Влияние налоговой системы на экономическое развитие Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Одной из важных экономических целей любого государства является достижение непрерывного и устойчивого экономического роста или лучше, экономического развития общества, потому что растущая экономика обладает большой способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоритические основы налоговой политики…………………………………….5
1.1 Сущность, цели, принципы налоговой политики………………………5
Инструменты налоговой политики……………………………………….
1.3 Задачи налоговой политики…………………………………………….12
2.Влияние налоговой политики на экономическое развитие в России…………16
2.1 Роль налоговой политики в экономике………………………………16
2.2 Воздействие налоговой нагрузки на экономический рост……………21
3. Налоговая политика Российской Федерации………………………………….35
3.1 Анализ современной налоговой политики……………………………..35
3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ на 2013год – 2015 год…………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 152.12 Кб (Скачать файл)

Роль налоговой ставки для осуществления государственной  политики состоит в возможности  использования различных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных, регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и  регрессивные ставки, с помощью которых  регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Наряду с налоговой  ставкой эффективным средством  реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с те, что соответствующим категориям физических и юридических лиц, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

С помощью налоговых льгот  во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение  иностранного капитала, научно технологические  разработки, имеющие фундаментальное  значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных  импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции  для мирового рынка. Отдельные налоговые  льготы преследуют целью смягчение  последствий экономических и  финансовых кризисов.

В то же время налоговыми льготами пользуются далеко не все  предприятия из тех, что имеют  право на такие льготы. Проведенный  анкетный опрос специалистов управленческого  звена инновационных предприятий (приложение А) и учитывая опрос проведенный Торгово-промышленной палатой, нацеленный на выяснение эффективности существующих налоговых льгот, показал, что только около четверти опрошенных оценили эффективность введенных мер, как высокую. Большинство же признало меры низкоэффективными, обосновав это тем, что введенные льготы касаются очень узких сегментов инновационной деятельности и не могут оказать значительного влияния на усиление инновационной составляющей в деятельности инновационных предприятий.

Важным элементом налогового механизма являются налоговые санкции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой – нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, так как непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Инструменты налоговой политики разнообразны, но лишь их грамотное  использование может помочь в  развитии экономики. И для того, чтобы  оценить степень воздействия  того или иного инструмента, существуют специальные математические расчёты.

Таким образом, увеличение с  каждым годом поступлений в консолидированный  бюджет РФ, формируемых за счет налоговых  платежей субъектов с применением  специальных налоговых режимов, свидетельствует о повышении  уровня их привлекательности.

 

1.3 Задачи налоговой политики

 

Цели и задачи налоговой  политики могут различаться в  зависимости от конкретного исторического  периода и от конкретных обстоятельств  и социально-экономических условий  каждой страны. В прошлом налоги использовались главным образом  в фискальных целях – как средства сбора средств на содержание государственного аппарата и армии. В современном  периоде налоги широко используются как средство реализации и поддержки  общей социально-экономической политики. Хотя основной эффект налогообложения реализуется вне сферы налоговых отношений (важно не то, как собираются налоги, а то, как и на какие цели расходуются налоговые поступления), современные налоги уже только по факту высокого уровня налоговых изъятий неизбежно должны оказывать заметное влияние на социально-экономические процессы в отдельных странах и в мире в целом. При этом такое влияние может быть позитивным и негативным, и этот результат целиком зависит от того, насколько цели и задачи налоговой политики соответствуют целям и задачам проводимой в данной стране общей социально-экономической политики.2

Итак, содержание и цели налоговой  политики обусловлены макроэкономическими  задачами государства на каждом этапе  развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:3

1. Экономических задач,  таких как стимулирование экономического  роста, преодоления инфляционных  процессов, снижение дефицита  бюджета, сбалансирование размеров  бюджетов разных уровней и  др.;

2. Социальных задач; обеспечение  занятости населения, стимулирования  роста доходов и уровня жизни  населения, перераспределение национального  дохода в интересах наименее  защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации  налоговых изъятий, т.е. достижения  паритета между общественными,  корпоративными и личными интересами  в области налогообложения.

Конституция Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.114) закрепила принцип  единой финансовой политики. Налоговая  политика является составной частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических  процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма  государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих  субъектов (прибыль, амортизация), своих  централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов.4

Выделяют следующие цели такой функции налогов:

  1. сглаживание колебаний экономического цикла;
  2. обеспечение устойчивого экономического роста;
  3. достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Во втором случае налоги используются в качестве инструмента  воздействия на условия и факторы  общественного воспроизводства. В  этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами  механизма налогового регулирования  являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога - объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.5

Также, налоги выполняют  социальную функцию, предполагающую поддержание  социального равновесия посредством  уменьшения разрыва между доходами различных социальных групп населения. Для реализации данной функции используются прогрессивное налогообложение, освобождение от уплаты налогов наименее социально  защищенных экономических субъектов, необложение налогами некоторых социально значимых товаров и услуг, а также повышенное налогообложение предметов роскоши.6

Но в налоговой политике государства реализуются две  из трех функций налога: фискальная (распределительная) и регулирующая – с ее стимулирующей и сдерживающей подфункциями. Фискально-распределительная функция выражается в уровне налогового бремени экономики, который определяется долей валового внутреннего продукта, изымаемой в бюджетную систему посредством действующей системы налогообложения. Регулирующая функция проявляется через механизм налоговых льгот и освобождений, специальных налоговых режимов, призванных способствовать предпринимательской и трудовой активности граждан, инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов.7

Таким образом, разрабатываемая  государством, налоговая стратегия  преследует следующие задачи:

  1. фискальные - повышение доходов государства;
  2. экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
  3. социальные - перераспределение налогов в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
  4. международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Полученную налоговую  экономию следует рассматривать  как потенциальный дополнительный источник экономического роста, проявляющийся  через потребление (дополнительный потребительский спрос) и увеличение инвестиций в основной капитал, и  как фактор стимулирования совокупного  спроса и расширения валового внутреннего  продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Влияние налоговой политики на экономическое развитие в России

 

    1. Роль налоговой политики в экономике

 

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными  средствами. Их должны предоставить все  заинтересованные в выполнении функций  государства стороны - граждане и  юридические лица. Для этого и  существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой системы  государство активно вмешивается  в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному  росту одних отраслей или форм собственности и “ухудшению”  других.

В современном государстве  для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов.

Через налогообложение формируются  фонды, за счет которых государство:

  • Финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;
  • Финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;
  • Обеспечивает свою оборону и безопасность;
  • Содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;
  • Предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства.

Вторая  функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя из которого, строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.

Третья  функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Государство в странах  с рыночной экономикой облагает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц) и  граждан (физических лиц). Главные объекты  налогообложения: прибыль (доход) предприятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество. Крупными обязательными платежами предприятий  являются отчисления, предназначенные  на выплату пенсий и пособий по линии социального страхования. Удельный вес других видов налогов  и платежей в общей сумме поступлений  государству незначителен.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего  валового продукта и национального  дохода страны. Государство формирует  свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Главным направлением налоговой  политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются  показатели развития производства и  его эффективности, возможности  повышения материального уровня и качества жизни.

Основой фискальной политики государства являются следующие  положения.

Рост государственных  расходов увеличивает совокупный спрос  и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в  том случае, если прирост государственных  расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных  расходов вызывает обратную реакцию: падение  производства и доходов, рост безработицы. Влияние государственных расходов на равновесный ВНП было рассмотрено  в теме 22. Здесь лишь напомним, что  изменение государственных расходов отражается на величине ВНП с мультипликационным эффектом и что мультипликатор государственных  расходов равен 1/ MPS.

Рассмотрим, как изменится  потребление (С), если правительство  взимает:

аккордные налоги, не зависящие  от уровня доходов.

налоги, величина которых  зависит от уровня дохода.

Информация о работе Влияние налоговой системы на экономическое развитие Росии