Влияние внешнего долга США на мировую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – заключается в исследовании основных направлений развития внешнего долга США. Необходимо показать проблематику внешней задолженности США, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) изучить теоретические основы образования внешнего долга государства;
2) раскрыть понятие внешнего долга, его сущность, функции и принципы;
3) оценить организацию управления внешним долгом США.

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 72.94 Кб (Скачать файл)

2)Долг частного сектора: 38,2 трлн.

  • Долг домохозяйств: 12,8 трлн.
  • Корпоративный долг: 9,0 трлн.
  • Долг финансового сектора: 14,2 трлн.
  • Процентный долг частного сектора: 1,7 трлн.

 

Основными источниками внешнего долга являются:

  • Долги частного сектора
  • Дефицит государственного бюджета
  • Отрицательное сальдо торгового баланса (с 1985 года объем импорта существенно превышает объем экспорта).
  • Процентные начисления на ранее выданные средства

Кредиторов можно разделить  по институциональному признаку:

Банки (потребительские  кредиты и ценные бумаги)

Инвестиционные  фонды (ценные бумаги, долгосрочные займы)

Государства, а точнее центробанки (облигации, высоконадежные ценные бумаги, валютные резервы в долларах)

Компании, осуществляющие прямые целевые инвестиции путем покупки активов или  акций компаний США 

Основными странами-кредиторами являются Китай и Япония. (Согласно отчету казначейства США о странах-владельцах казначейских облигаций.) Япония за счет активного развития экономики в  период после второй мировой войны  накопила значительные финансовые средства, которые предоставляет под очень  низкий процент (около 0%). Это позволяет  осуществлять заимствования «Carry trade» (кредит берётся в иенах, конвертируется и выдается в долларах, что позволяет заработать на разнице процентных ставок).

Китай за счет более чем двукратного  превышения объема экспорта над объемом  импорта в торговом балансе с  США (около 233 млрд. долл. в 2006 году) получает большой объем долларовых платежей, который накапливает в золото-валютных резервах (ЗВР).

Поскольку большая часть поступивших  в ЗВР долларовых средств не расходуется, а переводится в казначейские облигации США это приводит к  значительному росту ЗВР Китая (+43%, до 1,5 трлн долл. за 2007 год) и Японии.

Дефицит государственного бюджета  США:  США имеют перманентный дефицит бюджета (правительство тратит больше денег, чем собирает с помощью налогов). Это заложено в долговой природе финансовой системы США. Проект бюджета на фискальный 2008 год предполагает, что совокупный дефицит бюджета в $248 млрд в 2006 уменьшится до $244 млрд в 2007 и до $239 млрд в 2008. Предполагается расходы на войну с террором в бюджете 2007 г уменьшать с $163 млрд до $142 млрд в 2008, и до $50 млрд в 2009, а в 2010—2012 вообще исчезнут. Также это потребует введения дополнительного налога на десятки миллионов американских семей среднего и большого достатка начиная с 2008. В проекте обозначены размеры дефицита:

  • уменьшение до $187 млрд в 2009,
  • $94 млрд в 2010 и
  • $54 млрд в 2011
  • до достижения профицита в $61 млрд в 2012.

 

Администрация Буша празднует снижение дефицита бюджета с $413 млрд в 2004 до $318 млрд в 2005 и до $248 млрд в 2006. Фактически, по результатам 2007 финансового года дефицит федерального бюджета составил всего 162.8 млрд. $ - самый низкий показатель за последние 5 лет. Но общее увеличение роста государственного долга не сильно изменяется: $595 млрд в 2004, $551 млрд в 2005, и $546 млрд в 2006. Госдолг увеличился с $5.728 трлн (на 20-е Янв. 2001г), до $8.713 трлн на начало 2007.

Внешний долг США (частного и федерального сектора) 13.8 трлн. , из него федеральный долг зарубежным инвесторам составляет около 2.6 трлн. Основными кредиторами США являются Япония и Китай. Первой Америка должна 583 млрд долларов, второй — 503 млрд долларов без учета долгов перед Гонконгом и Макао. В сумме это составляет 40 % всего госдолга США. Долг перед Китаем растет у США на 25 % в год. Россия занимает восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США. На 30 июня 2008 года доля американского государственного долга перед Россией составляла 65.3 млрд долларов, или 2,5 %.

 

2.2. Влияние  на мировую экономику внешнего  долга США

 

В литературе и СМИ факт огромного  валового внешнего долга США нередко  приводится в подтверждение их финансового неблагополучия. Следует, однако, учитывать тот факт, что США являются не только заемщиком, но и кредитором на мировом финансовом рынке. Поэтому при оценке их финансового «здоровья» более корректным представляется использовать не валовой, а чистый показатель внешнего долга (внешних финансовых обязательств) - разность между их внешними финансовыми обязательствами и финансовыми обязательствами «остального мира» по отношению к США.

За 2001-2007 гг., например, внешние долговые обязательства США возросли на 9107 млрд долл. Но одновременно увеличились и их зарубежные финансовые активы — на 8315 млрд долл.  Это означает, что громадный рост валовой внешней задолженности США был обусловлен не только и не столько тем, что страна живет в долг, сколько процессами глобализации. За последние два—три десятилетия возросла интеграция национальных экономик, между странами многократно усилились взаимные потоки инвестиций. Вследствие этого у каждой развитой страны сейчас имеется огромное количество как внешних финансовых требований (активов), так и внешних долговых обязательств. Как видно из таблицы 1, в предкризисные годы чистые внешние обязательства США по величине были в 5-6 раз меньше их внешних обязательств.

Рост валовой внешней задолженности  США в последние два десятилетия  был обусловлен, в первую очередь, процессами глобализации в мире, когда между странами возникло множество встречных долговых обязательств. Бесспорно, что в эти годы США жили в долг. Однако влияние данного факта на рост их валового внешнего долга было намного меньше, и его лучше измерять с помощью показателя чистого внешнего долга.

Колоссальные  внешнеторговые дефициты США не приводили к соразмерному росту их чистого внешнего долга, поскольку в значительной степени покрывались за счет положительного сальдо США в их внешних доходах от капитала, величина которого недооценивается в существующей статистике, не учитывающей неявные доходы от капитала.

Положительное сальдо внешних доходов  США от капитала (несмотря на то, что страна является чистым должником по отношению к «остальному миру») объясняется тем, что зарубежные активы США имеют в среднем более высокую доходность по сравнению с активами иностранцев в американской экономике.

После выхода из кризиса и снижения рисков иностранные инвесторы пожелают, несомненно, перевести часть своих  средств из казначейских ценных бумаг  в более доходные корпоративные ценные бумаги. Чтобы обеспечить рефинансирование долга, правительству придется пойти на увеличение доходности казначейских облигаций, что еще более осложнит проблемы по обслуживанию долга. Если же правительство прибегнет к займам у ФРС, то это спровоцирует инфляцию и подорвет доверие инвесторов. Представляется, что у США нет безболезненных путей в решении проблемы гигантского государственного долга.

Но теория «вредности» большого внешнего и государственного долгов не имеет фактических доказательств. Обратная зависимость между темпами  роста ВВП и размером государственного долга не означает, что большой  долг депрессивно влияет на ВВП. История знает массу примеров быстрого экономического роста стран с высоким уровнем долга, в том числе это послевоенная Америка; да и Великобритания за последние 150 лет больше половины времени имела государственный долг выше 100% ВВП.

Как отмечает нобелевский лауреат Пол Кругман, государства не домашние хозяйства. Они не возвращают долги, а амортизируют их по мере роста ВВП и инфляции, которые приводят к росту налоговых поступлений. Чем больше государство берет в долг, тем выше могут быть расходы бюджета (если это не воровство и не вывоз капитала), тем больше ВВП (срабатывает эффект мультипликатора), тем больше налоговые поступления, тем меньше в процентном отношении к ВВП стоит обслуживание долга, тем ниже реальная стоимость долга для должника.

Бесконечный рост дефицита бюджета, финансируемый  за счет увеличения долга, рано или  поздно закончится дефолтом. Но при  стоимости обслуживания долга, сопоставимой с уровнем инфляции, даже при низком темпе роста

ВВП и очень медленном сокращении бюджетного дефицита (а США даже в мягком варианте предложенном Обамой планируют достаточно быстрое сокращение), страна легко справляется с ростом долга, перекрывающим бюджетный дефицит. 

У США есть и еще один аргумент в пользу увеличения внешнего долга  — это его цена. В середине 1970-х годов государственный долг США составлял 35% ВВП, а стоимость  обслуживания —  2,6% ВВП. Рекордом последнего времени был период 1981–1984 годов, когда стоимость обслуживания долга  превышала 5% ВВП. В это время рождалась  «рейганомика» — залог бурного роста экономики США в следующие 25 лет. Сегодня при государственном долге порядка 100% ВВП стоимость его обслуживания не превышает 2%. Для того чтобы сравняться по нагрузке на бюджет с временами Рональда Рейгана, государственный долг должен вырасти более чем в два раза!

Почему же политики США ведут  борьбу против наращивания долга? Возможно, это популистские игры перед выборами. Возможно, честное непонимание основ  экономики. Может быть, часть умной  стратегии: мало желания взять в  долг — надо, чтобы тебе его готовы были дешево дать. А можно ли сохранить  низкую стоимость долга, если ты анонсируешь  планы по его массивному увеличению? Дебаты в конгрессе и угрозы заморозить бюджетные расходы, возможно, всего  лишь часть спектакля, призванного  убедить кредиторов в том, что  США в ближайшие годы будут  сокращать свой долг. Между тем  американцы вполне могут готовить существенное увеличение заимствований. За ближайшие  два-три года отношение долга  к ВВП США может дойти до 125-130%, и при этом экономика Америки  будет уверенно расти, а стоимость  долга оставаться существенно ниже инфляции.

Тогда доллар останется сильной  валютой, и американские казначейские обязательства тоже будут стоить дорого, а рынок расти. Правда, есть шанс, что Митт Ромни победит и вопреки нашим ожиданиям поведет США по европейскому пути. Тогда лучшей инвестицией скоро окажется физическое золото.

"Это  правда, что Китая является крупнейшим  иностранным владельцем нашего  долга. Но подавляющее большинство  нашего долга принадлежит нам" - гласят новости СМИ.

 
США не смогли добиться от партнеров по G20 поддержки ни по одному из своих  предложений к сеульскому саммиту, завершившемуся 12 ноября. Итоги встречи свидетельствуют о снижении способности США влиять на другие ведущие страны по основным вопросам мировой экономики. Позиции США во многом подорвало включение печатного станка ФРС, убеждены эксперты.

«Положение  США пошатнулось еще до начала саммита из-за решения ФРС напечатать 600 млрд долл. Этим США навлекли на себя много критики», - считает главный стратег Julius Baer Кристиан Гаттикер. Протест против ослабления доллара выразили не только Китай, Бразилия и ЮАР, но также и соратники США по G7. В частности, канцлер Германии Ангела Меркель заявила о том, что политика ФРС создает риски надувания новых пузырей. В итоге и перед саммитом, и после него президент США Барак Обама, который в принципе не должен комментировать действия независимой ФРС, заявил: «Решение не было направлено на валюту, на доллар. Оно направлено на рост экономики».

Не смогли США воздействовать и на валютную политику Китая. В итоговом коммюнике G20 говорится, что страны воздержатся  от «конкурентной девальвации валют». США, по данным информагентств, настаивали на формулировке «конкурентной недооцененности валют». В то же время заявление содержит призыв к развитым экономикам с резервными валютами избегать «избыточной волатильности и беспорядочных колебаний валютных курсов».

Барак Обама заявил о необходимости ограничить рост дефицита федерального бюджета США. Он подчеркнул, что в том случае, если государственный долг превысит критическую отметку, это может привести ко второй, гораздо более серьезной рецессии. "Важно понимать, что если мы будем продолжать наращивать государственный долг, даже если наша экономика будет находится на пути к восстановлению, в определенный момент люди могут потерять веру в нее, и это может привести к более глубокой рецессии", - отметил хозяин Белого дома, добавив, что при уровне безработицы в США свыше 10% его администрация должна сохранять баланс между стимулированием создания рабочих мест и поддержкой экономики.

 Как ранее предупредил Минфин, федеральное правительство достигнет  потолка государственного долга,  закрепленного сейчас законом  на уровне $12,1 триллиона, в декабре  и впервые может оказаться  в состоянии технического дефолта  по своим обязательствам. Еще  в августе министр финансов  Тимоти Гайтнер обратился к конгрессу с просьбой как можно быстрее одобрить законопроект, поднимающий потолок госдолга. Согласно мнению экспертов законодателям, скорее всего, придется поднять его на $1 триллион. Некоторые сенаторы-республиканцы дали понять, что поддержат такой законопроект только в том случае, если будет создана комиссия, цель которой - добиваться от администрации и конгресса шагов по сокращению гигантского бюджетного дефицита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Информация о работе Влияние внешнего долга США на мировую экономику