Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 19:03, курсовая работа
В курсовой работе в зависимости от форм международного бизнеса: экспорта, импорта, производства или приобретения ресурсов – ставятся цели, способствующие решению следующих задач:
• разработке мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка;
• стимулированию роста объема внешней торговли, изменению структуры и направлений движения товарных потоков;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные формы организации международного бизнеса 6
1.1. Формирование новой мировой рыночной системы 6
1.2.Уровни и формы международного бизнеса 9
2. Создание условий для эффективного международного бизнеса 25
3. Анализ влияния международного сотрудничества отечественных предприятий со странами СНГ и дальнего зарубежья (на примере) на национальную экономику 29
4. Предложения по развитию международного бизнеса в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
В качестве особенностей ассоциаций можно назвать следующие:
это самая “мягкая” форма интеграции компаний;
ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;
возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера;
члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;
ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;
члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;
члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
В соответствии с белорусским законодательством коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Стратегический альянс. Стратегический альянс (Strategic Alliance) – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.
Стратегия прямых инвестиций в сферу НИОКР зарубежных стран расширяет возможности ТНК по мобилизации человеческого капитала – привлечению к работе лучших специалистов из других государств и регионов. Она обеспечивает доступ к новейшим научно-техническим разработкам всего мира, однако имеет один весьма существенный недостаток. Это – необходимость последовательного увеличения или, по меньшей мере, поддержания достигнутого уровня затрат на НИОКР, невзирая на периодически изменяющуюся конъюнктуру рынка и экономические кризисы.
Бремя расходов на НИОКР становится все более тяжелой ношей даже для крупнейших транснациональных корпораций. Тем более что подобные исследования не всегда приводят к ожидаемым коммерческим результатам ввиду высокой степени сопутствующих рисков и, нередко, из-за непредсказуемости конечных результатов. Однако промышленные компании ясно сознают, что отказ от проведения НИОКР был бы чреват в современных условиях куда большими потерями.
Поэтому возникла потребность в возможно более полном разделении затрат на получение нового научного знания и освоение новых передовых технологий. Учитывая фактор конкуренции, сделать это проще всего в пределах неформально складывающихся олигополистических группировок, имеющих общие экономические интересы.
В теоретическом плане этот подход стимулировал развитие концепции национальных и международных стратегических альянсов, которые понимаются как такая форма организации научно-технической кооперации между промышленными компаниями разных стран, при которой все участвующие партнеры отвечают следующим основным требованиям:
1) вносят свой вклад в получение новых научных и технологических знаний в рамках выбранной для сотрудничества области или осуществляют обмен уже имеющимися у них технологиями;
2) разделяют между собой все выгоды от подобного сотрудничества и пользуются правом контроля за его осуществлением;
3) сохраняют при этом свою полную самостоятельность и независимость, получая от партнеров по стратегическим технологическим альянсам только то, в чем испытывают актуальную потребность.
В широком смысле к международным стратегическим альянсам (МСА) относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР), развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах с созданием новой организации (например, совместные предприятия) и без образования новой организации (обмен акциями, приобретение доли участия).
В стратегических альянсах существует ряд особенностей:
это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем;
этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;
в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например, Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и Philips, объединившие свои усилия в области видеозаписи, или Honda и Rover в мобильной связи);
в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;
стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;
альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;
компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;
стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;
альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;
альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга;
это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок.
В стратегических альянсах так же можно выделить четыре разновидности:
альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;
стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);
консорциумы для реализации инвестиционных проектов;
альянсы со слабой кооперацией.
Цели, ради которых компании вступают в стратегические альянсы, существенно различаются. Это можно посмотреть на примере:
Компания General Motors использовала союзы для преобразования своего бизнеса. Она создала обширную сеть связей с автомобильными компаниями и поставщиками в Европе и Азии, а также в Северной Америке. Некоторые альянсы должны были улучшить продвижение продукции на зарубежный рынок, другие предполагали обмен технологиями, третьи призваны были обновить ассортимент General Motors, четвертые – изучить производственные методы и т.п.
Исторически компании развитых стран, ориентированные на экспорт, искали возможности альянса с компаниями менее развитых стран, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию – такие соглашения часто были необходимы для получения доступа на рынки менее развитых стран. В последнее время ведущие компании из разных частей света создавали стратегические альянсы для усиления своих совместных возможностей по обслуживанию целых континентов и продвижению к еще большей вовлеченности в деятельность на мировом рынке. Как японские, так и американские компании создавали альянсы для укрепления своей конкурентоспособности на рынке стран Европейского Союза и освоения открывающихся рынков восточноевропейских стран.
К середине 90-х годов насчитывалось более 10000 международных стратегических альянсов. Более четверти из них было связано с микроэлектроникой, вычислительной техникой, автоматизацией промышленного производства и технологиями телекоммуникаций. Альянсы активно используются также в области биотехнологии и новых материалов. В страновом контексте преобладают стратегические альянсы между партнерами из США и стран Западной Европы.
Согласно недавней оценке Дж.Харбирсона, консультанта фирмы “Буз, Аллен энд Хэмилтон”, на долю альянсов в настоящее время приходится 18% всех доходов крупнейших американских компаний. Только за последние три года во всем мире сформировалось около 32 тысяч альянсов различного вида, три четверти из которых были международными. О том, в какой степени этот процесс затрагивает Россию, будет немного подробнее сказано далее.
В заключение представим результаты сравнительного анализа организационных форм интеграции компаний в виде табл.1.1 и 1.2.
Таблица 1.1
Сравнительный анализ интеграции сфер хозяйственной деятельности
при различных формах объединения компаний
Сферы | Kонцерн | Kонгло-мерат | Kонсор-циум | Синдикат | Ассоци-ация | Трест |
Производство | + | – | – | – | – | + |
Маркетинг, сбыт | + | – | – | + | – | + |
Финансы | + | + | – | – | – | + |
Учет | + | + | – | – | – | + |
Бизнес-планирование | + | + | + | + | – | + |
Условные обозначения: (+) – централизация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний; (-) – децентрализация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний.
Таблица 1.2
Сравнительная характеристика
основных организационных форм интеграции компаний
Отличительные признаки | Kонцерн | Kонгло-мерат | Kон-сорциум | Kартель | Синдикат | Пул | Трест | Стратег. | Ассо-циация |
1. Степень юридической самостоятельности объединяемых компаний: | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
2. Наличие производственной общности объединяемых компаний: | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
3. Степень объединения хозяйственной деятельности: | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Информация о работе Влияние международного бизнеса на национальную экономику