Влияние налоговой системы на экономическое развитие Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Одной из важных экономических целей любого государства является достижение непрерывного и устойчивого экономического роста или лучше, экономического развития общества, потому что растущая экономика обладает большой способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоритические основы налоговой политики…………………………………….5
1.1 Сущность, цели, принципы налоговой политики………………………5
Инструменты налоговой политики……………………………………….
1.3 Задачи налоговой политики…………………………………………….12
2.Влияние налоговой политики на экономическое развитие в России…………16
2.1 Роль налоговой политики в экономике………………………………16
2.2 Воздействие налоговой нагрузки на экономический рост……………21
3. Налоговая политика Российской Федерации………………………………….35
3.1 Анализ современной налоговой политики……………………………..35
3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ на 2013год – 2015 год…………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 152.12 Кб (Скачать файл)

Так, применительно к задаче стимулирования экономического роста  действующая в России система  налогообложения имеет ряд существенных недостатков:36

  1. не определены объективные основы разграничения налоговой базы между различными субъектами федеративных отношений;
  2. не решены вопросы, связанные с обеспечением минимальной достаточности собственных налоговых источников, а также объективных оснований перераспределения всех налоговых источников;
  3. не обеспечиваются права субъектов Федерации по сохранению в качестве источников налогооблагаемой базы тех юридических и физических лиц, которые находятся на их территории.

Таким образом, действующая  сейчас в России налоговая система  не просто выступает тормозом для  новых инвестиций, но является и  одной из причин кризисного состояния  российской экономики.

Принимаемые в последнее  время «пожарные» меры по ужесточению  налоговых процедур уже не приносят реальных результатов: вместо прироста налоговых доходов они вызывают лишь прирост задолженности (только за последние три месяца и только по федеральному бюджету задолженность  выросла на 17 млрд. руб.). Сейчас до 60% всех налоговых доходов в бюджетную систему обеспечивает топливно-энергетический комплекс и связанные с ним отрасли, т.е. отрасли, реализующие продукты, поставляемые природой, а не трудом населения. В общей структуре налоговых платежей доля текущих поступлений по налогам не превышает 20-25%; остальное составляют денежные зачеты, уплата недоимки по налогам и платежи естественных монополий. Сейчас, кажется, уже ни у кого не остается сомнений, что далее такое положение нетерпимо и что перемены в налоговой системе неизбежны. Разногласия существуют лишь в том, что предлагается менять в налоговой системе, в какой последовательности и в какие сроки. Если взять налоговую систему в целом, то перемены возможны - и необходимы - и в налоговой политике, и в налоговой технике, и в налоговом праве.37

По всем этим вопросам и  в правительстве, и финансовых органах, и в самом Министерстве по налогам  и сборам России существуют разные точки зрения. Согласно одной из них, сейчас следует воздерживаться от резких перемен в налоговой системе, дать предприятиям время привыкнуть к действующим правилам - и за это время принять налоговый кодекс, отладить налоговые механизмы и процедуры, а также сформировать жесткую систему налогового контроля, с помощью которого добиться более равномерного распределения налогового бремени и на этой основе в дальнейшем перейти к общему снижению налоговых ставок.38

Другая точка зрения основывается на том, что при действующих налоговых  ставках и порядках преодолеть экономический  кризис невозможно, и для того, чтобы  сдвинуть дело с мертвой точки, необходимо максимально уменьшить налоговое  бремя прежде всего для производственной сферы, т.е. либо снизить налоговые ставки, либо эффективно перераспределить налоговое бремя.

Первым путем можно лишь смягчить действующие в России кризисные явления, перевести их из острых в ослабленные, вялотекущие формы.

Анализ современной налоговой  политики позволяет сделать вывод  о ее неустойчивости, противоречивости.

Нестабильность налоговой  политики проявляется и в ее незащищенности, высокой зависимости от субъективных и конъюнктурных факторов. Налоги являются реальным рычагом государственного регулирования экономики. Они позволяют  государству решать социальные и  другие общественные задачи, в первую очередь — выравнивания уровня доходов  граждан. Роль механизма налогообложения  возрастает по мере того, как государство  усиливает экономические функции  и свое воздействие на рыночные преобразования экономики страны.

 

3.2 Основные направления  совершенствования налоговой системы  РФ на 2013 год – 2015 год39

 

Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение  предпринимательской активности, совершенствование  структуры экономики, повышение  ее конкурентоспособности, прежде всего  на рынках наукоемкой, высокотехнологичной  продукции.

Правительством Российской Федерации одобрены Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость  налоговой политики государства.

При практической реализации этого документа следует обратить внимание на повышение значимости не только фискальной, но и экономической  функции налоговой политики.

Налоговая система Российской Федерации должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами  государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций в национальные экономики. Процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Развитие налоговой системы  должно отвечать задачам диверсификации российской экономики. Поэтому налоговая  нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 года. После принятия в 2012 году Федеральным Собранием Российской Федерации изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, касающихся налоговых ставок, предлагаю больше не корректировать ставки по основным налогам.

Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток  уклонения от уплаты налогов. Налоговая  нагрузка воспринимается болезненней  добросовестными налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех  же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в  недополучении бюджетом доходов, которые могли бы быть использованы в интересах общества, но и в неравенстве условий экономической деятельности.

Правительство Российской Федерации  должно принять конкретные меры противодействия  уклонению от уплаты налогов, исходя из того, что при увеличении в  результате осуществления этих налоговых  мер налоговых доходов могут  быть приняты решения о снижении существующей налоговой нагрузки.

В целях сокращения неоправданных  административных издержек налогоплательщиков следует обеспечить упрощение налогового учета и возможность использования  документов бухгалтерского учета при  подготовке и представлении налоговой  отчетности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время ведётся  множество споров о налоговой  политике нашего государства, её настоящем  состояние и путях её развития для обеспечения максимального  экономического роста. Нужно отметить, что государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства. Налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – оно тормозится. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

В моей  работе были проанализированы теоретические основы налоговой  политики, определены её цели принципы, а также инструменты воздействия  на экономику. Также была определена взаимосвязь между налоговой  политикой и экономическим ростом в стране. На основе Бюджетного послания Президента РФ были выделены основные направления развития налоговой  политики в сфере бизнеса, а также  способы её реализации.

Принимая во внимание вышеизложенное можно сделать вывод, что необходим  комплекс мероприятий, способствующих снижению налоговой нагрузки и негативных факторов, влияющих на экономический  рост России:

  1. необходима переориентация экономики на перерабатывающий сектор, который нуждается в поддержке государства, посредствам создания системы налоговых льгот, дотационных проектов, выделения субсидий для развития этих отраслей промышленности.
  2. за счет снижения налоговой нагрузки будут увеличены размеры налогооблагаемой базы (совокупной величины реального налогового потенциала);
  3. обеспечить благоприятные законодательные и нормативные условия для активизации инновационной деятельности, коммерциализации результатов научно-исследовательской работы, развития инновационной инфраструктуры, возникновения рынка инноваций и фондового рынка инновационных предприятий;
  4. предоставить налоговые льготы предприятиям, проводящим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и таким образом становящимся более привлекательными для венчурных инвесторов;

На современном этапе  реформирования налоговой системы  Российской Федерации и организации  бюджетных отношений особую актуальность получают вопросы совершенствования  налогового законодательства РФ. Реальная налоговая реформа должна удовлетворять  следующим требованиям:

  1. Предельное упрощение налоговой системы и максимальное использование экономически нейтральных налогов, которые не возлагают дополнительную налоговую нагрузку на прирост прибыли;
  2. Существенное увеличение доходов государства за счет расширения налогооблагаемой базы;
  3. Выведение вопросов социальной политики за пределы налоговой системы.

Необходимо постоянно  анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

Проведя исследование в области  налоговой политики хочется отметить то, что насколько стабильна будет налоговая система нашего государства, настолько стабильным будет экономический рост.

 

Список литературы

 

  1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах от 28 июня 2012 года.
  2. Налоги и налогообложение  / под ред. М. В. Романовского, О. В Врублевской.-  CПб. : Питер, 2007. – с.496.
  3.   Смирнов И.Е. Приоритеты налоговой политики//Аудитор – 2009. - №9. – С.3.
  4.   Налоговая политика России: проблемы и перспективы/Под ред. Горского И.В. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 288с.
  5. Миляков Н.В. Налоговое право. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 383с.
  6.   Белова И.В. Новое в системе налогообложения в России//Аудитор. – 2009. - №6. – С.3-10.
  7.   Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 320с.
  8.   Дадашев А. О стимулирующем потенциале налоговой политики//Экономист. – 2009. - №9. – С.45-50.
  9.   Кузнецова И. Налогообложение как фактор экономического роста//Человек и труд. – 2007. - №3. – с. 59-62.
  10. Шаталов С.Д. Налоговая политика РФ в ближайшей перспективе//Финансы. – 2009. - №7. – с3-7.
  11. Швецов Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки?//Вопросы экономики. – 2007. - №4. – С.140-145.
  12.   Окунь А. С., Ткачева А. В. Влияние налоговой нагрузки на экономический рост // Экономический анализ: теория и практика. - №8. – 2005 г. – с. 60-64.
  13.   Марыганова Е.А., Шапиро С.А. Макроэкономика. – М.: КноРус, 2008 – 304с.
  14.    Экономическая теория /под ред. Николаевой И.П. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 576 с.
  15.   Девятых Н.В. Налоговое администрирование как элемент налоговой политики//Налоги. – 2008. - №8. – с. 22-24.
  16.   Бабенко И.В. Финансовая политика устойчивого экономического роста//Финансы и кредит. – 2009. - №1. – с. 13-22.
  17.    Малис Н.И. Вопросы налогообложения в условиях кризиса//Финансы. – 2009. - №8. – с. 23-32.
  18.   Балацкий Е.В. Анализ влияния налоговой нагрузки на экономический рост с помощью производственно-институциональных функций//Проблемы прогнозирования. – 2005. – №2. – с. 105-123.
  19.   Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства.// Проблемы прогнозирования. – 2007. - №5. – с. 136-144
  20.   Маслова Д.В. Налогообложение и макроэкономические показатели.//Финансы. – 2006. - №9. – с. 32-35.
  21.   Балацкий Е.В. Налоговые реформы и экономический рост.//Проблемы прогнозирования. – 2006. - №2. – с.136-144.
  22.     Клюев А.С. Об основных направлениях налоговой политики.//Налоговые споры: теория и практика. – 2006. - №3. – с. 12-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Результаты  анкетного опроса руководящего состава о степени использования налоговых инструментов (в % от числа опрошенных)

 

Виды налоговых льгот  по инновационной деятельности

Степень использования налоговых  льгот субъектами деятельности (в %)

Возможность использования  налоговых льгот предприятиями, осуществляющих деятельность

1 Инвестиционный налоговый  кредит

-

95

2. Отсрочка и рассрочка  по уплате налога

72

100

3. Освобождение от уплаты  налогов

75

56

4. Уменьшение налоговой  базы (отнесение расходов на затраты  НИОКР)

13

95

5. Амортизационные льготы

40

97

6. Специальные налоговые  режимы

100

20

7. Изъятие из налогообложения  части объекта налога

15

93


 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Трехуровневая система налогов  и сборов Российской Федерации

 

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги и  сборы

Местные налоги и сборы

1.Налог на добавленную  стоимость

1. Налог на имущество  организаций

1.Земельный налог

2.Акцизы на отдельные  виды товаров и  услуг и  отдельные виды сырья

2. Налог на игорный бизнес

2. Налог на имущество  физических лиц

3.Налог на прибыль организаций

3. Транспортный налог

 

4. налог на добычу полезных ископаемых;

   

5. налог на доходы физических лиц;

   

6. водный налог;

   

7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

   

8. государственная пошлина.

   

Информация о работе Влияние налоговой системы на экономическое развитие Росии