Влияние международного бизнеса на национальную экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе в зависимости от форм международного бизнеса: экспорта, импорта, производства или приобретения ресурсов – ставятся цели, способствующие решению следующих задач:
• разработке мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка;
• стимулированию роста объема внешней торговли, изменению структуры и направлений движения товарных потоков;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные формы организации международного бизнеса 6
1.1. Формирование новой мировой рыночной системы 6
1.2.Уровни и формы международного бизнеса 9
2. Создание условий для эффективного международного бизнеса 25
3. Анализ влияния международного сотрудничества отечественных предприятий со странами СНГ и дальнего зарубежья (на примере) на национальную экономику 29
4. Предложения по развитию международного бизнеса в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Файлы: 1 файл

Окунь_Влияние международного бизнеса на национальную экономику.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

 


2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

 

2.1. Свободные таможенные зоны

 

Создание свободных экономических зон (СЭЗ) – один из элементов стратегии развития страны или определенного региона. Создание СЭЗ эффективно лишь при активной региональной и структурной политике, усилиях по “открытию” экономики и созданию центров ускоренного роста путем сотрудничества с иностранным капиталом.

В мировой практике под свободными экономическими зонами понимается совокупность территориальных формирований с особым инвестиционным режимом, решающих разные функциональные задачи. При создании свободных экономических зон правительство учитывает следующие факторы: уровень экономического развития страны, текущие и перспективные задачи экономической политики; возможности развития внешнеэкономических связей, особенности отраслевой структуры местной экономики, специфику географического положения территории, где предполагается создание СЭЗ.

Существует несколько типов свободных экономических зон. Рассмотрим четыре СЭЗ, получившие наибольшее распространение. Исторически первый и наиболее распространенный тип СЭЗ – свободные таможенные зоны (СТЗ), создающиеся для активизации внешнеторговой деятельности. СТЗ представляют собой беспошлинные торговые и складские зоны, которые, являясь частью национальной территории, одновременно рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ с точки зрения финансового режима.

Как правило, СТЗ создаются в международных аэропортах, морских и речных портах, на главных транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах. Их площадь обычно не превышает нескольких квадратных километров. В свободных таможенных зонах производится доработка экспортируемых промышленных изделий; погрузка, разгрузка и перевалка импортных товаров; складирование товаров, не прошедших таможенный контроль; снабжение транспортных средств в морских, речных и аэропортах.

Преференциальный (от ср.-век. лат. praeferentia- предпочтение) режим в СТЗ основан на отмене или смягчении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, проходящими через данную зону. В этих зонах поощряется развитие сектора финансовых услуг, привлекаются иностранные инвестиции; могут быть созданы товарные и валютные биржи, торгово-выставочные центры и т.п.

СТЗ играют важную роль в международном сотрудничестве. В настоящее время в них наблюдается, наряду с сохранением традиционной специализации, переход к развитию отраслей обрабатывающей промышленности, ориентированных на внешние рынки.[14,c.103]

Свободные экспортно-промышленные зоны

 Свободные экспортно-промышленные зоны (СЭПЗ) создаются в основном в развивающихся странах. Данный тип свободных экономических зон в большей степени, чем другие ориентирован на привлечение иностранных прямых инвестиций; призван задействовать конкурентные преимущества дешевизны местных трудовых ресурсов; привлекать иностранные инвестиции в отрасли, работающие на внешние рынки. Основу отраслевой структуры большинства СЭПЗ составляет производство трудоемкой продукции. Основными задачами данного типа СЭЗ являются рост экспорта и диверсификация его структуры, привлечение дополнительных капитальных средств, обеспечение занятости местного населения, заимствование современных технологий и опыта управления, стимулирование экономического роста национальной промышленности.

Преференциальный режим СЭПЗ для иностранных инвесторов включает:

–      налоговые льготы (установление льготной базовой ставки подоходного налога, “налоговые каникулы” – полное или частичное освобождение от уплаты налога на определенный срок, предоставление гарантий перевода прибылей инвесторов за рубеж в свободно конвертируемой валюте);

–      таможенные льготы (беспошлинный импорт необходимых для производства сырья и запасных частей, отмена налогов с продаж и акцизов на экспортируемую продукцию);

–      льготы в кредитовании;

–      льготные рентные платежи.

Для поддержания конкурентных преимуществ дешевизны рабочей силы в СЭПЗ обычно вводится особый режим регулирования трудовых отношений, предусматривающий приостановление действия трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня, запрет деятельности профсоюзов и т.п. Нередко деятельность иностранных инвесторов выводится за рамки национальной правовой системы, дела с их участием рассматриваются специальными судами. В то же время для направления активности иностранных инвесторов в нужное русло принимающая сторона устанавливает ряд ограничений их деятельности, таких, как минимальный объем иностранных вложений в капитале предприятия, минимально допустимая численность местного персонала, предпочтение определенной организационно-правовой форме предприятий.

В настоящее время развитие СЭПЗ затрудняет ряд негативных факторов. В связи с внедрением трудосберегающих технологий в западных странах наблюдается тенденция “возврата” простейших сборочных производств в страны базирования ТНК. Это ведет к тому, что вновь создаваемые СЭПЗ могут рассчитывать лишь на приток капиталов из более развитых стран третьего мира, которые уступают ведущим компаниям западных стран. Нарастание протекционизма в развитых странах затрудняет рост экспорта продукции свободных экспортно-промышленных зон. Многочисленные СЭПЗ , предлагающие практически одинаковый набор льгот, вынуждены конкурировать друг с другом за иностранные инвестиции.

 

2.2. Свободные банковские зоны

 

Свободные банковские зоны (СБЗ) – обособленные сектора финансовой системы, в которых кредитные средства занимаются у нерезидентов и предоставляются другим нерезидентам при посредничестве финансовых институтов (например, банков), действующих в особо льготных условиях.

СБЗ – важное звено системы международных расчетов. Возникли они с интернационализацией процессов производства и ростом объемов прямого зарубежного инвестирования, повлекших за собой активизацию миграции ссудного капитала. Для создания СБЗ не обязательно выделение географически обособленной территории, иногда достаточным может быть введение обособленной системы счетов в рамках существующей банковской системы.

В свободных банковских зонах существуют следующие льготы: освобождение банков (частично или полностью) от налогов по иностранным операциям или получение ими государственных субсидий; частичное или полное освобождение коммерческих банков от необходимости держать в центральном банке страны минимальные резервные вклады по обязательствам нерезидентов; более либеральные требования банковского надзора относительно собственного капитала и ликвидности; полное или частичное устранение регулирования процентных ставок; более строгое соблюдение банковской тайны и др.

СБЗ, создаваемые в развивающихся странах, называются оффшорными финансовыми центрами (от англ. offshore – заморский). Аналогично зоны, созданные в развитых государствах, называются “внутренними” оффшорными центрами. В отличие от продукции СЭПЗ развивающихся стран, которая не вступает в прямую конкуренцию с продукцией развитых стран, на рынках финансовых услуг даже небольшие развивающиеся страны, бедные человеческими и природными ресурсами, становятся значительными соперниками ведущих финансовых центров западных стран[19,c.147].

Наиболее ярким примером успешной специализации развивающихся стран в международном финансовом бизнесе являются оффшорные центры государств бассейна Карибского моря (Бермуды, Багамы, Панама и др.). Например, в начале 90-х гг. через финансовый центр на Багамах осуществлялось до 1/3 всего объема международных сделок банков США. В конце 80-х годов совокупный объем активных операций иностранных банков в карибских оффшорных центрах составлял свыше 200 млрд. долларов, а их удельный вес в 1985 г. составил в общей сумме международных кредитных активов 13,6 %, уступая лишь показателям лондонского центра (26,3%).

Свободные технико-внедренческие зоны

 Свободные технико-внедренческие зоны (СТВЗ). Возникновение этого типа СЭЗ связано с глобализацией процессов НТР и ростом наукоемкости производства. СТВЗ (научные парки или технополисы) впервые были созданы в Англии и США в 1950-е гг. Специализируются эти зоны на разработке новейших технологий, товаров и материалов, а также на экспериментальном мелкосерийном производстве. Как правило, СТВЗ формируются вокруг сложившихся научных центров.

В жизненном цикле зон данного типа выделяются две крупные фазы: институциональная и предпринимательская. Институциональная фаза является периодом создания необходимой инфраструктуры и обустройства мелких инновационных фирм. На второй фазе идет приток иностранных инвестиций, рост занятости и экспорта. После того, как научный парк докажет свою эффективность, начинается активный приток внешних инвестиций и капиталов банков и фирм страны базирования. Обычно средний временной интервал между моментом создания зоны и началом предпринимательской фазы составляет 10-15 лет.

Специфика льготного режима заключается в акценте на поощрение малого венчурного бизнеса. Преференции в данном случае должны обеспечить успех деятельности предприятий на начальных, наиболее рискованных стадиях деятельности.

Важнейшим условием успешного развития СТВЗ является сотрудничество коммерческих фирм с университетами, проявляющееся в различных формах (льготное предоставление сотрудникам предприятий консультаций ведущих ученых, библиотечных фондов университетов, аппаратуры).

Перед СЭЗ в различных регионах мира ставятся задачи стимулирования внешней торговли, налаживания эффективного международного сотрудничества, развития научно-технического потенциала страны и множество других. Именно поэтому формирование любого типа СЭЗ является сейчас одним из направлений реформ в странах с переходной экономикой.


3. Анализ влияния международного сотрудничества отечественных предприятий со странами СНГ
и дальнего зарубежья (на примере)
на национальную экономику

 

Изучение фирм, действующих в одной отрасли (или смежных отраслях) с данной является одним из важнейших аспектов исследования рынка. Как правило, изучаемые фирмы представляют собой один из следующих трех типов: действующие клиенты, потенциальные клиенты, конкуренты. По каждой интересующей фирме собирается максимум сведений, которые затем заносятся в банк данных. Методика изучения всех трех типов фирм практически одинакова. По интересующей фирме собираются следующие сведения[1].

1. Первоначально собираются общие сведения о фирме: ее наименование, юридический адрес, страна размещения, номер регистрации, номер телекса и факса. Характер деятельности и ее масштаб, место и роль на рынке, организация управления, хозяйственные и финансовые связи.

2. Сведения об экономическом и финансовом положении фирмы: величина акционерного капитала, активов, продаж, число занятых, место в списке ведущих компаний своей страны и мира.

3. Вид хозяйственной деятельности: промышленная, торговая, транспортно-экспедиторская, инжиринговая и т.д.

4. Характер собственности: частная, государственная, полугосударственная, кооперативная.

5. Организационно-правовая форма: акционерное общество, корпорация, общество с ограниченной ответственностью, частная компания, полное или коммандитное товарищество, единоличная фирма и т.д.

6. Принадлежность фирмы по капиталу и контролю: национальная, иностранная, смешанная.

7. История образования и особенности развития фирмы: год создания, основные слияния и поглощения, изменения наименований.

8. Тип объединения, в которое входит фирма, а также ее положение в нем: материнская компания, филиал, дочерняя фирма и т.д.

9. Номенклатура производимой и реализуемой продукции: основные товары или группы товаров, направления специализации, номенклатура экспорта и импорта.

10. Место фирмы на мировом рынке по важнейшим выпускаемым товарам: удельный вес фирмы в национальном и мировом производстве или торговле основными товарами, доля в экспорте и импорте страны.

11. Значение и характер внешнеэкономической деятельности фирмы: число заграничных дочерних компаний ( в т.ч. производственных), их местоположение, виды деятельности, значение экспорта из страны производства в деятельности фирмы; доля импортных операций в деятельности фирмы , их географическая направленность.

12. Производственная и материально-техническая база фирмы: число и местоположение производственных предприятий, их мощность; число сбытовых предприятий, складов и станций технического обслуживания, их местоположение.

13. Важнейшие фирмы-контрагенты и конкурирующие фирмы по основным видам выпускаемой (реализуемой) продукции.

14. Производственно-технические и прочие хозяйственные связи с другими фирмами; наименование этих фирм, формы связей.

15. Структура аппарата управления фирмы: численный состав Совета директоров и Правления; количество производственных отделений, их название, закрепленная за ними номенклатура продукции, степень хозяйственной самостоятельности и ответственности.

16. Акционерный капитал: распределение между собственниками акций, контрольный пакет акций, его принадлежность и владельцы.

17. Связи фирмы с банками и характер этих связей.

Республика Беларусь – это независимое государство, имеющее свою экономическую, политическую и юридическую самостоятельность. В силу этого для белорусов пришла пора строже судить о том, как государство богатеет и чем живёт.

Одна из проблем современности Республики Беларусь – это проблема национальной экономики. Современное состояние экономики Республики Беларусь можно охарактеризовать как кризис: падение подъёма производства, инфляция, разбалансированность потребительского рынка, снижение жизненного уровня людей. Такая ситуация наблюдается в промышленности, в сельском хозяйстве. Эти беды усугубляются Чернобыльской катастрофой, которая вывела из строя 1/5 часть сельскохозяйственной территории.

Информация о работе Влияние международного бизнеса на национальную экономику