Влияние международного бизнеса на национальную экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе в зависимости от форм международного бизнеса: экспорта, импорта, производства или приобретения ресурсов – ставятся цели, способствующие решению следующих задач:
• разработке мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка;
• стимулированию роста объема внешней торговли, изменению структуры и направлений движения товарных потоков;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные формы организации международного бизнеса 6
1.1. Формирование новой мировой рыночной системы 6
1.2.Уровни и формы международного бизнеса 9
2. Создание условий для эффективного международного бизнеса 25
3. Анализ влияния международного сотрудничества отечественных предприятий со странами СНГ и дальнего зарубежья (на примере) на национальную экономику 29
4. Предложения по развитию международного бизнеса в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Файлы: 1 файл

Окунь_Влияние международного бизнеса на национальную экономику.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

 

 


4. Предложения по развитию международного бизнеса
в Республике Беларусь

 

Реальное и практическое интегрирование возможно лишь при наличии 3 основных условий.

Во-первых, нужен достаточно высокий уровень развития промышленности, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и необходимо лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли. Что же касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы. Им почти нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-за отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем, какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянных финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как правительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к другу.

Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели.

В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессом лишь при наличии в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения. В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика остаются спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со стороны других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытие таможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономической политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования мероприятий такой политики.

Предложения по развитию международного бизнеса предполагает наличие определенных предпосылок.

Во-первых, интегрирующиеся фирмы, страны должны обладать примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики. Их хозяйственные механизмы должны быть совместимыми. Как правило, интеграция является наиболее прочной и эффективной, если интегрируются развитые страны.

Во-вторых, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений. Обычно объединяются страны, находящиеся на одном континенте в непосредственной географической бли­зости, которым легче решать транспортные, языковые и другие про­блемы.

В-третьих, наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран (их отсутствие – одна из причин низкой эф­фективности интеграции в Африке, в арабском мире).

В-четвертых, общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед странами того или иного региона.

В-пятых, политическая воля государств, наличие стран – лидеров интеграции.

В-шестых, так называемый «демонстрационный «эффект». Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других предприятий появляется желание вступить в эту организацию. [19]

Но для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.

Другой путь повышения эффективности инновационной деятельности –

–      развитие межфирменных связей, среди которых выделяются такие основные формы межфирменного сотрудничества, как соглашения о сотрудничестве по отдельным аспектам деятельности; создание совместных предприятий;

–      соглашения о поглощениях новаторских мелких фирм крупными компаниями с целью приобретения новых технологий; установление подрядных отношений (на основе долгосрочных договоров) между поставщиками материалов и комплектующих изделий и их потребителями, которые на практике реализуются в форме научно-технического альянса, консорциума, совместных предприятий, финансово-промышленных групп.

Одним из перспективных направлений развития межфирменного сотрудничества предприятий, задействованных в процессе разработки, производства, реализации и потребления товара, является создание предпринимательских сетей. В то же время, развитие сетевых телекоммуникационных технологий создает предпосылки для более широкого использования предпринимательских сетей при управлении инновациями, в том числе на уровне отдельных этапов инновационного процесса [3, 4].

Учитывая сказанное, под инновационной предпринимательской сетью (ИПС) следует понимать построенное по сетевому принципу образование хозяйствующих субъектов, задействованных в процессе разработки, производства, реализации и потребления товара, позволяющее организовать эффективный инновационный процесс на основе рационального использования инновационных возможностей всех агентов сети и обеспечения многосвязанного информационного телекоммуникационного обмена между ними.

В условиях проведения экономической реформы, ориентированной на развитие глубоких рыночных отношений, в нашей стране возникли различные виды собственности: частная, реальная кооперативная, акционерные предприятия, товарищества, арендные предприятия, муниципальные формы собственности и др. Среди них определенное место заняли и совместные предприятия (СП), призванные способствовать развитию отечественной экономики.

СП – относительно новая организационно-социальная форма международного предпринимательства. Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования СП, так и за рубежом. Поэтому одним из предложений по международному сотрудничеству отечественных предприятий с другими фирмами можно назвать (рекомендовать) – создание совместных предприятий.

Распространение совместных предприятий поставило вопрос об установлении их социальной сущности. Нет никаких трудностей в решении этого вопроса в том случае, когда в совместном предприятии объединяются материальные и финансовые средства однородных по своему социальному статусу собственников. Однако когда в СП вкладываются средства разных собственников, то в этом случае в нем действуют две разные по своему содержанию формы собственности, происходит их объединение и образование на этой базе совместной формы собственности, совладельцы которой, однако, сохраняют свои права как на внесенную ими часть материальных и финансовых средств в общий котел, так и на соответствующую этой доле часть доходов от реализации произведенных товаров и услуг. Следовательно, совместный характер собственности и является одной из характерных черт СП:

-          совместные предприятия представляют собой специфический вид собственности, возникающий в ходе развития международного экономического сотрудничества.

Развитие международных экономических отношений посредством организации международной кооперации производства, в том числе и через совместные предприятия в последнее десятилетие приобретает все большее распространение. Одним из обстоятельств, побуждающих к этому, является невозможность решить все проблемы участия страны в международных экономических отношениях путем развития МРТ (международное разделение труда).

Способы продвижения белорусского бизнеса на зарубежные рынки

1. экспорт сырья

2. возврат старых рынков (специфика технической базы; психология).

3. использование нереализованных технологий

4. соразмерный экспорт

5. встраивание в зарубежные технологические цепочки

6. использование национальных преимуществ

7. использование государственных возможностей.

В частности, можно внести следующие предложения для отечественных предприятий:

-          по автомобилестроению: внедрение новых технологий и услуг в данной отрасли; аренда новой уникальной техники; подготовка управленческих, торговых и инженерных кадров;

-          по лесной промышленности и лесопереработке: снижение рисков и негативных влияний посредством государственной поддержки этой отрасли, в том числе предоставлением отсрочек бюджетных платежей; создание белорусско-американских совместных предприятий;

-          по транспорту: развитие транспортный инфраструктуры для сельских областей РБ, усовершенствование системы железнодорожного транспорта; создание СЭЗ (зон – “инкубаторов”) для административной и оперативной поддержки белорусских и зарубежных компаний;

-          по пищевой промышленности: стандартизация и сертификация товаров для улучшения торгового обмена в странах; развитие на этой основе системы розничной и оптовой торговли; обмен технологиями в пищевой промышленности.

Также экономическое образование – основа эффективных международных интеграционных процессов.

 Но для успешной реализации эффективных международных процессов необходимо создать кадровый потенциал, способный решать стоящие перед страной задачи в области экономики и управления международными деловыми процессами. Этим требованиям должны в первую очередь отвечать управленческие кадры, которые, ориентируясь на теорию и практику современного менеджмента и предлагая новые принципы и методы руководства предприятиями и другими социально-экономическими образованиями, могут не только не упустить положительный отечественный опыт, но и обеспечить необходимое предприимчивое и инновационное руководство экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами в рыночной экономике. Это особенно важно учитывать при подготовке экономических кадров областей, для которой характерна наиболее острая картина всех финансовых, производственных и социальных проблем, вызванных общей ситуацией в стране.

В условиях глобализации бизнеса особую роль приобретает международное сотрудничество в области подготовки управленческих кадров с учетом развития интеграционных экономических процессов в сопредельных территориях различных стран и обеспечения устойчивого партнерства. Система подготовки управленческих кадров должна способствовать обеспечению эффективности системы управления. Решение данной задачи происходит посредством формирования коллектива единомышленников в области стратегии развития и использования имеющихся ресурсов.

В республиканской системе подготовки кадров поставлена задача найти реальные возможности для выхода из этой изоляции. т.е. способствовать повышению качества подготовки специалистов, формировать конкурентоспособность их профессионализма на международном уровне и способность работать в условиях рынка.

Унификация экономического образования, которая достигается в рамках международного сотрудничества, будет способствовать дальнейшему росту международному межфирменному сотрудничеству нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В системе рыночных международных экономических отношений возникает ряд объективных предпосылок перехода к более высокому их этапу – меж­дународному бизнесу. Они формируются как на микро­уровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство, регион, группа стран). Очевидные реальные стимулы для предприятия – увеличение объема продаж, снижение себестоимости продукции, позиционирование на рынке, пролонгация наиболее эффективных фаз жиз­ненного цикла товара. Результативность деятельности на микроуровне в условиях, когда масштабные, устойчивые связи между субъектами рынка, определяющую часть ко­торых представляют предприятия и фирмы, очень связана с преодолением негативных факторов МЭО – территори­альной удаленности, меньшей мобильности факторов производства и ресурсов, национальных барьеров, тамо­женных и валютных препятствий.

Объективно возникают два пути:

• создание и развитие транснациональных фирм, которые позволят обойти многие трудности (транс­фертные поставки, цены, благоприятные условия вос­производства, лучший учет рыночной ситуации, прило­жение прибыли и т.д.);

• межгосударственные согласованные меры по це­ленаправленному формированию мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного, психологического и политического) пространства в крупных регионах мира.

Сочетание этих двух направлений и обеспечиваете переход к более высокой, эффективной и перспективной ступени мирохозяйственных отношений – международному бизнесу.

С экономических позиций объективный фактор хозяйственной международной интеграции – обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов (естественных и обретенных). Предпочтения здесь не заданы: характер, и роль приоритетных ресурсных факторов закономерно изменяются.

Информация о работе Влияние международного бизнеса на национальную экономику