Содержание
1.
Введение
Привлечение государством внутренних
и внешних займов для развития
экономики является общепринятой международной
практикой. К внешним займам прибегают
как сильные в экономическом
отношении индустриально развитые
страны, так и только формирующие
экономические институты, развивающиеся
страны. Внешнее заимствование направлено
в первую очередь на финансирование
дефицита государственного бюджета
и платежного баланса страны, для
кредитования национального импорта,
развития реального сектора экономики
и других целей. Чем выше несбалансированность
экономики, тем сильнее зависимость
от внешних источников финансирования
и тем выше темп роста внешнего
долга страны. Внешнее заимствование
дает возможность стране потреблять
и инвестировать выше пределов текущего
внутреннего производства и сбережений
за счет привлечения иностранных
финансовых ресурсов. Если внешние
заемные ресурсы используются для
финансирования новых средств производства,
то общие темпы роста экономики
могут быть ускорены.
Актуальность
выбранной темы обусловлена тем,
что особое внимание необходимо уделять
проблеме обслуживания внешнего долга,
с переходом к рыночной экономике
этой проблеме уделяется повышенное
внимание.
Цель
работы – заключается в исследовании
основных направлений развития внешнего
долга США. Необходимо показать проблематику
внешней задолженности США, ее зависимость
от этого долга и перспективы
развития ситуации. Для достижения
поставленной цели в работе решаются
следующие задачи:
1) изучить
теоретические основы образования внешнего
долга государства;
2) раскрыть
понятие внешнего долга, его сущность,
функции и принципы;
3) оценить
организацию управления внешним долгом
США.
В данной работе используются
1. Внешний
долг: понятие.
1.1. Основные
понятия теории внешнего долга
Центральное место в системе
государственных финансов занимает
государственный бюджет. Государственный
бюджет - это годовой план государственных
расходов и источников их финансового
покрытия. Его главнейшие функции
- проведение в жизнь финансовой
политики, организация выполнения
финансовой программы правительства.
Бюджет представляет централизованный
денежный фонд, аккумулируемый главным
образом с помощью налогов
и расходуемый государством для
решения своих задач.
В тех случаях, когда имеющиеся
у бюджета доходы недостаточны
для осуществления необходимых
расходов, возникает бюджетный дефицит
- превышение расходной части
бюджета над доходной. При бюджетном
дефиците поступающих доходов
оказывается недостаточно для
нормального выполнения функций
государства, в связи с чем,
приходится прибегать к различным
займам, прежде всего у кредитной
системы, что отрицательно сказывается
на устойчивости всего денежного
обращения и является основной
причиной инфляции. Бюджетный дефицит
не обязательно свидетельствует
о каком-то чрезвычайном положении
в экономике страны. Он может
быть вызван, например, необходимостью
осуществления крупных государственных
вложений в развитие экономики,
что отражает скорее рост валового
национального продукта, нежели
кризисное состояние государственного
регулирования. Возможны чрезвычайные
обстоятельства, связанные с войнами,
стихийными бедствиями, затраты
на которые не могли быть
заранее спланированы, но должны
быть обязательно осуществлены
независимо от наличия средств
в резервном фонде бюджета.
Перед правительством, столкнувшимся
с проблемой роста бюджетного
дефицита, встает проблема выбора
из трех известных вариантов.
Первый, кажущийся наиболее лёгким,
но и являющийся наиболее инфляционно
опасным - дополнительная эмиссия
денежных средств. Второй - усиление
налогового бремени и сокращение
государственных расходов. Третий -
выпуск государственных долговых
обязательств - казначейских ценных
бумаг (облигаций, векселей, сертификатов
и т. п.), которые обеспечивают
их покупателям гарантированный
доход в виде определённого
процента.
Проблема бюджетного дефицита
порождает проблему государственного
долга. Государственный долг - общий
размер задолженности правительства
владельцам государственных ценных
бумаг, равный сумме прошлых
бюджетных дефицитов минус бюджетные
профициты.
В зависимости от рынка заимствований
и валюты возникающих обязательств
выделяют внутренний и внешний
долг.
Долговые обязательства федерального
правительства обеспечиваются
всеми активами, находящимися в
его распоряжении.
Внешний долг - это задолженность
правительства страны перед
иностранными кредиторами. Наличие
некоторого внешнего долга
у каждой страны – это весьма
заурядное явление современной
экономической жизни, так как активное
участие правительства страны в процессе
производства и распределения требует
привлечения заемных средств для финансирования
своих расходов. Возможность займа за
рубежом позволяет расширить возможности
правительства по стимулированию спроса
в экономике.
Внешний государственный долг
– это совокупность долговых
обязательств государства, которые
возникли в результате займов
государства на внешнем рынке.
Внешний долг государства имеет такие
составные:
- долг
органов государственной власти
и управления, который возник
в результате привлечения кредитов
иностранных государств и выпуска
государственных ценных бумаг,
которые размещаются на международных
рынках капиталов;
- долг
субъектов хозяйствования, гарантированный
правительством. Он погашается и
обслуживается субъектами хозяйствования
– заемщиками.
Состояние внешнего долга государства
можно охарактеризовать с
помощью таких показателей:
а) соотношение
внешнего долга к валовому внутреннему
продукту;
б) соотношение
плановых платежей касательно обслуживания
долга валютных поступлений государства.
Он свидетельствует о платежеспособности
страны в ближайшей перспективе;
в) соотношение
дисконтированной стоимости долга
и экспорта. Этот показатель используется
для оценки долгосрочной платежеспособности.
Внешний долг представляет особое
внимание. Если платежи по нему
составляют значительную часть
поступлений от внешнеэкономической
деятельности страны, например 20-30%,
то привлекать новые займы
из-за рубежа становится трудно.
Их предоставляют неохотно и
под более высоки проценты, требуя
залогов или особых поручительств.
В некоторых развивающихся и
среднеразвитых странах ежегодные
обязательства выплаты по займам
превышают все поступления от
внешнеэкономической деятельности.
Внешний долг — это совокупный
объем финансовых средств, взятый
в долг:
правительством
страны и субъектами федерации (руководством
областей и городов)
кредитно-финансовыми
организациями (банками, фондами и
т.п.)
напрямую
крупными предприятиями страны у кредитно-финансовых
организаций других стран
В экономической теории: внешний
долг, на погашение которого уходит
вся прибыль страны (за определённый
период времени), так, что необходимые
текущие затраты погашаются
за счёт суммы очередного долга
— определение главного механизма
современной колонизации.
В некоторых случаях это заурядное
явление начинает создавать незаурядные
проблемы государству и его
кредиторам. Такие проблемы возникают,
когда суммы, которые приходится
тратить из бюджета страны
на обслуживание внешнего долга,
становятся слишком большими, собственных
источников становится не достаточно
для продолжения обслуживания
долга, а возможность рефинансирования
долга на внутреннем и внешнем рынках
пропадает. В этом случае правительству
страны ничего не остается, как объявить
о приостановлении обслуживания своих
внешних обязательств, то есть объявить
дефолт по внешнему долгу (внешний дефолт).
Внешний дефолт создает серьезные
проблемы для страны: национальная
валюта обесценивается, фондовые
индексы падают, в стране снижается
заработная плата, люди теряют
работу и стремительно беднеют.
В современной истории иногда
случается так, что если
происходит внешний дефолт
у одной страны, то велика вероятность,
что та же участь постигнет
и соседей со сходной структурой
экономики и долгов.
Вывод: государственный долг - это
неотъемлемая часть экономики
каждой страны.
1.2. Влияние
внешнего государственного долга
на экономическое развитие страны
Нарастание внутреннего долга
менее опасно для национальной
экономики по сравнению с
ростом ее внешнего долга. Утечки
товаров и услуг при погашении
внутреннего долга не происходит,
однако возникают определенные
изменения в экономической жизни,
последствия которых могут быть
весьма значительны. Это связано
с тем, что погашение государственного
внутреннего долга приводит к
перераспределению доходов внутри
страны. Обычно в государственном
долге видят две опасности:
банкротство нации и переложение
долгового бремени на будущие
поколения.
Во-первых, нужно отметить, что нет
ни каких причин, которые заставляли
бы сокращать государственный
долг, не говоря уже о необходимости
его полной ликвидации. Правительство
всего лишь рефинансирует свой
долг, то есть продает новые
облигации и использует выручку
для выплаты держателем погашаемых
облигаций.
Во-вторых, правительство по конституции
имеет право облагать население
налогами и собирать их. Увеличение
налогов является тем способом,
который есть у правительства
для получения достаточных доходов
для выплат процентов и общей
суммы государственного долга.
В-третьих, банкротство правительства
очень сложно себе представить
хотя бы потому, что оно имеет
право печатать деньги, которыми
можно заплатить и основную
сумму долга, и проценты по
долгу. Однако создание новых
денег для выплаты процентов
или погашения основной суммы
долга может иметь инфляционный
эффект.
Рост государственного долга
влечет за собой реальные
негативные экономические последствия:
1. Выплата процентов по государственному
долгу увеличивает неравенство
в доходах, поскольку значительная
часть государственных обязательств
сконцентрирована у наиболее
состоятельной части населения.
Погашение государственного внутреннего
долга приводит к тому, что
деньги из карманов менее обеспеченных
слоев населения переходят более
обеспеченным, то есть те, кто
владеет облигациями, становятся
еще богаче.
2. Повышение ставок налогов (как
средство выплаты государственного
внутреннего долга или его
уменьшения) может подорвать действие
экономических стимулов развития
производства, снизить интерес к
вложению средств в новые рискованные
предприятия, в инновации, а
также усилить социальную напряженность
в обществе. Подобным косвенным
образом существование большого
государственного долга может
подорвать экономический рост.
3. Выплаты процентов или основной
суммы долга иностранцам вызывают
перевод определенной части реального
продукта за рубеж.
4. Государство может перенести
реальное экономическое бремя
своего долга на плечи будущих
поколений, то есть оставить
будущим поколения меньшие по
размерам основные производственные
фонды. Эта возможность связана
с эффектом вытеснения, который
определяется тем, что дефицитное
финансирование увеличивает ставки
процента и, следовательно, сокращает
инвестиционные расходы. Если
это будет происходить, последующие
поколения унаследуют экономику
с уменьшенным производственным
потенциалом, и, следовательно,
при прочих равных условиях, уровень
жизни будет ниже, чем в других
случаях. Кроме того, рост внешнего
долга снижает международный
авторитет страны и вызывает
психологический эффект, усиливая
неуверенность населения страны
в завтрашнем дне. Возникает
необходимость управления долгом.
5. Существование внешнего долга
предполагает передачу (при погашении
этого долга) части созданного
внутри страны продукта за
рубеж.
6. Рост внешнего долга безусловно
снижает международный авторитет
страны.
7. Когда правительство берет займ
на рынке капиталов для рефинансирования
долга или уплаты процентов по государственному
долгу, это неизбежно приводит к увеличению
ставки, в свою очередь, влечет за собой
снижение капитализированной стоимости,
сокращение частных плановых инвестиций.
В результате этого последующие поколения
могут унаследовать экономику с уменьшающимся
производственным потенциалом и всеми
вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
8. Можно отметить и чисто психологический
эффект: с ростом государственного
долга усиливается неуверенность
населения страны в завтрашнем
дне.
Чем обременительнее для страны
накопленный внешний долг, тем
в большей мере его обслуживание
вовлекается во взаимодействие
с функционированием всей национальной
экономики и ее финансовой
сферы.