Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 12:37, научная работа
История экономики – это история жизни человечества. Это история страха перед природой, история поклонения ее дарам, история борьбы с ней, и, наконец, история ее завоевания. В сущности все, что когда- либо для этой цели делал человек, было направлено на его собственное выживание, а также на освобождение от тесных оков необходимости, которыми он обязан природе сегодня также как и тысячу лет назад.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теория глобального изменения климата
1.1 Зарождение идеи о взаимосвязи климатических изменений и хозяйственной деятельности человека………………………………………..5
1.2 Альтернативный взгляд на теорию изменения климата……………….9
Глава 2. Политика адаптации к изменениям климата
2.1 Международные соглашения…………………………………………….14
2.2 Модели экономического развития, принимаемые в соответствии с международными соглашениями…………………………………………….20
2.3 Экономическая политика ЕС в области адаптации к изменениям климата………………………………………………………………………...26
Глава 3. Деятельность России в процессе адаптации и борьбе с глобальными климатическими изменениями
3.1 Политика России в области адаптации………………………………….30
3.2 Влияние климатических изменений на экономику России…………....36
Заключение……………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………...41
Общий смысл статей 4.2а и 4.2b РКИК предполагал, что промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой (страны Приложения I к Конвенции) к 2000 году возвратят свои уровни выбросов к уровню 1990 года. Однако достаточно неопределенные формулировки этих статей Конвенции вызвали длительные дебаты по вопросу об их адекватности, и в конце концов было признано отсутствие юридически обязывающего характера этого требования Конвенции.
Статьей 4.6 РКИК предусмотрено предоставление странам с переходной экономикой определенной степени гибкости при выполнении их обязательств. Из многочисленных предложений по данному вопросу, выдвигавшихся в ходе переговоров странами с переходной экономикой, в том числе и Россией, гибкость была предоставлена только по выбору базового года (для России — 1990 год) и по срокам представления Национальных сообщений (на год позднее, чем для промышленно развитых стран).
Подтверждение со стороны МГЭИК наличия серьезной угрозы для глобальной климатической системы было признано достаточным основанием для разработки Киотского протокола.
Отличие Киотского протокола от РКИК состоит в юридически обязывающем характере принятых Сторонами обязательств по количественному ограничению или сокращению их национальных выбросов парниковых газов. Для России — это не превысить в 2008–2012 годах уровня выбросов базового 1990 года. Другие страны получили разрешение на различный уровень выбросов парниковых газов. Парниковые газы, регулируемые Киотским протоколом: диоксид углерода (СО2), метан (СН4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF6). После Киото внутри Европейского союза было проведено перераспределение обязательств: так, Германия и Великобритания снизят выбросы на 15 и более процентов, Франция и Финляндия имеют обязательства аналогичные российским, а Португалии, Греции и Ирландии разрешено увеличить выбросы.11
Обязательства на период после 2012 года Киотским протоком не регламентированы и будут определяться дополнительными международными соглашениями (поправками к Приложению Киотского протокола — Статья 3.9 Киотского протокола). При этом если выбросы Стороны Приложения будут ниже, чем предусмотрено ее обязательствами, то эта разница по просьбе этой Стороны переходит на последующие периоды обязательств.
Положения Статьи 2 Киотского протокола носят общий характер и предоставляют Сторонам возможность самостоятельно выбирать и реализовывать тот комплекс политики и мер, который будет в максимальной степени соответствовать национальным обстоятельствам и приоритетам.
Рекомендованные направления политики и мер включают в себя:
- повышение эффективности использования энергии в соответствующих секторах национальной экономики;
-охрана и повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов с учетом своих обязательств по соответствующим международным природоохранным соглашениям; содействие рациональным методам ведения лесного хозяйства, облесению и лесовозобновлению на устойчивой основе;
-поощрение устойчивых форм сельского хозяйства в свете соображений, связанных с изменением климата;
-содействие внедрению, проведение исследовательских работ,
-разработка и более широкое использование новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных экологически безопасных технологий и др.
Киотским протоколом предусмотрены
следующие механизмы его
- совместное выполнение обязательств — любые Стороны, включенные в Приложение I, которые достигли соглашения о совместном выполнении своих обязательств, рассматриваются как выполнившие эти обязательства при условии, что их общие суммарные совокупные антропогенные выбросыпарниковых газов не превышают их установленных количеств (Статья 4). На практике положения Статьи 4 Киотского протокола используются Европейским союзом, перераспределившим после Киото обязательства среди своих стран-членов;
- совместное осуществление проектов — любая Сторона, включенная в Приложение I, может передавать или приобретать единицы сокращения выбросов, полученные в результате осуществления проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов парниковых газов или на увеличение их поглощения в любом секторе экономики (Статья 6);
- механизм чистого развития — Стороны Приложения I могут использовать для целей выполнения своих обязательств сертифицированные сокращения выбросов, полученные в результате осуществления проектов на территории стран, не входящих в Приложение I, — в развивающихся странах (Статья 12); торговля квотами на выбросы парниковых газов
- Стороны, включенные в Приложение Киотского протокола, могут участвовать в торговле выбросами для целей выполнения своих обязательств (статья 17).12
Таким образом, Рамочная конвенция
ООН и Киотский протокол являются
важнейшими международными соглашениями,
ознаменовавшими эпоху
2.2 Модели экономического развития, принимаемые в соответствии с международными соглашениями
Изменение климата традиционно рассматривается в экономическом анализе как пример «трагедии ресурсов общего пользования» (tragedy of the commons) – термин, который еще в 1968 г. ввел в активную научную дискуссию профессор биологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Гаррет Хардин. В одноименной статье он описал ситуацию, при которой пастухи, имеющие доступ к пастбищу ограниченной емкости, в погоне за личной выгодой, то есть в четком соответствии с неоклассическими установками, увеличивают выпас скота, что приводит к разрушению пастбища. Иными словами, в отношении ресурсов общего пользования конфликт между личными интересами экономических агентов и общественными интересами решается в пользу первых и неизбежно влечет за собой истощение ресурса.
Климатическая система в контексте глобального изменения климата также становится ресурсом общего пользования. Страны (аналогичные индивидам в ситуации с пастбищем Хардина), следуя своим эгоистическим интересам, осуществляют эмиссию парниковых газов, что пагубно сказывается на самом ресурсе.
К описанной трагедии есть два классических подхода. Один из них связан со спецификацией прав собственности на ресурс – например, разделением пастбища на части, которые затем предоставляются в собственность конкретным пастухам. Другой подход предусматривает введение штрафов или налогов за выпас избыточного количества скота. Оба решения предполагают существование института, отстаивающего приоритет общественных интересов над частными и обладающего для этого достаточной легитимностью. Таким институтом в случае пастбища является община или государство, а в случае климатических изменений – международное соглашение, обязательное для исполнения всеми его участниками.13
Многие страны и регионы уже осознали необходимость пересмотра своего отношения к окружающей среде и ее ресурсам и принимают меры. ЕС, Калифорния и Китай осуществляют наиболее амбициозную политику в области снижения выбросов парниковых газов.
Рассмотрим политику КНР в области противодействия изменениям климата.
С одной стороны, прошло уже более 30 лет с момента, когда был взят курс Китая на реформы и открытую политику. За это время страна добилась впечатляющих экономических успехов, на которые некоторые западные страны потратили более 100 лет. С другой стороны, экологические проблемы, с которыми Европа столкнулась за последние 100 лет, стали актуальны для Китая в последние 30 лет.
Экологическая политика Китая,
так или иначе, является сферой интереса
и предметом пристального наблюдения
со стороны не только самого Китая,
но и всего мира. Это ясно продемонстрировали
политические торги в связи с
Олимпийскими играми в Пекине в 2008 г.
Мировое потепление климата находится
в фокусе мирового сообщества, в
связи с чем, по мнению китайских
специалистов, подогревается так
называемая теория китайской угрозы
окружающей среде. Она заключается
в том, что Китай является и
останется основным источников парникового
эффекта на нашей планете. В связи
с этим Китай должен взять на себя
обязательство сократить
За последние 30 лет Китай
активно вовлекался в международный
процесс защиты окружающей среды. За
это время лидеры КНР демонстрировали
свою озабоченность влиянием экономики
Китая на мировые экологические
процессы и ролью Китая в мировом
сообществе. КНР взяла на себя обязательства
в рамках более 30 международных конвенций
и выполнил уже многие из них. Международные
организации, такие как WWF — Мировой
фонд дикой природы, расширяют свою
деятельность в Китае в результате
внимания и собственных усилий со
стороны КНР. Способность Китая
реализовывать экологические
Китай отказался подписать
договор, устанавливающий ограничения
на выбросы в атмосферу в рамках
Конвенции ООН по изменению климата
в 1997 г. в Киото. КНР заявила, что
этот договор затормозит развитие его
национальной экономики. Также китайская
делегация заявила, что борьба с
бедностью и экономическое
Однако сегодня Китай принял много мер для введения нового пути развития. Ныне тема о климатическом изменении уже включена в программу развития государственного уровня. вместе с тем, правительство разработало важные цели и политики в целях сокращения объема расходования углекислого топлива и расширения использования низкоуглеродной энергетики. Китай старательно регулирует экономическую структуру, развивает экологическую экономику, сохраняет гибкость экономической системы. Китайское правительство разработало цель сокращения выбросов и готово к 2020 году на 40-45% снизить выбросы углекислого газа по сравнению с объемом выбросов в 2005 году. В ноябре 2011 года китайское правительство утвердило механизм по экспериментальному приобретению квот на выбросы парниковых газов в семи провинциях страны, которые затрагивают 200 млн.человек. Данный механизм, скорее всего, в 2015 году будет расширен на весь Китай и сыграет важную роль.14
Китай также разработал подробные
цели по энергосбережению, развертывает
руководящую роль в отраслях возобновляемой
энергетики в мире. Как крупнейший
производитель турбин для выработки
электроэнергии на ветряной энергии
и панелей для выработки
Наряду с собственным
развитием Китай вносит вклады путем
сокращения выбросов парниковых газов.
В помощь неразвитым странам в
борьбе с климатическими изменениями
и в повышении адаптационной
способности международное
Хотя США не являются участниками Киотского протокола, их опыт представляется определенный интерес, в том числе с позиции предпринятых американским правительством, особенно в последние годы, ряда мер законодательного характера, а также осуществления представителями бизнеса, совместно с некоммерческими организациями (как государственными, так и негосударственными), ряда добровольных инициатив, включая- учреждение Чикагской Климатической Биржи. Опыт США представляет несомненный интерес и в части обобщения стратегий бизнеса в области климатических изменений, которые вынужденно вырабатываются в условиях неопределенной институциональной среды, при недостаточной проработке механизмов реализации общегосударственной политики в области климата. В этих условиях в США (в отличие от ЕС) многие компании промышленного сектора вынуждены формулировать свои стратегические решения без ориентации на сложившийся институциональный механизм.16
На Аляске небольшая группа иннуитов численностью в 400 человек подала иск в суд на промышленные компании – эмитенты углекислого газа. Община недавно возобновила свой иск против более чем 20 крупнейших нефтегазовых монополий мира, включая Эксон-Мобил, ВР и Шелл. Жители села Кивалина пытаются оценить ущерб своей собственности, который, по их убеждению, был нанесен вкладом этих компаний в процесс глобального потепления. Этот иск возобновил общественный интерес к гражданским и правовым аспектам процесса изменения климата.
Юристы, представляющие интересы общины, подали иск в Сан -Франциско с целью отменить судебное решение 2009 года, отклонившее прежний иск. В основном новый этап дебатов сосредоточен вокруг главного вопроса: в какой мере эмиссии парниковых газов, создаваемые компаниями-ответчиками во всем мире могут быть юридически увязаны с конкретным ущербом в определенной части планеты. Судьи, в частности, задавались вопросом – может ли таким образом любой водитель автомобиля, вносящий свою долю в глобальную эмиссию, считаться таким же ответчиком.17
В штате Калифорния в 2006 году был принят закон о решении проблемы глобального потепления. В соответствии с этим законом была учреждена комплексная программа по сокращению выбросов парниковых газов из всех источников на территории штата. Закон, известный под названием AB32, предусматривает сокращение выбросов в Калифорнии до уровня 1990 года к 2020 году, причем обязательные “потолки” начинают действовать в 2012 году.
Многие штаты выработали климатические планы действий, предусматривающие конкретные цели по сокращению выбросов парниковых газов. Они также установили стандарты возобновляемых портфелей, обязывающие производителей энергии генерировать определенную часть своей энергии из чистых источников, и приняли законы, учитывающие транспортные, энергетические и другие связанные с климатом потребности.
В своей совокупности эти усилия оказывают значительное воздействие на американские выбросы парниковых газов и помогают Соединенным Штатам идти к добровольной цели, объявленной президентом Обамой в 2010 году на климатическом саммите в Копенгагене: 17-процентное сокращение по сравнению с уровнем 2005 года к 2020 году. Фактически выбросы в США уменьшаются с 2007 года – главным образом вследствие экономической рецессии. Но в будущем эти выбросы, как ожидается, будут расти гораздо медленнее, чем в последние десятилетия, благодаря нынешним инвестициям в возобновляемые и чистые технологии и альтернативные виды топлива, считает Министерство энергетики США.18
С четвёртой попытки в Австралийском Парламенте утверждён закон о контроле над объёмом выбросов углерода в окружающую среду - Clean Energy Future Package. Принятый в июле 2012 года документ ставит перед собой цель сократить национальные выбросы на 5% к 2020 году и на 80% к 2050 году. Также он устанавливает налог на выбросы углерода для 300 крупнейших предприятий страны, создаёт стимулы для развития возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности. Аналитики предсказывают, что аналогичный пакет законов вступит в силу в Калифорнии с 1 января 2013 года. 19