой (штабное управление).

Схема организационной структуры нефтяной компании «Лукойл» подтверждает факт тот, что изменения стратегий и организационная структура находятся в тесной взаимосвязи. Стратегия компании является основным фактором, определяющим ее организационную структуру; многоцелевая стратегия усложняет организационную структуру компании, совершенствуя которую компания обеспечивает эффективность решения стратегических задач. Как известно, можно выделить несколько этапов в развитиии фирмы, а именно 6. Нефтяная компания «Лукойл» находится на высшем уровне своего развития, т.е. компания занимает ведущее место среди нефтяных компаний на национальном рынке, и постепенно завоевывает позиции на мировом, расширяя сеть филиалов и представительств

 

 Таблица №3 - Производственные показатели нефтяной компании «Лукойл».

 

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

Темп роста,%

Добыча нефти и конденсата, тыс. т.

94 979

95 312

97 615

102

Переработка нефти, млн. т.  

61,43

64,18

66,48

108

Экспорт нефти, млн. т.  

129,95

143,45

155

119

Экспорт нефтепродуктов, млн. Т

12,38

10,36

9,80

79

Добыча газа, млн. м3

12 465

11 598

10 663

85


 

  По данным таблицы №3 ,добыча нефти группой «Лукойл» (с учетом доли в добыче, осуществляемой зависимыми организациями) в 2009 году составила 97 615 тыс. т (1 972 тыс. барр./сут). Среднесуточная добыча нефти выросла на 2,7% по сравнению с уровнем 2007 года.

Добыча газа в России в 2009 году составила 10 663 млн м3, что на 16,9% меньше по сравнению с 2007 годом. Эксплуатационный фонд газовых скважин Компании в России по состоянию на конец 2007 года составил 304 скважины, фонд скважин, дающих продукцию 211.

Суммарный объем поставок нефти компанией в 2009 году достиг 115 млн т, что превышает уровень 2007 года на 13%. В отчетном году существенно (на 7%) вырос объем экспорта нефти из России благодаря поставкам нефти с Южно-Хыльчуюского месторождения через Варандейский терминал. При этом объем переработки внутри страны остался неизменно высоким.

Объем оптовых продаж нефтепродуктов в стране в отчетном году составил 9,80 млн т, что на 26,4% ниже уровня 2007 года. Постепенное повышение мировых цен на нефть в 2009 году сказалось и на ценах внутреннего рынка на основные нефтепродукты (они оставались на 10–20% выше экспортных цен с учетом затрат на транспортировку и экспортных пошлин).

Объемы нефтедобычи  ОАО «Лукойл» намного превосходят объемы переработки, в связи с этим компания стремится к приобретению дополнительных мощностей.

 

2.2 Оценка уровня  затрат ОАО «Лукойл»

 

Операционные расходы это затраты и платежи, связанные с проведением за определенный период времени финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные расходы включают затраты на производство и реализацию продукции, административные и финансовые расходы.

В компании ОАО «Лукойл» операционные расходы включают следующие виды затрат:

- Затраты на добычу углеводородов;

- Затраты на переработку  на собственных НПЗ;

- Затраты на переработку  на сторонних и зависимых НПЗ;

- Затраты предприятий нефтехимии;

- Затраты на транспортировку  нефти до НПЗ;

- Затраты предприятий  энергетики;

- Прочие операционные  расходы;

 

Таблица №4 – Операционные расходы ОАО «Лукойл»

 

Показатели (млн.долл. США)

           

   2007 год

        

2008 год

          2009 год

  Темп роста, %                

Затраты на добычу углеводородов

1989

2137

2388

120

Затраты на переработку  на собственных НПЗ

670

723

778

116

Затраты на переработку  на сторонних и зависимых НПЗ

493

512

534

108

Затраты предприятий  нефтехимии

90

114

138

153

Затраты на транспортировку  нефти до НПЗ

709

754

802

113

Затраты предприятий  энергетики

313

398

452

144

Прочие операционные расходы

1016

1047

1073

105

Итого операционные расходы

5015

5491

5994

 

 

Изменение операционных расходов в составе запасов нефти и нефтепродуктов, произведённых внутри группы, включает в себя расходы по добыче и переработке нефти и нефтепродуктов, которые были произведены предприятиями группы в течение отчётного периода, но не реализованы третьим сторонам.

Исходя из данных таблицы №4, по сравнению с 2007 г. операционные расходы увеличились на 979 млн. долл.США, или на 19,5%, что в основном объясняется общим увеличением операционных расходов в России, вызванным реальным укреплением рубля к доллару США на 14,3%, ростом расходов на добычу углеводородов, переработку нефти, а также ростом затрат предприятий энергетики.

В состав затрат на добычу углеводорода входят затраты на ремонт добывающего оборудования, расходы на оплату труда, затраты на проведение мероприятий по повышению нефтеотдачи пластов, на приобретение ГСМ, на оплату электроэнергии, страхование имущества и иные аналогичные затраты.

Наши затраты на добычу в 2009 г. увеличились на 399 млн. долл. США, или на 20,1%, по сравнению с 2007 г. Рост затрат в основном был обусловлен укреплением рубля к доллару США, ростом расходов на энергообеспечение, повышение нефтеотдачи пластов, ростом заработной платы, а также ростом прочих производственных расходов. Средняя величина удельных затрат на добычу углеводородов выросла с 3,39 до 4,04 долл./барр. н. э., или на 19,2%, по сравнению с 2007 г.

Затраты на переработку  на собственных НПЗ выросли за 2009 г. на 108 млн. долл. США, или на 16,1%, по сравнению с 2007 г. Затраты на переработку на собственных заводах в России увеличились на 17,8%, или на 86 млн. долл. США, в результате укрепления рубля к доллару США, увеличения расходов на энергообеспечение и роста потребления присадок. Затраты на переработку на наших заводах за рубежом выросли на 11,8%, или на 22 млн. долл. США, по сравнению с 2007 г. в результате роста расходов на энергообеспечение.

Наряду с собственным  производством нефтепродуктов мы имеем  возможность перерабатывать нефть  на сторонних и зависимых НПЗ  как в России, так и за рубежом. В течение 2009 г. мы не перерабатывали нефть на сторонних НПЗ в России и Белоруссии в отличие от 2007 г. Однако благодаря началу переработки нефти на ТРН мы увеличили объёмы переработки на сторонних и зависимых НПЗ на 6,7% по сравнению с 2007 г. (с учётом объёмов переработки нефтепродуктов). Таким образом, затраты на переработку на сторонних и зависимых НПЗ выросли на 8,3% по сравнению с 2007 г. Стоимость процессинга на наших западноевропейских заводах выше, чем на заводах в России и Республике Беларусь.

Затраты предприятий  нефтехимии увеличились на 48 млн. долл. США, или на 53,3%, по сравнению с 2007 г. На расходы в России оказали влияние рост производства, рост стоимости сырья и укрепление рубля. Несмотря на закрытие нефтехимических производственных мощностей Группы в Болгарии и на Украине, затраты за рубежом снизились незначительно в виду высокой доли постоянных расходов. В 2009 г. группа возобновила выпуск продукции на заводе «Карпатнефтехим Лтд.» на Украине после реконструкции и строительства линии по производству хлора и каустической соды. Расходы, связанные с подготовительными работами, выполненными перед запуском завода, были частично признаны в третьем квартале 209 г.

Затраты по транспортировке  нефти до НПЗ увеличились на 93 млн. долл. США, или на 13,1%, по сравнению с 2007 г., что связано с ростом транспортных тарифов в России и укреплением рубля. Кроме того, в 2009 г. мы начали поставки нашей нефти на нефтеперерабатывающий завод ТРН.

Затраты предприятий  энергетики увеличились на 139 млн. долл. США по сравнению с 2007 г., или на 44,4%, в результате развития энергетического бизнеса группы, а также в результате укрепления рубля.

Прочие операционные расходы включают в себя затраты  добывающих и перерабатывающих предприятий  Группы, не связанные с их основной деятельностью, а именно затраты, связанные с реализацией транспортных услуг, а также стоимость прочих товаров и т.п. Прочие операционные расходы включают в себя также затраты предприятий газопереработки, стоимость прочих товаров и услуг, реализуемых сбытовыми компаниями Группы, а также расходы непрофильных предприятий группы.

По сравнению с 2007 г. прочие операционные расходы увеличились на 57 млн. долл. США, или на 5,6%.

 

2.3 Оценка уровня  реализации продукции ОАО «Лукойл»

 

Сектор сбыта представляет особую важность для компании с точки зрения наличия гарантированных каналов реализации готовой продукции. Развивая этот сектор, ОАО «Лукойл»  преследует цель создания дополнительной стоимости путем продажи своей продукции конечному потребителю по максимально возможной на рынке цене, а также стабилизации денежных потоков. Компания «Лукойл»  занимается оптовой торговлей нефтью, нефтепродуктами, продукцией газо-переработки и нефтехимии, а также розничной торговлей нефтепродуктами и продукцией нефтехимии.

Компания продает основную часть нефти на международном рынке, незначительные объемы реализуются также на внутреннем рынке. Около 65% нефтепродуктов также реализуются за рубежом.

Исходя из данных таблицы №4, за 2009 г. выручка от реализации увеличилась на 19 470 млн. долл. США, или на 34,3%, по сравнению с 2007 г. Выручка от продаж нефти увеличилась на 5 197 млн. долл. США, или на 35,0%, а выручка от продаж нефтепродуктов – на 13 236 млн. долл. США, или на 34,8%. Рост выручки был связан с резким ростом цен на углеводороды по сравнению с девятью 2007 г. Кроме того, укрепление рубля к доллару США также привело к росту в долларовом выражении нашей выручки, номинированной в рублях.

 

Таблица №5 – Продажи по видам продукции компании ОАО «Лукойл»

 

Продажи (млн. долл. США)

2007 год

2008 год

2009 год

Темп роста, %

Нефть

Экспорт и продажи  на международных рынках, кроме стран  СНГ

13 199

16 235

18 628

141

Экспорт и продажи  в странах СНГ

1 189

945

723

60

Продажи на внутреннем рынке

472

611

706

149

Итого

14 860

17 791

20 057

-

Нефтепродукты

Экспорт и реализация на международных рынках

Оптовая реализация

25 905

31 541

36 437

140

Розничная реализация

6 496

6 621

6 962

107

Продажи на внутреннем рынке

 

Оптовая реализация

2 692

3 263

3 937

146

Розничная реализация

2 987

3 782

4 007

134

Итого

38 080

45 207

51 343

-

Продукты нефтехимии

Экспорт и продажи  на международных рынках

432

321

398

92

Продажи на внутреннем рынке

338

469

520

153

Итого

770

790

918

-

Газ и продукция его  переработки

Экспорт и продажи  на международных рынках

792

968

1 137

143

Продажи на внутреннем рынке

367

492

588

160

Итого

1 159

1460

1 725

-

Реализация энергии  и сопутствующих услуг

754

891

1 025

139

Прочие продажи

Экспорт и продажи  на международных рынках

764

726

701

91

Продажи на внутреннем рынке

415

487

503

121

Итого

1 179

1213

1 204

-

Всего продажи

56 802

67 352

76 272

-


 

 

Выручка от продаж нефти  выросла на 35,0%, в основном в результате роста цен реализации. За счет прекращения переработки нефти на сторонних НПЗ в России и Белоруссии высвободился дополнительный ресурс нефти для продажи на внутреннем рынке, в результате объём продаж нефти увеличился на 2,0%.

Реализация нефтепродуктов за 2009 г. от оптовой реализации нефтепродуктов на международных рынках увеличилась на 10 532 млн долл. США, или на 40,7%, по сравнению с 2007 г. в основном за счёт роста средних цен реализации на 32,8%. При этом, несмотря наснижение производства нефтепродуктов на наших заводах в Болгарии и на Украине из-за капитального ремонта, начало переработки нефти на ТРН и расширение торговой деятельности привело к увеличению объёмов оптовых продаж на 5,9%.За 2009 г. реализация нефтепродуктов через нашу розничную сеть за пределами Российской Федерации увеличилась на 466 млн. долл. США, или на 7,2%, по сравнению с 2007 г. Положительный эффект роста средних цен реализации на 20,2% был нивелирован снижением объёмов реализации на 10,8%, что произошло в основном в результате реструктуризации нашей розничной сети в США.

За 2009 г. выручка от оптовых продаж нефтепродуктов в России выросла на 1 245 млн. долл. США, или на 46,2%, по сравнению с 2007 г. в результате увеличения средних цен реализации на 31,2%. В результате снижения экспорта нефтепродуктов объём реализации в России вырос на 840 тыс. т, или на 11,5%. Снижение объёмов переработки на сторонних заводах в России было частично компенсировано увеличением закупок нефтепродуктов, в том числе и у этих НПЗ.

Выручка от розничной  реализации нефтепродуктов в России за 2009 г. увеличилась на 1 020 млн. долл. США, или на 34,1%, по сравнению с 2007 г. в результате роста объёмов продаж (благодаря росту средней реализации через АЗС) и цен реализации. Эта выручка составила 50,4% совокупной выручки от продаж нефтепродуктов в России за 2009 г. (за 2008 г. – 52,6%).

Выручка от продаж продуктов нефтехимии увеличилась за 2009 г. на 148 млн. долл. США, или на 19,2%, по сравнению с 2007 г. Снижение объёмов реализации за рубежом за счёт уменьшения переработки и закупок нефтехимической продукции было частично компенсировано ростом цен реализации. Рост выручки в России произошел благодаря увеличению цен реализации и укреплению рубля к доллару США.

За 2009 г. продажи газа и продукции его переработки увеличились на 566 млн. долл.США, или на 48,8%, по сравнению с 2007 г. Выручка от продаж продукции газопереработки увеличилась на 352 млн. долл. США, или на 50,4%. Это произошло в основном в результате роста цен. Выручка от реализации продукции газопереработки в розницу увеличилась

до 360 млн. долл. США, или на 21,5%, также в результате роста цен. Эта выручка составила 37,6% и 46,9% от всей выручки от реализации продукции газопереработки за 2009 и 2007 гг. соответственно.

Информация о работе Вертикальная интеграция: оценка эффективности и воздействия на структуру отраслевого рынка