Влияние изменений климата на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 12:37, научная работа

Описание работы

История экономики – это история жизни человечества. Это история страха перед природой, история поклонения ее дарам, история борьбы с ней, и, наконец, история ее завоевания. В сущности все, что когда- либо для этой цели делал человек, было направлено на его собственное выживание, а также на освобождение от тесных оков необходимости, которыми он обязан природе сегодня также как и тысячу лет назад.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теория глобального изменения климата
1.1 Зарождение идеи о взаимосвязи климатических изменений и хозяйственной деятельности человека………………………………………..5
1.2 Альтернативный взгляд на теорию изменения климата……………….9
Глава 2. Политика адаптации к изменениям климата
2.1 Международные соглашения…………………………………………….14
2.2 Модели экономического развития, принимаемые в соответствии с международными соглашениями…………………………………………….20
2.3 Экономическая политика ЕС в области адаптации к изменениям климата………………………………………………………………………...26
Глава 3. Деятельность России в процессе адаптации и борьбе с глобальными климатическими изменениями
3.1 Политика России в области адаптации………………………………….30
3.2 Влияние климатических изменений на экономику России…………....36
Заключение……………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Изменение климата в экономике. Научная работа.окончательный вариант.docx

— 100.32 Кб (Скачать файл)

Планирование мер адаптации  к изменениям климата ставит государства перед лицом серьёзных трудностей. Климатические изменения могут заметно сказаться на производстве гидроэлектроэнергии во многих странах. Реагирование на изменения климата потребует интеграции адаптационных мер со всеми элементами политики развития экономики и борьбы с бедностью. Однако возможности планирования и реализации политики адаптации ограничены многими факторами, такими, как информация, инфраструктура, социальное страхование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Экономическая  политика ЕС в области адаптации  к изменениям климата

Многие развитые страны провели  детальные исследования последствий  изменений климата. Некоторые государства  переходят к осуществлению стратегий  адаптации к изменениям климата. Такие европейские страны, как  Франция, Германия и Великобритания, создали национальные институциональные  структуры для планирования мер  адаптации. По вполне обоснованным причинам Европейская комиссия призвала членов союза включить меры по адаптации  к изменениям климата в программы  по развитию инфраструктуры. При строительстве  объектов инфраструктуры со сроком действия 80–100 лет (например, мостов, портов и  скоростных дорог) необходимо учитывать  потенциальные изменения климатических  условий. Такие отрасли, как сельское хозяйство и лесная промышленность, гораздо раньше столкнутся с последствиями  изменений климата, чем общество в целом.

В богатых странах меры по защите от изменений климата не слишком различаются. Несмотря на расхождения  в данных, в целом основной метод  борьбы с климатическими изменениями  – инвестирование в разработку и  осуществление предупредительных  мер. Вот несколько примеров:

• Нидерланды. Плотно населенной, расположенной на низинных землях стране, четверть территории которой находится  ниже уровня моря, приходится противостоять  серьезным рискам, связанными с изменениями  климата. Для борьбы с ними создана  разветвленная система каналов, насосных станций и дамб. Дамбы  строятся с целью противостояния погодным явлениям, которые могут  произойти лишь раз в 10 тыс. лет. Не только море может представлять угрозу. Река Рейн, образующая обширное устье  при впадении в Маас, создает постоянную угрозу наводнения. Планирование мер  адаптации в Нидерландах рассматривается  как вопрос национальной безопасности, учитывая рост уровня моря, все более  разрушительные шторма и прогнозы климатических  моделей, согласно которым количество осадков может возрасти примерно на 25%. Детальная схема адаптации  содержится в плане государственной  политики, разработанном 2000 г., под названием  «Пространство для реки». Эта  схема включает более строгий  контроль за населенными пунктами, «Стратегии водосбора», реализуемые  региональными властями в целях  создания водохранилищ для аккумулирования  паводка, и бюджет размером 3 млрд долл. США, направленный на инвестиции в защиту от наводнений. Политика должна защитить жителей Нидерландов от стока вод Рейна, объем которого к 2015 г. может достичь 18 тыс. куб. м, что на 50% выше, чем самый высокий показатель, зарегистрированный к настоящему времени. 20

• Великобритания. «Программа противодействия климатическим  осложнениям» (UKCIP) содержит детальные  региональные и секторальные исследования по проблемам адаптации к изменениям климата. В свете оценок рисков, связанных  с повышением уровня моря и увеличением  количества атмосферных осадков, разрабатываются  стратегии управления наводнениями. Как ожидается, прогнозируемые изменения  характера климата, штормовых явлений  и количества осадков повысят  риск наводнений. В отличие от Нидерландов, в Великобритании системы защиты от наводнений разрабатываются для  противодействия очень сильным  наводнениям, ожидаемым раз в 100–200 лет. Ввиду перспективы роста  уровня моря и увеличения количества штормов и осадков стратегии  защиты от наводнений подвергаются пересмотру.

Также Великобритания выступает  активным участником международной  инициативы повсеместного распространения  источников «зеленой энергии». До 2010 года в Великобритании оперировала система квот (ROC – Renewable Obligation Certificate), согласно которой часть поставляемого энергетическими компаниями электричества должна быть «зеленой». Данная система была введена в 2002 году, но показала себя малоэффективной ввиду наличия бюрократических проволочек в процессе согласования проектов с населением, что могло затянуть начало строительства объектов на несколько лет.

В 2010 году для некоторых  видов возобновляемой энергии были введены «зеленые» тарифы, что  немедленно оживило рынок. Например, тарифы на солнечную энергию привели  к буму на рынке солнечных батарей  и услуг по их установке, несмотря на то, что Великобританию нельзя назвать самой солнечной страной в Европе.

Море – один из самых  значительных источников возобновляемой энергии в Великобритании. Развитие шельфовой ветроэнергетики, а также  технологии по энергии волн, приливов и отливов – именно на эти направления  альтернативной энергетики делает ставку правительство страны. В долгосрочной перспективе программа включает в себя создание новых рабочих мест в стране и экспорт технологий и ноу-хау.

• Германия. Немецкий закон о возобновляемых источниках энергии, введенный в действие в 2000 году, придал необходимый импульс развитию альтернативной энергетики не только в Европе, но и по всему миру. Основной механизм закона – «зеленые» тарифы, дифференцированные по технологиям и уменьшающиеся с течением времени. Закон выступает в качестве инструмента для реализации амбициозных целей, направленных на повышение:

- доли возобновляемого электричества до 35% к 2020 году и 80% к 2050 году;

- доли возобновляемой первичной энергии до 18% к 2020 году, до 30% к 2030 году и до 60% к 2050 году;

- энергоэффективности с тем, чтобы к 2050 году потреблять не более 50% от показателей 2008 года.

Германия комплексно подошла  к решению проблемы, максимально  упростив решение административных и юридических вопросов, таких  как получение разрешения на присоединение  к сетям, согласие экологов и органов  местного самоуправления и т.д. В  результате в 2010 году она занимала 1-е  место по вводу мощностей солнечной  и 3-е место – по ветряной энергии  в мире. Развитие альтернативной энергетики способствовало появлению новых рабочих мест, стимулировало экономическое развитие страны и закрепило лидерство немецких компаний в динамично развивающейся индустрии «зеленых» инноваций.21

Эти примеры показывают, что политики развитых стран не считают  неопределенность изменений климата  причиной для промедления в осуществлении  мер по адаптации. Государственные  капиталовложения сегодня рассматриваются  как метод страхования от будущих  расходов. В Великобритании правительственные  организации подсчитали, что каждый долл. США, вложенный в средства защиты от наводнений, экономит около 5 долл. ущерба от наводнений. Отдача в результате заблаговременного инвестирования в разработку мер адаптации к изменениям климата, скорее всего, будет увеличиваться по мере усиления негативных последствий климатических изменений. По подсчетам Европейской комиссии, ущерб, понесенный в результате повышения уровня моря к 2020 г., будет почти в четыре раза больше, чем в случае принятия превентивных мер. К 2080-м гг. издержки на устранение негативных последствий изменений климата будут в восемь раз больше. Более того, расходы на подобные меры защиты составляют лишь малую часть тех потерь, которых можно избежать.

Помимо прочего, предлагаются инициативы по расширению механизмов резервирования и взаимопомощи. Европейская  комиссия призывает страны ЕС поддерживать солидарность в энергетической политике, как необходимый принцип успешной реализации поставленных задач. Однако не все члены Евросоюза едины  в подходах к энергетической политике. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Эстония  и Литва не готовы выполнять предписания  по сокращению выбросов углекислого газа. Новички европейского объединения пришли к выводу, что установленные для них исполнительным органом Союза нормы слишком жестки, и их соблюдение нанесет ущерб развитию национальной экономики. Более того государства Восточной Европы, в частности Польша и Эстония, препятствуют реализации масштабных проектов по диверсификации поставок как строительство Северо-европейского газопровода.

Среди других инициатив в  энергетике стоит отметить повышение  уровня энергоэффективности и снизить уровень энергопотребления на 13 % к 2020 году и довести долю возобновляемых источников энергии до 20 % с нынешних 7 %, уменьшить выбросы углекислого газа на 20 %. Европейский союз в ближайшем будущем собирается резко увеличить производство атомной энергии, обделённой вниманием в недавнем прошлом. В отдалённой перспективе Европейский союз предполагает перейти на стандарты «водородной экономики», основанной на принципах нецентрализованного распределения энергии, похожими на принципы распространения информации в современном обществе, когда каждый человек посредством Интернета может сам создавать информацию доступную миллионам22

 

 

Глава 3. Деятельность России в процессе адаптации и борьбе с глобальными климатическими изменениями

3.1 Политика России в области адаптации

В Российской Федерации адаптация  к климатическим изменениям рассматривается  как один из ключевых элементов будущей  климатической политики. Однако в  отличие от других стран мира, где  адаптационные стратегии уже  давно разрабатываются и внедряются, Россия делает пока только первые шаги в этом направлении.

Причин, объясняющих поздний  старт в адаптационном процессе много: это и необходимость решения  более актуальных экономических  и социальных вопросов, общий "климатический  скепсис" властей и широкой  общественности, перекос внимания в  сторону торговли квотами и участия  России в проектах совместного осуществления  и др. Определенную роль сыграли  также дискуссии о положительном  влиянии изменений климата для  России (новые возможности для  развития Северного морского пути, сельского хозяйства, сокращение расходов на отопление), которые затеняют выводы ученых об отрицательных последствиях. Однако отрицательные проявления изменения  климата наблюдаются во все регионах страны и, зачастую, перевешивают эффект от положительных.

В последнее время Правительство  России уделяет все больше внимания вопросам адаптации к изменению  климата (в определенной степени  даже большее, чем мерам по снижению выбросов парниковых газов).

В 2009 г.  была принята климатическая доктрина Российской Федерации, в соответствии с которой, основными задачами политики в области климата РФ являются:

- укрепление и развитие информационной и научной основы политики в области климата, включая усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего максимальную полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, его происходящих и будущих изменениях и об их последствиях;

- разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;

- разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;

- участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.23

Ранее, Россией был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43-я Сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.).

Также важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро (1992) содержались в послании Президента России. Решения Конференции были одобрены в России и нашли отражение в Концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. Россия уделяет большое внимание и организации международного партнерства по решению проблем такого перехода.

В настоящее время в  столице Катара проходит конференция  ООН по проблеме изменения климата, встреча министров в ее рамках открылась 4 декабря 2012 года. Главными темами двухнедельных переговоров, которые начались 26 ноября, станут условия второго периода обязательств по Киотскому протоколу и механизмы привлечения средств в Зеленый климатический фонд.

Диапазон обязательств от 15% до 25% в зависимости от ситуации на международных переговорах по климату Россия заявила в Копенгагенском соглашении 2009 года. Премьер-министр  Дмитрий Медведев на конференции  ООН по устойчивому развитию в  Рио-де-Жанейро в июне 2012 года подтвердил, что к 2020 году Россия снизит выбросы  парниковых газов на 25% к уровню 1990 года.

Представители Минэкономразвития  РФ ранее заявляли, что в правительстве  идут дискуссии по возможным мерам  реализации указа. Рассматривались  варианты "радикальных" мер в  виде ограничений для конкретных предприятий и создания системы торговли выбросами парниковых газов.

Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 "О  некоторых мерах по повышению  энергетической и экологической  эффективности российской экономики" поставлена задача снижения к 2020 году энергоёмкости ВВП Российской Федерации  не менее чем на 40% по сравнению  с 2007 годом, а также обеспечение  рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.

 В 2009 году были разработаны шесть инициатив: «Считай, экономь и плати», «Новый свет», «Энергоэффективный город», «Энергоэффективная социальная сфера» и «Малая комплексная энергетика», в рамках которых были проведены пилотные проекты для отработки методологии, технических решений, организационных схем, типовых договоров и финансовых моделей.

Применения на практике опыта, приобретенного в рамках пилотных проектов, к сожалению, не произошло по ряду причин, среди которых: недостаток финансирования, координации, организации, мотивации, отсутствие опыта привлечения к  проектам независимых финансовых институтов и низкая экологическая культура населения.

Для решения этих проблем  было создано Российское энергетическое агентство, целью которого является всесторонняя поддержка и координация  региональных усилий по практической реализации закона об энергоэффективности. Для преодоления проблем с финансированием проектов по повышению энергоэффективности планируется создать федеральную энергосервисную компанию, которая финансово поддержит проекты по энергосбережению.24

Информация о работе Влияние изменений климата на экономику