Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались.

Файлы: 1 файл

Курсовая моя.docx

— 566.47 Кб (Скачать файл)

Суммарные доходы бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  за 2010 год превысили 4,6 трлн. рублей, в том числе 4,3 трлн. рублей – доходы по распределительной составляющей бюджета Фонда.

Из федерального бюджета  на выплаты пенсий, пособий, ЕДВ и социальных выплат перечислено 2,64 трлн. рублей, что на 0,7 трлн. рублей больше, чем в 2009 году, в т.ч.:

•   на предоставление материнского (семейного) капитала – 98,6 млрд. рублей;

•   на компенсацию  выпадающих доходов бюджета ПФР  в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков -

72,8 млрд. рублей;

•    на финансовое обеспечение  федеральной социальной доплаты – 32,0 млрд. рублей;

•   на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц – участников Программы государственного со финансирования пенсии, уплативших дополнительные страховые взносы в 2009 году – 2,5 млрд. рублей

 

2.3 Основные направления и перспективы совершенствования внебюджетных фондов Российской Федерации

 

Проблемы существующей пенсионной системы в России обусловлены, прежде всего, экономическими факторами  и демографической тенденцией старения населения страны. Приостановить, а  в дальнейшем ликвидировать углубление кризиса пенсионной системы и  создать предпосылки для эффективного функционирования механизма государственного пенсионного обеспечения следует  путем реформирования системы с  целью повышения уровня пенсионного  обеспечения граждан и финансовой устойчивости пенсионной системы.

При всем многообразии существующих в мире схем пенсионного  обеспечения большинство стран  придерживается системы, состоящей  из трех уровней.

Первый – предусматривает  обеспечение нетрудоспособного  населения доходами, сопоставимыми  с прожиточным минимум. Основная задача здесь – противостоять  нищете. Здесь не существует различий в зависимости от трудового вклада. Второй уровень пенсионного обеспечения  соответствует среднестатистическим доходам населения и в значительной мере учитывает в оплате индивидуальный трудовой вклад пенсионера. Третий уровень связан с персональной частной  инициативой.

Накопленный опыт показывает, что в странах с  рыночной экономикой преобладают две  схемы финансирования пенсионной системы: распределительная и накопительная.

Распределительная схема финансирования возмещает  расходы на выплату пенсий непосредственно  из текущих поступлений с фиксированными выплатами. При этом каждому участнику  по достижении пенсионного возраста начисляется пенсия определенного  размера, зависящая от заработной платы  в последние годы трудовой деятельности и совокупного стажа работы. В  большинстве стран это становится функцией государства. По данным статистики в составе государственных пенсий на долю таких пенсий приходится около  трех четвертей.

Накопительная схема  финансирования системы предусматривает  создание специального фонда (резерва), обеспечивающего все пенсионные выплаты в настоящем и будущем  с фиксированными отчислениями. При  этом размер будущих выплат зависит  от суммы совокупных отчислений и  доходов от их инвестирования.

Вплоть до конце 20 века в мире доминировали распределительные  системы. Однако постепенное старение населения (особенно в развитых странах) и связанное с этим явлением резкое увеличение соответствующих расходов толкает все большее количество стран к переходу к накопительной  схеме фиксированный отчислений.

В России в условиях социально-ориентированной  рыночной экономики начинают развиваться  как государственная, так и негосударственные  системы пенсионного обеспечения.

 Наиболее  перспективными, с точки зрения  реализации пенсионной реформы  в России, представляется внедрении  опыта государственного стимулирования  добровольного пенсионного накопления  средств граждан, которое является  дополнительным источником средств  пенсионного обеспечения. Застрахованными  лицам предоставляется возможность  приобретения дополнительных прав  в системе обязательного пенсионного  страхования за счет личных  средств с пропорциональным участием  государства в формировании пенсионных  прав. В расчетный пенсионный  капитал работника включаются  взносы самого застрахованного  и софинансирование из федерального  бюджета.

Повышение ставки страховых взносов и отказ  от единого социального налога позволят вернуться к страховым принципам  формирования бюджета пенсионного  фонда.

Развитие негосударственных  пенсионных фондов является основополагающим в системе пенсионного обеспечения  при формировании накопительной  части трудовой пенсии. Создав частную  альтернативу в виде негосударственных  институтов, государство предоставляет  возможность свободного накопления пенсионного капитала и формирования уровня накопительной части трудовой пенсии при наименьших затратах и  более качественном обслуживании.

Инвестирование  пенсионных отчислений путем приобретения финансовых активов за счет средств  пенсионного страхования является одним из методов защиты от риска  обесценивания. Для повышения гарантий выполнения обязательств перед пенсионерами целесообразно предусмотреть особые условия минимизации инвестиционных рисков путем создания страхового резерва  и обязательного страхования  субъектами инвестирования средств  пенсионных накоплений профессиональных рисков в страховых компаниях.

Предоставление  ежегодного отчета, суммирующего финансовое состояние участника по распределительному и накопительному уровням пенсионной системы, позволит сформировать полную информационную базу персонифицированного учета. Информация на индивидуальных счетах и в отчетах должна отражать права  на получение страховой и накопительной  части трудовой пенсии: общую сумму  накопленных денежных средств, суммы  пенсионных взносов, поступившие от работодателя, включая штрафы и пени, суммы начисленного инвестиционного  дохода, суммы, направленные на выплату  пенсий.

Российская система ОМС  далека от совершенства. Одна из острых проблем сегодня — это сокращение бюджетного финансирования отрасли. При  таком сокращении, в первую очередь, страдают скорая и неотложная медицинская помощь, а также социально значимые виды медицинской помощи.

Сегодня в России возникает  ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте  числа больных, а нездоровых. Качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.

Цены на медицинские услуги ныне формируются по остаточному  принципу и каждый раз подгоняются  под имеющиеся финансовые возможности, т.е. не отражают реальных затрат медицинского учреждения. Объем затрат, исходя из которых несколько лет назад  рассчитывались плановые объемы финансирования, изначально были значительно меньше средств, необходимых для повышения  качества медицинских услуг, формирования нормальной заработной платы врачей.

Попытки решить существующие проблемы системы здравоохранения  привели к идее преобразования системы  ОМС в систему обязательного  медико-социального страхования (ОМСС). Речь идет по существу об объединении  двух фондов — ФФОМС и ФСС. Сторонники такого объединения считают, что  создание ОМСС позволит сформировать более эффективные механизмы  контроля за выплатой пособий по временной  нетрудоспособности на основании сведений о характере заболеваний и  оказанной медицинской помощи, усовершенствовать  порядок предоставления санаторно-курортного лечения, перенеся центр тяжести  на оплату реабилитационного лечения  после перенесенных заболеваний, а  затем профилактического обслуживания при хронических заболеваниях, снизить  административные затраты.

Формирование единой системы  ОМСС предполагает реорганизацию фондов ОМС и ФСС в единый Федеральный  фонд ОМСС и централизованное управление средствами ОМСС, формируемыми за счет закрепленных налоговых источников (единого социального налога, единого  налога на вмененный доход), взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний, а также целевого трансферта из федерального бюджета на оплату медицинской помощи неработающему населению.

С точки зрения специалистов Российского объединения социальных технологий (РОСТ) общая направленность социального обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно последовательно  строить эффективную систему  социального страхования по всем видам социальных рисков. Как уже  отмечалось, для этого уже существуют реальные предпосылки. Теперь важно, чтобы  действия всех участников такого строительства  носили системный и целенаправленный характер. А для этого необходимо уже в ближайшее время разработать  и принять федеральный закон  об основах социального страхования  в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы  социального страхования, выработка  принципов социального страхования  в России.  В частности в  этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования: пенсионное страхование по старости и по инвалидности, как врожденной, так и приобретенной; трудовое пенсионное страхование; медицинское социальное страхование и социальное страхование  работников от временной нетрудоспособности в связи с заболеванием; социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний; страхование по безработице  и неполной занятости; возможно, некоторые  другие виды. Перечень видов социального  страхования должен присутствовать в законе в явном виде, но он должен иметь открытый характер.

В законе должны быть точно  перечислены участники системы  социального страхования: застрахованные лица, в первую очередь – работники; страхователи – в первую очередь  работодатели, сами застрахованные лица, в том числе работники, в некоторых  случаях – государство в лице Правительства Российской Федерации; страховщики – в первую очередь государственные фонды (пенсионный, медико-социального страхования и другие), негосударственные фонды и страховые компании; участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. 
В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. Очевидно, что после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, например в закон о негосударственных пенсионных фондах.

В этом законе необходимо определить общие правила дополнительного  социального страхования, которые  будут касаться не только дополнительного  пенсионного обеспечения, но и таких  видов социального страхования  как добровольное медицинское (помимо обязательного), дополнительное социальное страхование профилактических мероприятий  и другие.

Очевидно, что многие наработки, которые уже проделаны сегодня  при формировании накопительной  пенсионной системы могут быть в  полной мере использованы при разработке такого закона, однако столь же очевидно, что положения целого ряда законодательных  актов должны будут пересматриваться и уточняться при приведении всей системы к единым правилам. И совершенно очевидно, что помимо определенного  выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования. 
В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.

 

 

 

Заключение

 

В современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан  России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме  социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания  населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования  системы социального обеспечения  и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов. Как и налоговая система, система социальных внебюджетных фондов России требует реформирования, совершенствования сбора и распределения страховых взносов с целью более полного удовлетворения потребностей  граждан и государства в целом. В настоящее время в системе социального обеспечения существует немало проблем. Не оправдала себя распределительная пенсионная система, основанная на солидарности поколений.  Можно предположить, что внедрение зарубежной практики в области финансирования  и управления пенсионным обеспечением  позволит не просто реформировать существующую в России пенсионную систему, а поднять ее на новый уровень, обеспечив максимальную прозрачность, эффективность и подконтрольность управления финансовыми ресурсами. Система медицинского страхования, разделенная на обязательно медицинское страхование и добровольное медицинское страхование приводит к тому, что здравоохранение на данный момент больше заинтересована в больных, чем в здоровых гражданах. От этого страдает качество медицинских услуг, поэтому было принято решение объединить ОМС и ДМС и сформировать единую  систему ОМСС.

Список использованных источников и литературы

1.Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 14 декабря 2001 г. № 164-Ф

Информация о работе Внебюджетные фонды