Влияние налоговой системы на экономическое развитие Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Одной из важных экономических целей любого государства является достижение непрерывного и устойчивого экономического роста или лучше, экономического развития общества, потому что растущая экономика обладает большой способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоритические основы налоговой политики…………………………………….5
1.1 Сущность, цели, принципы налоговой политики………………………5
Инструменты налоговой политики……………………………………….
1.3 Задачи налоговой политики…………………………………………….12
2.Влияние налоговой политики на экономическое развитие в России…………16
2.1 Роль налоговой политики в экономике………………………………16
2.2 Воздействие налоговой нагрузки на экономический рост……………21
3. Налоговая политика Российской Федерации………………………………….35
3.1 Анализ современной налоговой политики……………………………..35
3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ на 2013год – 2015 год…………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 152.12 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Теоритические основы  налоговой политики…………………………………….5

1.1 Сущность, цели, принципы  налоговой политики………………………5

    1. Инструменты налоговой политики……………………………………….9

1.3 Задачи налоговой политики…………………………………………….12

2.Влияние налоговой политики на экономическое развитие в России…………16

2.1 Роль налоговой политики  в экономике………………………………16

2.2 Воздействие налоговой  нагрузки на экономический рост……………21

3. Налоговая политика  Российской  Федерации………………………………….35

3.1 Анализ современной  налоговой политики……………………………..35

3.2 Основные направления  совершенствования налоговой системы  РФ на          2013год – 2015 год…………………………………………………………..38

Заключение………………………………………………………………………….40

Список литературы…………………………………………………………………42

Приложение А………………………………………………………………………44

Приложение Б ……………………………………………………………………...45

Приложение В………………………………………………………………………46

Приложение Г………………………………………………………………………48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из важных экономических  целей любого государства является достижение непрерывного и устойчивого экономического роста или лучше, экономического развития общества, потому что растущая экономика обладает большой способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.

Немаловажную роль в экономическом  развитии, обеспечении экономического роста, играет проблема налогообложения. Налоги являются фактором экономического роста.

Актуальность данной темы в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая политика является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики.

От того, насколько правильно  построена система налогообложения, насколько продумана налоговая  политика государства, зависит эффективное  функционирование всего народного  хозяйства. Ведь именно с помощью  налоговой политики государство  имеет возможность сосредотачивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Помимо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В своей работе я хотела бы отразить четкую взаимосвязь темпов экономического роста с уровнем налоговой нагрузки, а затем провести анализ современной налоговой политики и соответственно выделить проблему и дальнейшие перспективы развития.

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение влияния налоговой политики на экономическое развитие в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач исследования:

  1. изучение понятий, методов, задач налоговой политики;
  2. систематизирование информацию о структуре действующей налоговой системы и дать характеристику видам налогов и сборов РФ;
  3. исследование вопроса о возможности определения оптимальной величины налоговой нагрузки в масштабе национальной экономики с помощью инструментария кривой Лаффера;
  4. выведение критериев оптимальности налоговой политики в зависимости от экономических и политических особенностей национальной экономики.

 

    1. Теоритические основы налоговой политики

 

    1. Сущность, цели, принципы налоговой политики

 

Налоговая политика — многоаспектная категория, непосредственно связанная со взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

Как, специфическая область  человеческой деятельности, налоговая  политика относится к категории  надстройки. Между нею и экономическим  базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая  политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в  выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает в определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – оно тормозится. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики:

Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике  все указанные типы налоговой  политики успешно сочетаются. Для  России характерен первый тип налоговой  политики в сочетании с третьим.

Научный подход к выработке  налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного  развития, постоянный учет выводов  финансовой теории. Нарушение этого  требования приводит к большим потерям  в народном хозяйстве. Вся история  нашего государства подтверждает это.

Формирование налоговой  политики и создание налоговой системы  происходит одновременно с развитием  параллельных блоков реформы – изменениями  в системе собственности, ценообразования, реформирования банковской сферы, денежно-кредитной  политики и т.п. Поэтому в любой  конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы  налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.

При этом на выбор конкретного  варианта решения в области налоговой  политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в  стране, характеризующаяся темпами  роста (падения) производства; уровень  инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

Избыточный налоговый  пресс приводит лишь к еще большему спаду производства, уходу от уплаты налогов и расцвету “теневой экономики”. Оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц, при котором налоги не оказывают  угнетающего воздействия на предпринимательскую  и инвестиционную деятельность, а  также на жизненный уровень населения, одновременно обеспечивая в необходимом  объеме поступления в бюджет. При  этом бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы  не допустить поддержки (посредством  излишней дифференциации) неконкурентоспособных  предприятий и отраслей, закрепляющей существующую нерациональную структуру  производства. С другой стороны, необходимо использовать налоговые методы в  качестве рычага, влияющего на экономическое  поведение хозяйственных субъектов  и стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.

Таким образом, в основе формирования налоговой политике лежат две  взаимно увязанные методологические посылки :

1) Использование налоговых  платежей для формирования доходной  части бюджетов различных уровней  и решение фискальных задач  государства; 

2) Использование налогового  инструмента в качестве косвенного  метода регулирования экономической  деятельности.

Практическая деятельность по осуществлению данных задач, в  конечном счете, направлена на решение  основной проблемы страны – обеспечению  экономического роста.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговую политику можно  подразделить на

  • налоговую стратегию

- определяет долговременный  курс государства в области  налогов и предусматривает решение  крупномасштабных задач.

  • налоговую тактику. 

- предусматривает решение задач конкретного периода развития путем внесения оперативных, своевременных изменений и дополнений в налоговую систему.

Стратегические направления  налоговой политики определяются: Президентом  РФ, Федеральным Собранием РФ и  Правительством РФ. Тактические задачи налоговой политики решаются совместно  с Министерством финансов РФ, Министерством  РФ по налогам и сборам, Государственным  таможенным комитетом РФ и другими  органами. 
          Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов: 
•  управления

- заключается в организующей  и распорядительной деятельности  финансовых и налоговых органов,  которая нацелена на создание  эффективной системы налогообложения  и основывается на объективных  закономерностях развития;

•  информирования (пропаганды)

- деятельность финансовых  и налоговых органов по доведению  до налогоплательщиков информации, необходимой им для правильного  исполнения налоговых обязанностей; 
•  воспитания

- имеет своей целью  привитие налогоплательщикам осознанной  необходимости добросовестного  исполнения ими своих налоговых  обязанностей и предполагает  осуществление просветительской  работы по разъяснению необходимости  налогообложения для государства  и общества; 
•  консультирования

- сводится к разъяснению  финансовыми и налоговыми органами  лицам, ответственным за исполнение  налоговых обязанностей, положений  законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения; 
•  льготирования

- деятельность финансовых  органон по предоставлению отдельным  категориям налогоплательщиков (плательщиков  сборов) возможности не уплачивать  налоги или сборы; 
•  контролирования

- представляет собой деятельность  налоговых органов с использованием  специальных форм и методов  по выявлению нарушений законодательства  о налогах и сборах; 
•  принуждения

- деятельность налоговых  органов по принудительному исполнению  налоговых обязанностей посредством  применения в отношении недобросовестных  налогоплательщиков мер взыскания  и других санкций.

До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же получают развитие информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

 

    1. Инструменты налоговой политики

 

Практическое проведение налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Именно он в настоящее время признан  во всех странах основным регулятором  экономики. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой.1 Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов.

Участие государства в  регулировании экономики при  проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых  инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие. Государство применяет при этом как прямые, так и косвенные  методы использования налоговых  инструментов. Основные инструменты  регулирования налоговой политики приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Инструменты регулирования налоговой политики

 

 

 

Важным средством осуществления  политики государства в области  регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или её части, денежная оценка которой является величина налога. Изменяя её, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Ставка налога обеспечивает относительную стабильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Информация о работе Влияние налоговой системы на экономическое развитие Росии