Влияние проблем и перспектив развития ЕВС на экономику России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение особенностей европейской валютной системы, современного состояния и перспектив развития ЕВС; анализ влияния неблагоприятных явлений в еврозоне на экономическую ситуацию в РФ.
Задачами в рамках обозначенной цели являются:
-изучение истории развития валютных объединений в Европе;
-рассмотрение процесса формирования европейского валютного механизма;
-анализ этапов становления Европейского валютного союза;
- выявление проблем и определение перспектив развития ЕВС;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Становление европейского валютного союза
История развития валютных союзов в Европе…………………………5
1.2. Формирование европейского валютного механизма………………......9
1.3. Введение единой валюты …………………………………………........16

Глава II. Влияние проблем и перспектив развития ЕВС на экономику России
2.1. Общие причины кризиса еврозоны. …………………………….22
2.2. Триггеры распада монетарного союза…………………………………25
2.3. Сценарии распада ЕВС: выход Греции, Португалии…………………29
2.4. Влияние ситуации в еврозоне на российскую экономику……………

Заключение……………………………………………………………………34

Список источников…………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

евс исправл.doc

— 972.00 Кб (Скачать файл)

2 этап – 1957-1974 годы  – создание Европейского экономического  сообщества (ЕЭС), план «Венера».

3 этап – 1974-1985 годы  – ввод первой европейской  расчетной единицы – ЕРЕ (European unit of account - EUA), решение о создании  Европейской валютной системы, появление европейской валютной единицы «экю» (European currency unit - ECU).

4 этап – 1985-1992 годы  – разработка и утверждение  меморандума «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка».

5 этап – 1992-1999 годы – подписание Маастрихтского договора, определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе, создание Европейского валютного института, разработка и реализация плана введения евро.

6 этап – 1999-2001 годы  – введение евро в безналичный оборот.

7 этап – с 2002 года  по настоящее время – введение  евро в наличный оборот, разработка и реализация плана присоединения к валютному союзу новых стран [9].

В Договоре о Европейском Союзе, дополненном актами вторичного права, были определены необходимые финансово-экономические критерии, соответствие которым объявлялось непременным условием членства в валютном союзе и институциональная структура ЭВС. Договором было предусмотрено создание Европейского валютного института (ЕВИ), статус которого был определен как учредительным договором, так и специальным протоколом, содержавшим устав ЕВИ. Европейский валютный институт, созданный в 1994 году, с одной стороны перенимал все основные функции ранее существовавших валютных органов, таких как Комитет, управляющих национальными центральными банками и Европейский фонд валютного сотрудничества, выполнявших в основном совещательные и контрольные функции. С другой стороны, ЕВИ должен был подготовить в материальном, организационном и правовом плане создание Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ), которым он и должен был передать свои полномочия с наступлением последующей фазы. Одной из важнейших функций ЕВИ было наблюдение и контроль за деятельностью государств-членов, необходимой для подготовки к третьей фазе и участию в валютном союзе в соответствии с жесткими критериями, определенными в нормативно-правовых актах ЕС (к числу этих показателей относились, в частности, такие, как инфляция не свыше 1,5% в год, бюджетный дефицит не более 3% и государственный долг не свыше 60% от ВНП). По этим вопросам ЕВИ подготавливал ежегодные доклады, равно как вносил необходимые предложения и рекомендации [12].

Сообщество стремилось в лице Европейского валютного института создать достаточно независимый и полноценный орган для решения как текущих проблем проведения единой валютной политики, так и предтечу тех институтов, которые надлежало учредить на последующем этапе. В условиях довольно жесткой правовой регламентации деятельности ЕВИ и определения строгих критериев участия национальных центральных банков, во вновь создаваемой структуре свобода деятельности национальных государственных банков была в определенной степени ограничена.

ЕВИ был наделен некоторыми распорядительными полномочиями. Устав ЕВИ предусматривал, что он дает заключения и рекомендации, устанавливает ориентиры и принимает решения, которые адресуются национальным центральным банкам. Заключения и рекомендации не имели обязательной силы, однако решения представляли собой нормативно-правовые акты, подлежавшие обязательному исполнению.

В соответствии с Маастрихтским  договором и специальными Протоколами, к нему приложенными, с 1 января 1999 года началось осуществление третьей фазы создания валютного союза. Соответственно ЕВИ прекратил свое существование и уступил место новым структурным институтам. Таковыми стали Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Одновременно вступил в силу приложенный к Маастрихтскому договору Протокол об Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ. Этот Протокол определял цели и задачи ЕСЦБ, внутреннюю структуру и организацию, порядок функционирования и контроль, систему органов ЕСЦБ, статус ЕЦБ и их юрисдикцию.

Основной целью ЕСЦБ провозглашается поддержание стабильности цен и оказание поддержки общей экономической политики Сообщества с тем, чтобы способствовать достижению целей, стоящих перед интеграционным объединением. ЕСЦБ функционирует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, способствуя эффективному распределению ресурсов и выполнению задач определенных в учредительном договоре. Специфика ЕСЦБ состоит в том, что она не является органом Сообщества в традиционном смысле этого слова. Это своеобразное структурное образование, цель и назначение которого состоит в интеграции национальных центральных банков в единую валютную систему Сообщества. Соответственно и задача, стоящая перед ЕСЦБ, заключается, прежде всего, в том, чтобы определять и проводить в жизнь валютную политику Еврозоны. Национальные центральные банки, входящие в общую систему, сохраняют свою самостоятельность, и их деятельность определяется национальным законодательством каждого из государств-членов. Вместе с тем национальные центральные банки должны действовать в соответствии с ориентацией и инструкциями, получаемыми от Европейского центрального банка. Национальные органы власти при принятии правовых актов, регулирующих деятельность национальных центральных банков, должны учитывать постановления права ЕС и запрашивать заключения ЕЦБ по всем вопросам, относящимся к его ведению. Такие заключения предоставляются как национальным властям государств-членов, так и институтам и органам Сообществ [11].

Функционирование ЕСЦБ обеспечивается Европейским центральным  банком и его органами, которые наделяются правом принятия юридически обязательных нормативно-правовых актов. Специфика и особенность правового статуса ЕЦБ, который практически приравнен к институтам Сообщества и Союза, состоит в том, что на практике он является не административным органом, а банковским учреждением, обладающим собственным капиталом (он определен в 5 млрд. евро) и собственными ресурсами. Таким образом, ЕЦБ — это, прежде всего Центральный банк, осуществляющий все свойственные банковскому учреждению функции, и одновременно это институт, наделенный распорядительной властью и правом издания правовых предписаний. ЕЦБ обладает статусом юридического лица, на него распространяются положения Протокола о привилегиях и иммунитетах. Банк, в частности, освобождается от уплаты налогов государству, на территории которого находите (в данном случае в ФРГ, в городе Франкфурте), на операции им осуществляемые, и освобождается от уплаты сборов, устанавливаемых обычно с суммы деловых операций. Как и применительно к ЕВИ, на ЕЦБ распространяется принцип независимости. Ни он, ни национальные центральные банки, ни члены руководящих органов ЕЦБ не должны испрашивать или получать указания ни от институтов ЕС, ни от национальных властей государств-членов. Соответственно институты Союза и национальные власти обязаны воздерживаться от любых действий, направленных на то, чтобы повлиять на руководителей ЕЦБ или национальных центральных банков при выполнении ими задач, связанных с осуществлением учредительных договоров и предписаний вторичного права, относящихся к созданию и функционированию валютного союза.

В основных документах сравнительно четко определены валютные функции и операции, осуществляемые ЕЦБ, положения, касающиеся финансовой отчетности, проведения ревизий, формирования капиталов, критериев подписки на капитал, заграничных операций банка и распределения валютных доходов национальных центральных банков.

Чистая прибыль ЕЦБ  распределяется следующим образом: сумма, определяемая Советом управляющих и не превышающая 20% чистой прибыли, переводится в общий резервный фонд. При этом соблюдается правило, согласно которому эта сумма не может превышать 100% уставного капитала. Оставшаяся чистая прибыль распределяется между акционерами ЕЦБ пропорционально оплачиваемой ими доли капитала. При этом следует иметь в виду, что единственными акционерами ЕЦБ являются только национальные центральные банки. В случае убытков они восполняются либо за счет общего резервного фонда, куда переводится получаемая прибыль, и в случае необходимости из валютной прибыли соответствующего финансового года в пропорции и в пределах сумм, распределенных между национальными центральными банками.

ЕЦБ наделяется значительными  полномочиями в правовой сфере. Ему  предоставлено право принятия регламентов, необходимых для решения задач, стоящих перед ЕСЦБ и ЕЦБ. Он может также принимать решения и давать рекомендации и заключения. Регламенты являются нормативно-правовыми актами общего характера, которые обязательны во всех своих частях для государств-членов и, как и любые иные регламентарные акты, имеют прямое действие. Решения — это правовые акты индивидуального характера, обязательные для тех субъектов права, коим они адресованы. Рекомендации и заключения обязательной силы не имеют. Наделение ЕЦБ правами и полномочиями в сфере издания нормативно-правовых актов неизбежно порождает как следствие возможность распространения на эти действия ЕЦБ контроля со стороны Суда ЕС. Функции, осуществляемые в данном случае Судом ЕС, могут затрагивать, во-первых, толкование актов, касающихся функционирования ЕЦБ, во-вторых, рассмотрение исков, которые могут быть предъявлены ЕЦБ в связи с его финансово-хозяйственной деятельностью и осуществлением распорядительных функций. По общему правилу споры между ЕЦБ, с одной стороны, его кредиторами и дебиторами, либо с иными лицами — с другой, рассматриваются компетентными национальными судами. Национальные банки несут ответственность в соответствии с национальным законодательством. Решение ЩВ о возбуждении дела в Суде принимается Советом управляющих или по его уполномочию дирекцией. Суд может также рассматривать дела о договорной и внедоговорной ответственности на основании арбитражной оговорки, содержащейся в контракте, заключенном ЕЦБ или от его имени, независимо от того, регулируется ли этот контракт публичным правом. К юрисдикции Суда ЕС отнесено рассмотрение споров, касающихся выполнения национальными центральными банками обязательств, вытекающих из учредительных договоров и Устава. В случае если ЕЦБ считает, что национальные центральные банки не выполнили обязательств, он составляет обоснованное заключение, которое предоставляется заинтересованному национальному центральному банку Последний может изложить свои замечания по поводу заключения. Однако если ЕЦБ настаивает на своем заключении национальный банк не выполняет его рекомендаций в установленные сроки, то соответствующий спор может быть передан на рассмотрение Суда ЕС.


 Устав ЕЦБ предусматривает создание органа, который получил наименование Генерального совета. В его состав входят председатель, заместитель председателя ЕЦБ и управляющие центральных банков всех государств-членов. Главное назначение этого органа — контроль за деятельностью государств, которая может прийти в противоречие с требованиями и критериями, установленными для участия в Европейской системе центральных банков. Именно на него возложено изучение складывающейся ситуации и представление докладов Совету Европейского Союза, который на этом основании, в частности, решает вопрос об участии соответствующего государства в осуществлении третьей фазы валютного союза. Генеральный совет также выполняет те задачи, которые были поручены ЕВИ и которые не были полностью решены до наступления третьей фазы. Он решает также некоторые другие вопросы, в том числе такие, как вопросы найма персонала ЕЦБ.

Европейский центральный банк ведает выпуском единой для всех членов валютного союза денежной единицы, которая получила наименование евро. Смена официального наименования денежной единицы Европейского Союза произошла в значительной мере по настоянию ФРГ [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Введение единой валюты

В апреле 1989 году был обнародован так называемый доклад Делора - предварительный проект Экономического и Валютного союза. Высказанные идеи вызвали огромный резонанс и увлекли не только значительную часть западноевропейских правящих кругов, но и миллионы простых граждан. Проект ЭВС, поддержанный средствами массовой информации, стал в первой половине 1989 года символом нового взлета западноевропейской интеграции. Дальнейшие события разворачивались достаточно быстро.

Вначале на Мадридском саммите в июне 1989 года были приняты два основных организационных предложения, выдвинутые комитетом Делора:

  1. начать первый этап перехода к экономическому и валютному союзу с 1 июля 1990 года
  2. созвать межправительственную конференцию для выработки изменений к основополагающим договорам, без которых невозможно продвижение к последующим этапам.

К декабрю 1990 года комитет управляющих центральными банками и Валютный комитет ЕС практически подготовили проект устава будущего Европейского центрального банка.

При обсуждении вопроса о переходе к заключительной стадии перехода к  евро произошло столкновение между  двумя принципиально разными  подходами – "экономическим" и "монетаристским" ("фундаметалистским" и "прагматическим").

Первый подход был представлен  главным образом ФРГ и Нидерландами. Эти страны определенно выступали за фиксацию обменных курсов и введение единой валюты, но при условии обязательного и строгого соблюдения критериев конвергенции. Поскольку невозможно было предугадать, когда этого можно достичь, ФРГ и Нидерланды возражали против того, чтобы заранее утвердить дату перехода к полному экономическому союзу.

Второго подхода придерживались Италия и несколько в смягченной форме  Франция. Они подчеркивали мобилизующую роль самой идеи ЭВС. Согласно их точке зрения, установление твердой даты перехода должно было подстегнуть национальные правительства и рыночные силы, создать политические условия для принятия непопулярных мер экономии и, в конечном счете, резко ускорить экономическую конвергенцию.

На межправительственной конференции не удалось найти окончательного решения этой проблемы. Компромисс был достигнут лишь в ходе самого Маастрихтского саммита, который и утвердил текст поправок, необходимых для реализации экономического и валютного союза.

Окончательный текст договора представлял компромисс между взглядами "экономистов" и "монетаристов". Можно сказать, что "битву" выиграли обе стороны. "Монетаристская" точка зрения восторжествовала в том, что государства – члены ЕС договорились установить твердые сроки создания ЭВС. "Экономисты" же имели все основания считать, они одержали победу, настояв на строгих критериях отбора кандидатов на участие в зоне евро.

Таким образом в Маастрихте было достигнуто:

  1. Договор о Европейском Союзе заложил прочную правовую основу будущего экономического и валютного союза и единой валюты.
  2. Была определена институциональная структура.
  3. Маастрихтским договором был установлен точный график трех этапов перехода к экономическому и валютному союзу и в общих чертах определено их содержание.
  4. Были согласованы и утверждены основные критерии конвергенции, которые являются обязательными условиями вступления стран - членов ЕС в экономический и валютный союз.
  5. Маастрихтский саммит утвердил приоритеты кредитно-денежной политики в рамках экономического и валютного союза. Эти приоритеты носят вполне определенный монетаристский характер. Главной целью и его высшего органа - Европейской системы центральных банков является стабильность цен. Подчиненный характер носит вторая задача – содействие другим направлениям экономической политики сообществ и государств-членов.
  6. Ко времени маастрихтского саммита выяснилось, что независимо от динамики критериев конвергенции две страны – Великобритания и Дания – по политическим мотивам останутся вне экономического и валютного союза, по крайней мере, на первом этапе его становления. Им было предоставлено право остаться вне договора, если они этого пожелают.

Информация о работе Влияние проблем и перспектив развития ЕВС на экономику России