Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались.

Файлы: 1 файл

Курсовая моя.docx

— 566.47 Кб (Скачать файл)

1.Экономическое  содержание и значение внебюджетных  фондов

1.1 Эволюция внебюджетных  фондов и их назначение

 

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана  с развитием специальных видов  правительственной деятельности, для  которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались  за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или  счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных  фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а  другие закрывались. В целом наблюдалась  тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная  новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала  определенные финансовые неудобства –  в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала  дополнительных расходов на управление ими. Поскольку такие счета и  фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло  использовать проходившие через  них средства совершенно бесконтрольно.

Создание специальных  фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных  исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической  деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность  за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных  фондах, покрывать кассовые разрывы  и дефицит бюджета, а также  покрывать непредвиденные расходы.

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных  фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому с укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.

В России в отличие от зарубежных государств, исторически  сложилась совершенно иная система  осуществления государственных  расходов. Составлялось только два  бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции  специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался  государственный долг, покрывались  убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств, чрезвычайного бюджета  покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система  СССР предусматривала существование  одного государственного бюджета.

Впервые целевые бюджетные  фонды стали создаваться в  Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения  на основе Закона РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания –  необходимость выделения чрезвычайно  важных для общества расходов и обеспечение  их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета  финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный  ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные  фонды. Социальные фонды сохранили  статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства  и президента РФ.

ПФР был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

ПФР был создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

ФСС был создан в целях  обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования  и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием  средств социального страхования  Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением. Управление Фондом социального  страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. №822. Этот документ регламентирует организацию  и функционирование фонда.

ГФЗ был образован в  соответствии с Законом РСФСР  «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. для финансирования мероприятий, связанных с реализацией  государственной политики занятости  населения.

Порядок образования ГФЗ  и расходования его средств определяется Положением о государственном фонде  занятости населения РФ, утвержденным постановление Верховного Совета РФ от 8 июля 1993 г. № 5132-1.

Средства фонда являются федеральной государственной собственностью страны и находятся в оперативном  управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятости населения  и подведомственных ему территориальных  органов федеральной службы занятости  населения (кроме районных в городах).

ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части Фонда и  фондов занятости, формируемых у  субъектов Федерации и местных  органов самоуправления. В связи  с этим вначале обязательные страховые  взносы поступают в фонды занятости  городов и районов. Часть этих взносов перечисляется в фонды  занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах  и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда  образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов  Федерации.

ФОМС был создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования  финансовых средств и обеспечения  стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования созданы  Федеральный и территориальный  фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные  учреждения в соответствии с постановление Верховного Совета РФ «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» (от 24.02.93г. № 4543-1).

В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

Увеличение количества внебюджетных фондов и совокупного объема, аккумулируемых ими средств (в отдельных странах, например во Франции, они сопоставимы  с размерами государственного бюджета) является характерной особенностью для экономически развитых стран. Это  объясняется, прежде всего возрастающей ролью государства в решении социальный, экологических проблем, вопросом выравнивания условий жизни населения в различных регионах.

Исторически внебюджетные фонды  создавались двумя путями:

• выделение из бюджета  определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для  их финансирования;

• формирование фондов с  собственными источниками доходов.

Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся  в государственной или муниципальной  собственности. При превышении, доходов  над расходами фондов (т. е. наличии  положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.

Большинство фондов создаются  в процессе перераспределения национального  дохода с помощью специальных  налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства, переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды — это специфическая  форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

В западных странах накоплен огромный опыт создания внебюджетных фондов. В особенности это относится к экономическим фондам. Они расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества. Первые фонды экономического содействия возникли в годы мирового экономического кризиса (1929—1933) для оказания финансовой поддержки частному бизнесу. После Второй мировой войны подобные фонды были созданы во всех развитых странах мира. В частности, во Франции с момента окончания войны действует Фонд модернизации, который после объединения с рядом других фондов был преобразован в Фонд экономического и социального развития. В США существует Фонд перестройки и развития экономики.

С начала 60-х годов в  развитых странах мира большое внимание уделяется созданию научно-технических  фонды. Для формирования доходной части  этих фондов используются как бюджетные  средства (поступления из бюджетов, ссуды государства, бессрочные авансы, субсидии и т. п.), так и средства крупных компании, взносы университетов  и другие источники. Средства указанных  фондов направляются па финансирование программ в области фундаментальных исследований, строительство научных центров, подготовку кадров и т. п.

В последнее десятилетие  в промышленно развитых странах  значительно возросли (в 5—8 раз) фонды социального назначения, что позволяет государственным властям проводить активную социальную политику, В образовании этих фондов, как правило, используются: страховые взносы застрахованных лиц; страховые взносы предпринимателей; субсидии и беспроцентные ссуды государства.

Состав социальных внебюджетных фондов, так же как и ставки взносов, размеры субсидий, весьма дифференцирован  по странам.

Внебюджетные фонды как  институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кредитными учреждениями и зачастую, имея целью получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов прежде всего на рынке государственных ценных бумаг. Более того, государство зачастую принуждает внебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги. Таким образом, можно говорить о том, что внебюджетные фонды выступают в ряде случаев в качестве своеобразного «кредитора» государственных бюджетов.

Правовой основой создания внебюджетных фондов в Российской Федерации  первоначально являлся Закон  РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социального назначения. С введением в действие бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу.

В Российской Федерации к  фондам социального назначения относятся: Пенсионный форд РФ (ПФ), Фонд социального  страхования РФ (ФСС), Федеральный  фонд и территориальные фонды  обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС). До 2001г. существовал  также Государственный фонд занятости  населения РФ (ГФЗН).

Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан  Российской Федерации на получение  пенсий, социального пособия в  случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую  помощь, защиту от безработицы и  т.п.

 

 

 

1.2 Экономическое содержание и сущность внебюджетных фондов

 

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу  определенных  социальных  групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов  населения  для  финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:  обеспечение дополнительными  средствами  приоритетных  сфер   экономики   и   расширение социальных услуг населения.

На основе Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и  бюджетного планирования в РСФСР" от 10  октября  1991  года   органы  власти  в  рамках законодательства  РФ  могут   образовывать   целевые внебюджетные фонды, обладающие правом  самостоятельного  юридического  лица  и  независимые  от бюджетов соответствующих органов власти. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе  соответствующих актов высших органов власти, вкоторых  регламентируется  их  деятельность, указываются источники формирования, определяются  порядок  и  направленность использования денежных средств.

Информация о работе Внебюджетные фонды