Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:48, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение особенностей европейской валютной системы, современного состояния и перспектив развития ЕВС; анализ влияния неблагоприятных явлений в еврозоне на экономическую ситуацию в РФ.
Задачами в рамках обозначенной цели являются:
-изучение истории развития валютных объединений в Европе;
-рассмотрение процесса формирования европейского валютного механизма;
-анализ этапов становления Европейского валютного союза;
- выявление проблем и определение перспектив развития ЕВС;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Становление европейского валютного союза
История развития валютных союзов в Европе…………………………5
1.2. Формирование европейского валютного механизма………………......9
1.3. Введение единой валюты …………………………………………........16
Глава II. Влияние проблем и перспектив развития ЕВС на экономику России
2.1. Общие причины кризиса еврозоны. …………………………….22
2.2. Триггеры распада монетарного союза…………………………………25
2.3. Сценарии распада ЕВС: выход Греции, Португалии…………………29
2.4. Влияние ситуации в еврозоне на российскую экономику……………
Заключение……………………………………………………………………34
Список источников…………………………………………………………...36
115
Производительность труда в Испании, Греции,
Португалии, 1995-2011, 2005= 100
2.0
110
1.5
105
100
1.0 95
0.5
2000 2002 2004 2006 2008 2010
Германия Греция
Италия Португалия
Испания
Ирландия
90
85
1995 2000 2005 2010
Испания Греция Португалия
Источник: Haver Analytics
Источник: Haver Analytics
Диаграмма 7
Динамика уровня безработицы среди молодежи,
1999-2012, %
61 18
16
51
14
41 12
10
31
8
21 6
4
11
2
1 0
1999 2003 2007 2011
Греция Португалия
Испания Германия (справа)
Источник: eurostat
3. Рост долгового бремени частного сектора. Долги частного сектора росли во время кризиса во всех проблемных странах, чего не наблюдалось в Германии (диаграмма 8). При этом в Испании, Ирландии и Португалии долги стартовали с более высокого уровня, чем в Греции и Италии; так в Испании стартовый уровень составил 125% ВВП (диаграмма 8). В Португалии к 2008 году уровень суверенного долга вырос до 230% ВВП со 170% в 2000 году. Сегмент ипотечного кредитования в Испании характеризовался бурным ростом и достигал среднегодовой динамики в 35%. В конце 2007 года задолженность домохозяйств по ипотеке составляла 600 млрд. евро или 60% ВВП 2007 года.
Диаграмма 8 Диаграмма 9
400
350
300
250
200
150
100
50
Динамика долга частного сектора, % ВВП
2000 2002 2004 2006 2008 2010
Германия Греция
рост долга домохозяйств Испании по ипотеке,
2000-2011, %гг
40
35
30
25
20
15
10
5
0
-5
Италия Португалия
Испания Ирландия
Источник: eurostat
Источник: Haver Analytics
Диаграмма 10 Диаграмма 11
2.8
2.6
2.4
2.2
2.0
1.8
1.6
1.4
1.2
1.0
Динамика государственного долга, 2000-I = 1
2000 2005 2010 2012
Германия Греция Италия
100
90
80
70
60
50
40
Динамика государственного долга, % ВВП
2000 2005 2010 2012
Германия Португалия Испания
Греция (справа) Италия (справа)
180
160
140
120
100
80
60
40
20
0
Португалия Испания
Источник: Haver Analytics
Источник: Haver Analytics
4. Быстрый рост госрасходов, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП (за исключением Испании и Ирландии). Испания, в отличие от Греции или Португалии (как показывает диаграмма 10 с абсолютной динамикой государственного долга), не проводила «расточительную» политику госрасходов и госзаимствований. Проблемы с государственным долгом у Испании возникли уже после кризиса, скорее как его следствие. До кризиса же относительная величина долга (в процентах к ВВП) даже снижалась (диаграмма 11). В Ирландии в 2007 году уровень государственного долга был равен 24,8% ВВП и так же, как в Испании, снизился (с 35,1% в 2000 году).
5. Неконкурентоспособность экономики. Бурный рост зарплат и более высокая инфляция (относительно средней по еврозоне) привели к отклонению по расходам на труд на единицу продукции от уровня стран «ядра» во всех рассматриваемых странах.
По индексу издержек на труд на единицу продукции (Unit Labor Costs Index, ULC), в конце 2009 года Греция на 30 % превышала средний по еврозоне уровень и на 47 % уровень Германии. Отклонения Португалии и Испании были сопоставимыми (таблица 1).
Таблица 1. ULC
Unit Labor Costs Index |
Греция |
Португалия |
Испания |
Удалось улучшить за 2010-2011 гг, % |
17 |
1 |
9 |
Оставшееся превышение над уров Германии на начало 2012 года, % |
30 |
28 |
24 |
В разрезе стран «периферии» еврозоны при общей схожести макроэкономической динамики, приведшей к кризису, условно выделяются четыре группы: по источникам роста дисбалансов в экономике (госсектор или частный сектор) и по направлению использования притока капитала (инвестиции на рынке недвижимости, потребление).
К первой группе можно отнести страны, драйвером экономического роста и накопления структурных дисбалансов которых является частный сектор, активно инвестировавший в недвижимость. Это такие страны как Испания и Ирландия.
Вторая группа представлена Португалией. В ней накопление долга частного сектора, а так же госдолга финансировало преимущественно потребительский подъём. Импорт рос в среднем за рассматриваемый период по 4% в год, рост потребления частного сектора опережал рост ВВП на 1%. Высокий стартовый долг частного сектора в 1999 году, на уровне 160% ВВП, достиг в 2007 году 230% ВВП. Банки Португалии имели наивысшее отношение кредитов к депозитам в еврозоне, достигшее пика в 2009 году на уровне 160,8%, при этом в 2007 году показатель составил 155,7%.
Третья и четвертая группа представлены Грецией – страной, в которой драйвером роста выступал преимущественно государственный сектор. При этом в Греции наблюдался как инвестиционный, так и потребительский бум. В условиях постоянного притока капитала еврозона функционировала в условиях существующих и накапливающихся дисбалансов.
2.2. Триггеры распада монетарного союза
Результатом негативного развития взаимно усиливающих друг друга тенденций в нефинансовом и финансовом секторах проблемных стран может стать их выход из еврозоны: Греции, Греции и Португалии, Греции, Португалии и Ирландии, и возможно, Испании. Это мы обозначаем как «распад зоны евро».
Диаграммы 18-21
Выплаты по госдолгу Греции, млрд евро
16
14
12
10
8
6
4
2
0
Выплаты по госдолгу Португалия, млрд евро
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
основной долг проценты
Источник: Bloomberg
основной долг проценты
Источник: Bloomberg
Выплаты по госдолгу Испании, млрд евро
60
50
40
30
20
10
0
Выплаты по госдолгу Ирландии, млрд евро
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
основной долг проценты
Источник: Bloomberg
основной долг проценты
Источник: Bloomberg
Мы условно выделяем три типа триггеров: первый и основной в Греции и Португалии, где наиболее активно проводится политика снижения высокого уровня государственного долга, на котором базировался докризисный рост, второй - в Испании, в перспективе - в Португалии и Ирландии, третий может реализоваться во всех странах и связан с кризисом в банковском секторе.
Первый триггер: невыполнение нормативов «тройки» (МВФ, ЕС и ЕЦБ).
В первой группе стран условием спасения от дефолта по гособлигациям является помощь МВФ, ЕС и ЕЦБ, т.е. финансирование дефицитов бюджета на нерыночных условиях, где и формируется первый триггер.
Даже с учетом реструктуризации в ближайшие четыре года Греции предстоят пять крупных платежей по государственному долгу: во втором и третьем кварталах каждого года - совокупно 35,6% ВВП 2011 года. При этом потребности Греции, благодаря выделенному пакету помощи в 130 млрд. евро, покрыты до конца 2014 года.
Риск в данной ситуации состоит в возможности невыполнения целевых нормативов МВФ. Нарушение может стать результатом каких-либо внешних шоков, либо неполным учётом «тройкой», вырабатывавшей нормативы, последствий от фискального «сжатия» для экономического роста.
В качестве нормативов выступают, прежде всего, цели по первичному дефициту бюджета. Греция задаёт целевой ориентир достижения первичного профицита бюджета в 1,8% ВВП в 2013 году. Другим нормативом является закрытие разрыва по ULC относительно уровня ULC торговых партнеров на 15 % за три года за счет реформы рынка труда. При этом по оценкам МВФ, без этих дополнительных мер, Греции удастся достичь только 1% первичного профицита бюджета в 2014 году вместо 4,5%.
Аналогичная ситуация в Португалии, которой выделено 78 млрд. евро, и которая должна в течение четырех лет выплатить 47% ВВП (80,8 млрд. евро с процентами). Следующий за вторым кварталом 2012 года пик выплат приходится на третий квартал 2013 года. При этом потребности Португалии покрыты до конца 2013 года. К тому времени страна, по прогнозу МВФ, должна вернуться на долговой рынок9. Испания должна выплатить к 2016 году 45,7% ВВП 2011 года (456 млрд евро). Ирландии предоставлен пакет помощи в 85 млрд евро. До 2016 года Ирландия должна выплатить долги на 20,6% ВВП. Пик выплат выпадает на второй квартал 2013 и первый квартал 2014 года. МВФ ожидает, что Ирландия вернется к рыночному финансированию долга уже в 2013 году10.
Итак, в течение четырех лет проблемным странам предстоят большие платежи по государственному долгу. Часть этих выплат в Греции и Португалии обеспечивается кредитами «тройки», а поэтому предоставление денег на выполнении всех обязательств по структурному реформированию и сокращению дефицита бюджета в этих странах условно.
Исходя из запланированной МВФ траектории уровня государственного долга для каждой страны и планируемой динамики дефицита бюджета, можно попытаться определить темпы экономического роста, необходимые для реализации данного временного профиля долга. Упрощённо, динамика долга к ВВП может быть описана уравнением вида ∆a/b=(c-d)*(a/b)+e/b-f/b, где а – уровень госдолга, b – уровень ВВП, c – процент по госдолгу, d – рост ВВП, e – первичный дефицит, f – сеньораж.
Для каждого года с 2012 по 2016, на основе планируемой траектории долга, мы рассчитали изменение долга к ВВП (в процентных пунктах) – левая часть уравнения. В правой части мы использовали данные о планируемой динамике первичного дефицита, а сеньораж заменили темпами прогнозируемой МВФ инфляции. Процент по долгу – доходность к погашению торгуемых пятилетних гособлигаций (для Греции десятилетних), при этом мы считали, что с 2014 года ставки по долгу будут снижаться на 0,5 процентых пункта ежегодно до 2016 года. Интересующим нас неизвестным в уравнении является траектория роста ВВП с 2012 по 2016 годы. Кроме того, мы попытались учесть, что часть долга не принадлежит частному сектору, и поэтому доходность по такому долгу может быть нулевой. Так, например, в последней программе реструктуризации долговых обязательств Греции ЕЦБ отказался от процентного дохода по облигациям (он был списан в пользу Греции). Усредненные по годам значения темпов роста ВВП приведены ниже в таблице, где взято отклонение прогнозируемых МВФ темпов роста от рассчитанных нами (последняя строка таблицы).
Таблица 3
Страна |
Греция (март 2012) |
Португалия (де- кабрь 2011) |
Ирландия (фев- раль 2012) |
Испания (июль 2011) |
Текущий госдолг, %ВВП |
165,0 |
107,2 |
105,4 |
67,5 |
Госдолг у частно- го сектора в сред- нем за период, % |
17%, из них 53,5% реструктурированный |
33% |
70% |
70% |
Доходность 5- летних облига- ций, % годовых |
18% (10-летние), 2% по реструктуриро- ванным до 2015 года, после: 3% |
15,7%, Считаем, что по бондам не в част- ном секторе ну- левая ставка |
5,3%, Считаем, что по бондам не в част- ном секторе ну- левая ставка |
3,9%, Считаем, что по бондам не в част- ном секторе ну- левая ставка |
Госдолг в 2016 году, % ВВП |
145 |
111,7 |
112,5 |
76,2 |
Средний рост ВВП до 2016 года для достижения цели по долгу, %гг |
3,9 |
0,8 |
-0,7 |
-1,1 |
Среднее отклоне- ние необходимого роста ВВП от прогноза МВФ до 2016 года |
2,8 пп |
-0,2 пп |
-3,1 пп |
-2,7 пп |
Информация о работе Влияние проблем и перспектив развития ЕВС на экономику России